Этические проблемы суррогатное материнство


Этические проблемы «суррогатного материнства»

Л.Б. Ляуш, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова

В ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» представлен юридический порядок применения суррогатного материнства (далее — СМ), метода, далеко отстоящего от принципов этики и морали. Использование метода СМ сопряжено с рядом этических проблем:

— угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;

— разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи;

— сохранение тайны происхождения ребёнка;

— негативное влияние на психику потенциальных родителей;

— коммерциализация материнства (матка напрокат);

— купля-продажа детей.

Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.

Риск осложнения беременности у суррогатной матери ранним токсикозом беременных выше, чем у женщин, беременных генетически своим ребенком. При обычной беременности половина генотипа плода принадлежит матери, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью, у суррогатных матерей могут быть физиологически гораздо сильнее выражены чем у женщины, вынашивающей собственного ребенка[1].

Защитники СМ постоянно, говоря о сочувствии к женщине, потерявшей возможность (или изначально не имевшей) самой выносить своего ребенка, или о неповторимом счастье тех, кто обрел материнство с помощью суррогатного материнства, умалчивают про другую женщину – суррогатную мать. Как правило суррогатная мать во время и после передачи ребёнка родителям-заказчикам, т.е. после того как она отделена от своего ребёнка, испытывает сильнейшую психологическую травму. Суррогатная мать может глубоко привязаться к вынашиваемому ребенку в силу тесной биологической связи с ним в период его созревания. Разрыв связи с матерью, выносившей тего, приводит к глубокой психологической травме и ребёнка.

Более того, можно ожидать и принципиальное изменение со стороны психологического статуса женщины, которая носит ребёнка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать. Невозможность реализации естественных потребностей беременной матери, вызывает стресс, депрессию, психопатические реакции вредные, и женщине, и ребенку.[2] Под действием стресса, мозг суррогатной матери выделяет меньше гормонов эндорфинов, от количества которых зависит скорость обменных процессов и работа всех органов организма беременной женщины, а, следовательно, и состояние организма ребенка. По мнению акушера-гинеколога и перинатального психолога Новосёловой Е. Г. стресс во время беременности увеличивает риск как психологической ущербности ребенка в будущем, так и может приводить к физическим патологиям развития.[3]

Э. Сгреча и В. Тамбоне отмечают, что очевидная манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание, жизненное внутриматочное обеспечение от третьего лица — суррогатной матери, в будущем может иметь последствия и на психическом уровне[4]. Сравнение суррогатной матери с кормилицей и утверждение, что такого рода «помощь» не только допустима, но и является выражением альтруизма, крайне сомнительны, т. к. интенсивность отношений между суррогатной матерью и плодом и между няней и ребёнком в корне отличны.

Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.

В 1991 году Арлет Швейцер стала первой в США суррогатной матерью для эмбриона собственной дочери. Она родила через кесарево сечение двойню собственных внуков – мальчика и девочку[5]. Подобный случай был в Южной Африке: яйцеклетка молодой женщины (с врожденным отсутствием матки), оплодотворенная сперматозоидом её мужа, была пересажена в матку её матери — будущей бабушки. В приведенных примерах одна женщина одновременно и бабушка, и мать. Подобные ситуации порождают смешение, размывание понятий (мать, бабушка, сын, внук), традиционно служащих для обозначения кровнородственных связей. В ситуации утраты смысла и однозначности понятий дети могут стать жертвой личностного кризиса на почве недостаточной ясности их происхождения и отношений с тем или иным членом семьи[6]. Как повлияет на ребенка известие, что бабушка в тоже время доводится ему мамой? Как объяснить эту ситуацию ребенку, и сможет ли сам он внятно объяснить её учителям и одноклассникам, не превращаясь в мишень для насмешек?

Сохранение тайны происхождения ребёнка.

Не менее значима и проблема сохранения тайны происхождения ребенка. Те, кто был так или иначе причастен ситуации с СМ, признают, что буквально разрываются между необходимостью блюсти тайну и желанием открыть её. Специалист в области биомедицины И. Брек, задаваясь вопросом: «Что же предпочтительней для ребенка?», отвечает: «Без сомнения, не оказаться в такой ситуации».

Негативное влияние на психику потенциальных родителей.

