Формирование связной речи


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Формирование связной речи

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Л. Н. Ефименкова в своей работе «Формирование речи у дошкольников» делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта. В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

1)пересказ рассказа по наглядному действию;

2)рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

3)пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

4)пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

5)составление рассказа по серии сюжетных картин;

6)пересказ рассказа по сюжетной картине;

7)рассказ по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям и навыкам построения связного высказывания, включающего элементы творчества, например такие, как придумывание рассказов, сказок.

Изучение состояния связной монологической речи детей с ОНР проводится в подготовительной группе детского сада с целью выявить готовность детей к речевому творчеству в процессе связных высказываний.

К этому времени дети с той или иной мерой успешности могут передать содержание сюжетной картины, серии сюжетных картин, литературных текстов, описать любимую игрушку или знакомый предмет.

При оценке готовности к творчеству детей учитывается следующее:

-   правильно ли передается замысел рассказа;

-   какова степень точности в обрисовке персонажей;

-   каковы самостоятельность и логическая последовательность изложения;

-   какие используются художественные средства;

-   использование интонационной выразительности (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).

Для выявления особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания.

1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.

2.Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

3.Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.

(«Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо слова летают другие, более характерные слова: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

4.        Пересказать короткий текст. Для оценки возможностей пересказа используется рассказ Л. Н.Толстого «Катя и Маша». Предлагаются следующие варианты творческих заданий:

-придумать продолжение событий;

-  инсценировать рассказ;

-  ввести новые персонажи.

5.        Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.

Дети с ОНР к концу первого года обучения в логопедической группе имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Объем понимания обращенной речи близок возрастной норме, дети владеют развернутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается аграмматизм, формирование связной речи значительно отстает.

Дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.

В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.

Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, лишние привнесения, затрудняются в выборе необходимого слова.

Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план; другие сводят описание к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета. Словарь детей ограничен, фраза аграмматична.

Дети достаточно хорошо владеют обиходно-бытовой речью, но испытывают затруднения, в большей или меньшей степени, при пользовании описательно-повествовательной речью.

Исходя из данных обследования детей разрабатываются основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в подготовительной группе, на втором году обучения.

Обучение рассказыванию с элементами творчества начинается сразу после того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений.

Подбираются задания:

1.Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).

2.Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т.д.).

4.Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).

5.Составление предложений со словами из числа названных логопедом (мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигает их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, в котором выделяются начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

У детей III уровня речевого развития словарный запас приближается к возрастной норме (2,5 — 3 тысячи слов). Однако в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий и их признаков.

Дети испытывают трудности при усвоении значения и назывании:

-   частей предметов и объектов (кабина, сиденье, брови, ресницы, грива, копыта);

-   глаголов, выражающих оттенки действий {лакает, лижет, грызет, откусывает, жует заменяются словом ест);

-антонимов (гладкий—шершавый, храбрый—трусливый, глубокий—мелкий, густой—жидкий и т.д.);

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный).

Говоря об особенностях усвоения грамматического строя, необходимо отметить ошибки:

-   в употреблении предлогов в, к, с (со), из-под, из-за, между, через, над («Платок лежит кармане». «Мама взяла книгу от полки». «Мальчик подошел шкафу», «Кошка вылезла из-под кровати» и т.д.);

-   в связях различных частей речи («Подошел к два коня». «Заботился о ежика». «Наблюдали за обезьяны»);

-в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать». «Почему что ежик кололся». «Почему что девочка и плачет»).

Связной речи свойственны все перечисленные особенности, включая и фонетические нарушения. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. В них отражаются внешние, поверхностные впечатления и отсутствуют причинно-следственные отношения. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Рассмотрим процесс формирования описательно-повествовательной речи у детей III уровня общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок. Виды работ представлены в приложении 6.

Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с неодушевленными предметами (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) На картинках изображена, как правило, обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4 — 5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке, правильно употребляя глагол. Далее переходят к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

Проделанная работа позволяет перейти к очередному виду занятий, а именно к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей картинке. Такая работа способствует уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической последовательности излагать увиденное.

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим установить последовательность событий, а то и представить свой образец рассказа.

Уже на самых первых этапах обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи. Например, можно предложить ребенку восстановить рассказ по отработанной на предыдущем занятии серии без предъявления одной — двух картинок, включить себя в число действующих лиц, построив рассказ от первого лица, сделать себя главным участником изображенных событий, затем предложить группе детей инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников, дополнительные действия. (Например, при работе с серией «Петя и волки» дети вводят других героев — друзей, которые хотят проводить его через лес, предлагают мальчику остаться в поселке, подождать взрослых, обратиться за помощью к охотникам и т.д.)

