Что такое связная речь


Понятие связной речи, ее значение. Виды связной речи.

Поиск Лекций

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой темой.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

2.Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации. В диалоге часто используются шаблоны и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные, часто употребляемые и как бы прикрепленные к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи . Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека. Поэтому высказывание более полное, более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания. Используются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

3.Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Значение связной речи для развития детей:

- развивает мышление (речь и мышление тесно связаны)

- обеспечивает социальные связи (общение, определение норм поведения)

- влияет на эстетическое воспитание (детские пересказы, сочинения влияют на образность, выразительность речи)

4. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, начинает понимать речь окружающих. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. В этом зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин).

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они часто выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок приобретает возможность с помощью речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстро развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания контактов внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда остановки в начатом предложении.

От исключительного преобладания ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом),

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Содержание работы по обучению детей диалогической речи. Формирование диалогической речи в разговорах с детьми.

.Диалог – сложная форма социального общения, т.к необходимо одновременно обдумывать свои реплики, ясно выражать свои мысли, менять тему , следить за тоном, нормами произношения отвечать собеседнику , понимать его. Участие в диалоге требует сложных умений.

Содержание работы по обучению детей диалогической речи:

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.Cтаршие дети должны владеть разннобразными формами речевого этикета.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми .

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Связная речь - это... Связная речь дошкольников: развитие и формирование

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.

Виды речи

Выделяют два основных вида связной речи:

  • Монологическая.
  • Диалогическая.

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап – предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи.

Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи дошкольников

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Составляющие речи

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь

Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает.

Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Связная речь определяется логичностью мыслей человека.

Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - это диалог. Детей учат:

  • Слушать и понимать речь взрослого.
  • Общаться с другими детьми.
  • Строить диалог с помощью ответов на вопросы.
  • Повторять слова, фразы за воспитателем.

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом. Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.

С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке. Это требует такой подготовки:

  • Рассматривание картинки.
  • Ответы на вопросы воспитателя.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ детей.

В процессе рассказа воспитатель подсказывает опорные слова. Он контролирует правильное направление речи. К 5 годам детей учат составлять план и по нему рассказывать. В 6-7 лет ребенок способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали. Рассказывая по картинке, ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед показанными событиями и может произойти после.

Воспитатель своими вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы картинки. При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим построением предложения, за достаточным словарным запасом.

Особое внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения, употреблять синонимы и антонимы.

Рассказ-описание

Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение описывать конкретный предмет, ситуацию, время года.

В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки, материал, цвет. Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие характеристики и противоположные. Составляются сюжетные рассказы, с включением в них описываемых предметов.

Также дети в старшем дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

Методика связной речи – мнемотехника

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес.

Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно. Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации, преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Уровни связности речи

После применения на практике различных методик в своей работе воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики, которые при работе с такими детьми будут более эффективными.

Связная речь дошкольников делится на три уровня:

  • Высокий уровень – ребенок имеет большой словарный запас, грамматически и логически правильно строит предложения. Может пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При этом его речь последовательна, интересна по содержанию.
  • Средний уровень – ребенок строит интересные предложения, имеет высокую грамотность. Сложности возникают при построении рассказа по заданной сюжетной линии, тут он может допускать ошибки, однако при замечаниях взрослых способен самостоятельно их исправить.
  • Низкий уровень – у ребенка возникают трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Речь его непоследовательна и нелогична, допускаются смысловые ошибки из-за трудностей построения связей. Присутствуют грамматические ошибки.

Заключение

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

fb.ru

Развитие связной речи у дошкольников

Теги: Логопедия, Развитие речи

Развиваем связную речь у ребенка: игры и другие методы

Взрослея, ребенок учится говорить, он узнает новые слова и правила их использования в словосочетаниях, предложениях. Но в речевом воспитании часто родители упускают такой момент, как развитие связной речи у собственного чада, уделяя больше внимания формированию навыков запоминания, логического мышления, усидчивости, дисциплинированности, творческого потенциала и т.д. Делается это из банального соображения, что малыши, слушая речь взрослых, умело им подражают, а значит, смогут со временем самостоятельно выстраивать логически правильную связную речь. Однако это не так. Детям нужно помогать правильно высказывать собственные мысли, устанавливая логические связи в их речи. А как это сделать, расскажем дальше.

Что называют связной речью дошколят?

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.