Негативное влияние на психику биологических родителей может быть вызвано следующими причинами:

— опасение за расторжение договора суррогатной матерью или её исчезновение;

— страхи женщины, связанные с вынашиванием её ребенка другой женщиной (а не делает ли она что-нибудь неполезное ребёнку, не полюбила ли она его больше, чем я?);

— отсутствие гарантии того, что после рождения ребёнка биологические родители не будут подсознательно искать у него черты сходства с той женщиной, которая его носила, особенно, если например, возникнут проблемы в подростковом возрасте (“А это правда мой ребёнок? А может быть, все-таки не мой, потому что не я его носила?”).[7]

Коммерциализация материнства («матка напрокат»).

Если суррогатная мать — это мать (или родственница) бесплодной женщины, абсолютность альтруистических мотивов поступка несомненна. Это случай некоммерческого суррогатного материнства. Если же суррогатная мать — посторонняя женщина, то это случай коммерческой услуги. Коммерческие предложения для потенциальных суррогатных матерей сегодня уже открыто размещаются в газетных рубриках по предложению рабочих мест или газетах. Например,в газете «Куда пойти работать?» размещено объявление Московской клиники репродукции «ВИТА НОВА» с приглашением женщин в возрасте от 20 до 35 лет в качестве суррогатных матерей и доноров яйцеклеток за «гарантированную компенсацию до 900000 рублей».[8]

Купля-продажа детей.

Объектом договора купли-продажи является не только биологическая способность к деторождению суррогатной матери, но и сам ребенок.[9] Если бы объектом купли-продажи являлся только процесс вынашивания ребенка, то назначенная в договоре сумма должна была бы выплачиваться суррогатной матери в самом начале беременности в качестве «гарантии» пребывания ребенка в матке. Но то обстоятельство, что часть денег выплачивается лишь в конце беременности, после родов, указывает на то, что такой договор имеет своей конечной целью поставку произведенного «продукта», т. е. куплю-продажу детей. Если, к примеру, ребёнок имеет дефекты развития, заказчики могут от него отказаться: зачем выплачивать всю сумму за «продукт», не удовлетворяющий всем требованиям?

Суррогатное материнство – это явление с отрицательными последствиями для всех участвующих в данной сделке: и для суррогатной матери, и для ребёнка, и для потенциальных родителей.Существует ли реальная альтернатива данному явлению? Да. Это — такая открытая для многих бездетных пар возможность, как усыновление ребёнка, оставшегося без родителей. В этом случае «выигрывают» все: родители, получая долгожданного ребёнка, а дети — любящих родителей.

_____________

[1] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.

[2] Там же, с.54

[3] Там же.

[4] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.250.

[5] New York Times, 13 October, 1991.

[6] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. М.: «Паломник», — 2004, С. 260.

[7] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.

[8] Газета «Куда пойти работать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.

[9] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.251.

azbyka.ru

Суррогатное материнство. Проблемы суррогатного материнства

Цель, к которой во все времена стремятся практически все супружеские пары, – это рождение и воспитание детей. Для многих эта цель самая главная в жизни, ради осуществления которой люди идут на самые непредсказуемые поступки, которые могут перечить всем моральным, этическим и правовым нормам, ведь, по статистике, около 20 % пар не имеют возможности родить собственных детей. В крайних случаях пары прибегают к услугам суррогатных матерей, в результате чего возникают разного рода проблемы суррогатного материнства.

Эта проблема как в мире, так и в России с каждым годом только набирает обороты. Она становится все более актуальной с медицинской, этической, правовой, моральной точки зрения. Это суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе его осуществления и после, могут иметь негативное влияние не только на суррогатную мать, но и на генетических родителей, и на ребенка.

Сущность явления

Суррогатное материнство – это оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка, которое происходит согласно договору, заключенному между потенциальными будущими родителями и суррогатной матерью. При этом для оплодотворения женщины берутся половые клетки будущих родителей, для которых по медицинским показаниям невозможно рождение ребенка.

Суррогатная мать по сути – это та женщина, которая согласна быть оплодотворена клетками мужчины и женщины (будущих родителей), выносить, родить и передать ребенка в руки законных родителей.

Крайней мерой, к которой прибегают супружеские пары, является услуга суррогатного материнства.

Многоаспектность проблемы суррогатного материнства

Как суррогатное материнство, так и другие виды репродуктивных технологий, которые в современное время помогают многим парам наслаждаться радостью отцовства и материнства, имеют и существенные недостатки, и значительные преимущества.

