Диагностика речевого развития


Тема: Диагностика речевого развития детей

I. Изучение уровня речевой коммуникации

(Яшина В.И. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования. М., 1999. С. 163-170).

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

№ п/п

Критерии оценки

коммуникативных умений детей

Оценка

в баллах

Уровень речевой

коммуникации

1

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета.

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

II. Изучение уровня связной речи

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.

  2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).

  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

  4. Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.

  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.

  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.

III. Изучение словаря детей

Методические указания:

Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание 1. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, верный выбор оценивается 1 баллом. Если наряду с верным выбором сделан неверный, все задания оцениваются в 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.

Задание 2. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову близкое по значению. Всего предъявляется 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка – 10 баллов. Один балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 – подобранное слово не является синонимом; 0 – подобранное слово не соответствует тематическому полю заданного.

Задание 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. (Например, платье. Какое оно? Что про него можно сказать еще? Каким оно еще может быть?).

Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 – менее 3 слов; 0 – ответа нет или он не соответствует семантическому полю заданного.

После выполнения трех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов – соответствует высокому уровню развития ребенка; 32-49 – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.

studfiles.net

Методы и диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Определить уровень речевого развития детей раннего возраста помогут занятия со специалистом (фото: cleftsmile.org)

Для чего нужна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста? Эта специальная методика применяется для оценки и распознавания правильного развития речи. Каждый ребенок изучает новые для него звуки и слова с разной скоростью. На ранних стадиях развития речи у детей часто бывают незначительные отставания. Для того чтобы они негативно не повлияли на формирование речи у ребенка, определенные методы диагностики помогут их вовремя устранить.

Содержание:

Правильная динамика развития речи у детей

Каждая стадия развития речи определяется набором тех или иных коммуникативных навыков (фото: carlinspeech.com)

Речевые навыки ребенка продолжают совершенствоваться в подростковом возрасте. Основных этапов развития в речи дети достигают до 5-6 лет.

Уже с рождения ребенка, родители должны тщательно следить за тем, как у малыша протекает формирование речи. Для занятий с детьми необходимо использовать развивающий учебный материал, с помощью которого будет улучшаться речь ребенка.

Общение у детей дошкольного возраста состоит из имитации звуков, выразительности языка жестами, понимания слов и их использования в речи

В соответствии с возрастом, динамика развития речи у детей делится на несколько этапов. Таблица, указанная ниже, показывает перечень коммуникативных навыков, которые приходятся на определенный детский возраст.

До 1 года От 1 до 3 лет От 3 до 5 лет
В первые месяцы жизни, младенцы изучают звуки. Они распознают голос своей матери, различают ритм звуков и отвечают на них гулением. К первому году рождения, младенцы знают голос и остальных членов семьи (папы, сестер, братьев). Они также могут произносить краткие слова (к примеру, «мама», «баба», «деда»). Некоторые дети уже в год знают несколько слов, запоминают услышанные звуки и стараются их повторять Речевые навыки ребенка стремительно улучшаются. Каждое слово обретает для него смысл. В этом возрасте дети могут указывать на предметы, которые вызывают у них интерес. Они также понимают значения словосочетаний (кошка пушистая, летний день). В 2 года ребенок знает примерно 50 слов и понимает значение предметов, расставленных в доме или изображенных в книгах. Кроме этого, дети понимают короткие фразы: «мама пришла», «твой папа», «мишка хороший» и т.п.

Все, кто старше 2 лет, знают наизусть некоторые части тела и пытаются назвать предметы, опираясь на первые буквы их названия («булка» — «бука», «киса — кики», «мышь» — «мыса»)

В 3 года дети используют в своем общении 100-150 слов и понимают указания родителей (например, «убери игрушки», «положи книгу на стол», «помой руки»). В эти же годы дети могут выговаривать сложные для них буквы («ф», «р») и составлять предложения в разных временах глагола и называть слова во множественном числе.

В 4 года дети общаются длинными предложениями, умеют задавать вопросы, описывать произошедшие события и пересказывать истории.

В целом, к 4 или 5 годам ребенок может поддерживать диалог с взрослым человеком. Более того, в 5 лет, некоторые дети способны изучать язык и выражать слова в письменной форме

Эти возрастные рамки помогут родителям контролировать правильное развитие речи у детей.

Методы диагностики речевого развития у детей

Обследование поможет выявить задержку в речевом развитии (фото: ilslearningcorner.com)

В каких случаях родителям не стоит избегать проведения диагностики в речевом развитии ребенка? Поводом для визита к врачу служит нарушение динамики в совершенствовании речи у детей 3-4 лет. Как правило, в этом возрасте лексический запас ребенка составляет более 200 слов и при этом, он продолжает стремительно расти. В 4-5 лет дети умеют выговаривать сложные для них буквы, такие как «р», «ф», «щ» и др. Они отдают меньшее предпочтение жестовому языку и пытаются как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми в словесной форме.

Диагностический метод на выявление задержки и дефектов в развитии речи поможет ребенку своевременно скорректировать коммуникативные навыки

Обычно обследованием и лечением нарушений в речи занимается дефектолог. Путем диагностики этот врач находит основные причины, которые могут мешать развитию речи (к примеру, плохая память, проблемы со слухом и некоторые дисфункции речевого аппарата).

Дефектолог диагностирует нарушение речи и когнитивных способностей у ребенка с помощью нескольких видов тестирования, таких как аудирование, восприятие ритма речи, способность воспроизведения услышанных звуков. Сюда же относятся тесты на ассоциативное и логическое виды мышления.