В диалогической речи детьми используются односложные предложения, наполненные интонациями и междометиями. Ребенок, вступая с собеседником в диалог, должен научиться быстро формулировать вопросы и отвечать, если они были поставлены ему. При этом речь малыша должна быть четкой и по делу.

Развитие связной речи будет успешным, если обучение производится целенаправленно. И этот момент считается главным в плане подготовки дошкольника к школе. Поэтому развитие диалога и монолога у детей входит в программу ДОУ. Но это не означает, что занятий в д/с будет достаточно: работа по формированию связности речи должна проводиться в домашних условиях тоже.

Как происходит формирование связной речи у ребенка?

Работая над связностью речью, преследуют следующую последовательность в занятиях:

  • работают над пониманием связной речи;
  • воспитывают диалогическую связную речь;
  • воспитывают монологическую связную речь.

Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направлены не только на логически правильное изложение своих мыслей, но и на пополнение словаря. Основными средствами являются сказки и прочая литература, дидактические игры, театрализованные действия. Важно, чтобы занятия соответствовали возрасту ребенка. При этом может использоваться как один вид деятельности, так и несколько.

Формирование связной речи у дошколят проходит несколько этапов.

  1. Возраст от рождения до года. В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает крики, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков. В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (например, часики – тик-так, машинка – бр-р-р, коровка – му-у-у), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом. При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа», «ляля» и т.д.
  2. Предшкольный этап, возраст 1-3 года. В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например, слово «дай» - его ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.
  3. Дошкольный этап, возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.
  4. Школьный этап, возраст 7-17 лет. Главное отличие развития речи в этом возрасте – ее сознательное усвоение. Школьники осваивают звуковой анализ, грамматические правила, по которым принято строить высказывания. Развивается и совершенствуется письменная речь.

Четких границ между описанными этапами не существует. Каждый из них постепенно перетекает в следующий и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.  

Какие приемы используют для развития связной речи?

Формирование связности речи у дошколят происходит успешней при использовании таких основных методик:

  • развитие диалогических навыков;
  • обучение пересказам;
  • обучение рассказу по картинкам;
  • сочинение описательных рассказов.

Во время диалога дети учатся слышать и понимать речь собеседника, общаться со сверстниками, отвечать на вопросы, строя диалогическую речь, повторять слова и разные по объему фразы, запоминая их. Детей дошколят учат построению простых форм монолога.

Если говорить о пересказах, то этот прием развития связности речи немного сложней диалога, так как от ребенка на таких занятиях требуется усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Работа начинается с подготовки к пересказу: для этого взрослый читает текст, а ребенок его внимательно слушает. Затем взрослый задает вопросы по тексту, на которые дошкольник должен ответить. Совместно составляется план рассказа, после чего взрослым снова зачитывается выбранный материал, после чего начинается его пересказ ребенком. Дошкольники практически всю работу делают совместно с взрослым, а вот старшие дети могут выполнять задание самостоятельно.

Картинки значительно облегчают самостоятельный пересказ и являются незаменимым приемом для развития связности речи у детей. Ребенку так легче, ведь он весь сюжет видит на картинке. Для младших дошкольников используют картинки с изображением простых предметов, а описывают они их, отвечая на наводящие вопросы взрослого.

С четырехлетнего возраста дошколята учатся создавать рассказ по картинкам. Подготовка к работе требует предварительного рассматривания изображения, ответов на вопросы взрослого, прослушивания рассказа взрослого. Только после этого ребенок может приступать к самостоятельному рассказу.

Все время взрослый должен контролировать речь ребенка, он может приводить опорные слова, словосочетания. К пятилетнему возрасту детей учат составлять план, по которому ими будет производиться рассказ. В возрасте 6-7 лет ребенок может подмечать незаметные на первый взгляд детали, описывать пейзаж или события на заднем плане картины. В этом возрасте дошкольник должен уметь, глядя на изображение, рассказать, что происходило перед показанными событиями и после них. Таким образом дошкольник выстраивает свою сюжетную линию, а взрослый должен ему в этом помогать. Задача взрослого – следить за грамотностью речи, правильностью построения предложений, последовательностью излагаемых мыслей, богатством словарного запаса. Наиболее полезно уделять внимание картинам с изображением пейзажей, где от детей требуется использовать слова в переносном смысле, антонимы и синонимы, сравнения.

