Что такое связная речь


Связная речь - особенности речи дошкольника

Автор Клинова М.Ю. На чтение 10 мин. Просмотров 1.8k. Опубликовано

Речь – это практическое применение языка, цель которой общение с людьми. Она возникает и развивается наряду с мышлением и присуща людям, чтобы удовлетворить потребность в общении друг с другом, передачи знаний и навыков.

Приходит момент, когда ребенок, накопив достаточный словарный запас, пытается высказать свои желания или беспокойства.

Наступает момент постановки связной речи. Теперь задачей родителей и педагогов стает комплектное обучение малыша навыкам общения.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь – это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей – это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи – социальная. Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах – в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог – ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог – организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень – высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень – достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень – средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень – низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Обязательно учитывать объем рассказа, использование слов-паразитов, наличие интонационных пауз.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Приемы для развития связной речи дошкольников

Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами – наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.

Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.

Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть дидактические игры, любая театральная деятельность – инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.

Приемы развития связной речи

Из приемов развития связной речи выделяют три.

  1. Словесный – речевой образец, указание, разъяснение, вопрос – все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное – доступность по форме и содержании . Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
  2. Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
  3. Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.

Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.

Обучение дошкольников пересказу

Пересказ – отличный способ формировать навык связной монологической речи и состоит в том, что дошкольник воспроизводит содержание текста, услышанного ранее.

Расширить задание можно, предложив ребенку придумать некоторые детали, например к описанию героя, или продолжить действия героя.

Чтобы пересказ получился точным и грамотным, необходимо, проанализировать текст, его структуру и композицию. Затем извлек из текста информацию, запомнил ее и повторил как можно точнее.

Полезность этого метода возрастает в разы, когда взрослый использует художественные тексты, с самобытной литературной речью, яркими описаниями, многочисленными приемами и оборотами.

Связная речь постепенно становится более выразительной, в ней присутствуют эмоциональные и образные обороты.

Чтоб не потерять нить повествования и не переключаться на второстепенные детали, ребенок учится внимательно следить за структурой и логической цепочкой текста.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Оговоримся сразу – дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Предложить к самой интересной истории придумать другой финал.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути – это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь.

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе – задача для взрослых. Главное – это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками – все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания – действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача – побудить к речевой активности.

Связанная речь - это ... Связная речь дошкольников: развитие и формирование

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связанная речь - это сочетание фрагментов, которые обозначают одну конкретную тему и несут единый смысловой смысл.

При рождении ребенок имеет заговор речи. Основная задача взрослых и учителей - правильно их развивать.Ведь слаженная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что означает эта концепция? Уединенная речь - это способность формулировать и выражать свои мысли.

Типы речи

Существует два основных типа связной речи:

Первый требует больших навыков общения. От того, насколько хорошо выражена мысль, зависит, как ее поймут другие. От повествователя требуется хорошая память, правильное использование скорости речи, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

Диалоги обычно не используют сложные словесные революции. Речь не имеет четкой логической последовательности. Направление разговора может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков

Формирование связной речи происходит в несколько этапов.

1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На этом этапе ребенок узнает звуки. Первые недели он просто слушает взрослую речь, в то время как он развивает пассивный набор звуков, он получает первые крики.Позже происходит лепет, который состоит из случайно произносимых звуков.

В течение того же периода ребенку показывают объекты и называют звуки, которые их характеризуют. Например: часы - галочка, вода - колпачок. Позже малыш реагирует на название объекта и ищет его взглядом. К концу первого года крошка произносит отдельные слоги.

Второй этап - дошкольный, от одного года до трех лет. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как объект, так и действие.Например, слово «дать» малышу означает и предмет, и его желания, и просьбу, поэтому только близкие люди понимают это. После определенного периода появляются простые предложения, ребенок начинает более четко выражать свои мысли. К трем годам в речи используются предлоги. Начинается гармонизация дел и пола.

Третий этап - дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период более сознательного становления личности. Ближе к 7 годам формируется речевой аппарат, звуки чистые, правильные.Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже есть и постоянно пополняет словарный запас.

4 этап - школа, с 7 до 17 лет. Главной особенностью развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущей является ее сознательное усвоение. Дети осваивают анализ звука, изучают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль в этом случае принадлежит письменной речи.

Эти этапы не имеют четких четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Развитие связной речи у дошкольников

После начала посещения детского сада ребенок меняет окружение и вместе с ним - форму речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, все общение строится на его просьбах к взрослым. Существует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у ребенка появляется желание рассказать о чем-то, передать свои чувства после прогулки, а слушателями уже могут быть не только близкие люди.Вот как начинает закладываться монологическая форма речи.

