Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет


Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет, начало подготовки к школе

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

14 сентября 2015

prosto-mariya.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.

Физическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.

В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.

Читать ещё  Режим дня ребенка в 5-6 лет

Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.

Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.

Нервно-психическое развитие

По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.

В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.

В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.

В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».

Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:

  • все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
  • цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
  • цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
  • геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.

Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.

В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.

Социальное развитие малыша в 5 лет

Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.

Читать ещё  Кризис 5 лет у ребенка

Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.

Девочки и мальчики в 5 лет

Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.

В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Пятилетний малыш – это маленький, но уже очень похожий на взрослого человек, обладающий многими навыками и умениями, самостоятельный и рассудительный. В детском садике он относится к старшей группе и может обучаться на постоянной основе. Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители могут помочь ему серьезно подготовиться к школьным занятиям в недалеком будущем. В этом возрасте умения очень различаются в зависимости от предпочтений ребенка, не стоит сравнивать его с другими детишками.

Физиология и черты личности

К пяти годам малыш может существенно пойти в рост, и развитие всех его жизненных систем будет стремительно продолжаться. В целом, мальчики и девочки вырастают на 7-10 см, ежемесячно прибавляя в весе на 200 г, а в росте на 0,5 см. За год у детей значительно увеличивается длина ног и рук, размер тазовых костей, плеч, у девочек, по сравнению с мальчиками, возрастает окружность груди. Кости ребенка продолжают расти быстрее, чем соединительная ткань суставов и сухожилий, поэтому родителям нужно следить за осанкой малыша и не позволять ему поднимать тяжести. Это же касается и слишком активных физических упражнений. В некоторых случаях чрезмерные нагрузки приводят к плоскостопию, искривлению позвоночника и грыже, особенно, у мальчиков. Также активно продолжают развиваться органы дыхания, сердце, поверхность мозга составляет около 90% размера взрослого человека.

Характер малыша также развивается:

  1. Формирование новых психических аспектов характеризуется произвольностью памяти, восприятия и внимания, отсюда и новые черты характера, поведение, которое меняется с ростом осознанности себя и своих поступков.
  2. В возрасте 5 лет сверстники начинают играть в жизни малыша все более серьезную роль, так начинается адаптация маленького человека к социальному обществу.
  3. Основные черты характера малыша уже сформированы, и даже если он не отличается покладистостью, в пять лет он мало капризничает, не противопоставляет свое мнение мнению родителей, в большинстве случаев идет на компромисс. Агрессию он может проявлять лишь в отношении людей – своих ровесников и взрослых, которые ему категорически не нравятся.

Пять лет – это благодатный возраст, но родителям расслабляться не стоит, и поведение детей, по-прежнему, зависит от их личного примера и воспитания.

Благодаря интенсивному формированию опорно-двигательного аппарата, росту мышечной мускулатуры и развитию координации, малыш в 5 лет может уметь многое, и продолжает совершенствовать усвоенные навыки:

  • у детей этого возраста уверенная проходка, они могут свободно передвигаться по бордюру, узкой дощечке, наклонным плоскостям, хорошо сохраняя равновесие;
  • малыш обожает прыгать и делать кувырки, качаться на качелях, кружиться, в том числе и на каруселях, закрыв глаза, стоит на одной ножке, поддерживая баланс, так как его вестибулярный аппарат отлично справляется со своей работой;
  • ребенок взбирается и спускается по шведской стенке, держась не только двумя руками, но и одной, может висеть, взявшись за перекладину или горизонтальные стойки турника;
  • используя в играх мяч, дитя кидает его и ловит более точно, редко промахивается и все его движения уверенны;
  • малыши этого возраста много бегают, иногда даже на довольно большие расстояния, при этом, огибая препятствия, меняя направление, одновременно перепрыгивая через преграды, теперь прогулки с сыном и дочерью могут быть более длительными, так как ребенок становится более сильным и выносливым.
  • в 5 лет некоторые детки могут удерживаться на канате и даже взбираться по нему, поскольку ручки их тоже развиваются и обладают силой.