Более сложным видом инсценировки серии картинок может служить пантомима. Этот вид работы всегда сопряжен с трудностями, так как изображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем детям.

Творческим видом работы является составление детьми рассказа, опосредованно связанного с предложенной серией картинок. После предварительного разбора и составления рассказа по данной серии (например, по серии «Синички», состоящей из трех картинок: девочка зимой на кухне за столом предлагает синичкам чай) логопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необходимо зимой подкармливать птиц, и предлагают затем детям составить об этом небольшой рассказ.

Для формирования внутренней речи детей, которая программирует связное высказывание и сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы (исследования Л. С. Выготского), целесообразно в качестве заключительного этапа работы над каждой серией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это умение формируется у детей с определенным трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услышанные тексты.

Параллельно с работой по формированию умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок можно уже с первых занятий готовить детей к овладению высказыванием без зрительной опоры.

Начинать эту работу необходимо с подбора глагольного словаря к определенному существительному. Дети называют предмет, нарисованный на картинке, а затем вспоминают, придумывают и называют, что этот предмет может совершить (например: «Кошка спит, мяукает, царапает» и т.д.), т.е. отвечают на вопросы: что делает? или что умеет делать? После такой предварительной работы легче справиться с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому надо начинать с предметных картинок с изображением детей, затем взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы знакомые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных, но знакомых детям предметов.

Далее предметная картинка заменяется словом, дается задание: «Составьте предложение про кошку». Предложения, составляемые детьми, как правило, нераспространенные (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят). Следует учить детей распространять предложения, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или указать, где она находится (Кошка лежит на диване), или почему она это сделала. (Кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта наработка определенных речевых структур подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете.

Такая работа проводится систематически в рамках каждой изучаемой лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Животные» и др.).

Переходя к новой семантической группе слов, логопед и воспитатели помогают детям наводящими вопросами, как бы программируя рассказ о том или ином предмете, напоминая, что надо о нем сказать. Постепенно роль взрослых уменьшается, дети переходят к самостоятельному описанию предмета.

После того как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картинке, необходимо перейти к обучению составлять предложения и рассказы по двум или нескольким предметным картинкам. Большую помощь в этой работе оказывают фланелеграф и вырезанные по контуру изображения. Их можно использовать при моделировании на фланелеграфе различных вариантов действий в пространстве, что помогает детям развивать фантазию, творческое воображение. (Например, используются контурные изображения кошки, которая по забору подкрадывается к птичке, или забралась на забор, или хочет залезть в гнездо к птичке.)

По мере овладения навыком составления рассказа по картинкам предлагается составить рассказ по опорным словам, детям даются слова, сюжетно менее связанные, например: мальчик, трамвай, бабушка, девочка, арбуз, кухня.

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети должны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову.

Логопед и воспитатели на этом этапе стараются меньше помогать детям в построении рассказа, призывая их сочинять, фантазировать, привлекать свои знания об этих предметах.

Система работы по обучению рассказыванию по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на сюжет и без нее позволяет детям значительно расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемых в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность.

К числу таких заданий можно отнести приведенные ниже.

1.Составить рассказ о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенному на сюжетной картинке.

2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу (с опорой на картинку).

3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов рассказа на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.

4.Придумать сказку по предложенному сюжету.

М. М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. Используя усвоенное, они, проявляя творческие способности, вносят элементы нового.

Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятельность является лишь одним из условий, поддерживающих мотивацию.

Остановимся подробнее на формировании умений придумывать сказки.

Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета — важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумать сказку, рассказать так, чтобы она была понятна, включить в нее некоторые описания. Предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет побуждал работу воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.

studfiles.net

Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возрастапедагог развивает навыки диалога:

- учит слушать и понимать речь взрослого;

- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

- учит отвечать на вопросы воспитателя;

- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

- подготовка к восприятию текста;

- первичное чтение текста педагогом;

- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

- составление плана пересказа;

- повторное чтение текста педагогом;

- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

- научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

- научить детей передавать разговор действующих лиц;

- научить последовательно пересказывать текст;

- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

- драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группеосуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

- показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

- познакомить с картиной гостя.