Вся речь связана. Однако формы связи с развитием меняются. Представленная ребенком, связная речь - это способность сказать, чтобы то, что вы слышите, стало ясным на основе вашего собственного содержания.

Компоненты речи

Речь можно разделить на две части: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен построить монолог, чтобы слушатель понимал, о чем идет речь.Сначала дети не могут описать ситуацию без указания конкретных действий. Взрослому, слушающему рассказ, трудно понять, о чем идет речь, не зная ситуации. Таким образом, ситуативно-связная речь дошкольников формируется первой. В этом случае невозможно полностью исключить наличие контекстуального компонента, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь

Освоив ситуационный компонент, ребенок начинает осваивать контекстуальный.Сначала речь детей полна местоимений «он», «она», «они». В этом случае не ясно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики объектов используется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руки показывают, что это, например, большое, маленькое. Особенность этой речи в том, что она выражает больше, чем выражает.

Постепенно ребенок начинает строить речевой контекст. Это становится заметным, когда большое количество местоимений исчезает из разговора и заменяет их существительными.Связанная речь определяется логической природой мыслей человека.

Вы не можете овладеть связностью, не имея логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Уединенная речь - это последовательность и последовательность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка ясно, насколько хорошо развита его логика и каков словарный запас. При отсутствии слов даже логически правильно построенная идея вызовет трудности в произнесении вслух.Поэтому речь должна развиваться комплексно: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные типы формирования когерентной речи

Развитие когерентной речи у детей происходит с помощью различных методов. Основные из них:

  • Развитие навыков общения.
  • пересказ.
  • История с картин.
  • Подборка описательных историй.

Первый вид разговора, который изучает ребенок, - это диалог.Детей учат:

  • Слушай и понимай речь взрослого.
  • Общайтесь с другими детьми.
  • Построить диалог с ответами на вопросы.
  • Повторите слова, фразы для педагога.

Дети в возрасте 4-7 лет обучаются простым формам монологического конструирования.

определение связного с помощью бесплатного словаря С тусклым светом и запутанными обстоятельствами они пытались сформировать свои мысли и поступки в благородном согласии; но, в конце концов, для обычных глаз их борьба казалась простой непоследовательностью и бесформенностью; для этих более поздних Терез, которым не помогла никакая последовательная социальная вера и порядок, который мог бы выполнять функцию знания для горячо желающей души. "Энн, я потрясу тебя, если ты не станешь последовательным. Редмонду будет стыдно за тебя «Проклятие Бога и всех его святых на тебя, ты проклял Санчо! - воскликнул Дон Кихот. - Когда наступит день, как я часто говорил тебе, когда я услышу, как ты сделаешь одно единственное, рациональное, рациональное замечание без пословицы? Она продолжала говорить несколько случайно, теперь о недавнем прошлом, потом о своей первой встрече и браке; но в настоящее время я начал формировать довольно связную картину их жизни; и мне казалось, что мои предположения не были неверными."Это девушка, не так ли?" Я спросил, таким образом аккуратно лишая ее последовательной речи, когда я подтолкнул ее к двери. С большим трудом было то, что человек-обезьяна достаточно успокоил страхи парня, чтобы получить от него связное утверждение относительно причины его незваного террора В одно мгновение все было в замешательстве и суматохе, и это было с величайшей трудностью, когда король наконец получил последовательное заявление от своей королевы. В целом, довольно последовательная и интересная история, я уверен, вы согласитесь.Прочитав один или два из более последовательных отрывков, Генри отпрянул от вечно темного ужаса истории. * Из этической непоследовательности и непоследовательности капитализма у олигархов появилась новая этика, последовательная и определенная, острая и суровая, как сталь - самый абсурдный и ненаучный, и в то же время - самый могущественный из когда-либо существовавших классов тиранов. Один только честный слесарь обратился к обеим сторонам с несколькими словами последовательного и разумного совета, убеждая Джона Уиллета вспомнить, что Джо почти достиг человека. имение и не должно управляться слишком крепкой рукой, и он призывает самого Джо мириться с капризами своего отца и скорее стараться отвратить их от умеренного протеста, чем от несвоевременного восстания.«К этому времени, моя дорогая сестра, ты получил мое поспешное письмо; я хотел бы, чтобы это могло быть более понятным, но, хотя и не ограниченное временем, моя голова настолько сбита с толку, что я не могу ответить за то, что я связный. Дорогая Лиззи, я едва знаю что бы я написал, но у меня для вас плохие новости, и их нельзя откладывать. ,

Примеры и определение когерентности

Определение когерентности

Когерентность - это латинское слово, означающее «держаться вместе». В композиции согласованность - это литературная техника, которая относится к логическим связям, которые слушатели или читатели воспринимают в устном или письменном тексте. Другими словами, это письменная или устная часть, которая не только последовательна и логична, но также унифицирована и значима. Это имеет смысл, когда читаешь или слушаешь в целом. Структура связного абзаца может быть общей для конкретного и частной для общего или любого другого формата.