И этот только минимум физических умений, на которые способен пятилетний ребенок. Если родители регулярно занимаются с малышом, развивая у него мелкую моторику, то он обладает более совершенными навыками:

  • ребенок без труда закрашивает раскраски, делает все точно и аккуратно, не заходя за границы другого цвета;
  • из специального теста и пластилина может вылепить мелкие детали для более крупных поделок;
  • умеет развязывать, завязывать шнурки и косички из тесемок;
  • рисует буквы, копирует простые изображения, фигуры;
  • может правильно держать ручку, кисточку или карандаш, регулирует силу нажатия на эти принадлежности при письме и рисовании.

Многих интересует, что должен уметь делать маленький человек в 5 лет в социально-бытовом плане. Ребенок этого возраста вполне самодостаточен и подолгу может играть один, но у него уже появляется стремление к совместным играм и времяпровождению.

Все бытовые действия, привитые ему взрослыми раньше, он делает уверенно и самостоятельно:

  • сам умывается и чистит зубки по утрам и вечерам;
  • приходя с прогулки, разувается, снимает уличную одежду и раскладывает свои вещи по местам;
  • может сам помыться, намыливая свои ручки, ножки и другие части тела, потереться мочалкой, но это лучше делать под контролем мамы или папы;
  • перед принятием пищи малыш сам идет и моет руки;
  • с уверенностью держит столовые приборы.

Кроме того, малыш уже может помогать маме в таких делах, как:

  • полив цветов;
  • уборка постелей;
  • самостоятельное приготовление завтрака из молока и хлопьев;
  • вынос сора в мусоропровод;
  • наведение порядка на столе после еды и своих занятий – письма, рисования, лепки.

Особое место занимает умственное развитие ребенка в 5 лет, что неразрывно связано с речью и памятью.

Особенности мышления пятилетнего ребенка

Поскольку в 5 лет у детей бурно развиваются лобные доли мозга, у них появляется ассоциативная память, которая помогает им делать логичные выводы, обобщать события, сравнивать, определять причины и следствия. В этом возрасте значительно вырастает и активность в плане познания окружающего мира, теперь малыш быстрее и лучше запоминает информацию, причем в большом количестве. В этот благодатный момент, когда у ребенка возникает желание обучаться, родителям надо понимать, что любые умственные перегрузки не желательны, но если подавать знания последовательно и не торопясь, то можно добиться хороших результатов.

Что может уметь ребенок в 5 лет, если родители уделяли время обучению? Оказывается, немало:

  • отличает основные цвета и оттенки, знает их названия, может показать, как пример;
  • считает до 10, различает цифры и то, как называется каждая, производит простейшие расчеты на сложение и вычитание;
  • делает различие между геометрическими фигурами, как простыми, так и сложными;
  • отгадывает загадки и ребусы простого содержания;
  • распознает времена года, дни, месяцы и недели;
  • большинство букв малышу уже знакомо, пишет он их с помощью клеточек и без;
  • собственноручно, без помощи взрослых складывает пазлы из 10 элементов, а детали конструктора по заданному образцу;
  • легко отыскивает предмет, не вписывающиеся отдельные понятия;
  • особо одаренные детки умеют читать, складывая слоги.

Чтобы логическое мышление развивалось у ребенка и дальше, в этот период ему нужно много читать, рассказывать, уже можно использовать более серьезные детские книги и даже энциклопедии, в которых объяснения даются простым, доступным языком. Темы могут быть разными – природа, погода, животные и многое другое.

Относительно словарного запаса, то он у детей уже достигает 2000 слов. Мысли свои малыш уже излагает понятно и вразумительно, в его речи заметно прослеживается логика, хотя, конечно же, она еще детская и наивная.

  • ребенок умеет использовать все словесные формы, применяет времена и наклонения глаголов, наречия, разные формы прилагательных;
  • в этом возрасте дитя знает многих людей и может назвать их не только по имени, но и по фамилии, отчеству, также может рассказать не только, в каком городе он проживает, но и какая это область;
  • родители бывают в восторге от того с каким старанием малыш повествует о происшедших с ним событиях, используя восклицательные и вопросительные интонации;
  • самое интересное, что пятилетние дети уже могут поправлять сами себя, если сказали что-то неправильно.

Хотя малыши продолжают копировать взрослых, но в их речи явно прослеживаются свои собственные мысли и выводы, поэтому общение с ребенком в этот момент особенно важно. Память у пятилетних детей продолжает развиваться и становится все более сознательной. Чтобы она максимально формировалась и дальше, нужно объяснять дочери или сыну смысл незнакомых слов, ситуаций, названий. Многих интересует, что должен уметь в пять лет малыш в отношении этого важного свойства человеческого мозга?