В средней группестановится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группепоявляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

- узнавание игрушки по контуру;

- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

- выкладывание разрезных картинок по теме;

- игры с данной игрушкой;

- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрастедети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей 5-леток.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,

внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся);

можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Список используемой литературы.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
  6. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.
  7. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.

dohcolonoc.ru

Формирование связной речи дошкольников"

Особенности связной речи дошкольников

Связная речь - это... Связная речь дошкольников: развитие и формирование.

Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитостью речи, умением правильно и четко выражать свои мысли. Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку.

При рождении у ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов – правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог будущего успешного развития личности. Что же означает это понятие? Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли.

Виды речи:

 Выделяют два основных вида связной речи:

  • Монологическая.
  • Диалогическая.

Первая требует больших навыков общения. От того, насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут. От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и четко.

При диалоге обычно не применяются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности. Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Закладка речевых навыков:

Формирование связной речи происходит в несколько этапов. 1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звук.

В этот же период ребенку показывают предметы и называют характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап – предшкольный, от года до трех.

Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли.

К трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование падежей и рода.

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет.

Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи. Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Развитие связной речи дошкольников.

 После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с ним - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает.

Позже у малыша появляется желание поведать о чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди.

Так начинает закладываться монологическая форма речи. Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания.

Составляющие речи:

 Речь можно разделить на две составляющие:

  • ситуативную и контекстную.

 Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор.

Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации.

Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Контекстная речь: Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать контекстной.

Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает. Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные.

Связная речь определяется логичностью мыслей человека. Нельзя овладеть связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей.

Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.

По разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.

Основные виды формирования связной речи:

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик. Основные из них:

  • Развитие навыков диалога.
  • Пересказ.
  • Рассказ по картинкам.
  • Составление описательных рассказов.

 Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, - это диалог. Детей учат: Слушать и понимать речь взрослого. Общаться с другими детьми. Строить диалог с помощью ответов на вопросы. Повторять слова, фразы за воспитателем.

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости.

Для начала происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом.

Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и начинается пересказ.

 Дети младшего дошкольного возраста делают почти все вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа. Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Картинки – инструмент развития связности.

 Обучение связной речи происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках, не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста используются поштучные картинки с изображенными на них предметами. Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение.

С 4 лет ребенка учат составлять рассказ по картинке.

Это требует такой подготовки:

  • Рассматривание картинки.
  • Ответы на вопросы воспитателя.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ детей.

В процессе рассказа воспитатель подсказывает опорные слова. Он контролирует правильное направление речи.

К 5 годам детей учат составлять план и по нему рассказывать.

В 6-7 лет ребенок способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали. Рассказывая по картинке, ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед показанными событиями и может произойти после.

Воспитатель своими вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы картинки. При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим построением предложения, за достаточным словарным запасом. Особое внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения, употреблять синонимы и антонимы.

Рассказ-описание:

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение описывать конкретный предмет, ситуацию, время года.

В младшем дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке. Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки, материал, цвет.

Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие характеристики и противоположные.

 Составляются сюжетные рассказы, с включением в них описываемых предметов. Также дети в старшем дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

 Методика связной речи – мнемотехника.

Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей.

Символы, которыми кодируются слова, максимально приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких животных – лес.

Изучение идет от простого к сложному.

Дети рассматривают мнемоквадраты, позже - мнемодорожки с изображенными символами, значение которых им известно.

 Работа проходит поэтапно:

  • Изучение таблицы.
  • Кодирование информации,
  • преобразование представленного материала из символов в образы.
  • Пересказ.

С помощью мнемотехники усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

Уровни связности речи:

 После применения на практике различных методик в своей работе воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики, которые при работе с такими детьми будут более эффективными.

Связная речь дошкольников делится на три уровня:

  • Высокий уровень – ребенок имеет большой словарный запас, грамматически и логически правильно строит предложения. Может пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При этом его речь последовательна, интересна по содержанию.
  • Средний уровень – ребенок строит интересные предложения, имеет высокую грамотность. Сложности возникают при построении рассказа по заданной сюжетной линии, тут он может допускать ошибки, однако при замечаниях взрослых способен самостоятельно их исправить.
  • Низкий уровень – у ребенка возникают трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Речь его непоследовательна и нелогична, допускаются смысловые ошибки из-за трудностей построения связей. Присутствуют грамматические ошибки.

Заключение:

 Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

educator04-krgora-ds30.edumsko.ru

Развитие связной речи

Развитие связной речи.

1)Связная речь и ее задачи ее развития в ДУ.

Связная речь-завершающий этап в системе обучения дошкольников языку.В дошкольном возрасте она выступает в 2-х формах: диалог и монолог.

