Что должен уметь ребенок в 5 лет


Что должен уметь ребенок 5 лет: основные навыки и умения мальчиков и девочек

Многие родители по достижении их ребенком 5-летнего возраста начинают готовить его к школе. В связи с этим у мам и пап возникают сомнения по поводу навыков и знаний своего чада. Одним кажется, что малыш очень мало знает, а другие уверены в его исключительных способностях. Для того чтобы не переусердствовать в стараниях или не пропустить важные пункты развития, необходимо знать, что должен уметь ребенок в 5 полных лет.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.

Физическое развитие детей

У многих детей в данный период происходит резкий скачок в росте. В связи с этим очень важно соблюдать режим дня питания. К этому возрасту будущие мужчины, как правило, выше девочек, грудная клетка также немного шире. Основные физиологические параметры детей отражены в таблице.

ПолРост, смМасса тела, кгШирина грудной клетки, см
Девочки102-11115,4-1951,6-56,6
Мальчики106-11616-19,752-57

Дети в этом возрасте очень подвижны. Главные показатели их развития – двигательные навыки и мелкая моторика. Малыш должен уметь:

  • бегать в быстром режиме без остановки и особых усилий не менее 1-1,5 минут;
  • пробегать расстояние 200 м;
  • стоять и подпрыгивать на одной ноге;
  • прыгать с возвышения 20-40 см;
  • сохранять равновесие при передвижении по скамье шириной 25 см;
  • перепрыгивать и перешагивать через линии и невысокие преграды;
  • лазать по спортивной лесенке;
  • ловить мяч или более мелкие предметы, подброшенные вверх;
  • бросать предметы поочередно разными руками на расстояние 3-6 м;
  • кидать мяч в цель, отдаленную на 2 м;
  • дошкольников можно научить кататься на двухколесном велосипеде (подробнее в статье: как быстро научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде?).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш?

В 5 лет развитый ребенок умеет складывать пазлы, собирать из конструктора различные фигуры, выкладывать аппликацию по предложенному образцу, срисовывать несложные рисунки и рисовать геометрические фигуры. В домашних условиях моторике помогают развивающие игры.

ИНТЕРЕСНО: каким должен быть рост мальчика в 5 лет?

Умственное развитие

Дети учатся анализировать происходящее вокруг и высказывать свое мнение. Они готовы воспринимать новую информацию, поэтому в этот период важно развивать умственные способности будущего школьника в детском саду или дома. Ребенок должен уметь:

  • считать от 1 до 10;
  • знать, чем отличаются простые геометрические фигуры, называть их;
  • сравнивать количество предметов;
  • описывать расположение предметов по отношению друг к другу и к себе;
  • пользоваться знаками «+», «-», «=»;
  • правильно произносить все звуки (исключение «р»);
  • описывать произошедшие с ним события, составлять короткие рассказы;
  • создавать описание картинки при помощи связанных предложений;
  • запоминать короткие стихи, считалочки, поговорки;
  • распознавать основные цвета и оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • назвать свои личные данные (фамилию, имя, адрес проживания, имена родителей);
  • находить отличия на развивающих картинках;
  • называть овощи и фрукты;
  • отличия между днем и ночью;
  • правильно переходить дорогу.

Многие дети в этом возрасте начинают читать по слогам и выполнять простые задания. Также для ребенка в 5-6 лет не составляет труда запоминать иностранные слова, которые он неоднократно слышал. Если родители начинают готовить малыша к школе, необходимо учитывать, что пятилетние дети основную часть информации усваивают в игровой форме, поэтому все задания предпочтительнее проводить в форме игры, а не школьного урока. Нельзя насильно заставлять учиться и ругать за допущенные ошибки.

Бытовые навыки

В современном мире высоких технологий дети быстро овладевают навыкам пользования компьютером, планшетом, мобильным телефоном, телевизором. Однако в этом возрасте особое внимание необходимо уделить простым бытовым умениям.

Если ребенок к пяти годам не научился убирать за собой игрушки или застилать постель, самое время научить его этому. Нужно, чтобы малыш знал, откуда он взял предмет и куда его нужно положить. Для обучения ребенка следует несколько раз показать, как это делает мама. За старания ребенка всегда нужно хвалить, несмотря на то, что результаты будут далеки от идеала.