Конечно же, бесплодные пары используют все методы репродукции ради счастья, которое приносит детский смех в дом, в том числе и как крайнюю меру суррогатное материнство.

Проблемы, которые возникают вследствие распространения и внедрения современных методов зачатия и рождения детей, также имеют значительное влияние на моральное, этическое и социальное благополучие общества. Современные пары при этом до конца не осознают всех тех проблемных аспектов, которые возникают впоследствии, и, конечно же, не могут и даже не хотят оценивать всего того, к чему ведет использование таких методов.

Правовое регулирование суррогатного материнства в России

Правовому регулированию в России отведена немалая роль, ведь регламентируется оно не одним законодательным актом и документом. Это статьи в Семейном кодексе РФ, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закон «Об актах гражданского состояния», приказ Минздрава РФ «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Чтобы зарегистрировать ребенка, который был рожден путем суррогатного материнства, необходимы следующие документы:

– свидетельство о рождении из медицинского учреждения;

– согласие суррогатной матери;

– справка из клиники о проведении ЭКО.

Проблемные аспекты суррогатного материнства

Существуют противники методов репродукции, которые в особенности выделяют и суррогатное материнство. Проблемы, которые при этом возникают, носят разносторонний характер:

– дети превращаются во что-то похожее на то, что можно продавать и покупать;

– возникают такие ситуации, в которых состоятельные пары или отдельные мужчины, женщины могут принимать в услужение не очень хорошо обеспеченных женщин, которые готовы ради денег на все, даже вынашивание и рождение детей, что совершенно противоречит природным инстинктам человека;

– суррогатное материнство становится так называемой работой по договору, поэтому у женщины мысли о заработке будут первоначальными, а соображения о пользе для себя, малыша и окружающих становятся второстепенными и как бы уходят на второй план;

– сторонницы феминистического движения отмечают, что суррогатная практика станет толчком к эксплуатированию женской половины населения;

– церковные служащие отмечают, что суррогатное материнство служит одним из толчков для отхода от гуманистического начала человека и от традиционной культуры, духовной и нравственной стороны человека;

Даже если в начале беременности женщина чувствовала, что без проблем и особого труда сможет отдать выношенного и рожденного ею ребенка, в течение 9 месяцев устанавливается очень тесная и таинственная связь между малышом и женщиной, которая выносила его. Для родившей становится настоящей психологической травмой передача ребенка в руки заказчиков. Вот это и есть настоящая открытая этическая проблема суррогатного материнства.

Государственные программы в решении проблем суррогатного материнства

Законодательство и все государственные программы направлены на то, чтобы уменьшить количество случаев суррогатного материнства, особенно тогда, когда сама женщина может выносить и родить собственного малыша:

– Заболевания матки, которые не дают возможности женщине выносить ребенка.

– Полное отсутствие матки после удаления.

– Привычные выкидыши, которые не могут быть вылечены никакими существующими медицинскими методами.

– Серьезные соматические заболевания сердечной системы, почек, печени, при наличии которых не только рожать, а даже беременеть сложно.

Проблемы правового характера суррогатного материнства, которые нарушают права биологических родителей

Существуют в России не только нравственные, моральные и этические, но и существенные проблемы правового регулирования суррогатного материнства. Такие недочеты делают уязвимыми в некоторых ситуациях суррогатных матерей, в других же – страдают пары или отдельные лица, которые нанимают женщину для вынашивания и рождения их ребенка. Среди таких проблем законодательного характера можно выделить:

1) Незаконные действия и вымогательства со стороны женщины, которая вынашивает и рожает ребенка. Ведь, исходя из законодательных актов, биологические родители могут записать себя законными и официальными родителями только после предоставления согласия со стороны суррогатной матери. Часто бывают случаи, когда такие родительницы, зная лазейки в законе, начинают требовать большие суммы вознаграждений, чем это было прописано в договоре между двумя сторонами, или недвижимое имущество.

2) Необходимым моментом также является создание законодательного акта, который бы защищал биологических родителей от вымогательств и недопустимых действий со стороны женщины, родившей ребенка. Ведь бывают случаи, когда суррогатные матери, которые вначале беременности были настроены честно передать ребенка, после родов резко меняют свое мнение (и это вполне объяснимо природными инстинктами) и начинают искать пути присвоения малыша. Могут они это делать даже после официальной регистрации ребенка, передачи суммы, которая им полагается по договору или имущества от законных родителей. При этом даже после выполнения всех условий договора женщине, родившей ребенка, суд может оставить малыша, а родители останутся и без денежных средств, и без ребенка.