Описательные рассказы тоже помогают развивать связную речь. Сначала детей учат описывать игрушки, различные предметы. Затем, с возрастом, задача усложняется, и ребенку предлагают описать ситуацию или время года. По мере взросления, ребенку предлагают делать сравнительное описание нескольких предметов или живых объектов с похожими или разными характеристиками.

Еще одна достаточно интересная методика – мнемотехника. Для ее выполнения все художественные произведения, предназначенные для пересказа, кодируются картинками: например, если говорится о домашних животных, то рядом с ними рисуют дом, если говорится об овощах, растущих в саду, рисуются деревья и т.д. Главное, чтоб эти коды максимально напоминали речевой материал.

Как пересказы влияют на развитие связной речи?

Если картина или рассказ отвечают таким требованиям, как красочность, яркость, интересность, понятность, не перегруженность событиями, предметами и прочими мелкими деталями, то пересказ по их сюжету помогает развить и совершенствовать у ребенка:

  • внимание;
  • память (зрительную и слуховую);
  • логическое мышление;
  • активный словарный запас;
  • грамотность речи;
  • правильность построения речи;
  • воображение;
  • фантазию;
  • умение замечать детали и описывать их, используя сравнения и метафоры.

Поэтому важно обычный пересказ сменять выборочным, кратким, творческим пересказом, а также предсказыванием без опоры на наглядность.

Оценивая качество работы ребенка, следует опираться на:

  • полноту сказанного;
  • порядок изложенных событий (последовательны ли они);
  • использование собственных, то есть авторских, словосочетаний и речевых оборотов, а не тех, которые звучали в оригинальном рассказе;
  • правильность построения предложений;
  • длительность пауз, а точнее их отсутствие, которые могут быть связаны с затруднением подбора нужных слов/фраз.

Работа по развитию связности речи у дошколенка должна быть последовательной и регулярной. Начинать стоит с простейшего, постепенно увеличивая нагрузки, усложняя задания. Так ребенок сможет быстро и качественно пополнить свой активный словарь, быстрее овладеет грамотностью, образностью и выразительностью речи. На практике схема развития связной речи выглядит так:

  1. Изначально разучиваются названия предметов, деление их на тематические группы с использованием наглядности или без нее.
  2. Затем детей учат подбирать слова-признаки по характеристикам предметов.
  3. Детей учат подбирать глаголы к существительным.
  4. Подбор к глаголам наречий.
  5. Сравнительные конструкции.
  6. Подбор синонимов.
  7. Подбор антонимов.
  8. Образование новых слов при помощи префиксальной приставки.

К концу обучения в детском саду словарный запас ребенка значительно увеличивается и систематизируется, становится осмысленной, четкой и грамотной.

Как определить уровень связности речи у ребенка?

Чтобы понять, насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи. Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь детей делится на 3 уровня:

  1. Высокий уровень – словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения. Ребенок с высоким развитием связной речи справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное, содержательное.
  2. Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, и без помощи старшего ему не обойтись.
  3. Ребятам с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.

Чтобы формирование связности речи происходило надлежащим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не только педагоги, но и родители, близкие люди. На таких занятиях можно использовать разные методы, но если они будут проводиться в игровой форме, информация будет усваиваться и запоминаться лучше. Результатом непрерывных трудов станет красивая, правильная и грамотная речь ребенка. А это – одна из важнейших наград для родителей.

← Речевые нарушенияЛогопедический массаж →

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

jliza.ru

2 Развитие связной речи дошкольников

  1. Характеристика качеств связной речи.

  2. Виды связной речи (диалог, монолог).

  3. Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.

1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой. К ним относятся:

- содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);

- логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

- грамматическая и фонетическая правильность;

- точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

- выразительность (богатство языковых средств).

Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат развития всех сторон речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры.

Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.

Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитии связной речи, которая организована по законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.

2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.

Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам, можно выявить ряд различий:

Характеристика

Диалог

Монолог

Стиль общения

Общение двух и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией

Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей

Структура

Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм

Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец)

Цель

Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности

Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы

Литератур-ные нормы

Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг

Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов

Вырази-тельность

Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты

Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов

Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.

Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи. Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С.Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением.

Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи выделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом, ситуацией общения.

Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Но по мере изменения содержания и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью, которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания и характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.

В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.

I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.

II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звукоподражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).

III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3 слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учится отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу; гараж для машины) или общаясь со сверстниками (давай строить вместе).

IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей, – это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3 фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Ушаковой, построение предложений в 90 % случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.

Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.

Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.

Литература

  1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

studfiles.net


Смотрите также