Необходимо приобщать дошкольника к уборке в доме. Следует ему дать простое задание — вытереть пыль или полить цветы. Для развития интереса к уходу за домашними растениями можно завести комнатный цветок, за которым будет присматривать только ребенок. Ему будет интересно наблюдать, как благодаря его стараниям вырастают новые листочки.

К 5 годам малыш должен научиться аккуратно вешать свои вещи на стульчик. Для его рубашек и футболок нужно приобрести небольшой стул, до спинки которого он сможет легко дотянуться. Ребенка необходимо приучить самостоятельно расчесывать волосы утром и перед сном. Дошкольники должны обладать умением завязывать себе шнурки.

Если ребенок проявляет интерес к кулинарии, следует его поощрять. Ребенок в 5 лет сможет самостоятельно сделать себе и родителям бутерброды из предварительно нарезанных продуктов. Во время готовки малыш сумеет просеять муку, подать маме ложку или миску.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетки должны уметь взаимодействовать в коллективе. Они легко входят в контакт, как со своими сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми. 5 лет – это возраст, когда ребенку будет комфортно в различных кружках и секциях. В этот период дети понимают, что есть малыши младше, требующие особой защиты и заботы.

Дети в 5 лет способны запомнить, в каких магазинах родители приобретают различные товары. Они осознают, что продукты покупают за деньги, знают, что такое сдача, цена. В этом возрасте можно приобрести ребенку первую копилку.

В эмоциональном развитии ребенка 5 лет также происходят большие изменения. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Умеют сдерживать эмоции, мало спорят и не капризничают. В этот период начинает формироваться характер. Становится понятным, будет ли ребенок застенчивым.

ИНТЕРЕСНО: каким должен быть рост девочки в 5 лет?

Однако в 5 лет у родителей есть возможность бороться со стеснительностью дошкольника, чтобы облегчить ему адаптацию к школе. Для этого следует предлагать ему игры, к которым взрослый легко способен привлечь других детей.

У ребенка проявляются чувства справедливости и сострадания, симпатия и антипатия. Он может пожалеть бездомного щенка или заступиться за слабого товарища. При этом малыш болезненно реагирует на несправедливую критику или замечания от родителей при посторонних людях. В связи с этим, необходимо осуществлять воспитательный процесс без свидетелей.

Развитие девочек и мальчиков

К пяти годам дети хорошо осознают свою половую принадлежность. Как мальчики, так и девочки негативно реагируют, если кто-либо выскажет сомнение в их принадлежности к определенному полу.

В этом возрасте дети начинают четко очерчивать круг мужских и женских обязанностей, девчоночьи и мальчишеские игрушки. Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам. Им больше нравятся ролевые игры, в которых они ассоциируют себя со взрослыми персонажами.

Девочки предпочитают играть с различными игрушками. В играх они используют привычную модель жизни и семьи. Играя, девочка нередко представляет себя в роли мамы, ребенком при этом становится любимая кукла.

Примером для мальчика является отец или дедушка, а для девочки – мать или бабушка. Девочка наблюдает за поведением мамы, старается подражать ее манерам, что отражается на играх. Мальчики повторяют многие действия отца. Однако немалое влияние также оказывают окружающие. Пятилетние дети запоминают поведение взрослых и переносят усвоенную модель в круг своих сверстников.

vseprorebenka.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Глядя на своего пятилетнего малыша, родители с приятным изумлением отмечают, насколько он стал самостоятельным и рассудительным. Все его главные навыки уже сформированы, что позволяет заняться подготовкой к поступлению в школьное учреждение. Если взрослые ещё не начали специальных занятий с сыном или дочерью, то стоит поторопиться. Чтобы проверить детей на соответствие определённым нормативам, можно воспользоваться информацией о том, что должен уметь ребенок в 5 лет. Благодаря такому ориентиру, можно успеть «подтянуть» дошкольника по всем показателям и, тем самым, обеспечить его будущую успешную учёбу.