Вот перечень этих действий, при условии нормального развития:

  • малыш способен, одновременно, запомнить до 7-8 предметов;
  • хорошо запоминает отрывки прозы и стихи, легко подбирает рифму к окончанию слов;
  • разные события может пересказывать в непосредственной последовательности;
  • концентрация внимания достигает у пятилетних детей 15 минут, в течение которых они обучаются, не отвлекаясь на посторонние вещи;
  • теперь им гораздо легче дается находить отличия на картинках, они могут описать некоторые свойства предметов, дать короткую характеристику и назначение бытовых принадлежностей;
  • дети отлично запоминают незнакомые, даже иностранные слова и их значение.

Все эти новые умения говорят о том, что ребенок взрослеет, формируется не только его физиология, мозг, но и постепенно появляются новые черты характера, особенно это заметно на примере девочек и мальчиков этого возраста.

Пятилетние мальчики и девочки: отличия в развитии

В пять лет малыши разного пола уже прекрасно осознают свои различия и половую принадлежность. Если это мальчик, уметь в 5 лет он может все то же, что и девочка, но воспитание его существенно отличается. В малыше следует поощрять чисто мужские качества, чтобы он не вырос слабовольным, маменькиным сынком, и всегда смог постоять за себя и свои убеждения. Поэтому мальчиков рекомендуется хвалить за смелые и честные поступки, а отчитывать очень осторожно и в исключительных ситуациях, так как унижение маленького человека любого пола недопустимо. В процессе воспитания важно все – соответствующие игрушки, мелкие поручения, знакомство с бытовыми инструментами. Мальчик должен ежедневно видеть перед собой рыцарское отношение отца к матери и другим женщинам. Для физического развития малыша можно оборудовать комнату под тренажерный зал – это даст ребенку возможность выплескивать свою энергию и привьет любовь к спорту. А что же нужно уметь в 5 лет девочке, и как правильно воспитывать малышку? В этом случае, как отцу, так и матери надо быть крайне деликатными, ведь в это время закладывается нравственность и моральная основа поведения будущей женщины. Девочка этого возраста изо всех сил старается быть похожей на свою маму и во всем ей подражает. С малышкой надо постоянно разговаривать, важные убеждения надо подавать в игровой форме. В характер девочки важно заложить чуткость, сострадание и нежность. Попутно мама может учить ее простому рукоделью, несложной готовке, уборке комнаты. И, конечно, воспитание, так же как и обучение должно быть более мягким. Обязательно подчеркивайте, что девочка очень красивая и милая, чтобы у нее была нормальная самооценка.

Для полноценного развития детей обоих полов родителями должны быть предусмотрены развивающие игры и занятия:

  • обучение родному и иностранному языку по методу Зайцева, игровая методика game method с использованием аудио-лингвального и визульного способа;
  • настольные игры, пазлы и мозаики на время;
  • ролевые игры (в больницу, школу, маму и папу);
  • изучение компьютера (не более 30 минут в день);
  • некоторые компьютерные игры для улучшения сообразительности и реакции (не более полчаса в день);
  • для физического развития, координации – догонялки, жмурки и прятки, любые подвижные игры, гимнастика;
  • для развития творческого потенциала и воображения – рисование самостоятельных эскизов, сюжетов, лепка усложненных фигурок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители должны способствовать его физическому формированию, а также уделять внимание всестороннему развитию личности малыша. Для этого существует огромное количество развивающих игр, пособий, интересных книг и просто полезных домашних заданий. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям и стремлению малыша — если он интересуется рисование, уделяйте этому занятию больше времени, пусть даже в ущерб другим занятиям. В этом возрасте просыпается талант и наклонности ребенка, не загубите их на корню.

lazy-mama.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет: основные навыки и развитие

К каждой детской возрастной категории медики, психологи, педагоги выдвигают ряд требований по поводу физического и умственного развития. Понятно, что все детки разные, на их параметры влияют генетика, условия рождения и проживания, окружение, обстановка, количество времени, затрачиваемого на них родителями, посещение детских учебных заведений. Однако есть нормативы, которым должен соответствовать кроха в определенный период своего созревания. В статье поговорим о развитии ребёнка в 5 лет. Наш материал станет полезным как родителям, которые желают узнать, что должен уметь дошкольник, так и педагогам, работающим с данной категорией малышей. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается ваш ребенок, какие его навыки необходимо «подтянуть» и доразвить, какие игры и упражнения будут для него особенно полезными в этом возрасте.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Физическое развитие 5-летнего ребенка оценивают по таким параметрам:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • тип конституции.