Правовые проблемы со стороны суррогатной матери

Правовые проблемы суррогатного материнства могут возникнуть и со стороны женщины, которая родила ребенка при определенных условиях. К примеру, бывают случаи, когда рождается малыш с каким-либо отклонением, патологией или заболеванием и биологические родители отказываются забирать чадо и платить полагающиеся матери деньги. В таком случае суррогатная мать может остаться не только без денег, но и на руках с больным малышом с чужими для нее генами.

Так что проблемы суррогатного материнства в России имеют место, ведь законодательная база в нашей стране далека от совершенства. Эти проблемные аспекты требуют разумного, взвешенного решения специалистов, а не полного отказа узаконить данное явление, ведь случаев незаконного материнства суррогатным путем и так достаточно много. И хорошо, если люди могут согласно договору разрешить все проблемы и разойтись мирно, не ущемляя прав друг друга, но часто бывает наоборот.

Обвиняя также суррогатную мать в болезнях родившегося ребенка, нужно хорошо изучить информацию по этому поводу. Ведь с физиологической точки зрения во время беременности болезни не могут передаться от суррогатной матери плоду, их кровь не соприкасается. Все внешние и внутренние данные, черты характера определяются только на генетическом уровне. Негативно может сказаться только состояние беременной женщины на малыша, ее психологическое и физическое здоровье, но, как правило, все эти факторы тщательно проверяются до наступления беременности.

Проблемы суррогатного материнства этического характера

В законодательстве РФ существует ряд законов, которые регулируют отношения в рассматриваемой области. Хотя моральные и этические проблемы суррогатного материнства далеки от каких-либо правовых норм.

Среди этических проблем, связанных с использованием суррогатного материнства, выделяют:

– возможны психические и физические проблемы для суррогатной матери и ребенка, который находится в утробе;

– нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях;

– необходимое обеспечение таинственности происхождения ребенка;

– нарушение психики у настоящих потенциальных родителей;

– коммерческая сторона материнства (использование органа – матки - для получения выгоды);

– купля-продажа детей.

Проблемы физического и психического характера для суррогатной матери и ребенка

Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).

Психологическая травма суррогатной матери и ребенка

Моральные проблемы суррогатного материнства также имеют широкое распространение. Несмотря на то, что защитники репродуктивных методов говорят лишь о том, что:

1) Женщины, которые не имеют шансов выносить и родить собственного ребенка, только благодаря суррогатному методу могут насладиться счастьем материнства.

2) Ни с чем не сравнимая радость рождения генетически собственного ребенка.

Они умалчивают, как правило, о том, что существуют колоссальные психологические проблемы, ведь женщина, которая выносила и родила ребенка, и без того испытывает послеродовую депрессию из-за резкого изменения гормонов, а суррогатная мать должна передать малыша в руки родителей-заказчиков, что чаще всего вызывает огромную травму психологического характера. Ребенок при разрыве с женщиной, которая выносила его, также страдает, ведь на протяжении 9 месяцев они были связаны.

Нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях

Есть примеры, когда бабушка вынашивает и рожает внука или внучку, выступая при этом суррогатной матерью. В таких случаях одна и та же женщина выступает и матерью, и бабушкой, что нарушает кровнородственные связи и обозначение общепринятых понятий. Возникают этические проблемы суррогатного материнства. Биоэтика в таких случаях нарушается, и страдают дети, которые до конца не могут понять своего происхождения и понятия, кто есть кто в семье. Часто возникают вопросы у ребенка, кто есть кто: мама или бабушка. Хотя возможно, лучше сохранить происхождение в тайне, но и это в реальной жизни далеко не всегда так просто.

Обеспечение таинственности происхождения ребенка

Этические проблемы суррогатного материнства также состоят в сохранении тайны о том, каким путем был выношен и рожден ребенок, о его происхождении. Ведь те, кто заключал договор о суррогатном материнстве и пережил весь этот процесс в роли суррогатной матери или биологических родителей, не понаслышке знают о том, как нелегко сохранить тайну происхождения малыша. Проблемы суррогатного материнства в России еще больше усугубляются из-за особенностей менталитета, ведь нашим людям так тяжело молчать и не распространять сплетни.