Особенности детского организма в пятилетнем возрасте

Основные показатели успешного развития пятилетних детей – это улучшение их физической формы, и повышение умственных способностей. Они снова начинают интенсивно расти, за предыдущий год заметно увеличивается их рост (100-115 сантиметров), и вес (от 16 до 21 килограмма). Мальчики могут иметь и более крупные размеры.

В анатомическом строении ребёнка происходят изменения, касающиеся разных жизненных систем, меняется и его психическое состояние:

  1. Несмотря на рост комплекции малыша, у него, в отличие от хорошо развитых крупных мышц, мелкие отличаются слабостью, в основном, это касается рук, поэтому дети ещё не могут долго писать и рисовать.
  2. У пятилетних ребятишек чрезвычайно высока потребность в движении, но из-за того, что позвоночник слишком уязвим для различных повреждений, а связки и сухожилия довольно слабы, при любых нежелательных действиях, поднятии тяжёлых вещей, осанка может ухудшаться. По этой же причине происходит смещение суставов, в дальнейшем отличающихся нарушением пропорций. Вот почему за малышами нужно регулярно приглядывать, и останавливать от опасных движений, длительного пребывания в неудобной позе.
  3. В пять лет почти в четыре раза увеличивается сердце ребёнка, но его формирование будет продолжаться ещё несколько лет.
  4. Развивается дыхательная система малыша, в минуту он пока может делать до 24-25 вдыханий, и это обусловлено морфологией и размерами дыхательных каналов, отличных от органов взрослого.
  5. Совершенствуется восприятие формы, цвета и строения разных предметов, также, дошкольники начинают различать оттенки. Все полученные знания в этот период систематизируются.
  6. Активно формируется зрительная, произвольная память, образное мышление, дающие возможность детям выполнять задания в уме и делать обобщающие выводы.
  7. Объекты в понимании ребёнка пока не объединены в классы и категории, а различаются лишь по признакам и свойствам.
  8. Пятилетние дети – большие фантазёры, это качество они проявляют в ролевых играх, много сочиняют и могут даже немного привирать, но конечно, это не откровенная ложь, а проявление развитого воображения. Благодаря развитию фантазии, дети могут достигать больших высот в совершенствовании родного языка, обогащать лексику и делать свою речь более грамотной и выразительной.
  9. Существенным изменениям подвергается психическое развитие ребенка в 5 лет – малыш обретает саморегуляцию психических процессов и осознание своих поступков, слов, действий, это относится к таким аспектам, как внимание, память и воображение.
  10. По-настоящему важными для детей становятся и их сверстники, которые в процессе общения могут давать им пищу для размышлений, предлагать новую информацию, являться оппонентами в соревновательных играх, имеющих ценность в плане оценки собственных качеств.

Считается, что в пять лет основные черты характера, которые уже сформировались, останутся с маленьким человеком на протяжении всей жизни, и, во многом, зависит от родителей, какими привычками, умениями и человеческими качествами будет обладать их ребёнок.

Отличия в поведении и умениях детей разных полов

Пятилетние мальчики и девочки обладают идентичными навыками, но начинают сильно отличаться по модели поведения, поскольку чётко идентифицируют себя с мужчиной и женщиной, понимая, что в будущем станут похожими на отца и мать.

Для этого возраста характерно усиленное подражание своим кумирам, и, в первую очередь, родителям. Немногословным, уравновешенным становится мальчик, уметь в 5 лет он старается всё, что делает его отец – он копирует не только его манеры, но и действия, может начать проявлять интерес к слесарным инструментам, автомобилям, видам спорта, которыми профессионально занимается или увлекается папа.

Что касается дочерей, уметь в 5 лет девочке нравится всё, чем занимается её мать – она сама может проявлять желание помогать родительнице на кухне, убираться, вытирать пыль и мыть посуду. Проявляется это и в ролевых играх, когда малышка чувствует себя полновластной хозяйкой – она с удовольствием кормит, одевает, укладывает спать своих кукол, воспитывает и наказывает их, учит ходить и кушать с ложки.

Кроме того, девочки не равнодушны к красивым платьям, сумочкам и косметике, стараются следить за собой, и подражая маме, аккуратны со своими вещами.