На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • пол;
  • качество и сбалансированность питания;
  • работа эндокринной системы;
  • качество ухода;
  • двигательная активность;
  • длительность сна;
  • окружающая психологическая атмосфера;
  • условия проживания, в частности климатические;
  • принадлежность к определенной этнической группе;
  • наличие острых либо хронических заболеваний.

Согласно антропометрической (центильной) таблице, рекомендованной Всемирной организацией охраны здоровья, средними показателями мальчика в 5 лет являются:

  • рост — от 105,3 до 114,6 см;
  • вес — от 16 до 21 кг;
  • окружность головы — от 49,2 до 52,2 см;
  • окружность груди — 55,6 см.

Очень низкими считаются мальчики, у которых длина тела составляет 96,1 см и ниже, а очень высокими — имеющие рост 123,9 см и выше.

Низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 12,4 кг и ниже, высокая масса тела — от 27,9 см.

Слишком маленькой считается голова окружностью 46,3 см и меньше, слишком большой — 55,2 см и больше.

Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:

  • рост — от 104,7 до 114,2 см;
  • вес — от 15,8 до 21,2 кг;
  • окружность головы — от 48,5 до 51,3 см;
  • окружность груди — 54,8 см.

Очень низкий рост у девочек начинается от 95,2 см и ниже, высокий — от 123,7 см и выше. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 12,1 кг и меньше, очень высокой — 29,5 и больше. Слишком маленькой считается голова окружностью 45,7 см и меньше, слишком большой — 54,2 см и больше.

Важно! Если у девочки или мальчика наблюдаются очень низкие либо очень высокие показатели роста, массы тела, окружности головы, то ребенок должен быть направлен на консультацию специалиста. Есть большая вероятность, что у ребенка присутствует патология роста, спровоцированная каким-либо заболеванием или отклонением в деятельности эндокринной системы.

Важно следить за приведенными показателями, поскольку нарушения в росте провоцируют неправильное физическое и психическое развитие.

Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяет определить готовые формулы, разработанные, в частности, педиатрами Д. Хокером, В. Каркусом, В. Смирновым. Также можно примерно высчитать длину тела ребенка в зависимости от того, какой рост у него был в годовалом или 3-летнем возрасте.

Соответствие физических параметров дошкольника можно определить, воспользовавшись калькуляторами в Сети.

Развитие ребенка

Существуют и определенные нормативные требования к физическому, психическому и умственному развитию 5-летнего ребенка.

Физическое

Физическое развитие, кроме антропометрических параметров, включает также следующие показатели:

  • физиометрические — объем легких, сила кисти, частота биений сердца и дыхания, артериального давления;
  • соматоскопические — развитие скелета, форма позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, мускулатуры, подкожно-жировой прослойки и др.

В 5 лет ребенок должен уметь прыгать в разных направлениях, на одной ноге, бегать, перепрыгивать через препятствие, лазать по вертикальной лестнице. Он уже достаточно вынослив — может проходить 200–300 м быстрым шагом. Обладает хорошей координацией движений. Может подбрасывать мяч и ловить его, бить по нему ногой, ходить по тонкой доске. Любит кататься на качелях, каруселях, кувыркаться — что свидетельствует о нормальном развитии вестибулярного аппарата.

Хорошо, если в этом возрасте малыш уже ездит на двухколесном велосипеде, танцует, катается на роликах. Родителям желательно отдать 5-летнего сына или дочку в спортивную секцию — на художественную гимнастику, танцы, плавание и др. Также необходимо заниматься с пятилеткой ежедневными физическими упражнениями самостоятельно. И поощрять занятия, приобретая домашние качели, шведскую стенку, канат, различные тренажеры и т. д.

Важно! Недостаточное внимание физическому развитию малыша нередко влечет за собой проблемы с психикой ребенка. Хилый, часто болеющий, неловкий человек, как правило, становится застенчивым, стеснительным, безынициативным.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике. Врачи проводят прямые параллели между ее развитием и развитием речи.