Нарушение психики у биологических родителей

Негативно влияет на психику и генетических родителей суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе, носят психологический характер и состоят в том, что:

– суррогатная мать может отказаться от оказания услуг, забрав предоплату, и исчезнуть из страны;

– страх генетической матери, которая не может знать о том, в каких условиях пребывает ее малыш и нет ли негативного воздействия на плод. В любом случае у нее нет возможности контролировать суррогатную мать;

– после рождения малыша часто родители начинают искать сходства с женщиной, которая выносила для них ребенка, и опасаться, что она могла что-то ему передать.

fb.ru

Правовые и этические проблемы суррогатного материнства в России

Главная / Суррогатное материнство

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические и моральные проблемы

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом договора является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества. Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.
По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Читайте также:  Основные пункты договора суррогатного материнства

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское законодательство, касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

ekomed.info

Нравственные проблемы суррогатного материнства

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминисткисчитают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

В социальной концепции[5]Русской Православной Церквисуррогатному материнству даётся следующая критическая оценка: «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [18].

Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребёнка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы [16].

Приведу слова иеромонаха Димитрия (Першина), который является председателем комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, членом экспертной рабочей группы при комитете по охране здоровья Госдумы РФ. «Суррогатное материнство, когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам. Среди моих знакомых более 10 бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и родили собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усыновленных малышей. Вот путь к спасению» [22].

Что говорит по этому поводу главный раввин России:

«Первая заповедь, которую Бог дал человеку, – «Плодитесь и размножайтесь». Чтобы выполнить эту заповедь, в семье должны быть как минимум один сын и одна дочь. Если выполнить эту заповедь традиционным путем не получается – религия разрешает искать другие способы родить детей, в том числе суррогатное материнство. Но тут возникает следующий вопрос: кто может быть суррогатной матерью? Например, нельзя взять суррогатную мать из числа родственников, потому что в этом случае нарушается запрет на кровосмешение – в иудейской религии он весьма жесткий. Нельзя также, чтобы суррогатная мать была замужем – это нарушает заповедь супружеской верности. Не менее важен юридический аспект проблемы. Кто является матерью: та, которая дала свою яйцеклетку для оплодотворения, или та, что выносила плод и родила? Кто является родственниками младенца – родные «законной» матери или матери суррогатной? Это очень серьезные вопросы, от них будет зависеть, кому наследует родившийся ребенок, с кем ему можно вступать в брак, когда он вырастет… Именно поэтому необходимо проконсультироваться у раввина, который специализируется на проблемах семейного права. Если у супругов действительно нет иного выхода, кроме как прибегнуть к искусственному оплодотворению, – раввин поможет им подобрать такой вариант, который не будет сопряжен с нарушением заповедей и одновременно не создаст правовых проблем ни родителям, ни ребенку» [22].

Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью

Буддисты считают, что сознание не производится мозгом, оно существует всегда и само по себе. Когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, в этот момент сознание соединяется, связывается с будущим телом, и уже тогда появляется живое человеческое существо. Учение о карме мотивирует буддистов действовать так, чтобы приносить счастье, радость, свободу и защиту существам, любить и сочувствовать им, и не совершать действий, приносящих страдание. Рождение и воспитание ребенка считается одной из буддийских добродетелей. Если люди дают возможность человеческому существу прийти в мир, заботятся о нем, то совершают очень позитивное действие. Если по состоянию здоровья нет возможности иметь детей естественным путем, можно усыновить ребенка, от которого отказались родители, и вернуть ему счастье в семье. Кроме того, человек может воспользоваться всеми достижениями современной медицины для зачатия и вынашивания плода. Все пути возможны, и буддизм положительно относится к научным и технологическим открытиям, если они уменьшают физические и психические страдания существ и увеличивают количество их счастья. Социальные стереотипы не так важны, как индивидуальное счастье человека. Буддизм очень терпим не только к образу мыслей людей, но и к их поведению для достижения своих целей, если это поведение не ограничивает и не доставляет страдания другим людям. Конечно, воспитание ребенка в полной семье лучше, чем в неполной. Естественное зачатие и рождение лучше, чем что-то искусственное, но условия у разных людей разные. Поэтому необходимо действовать так, чтобы доставить максимум счастья максимальному числу людей [22].

studfiles.net


Смотрите также