Не считая того, что девочки более усидчивы и лучше говорят, у них есть ещё одно преимущество перед мальчиками в плане физического развития – они лучше сохраняют равновесие при физических упражнениях, и обусловлено это особенностью развития их нервной системы.

В плане воспитания психологи советуют родителям относиться к мальчикам строже, допуская мягкость по отношению к дочерям, но это вовсе не значит, что сыновья должны получать меньше внимания и любви.

Известно, что дети не могут совершенствоваться равномерно по всем показателям, но зная, что должен уметь ребенок в 5 лет, взрослые могут составить для малыша специальную развивающую программу и не допускать отставаний в разных областях.

Общие критерии развития рассматриваются в нескольких плоскостях:

Физическое состояние ребёнка предполагает, что в соответствии с возрастом, он должен уметь:

  • уверенно управляться с мячом, бить по нему без промахов, кидать достаточно далеко, используя ножки и ручки;
  • поддерживать равновесие, помогая себе руками при прохождении по узкому парапету или доске;
  • совершать прыжки, кувыркаться и качаться на качелях, не испытывая дискомфорта;
  • лазить по канату, перекладинам, вертикально поставленным лестницам, удерживаясь двумя или одной рукой;
  • выдерживать длительные переходы, благодаря возросшей выносливости и силе ног;
  • преодолевать углубления и возвышения с помощью карабканья и перепрыгивания;
  • пробегать несколько сотен метров, огибая возникшие препятствия.

Малыши в возрасте 5 лет уже не спотыкаются – они хорошо замечают лужи, ямки и другие неровности дороги, а, вследствие развития координации, практически, не падают.

В плане мыслительных возможностей, малыши оптимально подготовлены к обучению базовым знаниям основных школьных предметов:

  • многие из них уже разбираются в числах, знают счёт и основные арифметические действия;
  • узнают и пишут отдельные буквы;
  • особо развитые детки способны читать по слогам;
  • могут изобразить на бумаге фигуры разной сложности;
  • прекрасно ориентируются в понятии времени, днях, месяцах и временах года;
  • отличают цвета и оттенки;
  • находят связь между явлениями и объектами;
  • собирают элементы конструктора по заданному примеру;
  • обладают своеобразной логикой, характерной для ребёнка.

Повышается концентрация внимания и памяти у детей – более того, эти процессы становятся осмысленными. Ребёнок уже может запоминать некоторые вещи по своему желанию и, при необходимости, заставлять себя некоторое время сосредотачиваться при обучении:

  • они с лёгкостью называют лишний или пропавший предмет;
  • умеют планировать свою работу, раскладывая её на этапы;
  • с лёгкостью складывают пазлы и собирают детали конструктора по схеме;
  • имеют представление о последовательности действий, незнакомые слова, в том числе иностранные, запоминают очень быстро, при этом не путают свой и чужой язык;
  • удерживать внимание дети могут беспрерывно до 15 минут, после чего желательно переключать их на другой вид деятельности.

Языковой лексикон пятилеток отличается внушительным объёмом, ведя диалог, детишки уже не путаются в словах, а предложения их становятся длинными и более сложными:

  • в речи детей уже активно используются все словарные и лексические формы;
  • фактически, все проговариваемые буквы произносятся грамотно, за исключением «Р»;
  • повествование ребёнка отличается присутствием различных по смыслу интонаций;
  • при ошибках в словах, дети уже способны поправлять себя сами.

Благодаря развитию образного мышления, малыш уже может преобразовывать некоторые свои мысли и сделанные выводы в словесную форму. Он уже способен произнести и монолог, но так как пока ребёнку легче общаться посредством небольших фраз, подкрепляемых жестами и мимикой тела, он бывает довольно коротким.

Происходят небольшие сдвиги в мелкой моторике, которая ещё требует ежедневного совершенствования. По выведенным педагогами и врачами критериям, определяющим, что ребёнок должен уметь в пять лет, это правильный захват пальцами карандаша, кисточки ли ручки, лепка более мелких и выразительных деталей, умение управляться со шнуровкой, точное раскрашивание и рисование букв по клеткам.