В дошкольном возрасте малыш должен уметь:

  • писать карандашом и ручкой;
  • рисовать карандашами, красками, фломастерами;
  • раскрашивать предметы, не выходя за контур;
  • вырезать предметы ножницами;
  • лепить мелкие пластилиновые детали.

Психическое

Что касается психического развития, то у старшего дошкольника должным образом должны быть натренированы и развиты внимание, мышление и память. Соответствует ли развитие психики вашего пятилетки своему возрасту, можно узнать, сравнив его умения с нижеперечисленными.

Внимание. Ребенок считается хорошо развитым, если он умеет:

  • находить 5–6 отличий между картинками либо предметами;
  • повторять простые движения;
  • удерживать во внимании 5–7 предметов;
  • срисовывать несложные узоры;
  • определять, какой предмет исчез;
  • выдерживать сидение на одном месте в ходе занятия длительностью 15 минут.

Родители могут заметить, что их малыш в возрасте одного, трех и семи лет может менять свое поведение. Это связано с тем, что ребенок переживает кризисные моменты в своем развитии.

Мышление. Пятилетка уже может:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • рассказывать о предназначении предметов в доме;
  • выделять из перечня предметов лишний и обосновывать свой выбор;
  • складывать небольшие пазлы;
  • строить по инструкции фигуры из конструктора;
  • объяснять отличия между предметами и явлениями.
Память. В норме ребенок должен уметь:
  • по памяти воспроизводить изображение 7–8 картинок;
  • запоминать короткие стишки и считалки;
  • в точности пересказывать короткие предложения;
  • пересказывать смысл небольших рассказов.

Важно! Не беда, если какой-либо навык у ребенка еще недостаточно развит. Задание родителей — вовремя обратить внимание на проблему и уделить ее решению больше внимания.

Существует множество упражнений, которые позволяют должным образом натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если нет возможности заниматься с ребенком самим, можно водить его к репетитору или на специальные развивающие кружки.

Умственное

Старшему дошкольнику необходимо достичь и определенных умений в плане умственного развития.

Математика. Ребенка следует научить разбираться в основных математических и геометрических понятиях. К этому возрасту он уже должен уметь:

  • считать от 1 до 10 и в обратном порядке;
  • определять строение простых чисел;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • называть числа-соседи;
  • использовать при рассказе числительные.

Методика Марии Монтессори направлена на раннее развитие ребенка: обучение его самостоятельности и саморазвитию. В развивающих играх с малышом используются специально разработанные приспособления, например бизиборд, или развивающая доска.

Развитие речи. В этот период малыш уже хорошо и связно разговаривает, может наравне общаться со взрослым, объяснять свои потребности, желания. При общении он может:

  • называть свои фамилию, имя, отчество, возраст, имена, фамилии и место работы родителей, домашний адрес, название города и страны, где он живет;
  • задать вопрос;
  • рассказать стишок;
  • составить рассказ по картинке;
  • различать гласные и согласные.
Словарный запас в этом возрасте должен состоять из не менее 2000 слов.

Представление об окружающем мире. У пятилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:

  • знание основных цветов;
  • названия дней недели, месяцев, пор года и их очередность;
  • ориентирование в категориях «вчера-сегодня-завтра»;
  • понятие об отличиях между домашними и дикими животными;
  • названия многих деревьев и растений;
  • названия многих профессий.

Отклонения от развития

Сразу хотим успокоить, что не стоит особенно беспокоиться, если после прочтения критериев нормального развития пятилетки вы поймете, что ваш малыш где-то в чем-то незначительно отстает или чего-то еще не знает. Практически все можно наверстать. Если это, конечно же, не такие серьезные отклонения, как отставания в физическом развитии, наличие несвязной речи либо отсутствие ее вовсе, непонимание, как можно производить счет, незнание цветов и т. п. В таком случае необходимо бить тревогу и обращаться за консультацией к специалистам. Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы «задержка речевого развития» (ЗРР), «задержка психоречевого развития» (ЗПР) и назначено лечение.

Не стоит полагаться на принцип «перерастет», «само пройдет», если врачи обращают ваше внимание на то, что малыш отстает в речевом развитии. Дело в том, что без исправления данной проблемы у малыша логично будет пробуксовывать и психоречевое развитие.