Типы когерентности

  • Связанный текст локального уровня
    В этом типе текста когерентность возникает в небольших частях отрывка или текста.
  • Связанный текст глобального уровня
    В этом типе текста согласованность происходит внутри всего текста рассказа или эссе, а не в нескольких его частях.

Примеры согласованности в литературе

Пример №1: Мясо одного человека (Э.Б. Уайт)

«Научное сельское хозяйство, как бы оно ни было в принципе нормально, часто кажется странным образом не связанным с жизненно важным, изнурительным и не осознающим его работа зарабатывать на жизнь сельским хозяйством.Фермеры ощущают это качество, изучая свои бюллетени, так же, как бедняк чувствует в богаче непонимание его собственных проблем. Сегодняшний фермер знает, например, что навоз теряет часть своей ценности при воздействии погоды… Но он также знает, что для сена ему нужна устойчивая погода - лучшая погода, чем вы обычно получаете в июне ».

Это последовательный текстовый отрывок глобального уровня, в котором белые чудесным образом объединили предложения, чтобы сделать его единым целым. Он начал отрывок с общей темы - научное сельское хозяйство, но перенес его в конкретный текст о фермерах и их роли.

Пример № 2: Повесть о двух городах (Чарльз Диккенс)

«Вино было красным, и оно испачкало землю на узкой улице в пригороде Святого Антуана, в Париже, где оно было пролито. Там также было много пятен рук, лиц, голых ног и деревянных туфель. Руки человека, который пилил дерево, оставляли красные следы на заготовках; и лоб женщины, которая кормила своего ребенка, была испачкана пятном старой тряпки, которую она снова обмотала вокруг своей головы.Те, кто был жадным до посохов бочки ... нацарапал на стене пальцем, смоченным в грязном уксусе - КРОВИ.

Взятый из романа «Повесть о двух городах », этот отрывок акцентируется на идее окрашивания и нацарапания слова «кровь», что еще больше повышает согласованность линий. Таким образом, связь происходит благодаря появлению Вуд-Сойера, человека, который позже пугает Люси. Так достигается согласованность.

Пример № 3: Скотный двор (Джордж Оруэлл)

«Итак, товарищи, какова природа нашей жизни? Давайте посмотрим правде в глаза: наша жизнь несчастна, трудна и коротка.Мы рождены, нам дают столько пищи, сколько мы будем держать дыхание в наших телах, и те из нас, кто способен на это, вынуждены работать до последнего атома нашей силы…

«Ни одно животное в Англии не знает смысл счастья или отдыха после того, как ему исполнился год. Жизнь животного - это страдание и рабство: это простая истина ».

Через речь Старшего Майора Оруэлл начинает отрывок о жалкой природе жизни животных на животноводческой ферме, а затем вдохновляет их задуматься о том, как защитить свои интересы на ферме.Весь абзац является примером связной речи.

Пример № 4: Непопулярные сочинения (Бертран Рассел)

«Слово« философия »- одно из значений, которое отнюдь не является фиксированным. Как и слово «религия», оно имеет один смысл, когда используется для описания определенных особенностей исторических культур, и другой - для обозначения исследования или отношения, которое считается желательным в наши дни. Философия, которой придерживаются в университетах западного демократического мира, является, по крайней мере, намерением, частью стремления к знаниям, направленного на то же отстранение, что и в науке… »

Посмотрите, как блестяще соединился Рассел идеи философии и политики, переходя от общей к определенной теме, с предложениями, связывающими друг с другом, создавая согласованность.

Функция

Согласованность связывает предложения произведения друг с другом. Это можно сделать с помощью абзацев, следя за тем, чтобы каждое утверждение логически связывалось с предыдущим, что облегчало понимание и чтение текста. Кроме того, упорядочение мыслей в последовательности помогает читателю плавно переходить от одной точки к другой. Поскольку все предложения относятся к теме, мысли и идеи текут гладко.


Смотрите также