Пятилетки в быту обслуживают себя самостоятельно – у них уже сложилось много полезных привычек. Теперь они кушают, используя не только ложки и вилки, но и научились применять нож. Несмотря на то, что дверь в ванную открыта, и мама периодически посматривает, все ли с ребёнком в порядке, моется он самостоятельно.

По поручению родителей дети могут сами постирать свои носочки, почистить обувь, а также покормить домашнее животное, так как, вполне осознают свою ответственность за жизнь питомца.

Психологи считают пятилетие самым спокойным детским возрастом, когда дети послушны, адекватны, с готовностью идут на компромисс. Они почти всегда пребывают в прекрасном настроении, готовы к восприятию новой информации и искреннее радуются каждому открытию.

Разумеется, ребёнку могут нравиться не все люди, и здесь задача родителей заключается в том, чтобы малыш соблюдал элементарные нормы поведения и старался относиться к другим участникам социума объективно и без предубеждения.

Занятия с дошкольниками 5 лет

Мамам и папам предстоит понять – чтобы к пяти годам ребёнок обладал всеми необходимыми навыками, обучение надо начинать гораздо раньше, ведь развитый малыш является, своего рода, результатом их постоянных занятий и воспитания.

Конкретно в этот период, зная, что должен уметь делать малыш, следует только продолжать оттачивание его умений, корректируя поведение и нравственность:

  1. Для укрепления позвоночника, мышц, координации действий малышу необходимо движение, поэтому не стоит забывать об утренней гимнастике, также можно отдать малыша в спортивную школу. Полезны будут и обычные уличные игры с мячом.
  2. Подготовка к школе должна включать занятия математикой и изучение алфавита, это можно делать по специальным пособиям, таблицам и карточкам, использовать красочные кубики, магнитные доски. Арифметику лучше изучать с помощью счётных материалов и учебников с простыми задачками.
  3. Помимо умственного развития, необходимо формировать творческие способности детей, в зависимости от их наклонностей. Прежде всего, это рисование и музыкальное искусство. В пять лет малыши уже прекрасно рисуют гуашью, акварельными и акриловыми красками. Можно заняться оригами и созданием аппликаций.

Однако не надо забывать, что перед вами маленький ребёнок, который нуждается в отдыхе и весёлых играх, тем более что в очень скором времени, после поступления в школу, большая часть его времени будет посвящена учёбе и выполнению домашних заданий.

Развивающие игры для детей в 5 лет: видео

Имея представление о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, и продолжая развивать его способности, родители не должны возлагать на него миссию по реализации собственных, неудавшихся стремлений, ведь у ребёнка уже есть свои собственные мечты, желания и определённые, ценные способности, которые могут стать основой личного, жизненного выбора.

7ya-mama.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Внимание.

–   Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

–    Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

–    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

–    Копировать в точности узор или движение.

–    Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал   название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных  принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для  спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце  которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

–   Не путает  понятия  «вчера» и «завтра»,  «завтрак»,  «ужин»,  а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

–   Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

–   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

–   Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

–   Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

–   Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

–   Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

–   Складывать пазлы без посторонней помощи.

–   Закончить предложение,  используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то  мама…», «Если два больше одного, то один…»  и т. д.

–   Определять последовательность событий по картинкам   – что вначале,   что потом.

Память.

–   Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2  сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

–   Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,  карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее   4-5 слов.

–  Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

–  Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

–  Запоминать считалочки  и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

–  Запоминает фразы из 5 – 7 слов,  например: «У Игоря много игрушек и есть красивая   большая   машинка».

–  Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

 Мелкая моторика.

–   Аккуратно вырезать картинки.

–   Писать буквы и числа.

–   Дорисовывать недостающие детали к картинке.

–   Бить молотком по гвоздю.

–    Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

–    Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не  выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

–   Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

–   Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

–  Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

–   Хорошо бегает.  Умеет  пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до   300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

–   Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

–   Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

–  Хорошая координированность движений —  если попросить ребенка закрыть глаза  и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена,   он с легкостью и безошибочностью сделает это.

–  Хорошо играть с мячом,  достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

–  Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой   доске, может  кувыркаться, раскачиваться на качелях.

–  Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

–  Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

–   Пишет цифры от 0 до 10,

–   Соотносит цифру с количеством предметов.

–  Умеет из неравенства делать равенство.