На возникновение подобных отклонений влияет несколько факторов: осложнения беременности, преждевременные роды, родовые травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до 3 лет, черепно-мозговые травмы, снижение слуха. Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гиперактивность.

Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и психическое развитие.

Также отставать в развитии могут дети, педагогически, социально запущенные, эмоционально неустойчивые.

При выявлении проблем с развитием у пятилетки ему показаны консультации:

  • педиатра;
  • ЛОРа;
  • сурдолога;
  • дефектолога;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • логопеда.

Также в большинстве случаев требуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.

Важно! Большое значение при выравнивании в развитии со сверстниками имеют не только консультации и назначения специалистов, но и активные занятия с малышом родителей. Также важно как можно раньше — еще до 3 лет — обратить внимание на проблему и начать терапию ребенка.

Задержки в развитии должны быть преодолены до 7-летнего возраста. В противном случае ребенку придется посещать специализированное учебное заведение.

Развивающие игры и упражнения в 5 лет

Если у малыша врачами не установлено никаких проблем со здоровьем, то его развитием можно заниматься в домашних условиях. Ниже вы найдете несколько рекомендаций, как развивать ребенка в 5 лет дома.

Игры

Для 5-летнего «киндера» все еще актуальными остаются занятия в игровой форме и игры. Однако игры уже несколько иного характера, чем раньше.

Сейчас на первый план выходят сюжетно-ролевые игры, когда детеныш моделирует какую-либо ситуацию, примеряет на себя различные роли, делает действия в определенной последовательности. Именно эти игры важны для социализации ребенка, когда он обучается согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса. Также в ходе них прекрасным образом развивается речь.

К таким играм относятся, например, «Визит к доктору», «Поход в магазин», «Школа», «Полицейские» и т. п. Второе место принадлежит подвижным играм. Сюда обязательно должны включаться догонялки, игры с мячом, фрисби и т. п.

Интересными и полезными будут развивающие игры: математические, логические, на память и др. В этом возрасте большинство детей увлекаются конструкторами, пазлами, настольными играми (лото, домино, бродилки).

Упражнения

Растущему организму, кроме развития физической силы, ловкости и координации движений, также крайне важно выплескивать чрезмерную энергию. Поэтому, кроме интеллектуальных разминок, следует особое внимание уделять физическим упражнениям.

В их комплекс обязательно должны входить:

  • приседания;
  • отжимания;
  • кувыркания;
  • ходьба по комнате;
  • прыжки на месте.

Желательно делать физкультуру в игровой форме. Например, просить ребенка имитировать чье-либо действие. Так, можно предложить покачаться, как качаются деревья либо цветы на ветру, — малыш поднимает руки вверх и делает наклоны туловищем.

При прыжках по комнате можно имитировать перепрыгивания пеньков при прогулке по лесу. Собирая понарошечные грибы на поляне, малыш будет приседать и наклоняться. Разложив на полу скакалку, можно пофантазировать и пройти по ней, как по мостику через реку.

Так, включая фантазию, взрослые сделают для ребенка процесс физкультуры не только полезным, но и увлекательным.

Развитие речи

Развитие речи происходит, в первую очередь, в ходе общения с ребенком. Поэтому родителям следует много времени уделять этому процессу: расспрашивать о том, как ребенок провел свой день в садике, что было для него наиболее интересно, чему он научился и т. д.

Можно стимулировать малыша придумывать собственные истории, сказки, глядя на картинку в книжке.

В этом возрасте также важно привлекать ребенка к общению с продавцами, к осуществлению покупок, к разговорам с соседями, незнакомыми детьми на площадке.

Разучивание песенок, стишков, поговорок, скороговорок — вот еще то, чем можно заниматься с ребенком в 5 лет, развивая его словарный запас и речевые навыки.

Можно поиграть с ребенком в игру «Интервью» с микрофоном, где он сначала будет исполнять роль человека, у которого берут интервью, а затем роль репортера, задающего вопросы. Игру в лото можно периодически дополнять игрой «Сочини предложение», когда ребенок должен будет придумать предложение из 2 выпавших ему предметов.

Увлекательна игра «Шаги», суть которой заключается в том, чтобы создать условный финиш, отсчитать от него 10 шагов до старта, встать с ребенком на старт и при каждом шаге называть, например, вежливые слова, либо все сделанное из стекла, из дерева и т. п.