Если ребенок не отстает в когнитивных способностях и у него выявлены только мелкие дефекты речи (к примеру, невыговаривание букв «л», «ф»), в таком случае, с ним должен заниматься не дефектолог, а логопед.

Родители также могут проводить диагностику развития речи у детей дошкольного возраста в домашних условиях. Одним из таких методов считается авторская работа, которую разработала Ф.Г. Даскалова (логопед-дефектолог). Практически каждая организация, школа и клиника, деятельность которой направлена на раннее развитие ребенка, использует материал Ф.Г. Даскаловой в целях диагностики.

Родителям рекомендуется использовать этот метод только в том случае, если их ребенок не страдает умственными или аутическими расстройствами. При таких нарушениях дети нуждаются в профессиональном обследовании и серьезном лечении.

Все, что нужно знать о речевом развитии ребенка, смотрите видео ниже.

mymarcy.ru

Диагностика речевого развития доклад

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Факультет дошкольного образования

Студентки группы ЗДОПДП-10-4

Петровой Ксении Васильевны

Преподаватель:

Абричкина М.Е.

Магнитогорск, 2014

Содержание

1. Специфика психологической, педагогической и логопедической диагностики

2. Вариативные методики диагностики уровня речевого развития детей

3. Обследование словаря детей

4. Изучение состояния грамматических навыков

5. Обследование состояния звуковой стороны речи у детей

6. Методика изучения связной речи детей

1. Специфика психологической, педагогической и логопедической диагностики

Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.

Психологическая диагностика – это область психологической практики, работа психологов по выявлению разнообразных качеств, психологических и психофизических особенностей и черт личности.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия (детей), а также прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования образовательного процесса.

Логопедия - педагогическая наука, занимающаяся изучением особенностей организации коррекционного воспитания и обучения при различных отклонениях в развитии речи.

Логопедия – наука о нарушениях развития речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Целью логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи, разработка системы преодоления и профилактики речевых нарушений и создание методов их предупреждения и преодоления.

Логопедическое обследование ребёнка предполагает:

-определение речевых расстройств;

-постановку заключительного диагноза учителем-логопедом;

-выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры

речевого дефекта и уровня интеллектуального развития

Для проведения логопедического обследования используются простые и

высокодифференцированные методы:

- изучение документации (сбор анамнеза);

- метод беседы (с ребёнком, с родителями);

- метод наблюдения;

- метод тестирования;

- метод анкетирования.

Принципы психолого-педагогической диагностики:

1) Комплексный подход к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Этот принцип реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики - личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств. Психологическое обследование сопровождается оценкой состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, нервной системы.

2) Принцип единства диагностики и коррекции. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами.

3) Принцип целостного изучения всех психических характеристик. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого - его личности, интеллекта и поведения.

4) Принцип личностного подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми придается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

5) Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник - то в контексте игровой деятельности, если школьник - в учебной.

6) Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении.

7) Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение обследуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов обследования. В этом случае особенно ценно взглянуть на одни и те же факты под разным углом зрения, выявить пробелы в полученной информации с тем, чтобы, восполнив их, составить адекватную картину психического статуса ребенка.

8) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям. но был проведен анализ процесса выполнения заданий - способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.

studfiles.net

Диагностика развития речи у дошкольников

Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Итак, речь — это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.

Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте

Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.

Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то они могут быть следующими.

  1. Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
  2. Интонации несовершенны.
  3. Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
  4. Неточности в числах и падежах при объединении слов.
  5. Пропуски отдельных членов предложения.
  6. Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.

Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.

Речевое развитие дошкольников среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте речь детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.

На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.

Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте — это ее неустойчивость и подвижность.

У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.

Речевое развитие у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.

Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.

Главная особенность старших дошкольников — умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.

Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.

О диагностике речевого развития

Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.

Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:

  1. Образовывать наименования детенышей животных в разных числах, логично объединять части речи, строить предложения по картинкам – как простые, так и сложные.
  2. Произносить звуки, изменять интонацию предложений, контролировать силу и громкость голоса.
  3. Давать ответы на вопросы, составляя краткий рассказ на основе картинки, пересказывать сказки, рассказывать о пережитом, использовать слова из категории речевого этикета.

В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:

  1. Понимать значение антонимов и синонимов.
  2. Использовать в речи многозначные слова.
  3. Сравнивать слова по признакам предметов.
  4. Объединять названия животных с названиями детенышей.
  5. Пользоваться глаголами в повелительном наклонении.
  6. Изменять падежи, род, числа существительных.
  7. Строить разные по сложности предложения.
  8. Рифмовать слова, часто не имеющие смысла.
  9. Контролировать интонацию, скорость речи и силу голоса.
  10. Пересказывать и составлять рассказы по картинкам, делая собственные выводы.
  11. Использовать вежливые слова.

В старшем дошкольном возрасте дети способны:

  1. Подбирать подходящие по смыслу слова.
  2. Использовать в речи слова с похожими и противоположными значениями.
  3. Различать обобщающие понятия.
  4. Использовать и искать однокоренные слова.
  5. Создавать сложные формы как повелительного, так и сослагательного наклонения.
  6. Составлять предложения разных видов.
  7. Различать парные звуки.
  8. Контролировать силу голоса и интонацию.
  9. Искать похожие по звучанию слова.
  10. Составлять рассказы.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.

Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.

rebenkoved.ru


Смотрите также