–   Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

–   Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому   маленькому и наоборот.

–   Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

–   Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

–   Ориентируется на листе бумаги.

–    Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им   описание.

Развитие речи.

–   Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из   которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

–   Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

–  Определять количество слогов в словах,

–  Пересказывать  небольшие рассказы..

–   Активный словарь  2-3 тысячи слов.

–   Пассивный словарь – 14 тысяч слов

–   Составлять предложения из предложенных слов, например:  рисунок, девочка,  рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

–   Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка   и т.д.

–  Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

–  Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

–  Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

–  Составлять предложения из 3-4 слов.

–  Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,  вопросительное.

Окружающий мир.

–   Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

—    Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать   название нашей планеты.

–   Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти    профессии, какую приносят пользу людям.

–   Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

–   Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

–  Отличать хищных животных от травоядных.

–  Отличать перелетных птиц от зимующих.

–  Отличать садовые цветы от полевых.

–   Отличать деревья от кустарников.

–   Называть  явления природы.

–   Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

–  Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

–  Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

–  Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

–  Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

–   Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

–   Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

–   Чистить зеркала, если они низко расположены.

–   Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую —  цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

–   Вежливо отвечать на телефонные звонки.

–  Помогать по уходу за двором.

–  Оплачивать мелкие покупки.

–  Помогать папе  мыть машину.

–  Помогать выносить мусор.

–   Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных  для развлечений.

–  Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

–  Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности:

–   Потребность в общении со сверстниками.

–    Творческая активность.

–    В движении

–    В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

–    Взаимоотношения  с людьми

–    Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень  нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста:

—   Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

—   Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

—   Общение со сверстниками  внеситуативно — деловое.

—   Половая идентификация.

—   Появление творческой активности во всех видах деятельности.

—   Развитие фантазии.

—    Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое.  Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

—    Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

—   Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация,  ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается  на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

—   предвосхищение результата деятельности;

—   активная планирующая функция речи;

—   внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых:

—   Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах    деятельности.

—   Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала   ребенка.

—   Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

—   Побуждать детей к проявлению инициативы  и самостоятельности мышления   во всех  видах деятельности.

—   Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов  сотрудничества.

—   Обучать детей планировать  предстоящую деятельность. Использовать  воображение,  как предпосылку у детей внутреннего плана действий и  осуществлять внешний контроль   посредством речи.

 Если ребенок без труда  справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: для решения указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка прекрасно подходят ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ.

Тел для справок 79-28-12.

afinacentr.ru

Что должен ребенок уметь в 5 лет: подготовка к школе

Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок – это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.

Физиология и психология

Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом – ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса – это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.

Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст - прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.

В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает кризис трех лет уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.

Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.

Что должен ребенок уметь в 5 лет?

Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте – это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.

Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать логическое мышление и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.

Для родителей мальчиков

С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки – это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?

Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.

Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по гимнастической стенке, прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!

Доктор Комаровский

Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.

Садик и пятилетний ребенок

В принципе, практически каждый родитель знает, что должен уметь ребенок в 5 лет. В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист – психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание способностей ребенка в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.

Школа и пятилетний ребенок

Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет – это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.

Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.

Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.

Желательно, чтобы малыш умел:

  • разбираться в простейших логических задачах и разгадывать загадки;
  • описывать картинку, которую он видит;
  • пересказать сказку;
  • выучить наизусть небольшое стихотворение;
  • определять количество слогов и звуков в простых словах;
  • уметь управляться с ручкой и карандашом.

Итоговая таблица

Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.

Сфера необходимых умений

Что должен уметь ребенок

Необходимые пособия и материалы

Математика

Знать расположение предметов,

геометрические фигуры, цифры.

Сравнивать количество предметов.

Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.

Логическое мышление

Находить отличия и сходства.

Складывать разрезанную картинку.

Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь.

Складывать пирамидку без помощи.

Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку».

Развитие речи

Строить фразы (6-8 слов).

Ставить существительное в форму множественного числа.

Знать, какие бывают профессии.

Буквы алфавита – пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово».

Окружающий мир

Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года

Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее.

Навыки обихода

Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

Проводить линии, не отрывая руку от листа.

Различать правую и левую стороны.

Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др.

fb.ru


Смотрите также