Развитие мышления и памяти

Существует несколько видов памяти. Для ребенка 5-летнего возраста важно развивать кратковременную зрительную и слуховую, а также долговременную память. Вот несколько игр, которые позволяют развить кратковременную память:

  1. «Повтори слова». Взрослый называет от 5 до 7 слов, прося ребенка повторять их за ним. После он просит назвать все слова вместе. Начинать следует с 5 слов, постепенно увеличивая их количество.
  2. «Пропажа предмета». Перед ребенком ставится от 7 до 10 игрушек (можно взять фигурки из «Киндер-сюрприза»). Кроха смотрит на них на протяжении 1 минуты. Затем родитель просит его закрыть глаза, а сам тем временем прячет одну игрушку. Ребенок должен назвать, какой игрушки не хватает.
  3. «Что не так с мамой (папой)». Мама или папа надевает на себя яркие одежки. Затем выходит в другую комнату и снимает с себя, например, шарф, либо одну перчатку, пояс. После этого возвращается в комнату и просит ребенка назвать вещь, которой не достает в маминой одежде.
Мышление отлично помогают развивать всевозможные пособия для развития дошкольников. Особое место в них уделено логике. В этом возрасте ребенку будут интересны лабиринты, простые ребусы. В Интернете есть множество сайтов, которые предлагают серию развивающих логических игр онлайн.

Родители могут играть с малышом в игру «Закончи рассказ» — рассказывая какую-либо историю, попросить его окончить ее.

Мышление поможет развить и игра «Отгадай рисунок». Взрослый вырезает картинку с простым рисунком, затем закрывает ее листком с вырезанным небольшим отверстием. Это отверстие он перемещает таким образом, чтобы ребенок имел возможность увидеть разные части рисунка. На основе увиденного он должен отгадать, что изображено на картинке.

Сочетая игру с мячом, можно играть в «Съедобное-несъедобное». Игроки по очереди бросают друг дружке мячик, называя какой-либо овощ, фрукт, продукт, предмет. Тот, кто ловит мяч, должен словить мяч, если названо что-то съедобное, и отбить его, если несъедобное.

Навыки самообслуживания

В идеале ребенок в 5 лет должен иметь элементарные навыки самообслуживания, чему его должны учить родители. К таким навыкам относятся:

  • самостоятельное умывание и чистка зубов по утрам и вечерам;
  • переодевание в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика;
  • мытье рук перед приемом пищи;
  • использование всех столовых приборов по назначению;
  • самостоятельное купание с намыленной мочалкой.

Режим дня для ребенка

Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимые, хорошо высыпался, необходимо придерживаться режима дня. Для пятилетки он примерно выглядит следующим образом:

  1. Подъем.
  2. Гигиенические процедуры.
  3. Уборка постели.
  4. Поход в детский сад.
  5. В детском саду малыш делает утреннюю гимнастику, завтракает, занимается на занятиях, прогуливается, обедает, спит, полудничает, играет.
  6. Возвращение из детского сада, совмещенное с прогулкой с подвижными играми либо посещение спортивной секции.
  7. Ужин (за 1,5–2 час до сна).
  8. Спокойные игры (самостоятельно либо с родителями), занятия.
  9. Гигиенические процедуры.
  10. Расстилание постели.
  11. Чтение сказки на ночь.
  12. Ночной сон (желательно не позднее 21:00).

Важно! Нормальная продолжительность ночного сна для ребенка 5 лет составляет 12–13 часов.

Мы специально не указывали четкое время, поскольку в каждой семье оно будет разное. К тому же у каждого ребенка будут свои предпочтения и пожелания к своему распорядку, с которыми родителям обязательно нужно будет считаться.

Пятилетка — вполне сформированный ребенок. Говорят, что уже начиная с этого возраста можно определить, каким человеком он вырастет. К тому же данный возраст — один из самых спокойных, поскольку не является кризисным. Кроха уже умеет контролировать некоторые свои эмоции, выражать свое настроение и потребности словами, многое умеет делать самостоятельно.

Конечно же, от родителей еще потребуется обучение правилам поведения, навыкам самообслуживания, способствование физическому и психическому развитию. Важно также побольше проводить время с ребенком, устраивать совместные прогулки, прочтения книг, игры.

agu.life


Смотрите также