Понятие связное высказывание предполагает связанность, логическую целостность, структурное оформление,завершонность-это основные признаки текста.

Процесс создания связного высказывания делится на:

-внутреннее программирование;

-внешняя речевая деятельность(т.е. текст).

Задачи:

-учить детей выбирать содержание речи;

-учить подбирать наиболее точные слова для передачи мысли;

-учить составлять предложения разных типов;

-формировать умение использовать в речи речевые средства.

Формирование диалогической речи.

Более доступная форма речи для младшего дошкольника, которая состоит из коротких, простых, неполных предложений и подкрепляется неречевыми единицами.

Формируя диалог ,педагог решает следующие задачи:

-научить слушать и понимать обращенную речь;

-научить поддерживать разговор;

-умение культурно себя вести в процессе разговора.

Методы формирования диалога:

-разговор педагога с детьми;

-словесные поручения;

-дидактическая игра;

-речевые ситуации.

Фундамент диалога закладывается на 10 году жизни, когда используется вопрос «где?».к году появляются первые слова, а это значит, что начинает активизироваться работа по формированию диалога.

Обязательным методическим требованием является: в течении дня педагог обязан поговорить с каждым ребенком. Дети 3-х лет ,обычно, быстро отвечают на вопрос и убегает. Поэтому рекомендуется, с целью проведения диалога, использовать игрушки, картинки в процессе разговора.

Дети, которые плохо говорят, так же должны участвовать: педагог сам задает вопросы и сам отвечает.

Средства развития диалога:

-пересказ;

-игра-драмматизация;

-ролевая игра.

Недостатки в постановке вопросов в разговоре с детьми:

-вопрос чрезмерно сложный и без опоры на опыт ребенка;

- не всегда задаются вопросы с целью облегчить ответ ребенка;

-если отсутствует ответ на вопрос, и педагог начинает осуждать ребенка;

-когда задаются вопросы для пресечения нежелательных действий.

Беседа как средство развития диалогической речи.

Беседа-это основной метод развития диалога на занятиях.

Понятие беседа- организованный, целенаправленный диалог педагога с детьми на определенную тему.

В единстве с наблюдением беседа является самым эффективным словесным методом.

Цель беседы: уточнение, закрепление, углубление и систематизацию представлений и знаний дошкольников ,приобретенных исследовательским путем.

Беседа, как метод обучения, используется в старшей группе, а как индивидуальная беседа- со средней группы.

Тематика и содержание беседы определяется программой по ознакомлению с окружающего. Содержание может быть в виде обсуждения прослушанной сказки или рассказа, беседа по содержанию картин, видеоматериала и т.д.

Выбирая тему беседы ,педагог должен учитывать:

-знания по теме;

-практический опыт детей;

-круг интересов;

-уровень речевого развития.

Структура беседы зависит от темы и содержания, от возраста детей и уровня речевого развития.

Беседа представляет:начало,ход беседы, заключительная часть.

Методические рекомендации:

1)Начало-целесообразно начинать с конкретных образов или ярких воспоминаний, где основная цель вызвать желание у детей участвовать в разговоре.

2)Ход-должна раскрыть конкретный смысл беседы, педагог дает объяснение по ходу, обязательно подтверждает ответы детей, делает выводы, использует научные пособия.

3)Заключительная часть-обязательно связана с обобщающим выводом.

Целесообразно давать задания по теме следующей беседы.

Основные методические приемы беседы:

Вопрос.

1)Должен быть посильным, но в то же время не на столько облегченным, чтобы не заставит ребенка думать.

2)В беседе использовать репродуктивные и поисковые вопросы.

3)Вопрос может быть основной, наводящий или подсказывающий.

4)Задавая вопрос необходимо выдержать паузу, иногда повторить вопрос,иногда,для усиления внимания,предложить детям «о чем надо сказать».

5)В ответе должна быть связная речь.т.е. небольшое предложения, где дети высказываются по одному.

Монологическая речь. Особенности ее усвоения дошкольниками.

Обучение монологу обозначает умение узнавать и создавать текст.

Текст определяется как «завершонное,функциональное речевое целое».Поэтому характеристикой текста,т.е. монолога, должно быть:

-логика изложения;

-организация речевых средств;

-соответствие мотивам, целям и условиям общения;

-последовательное и соразмерное использование частей;

-содержательность и смысл.

В тексте связь может быть:

А)Цепная(Это-кошка. Кошка рыжая. У Мурки белые лапки, она любит молоко.);

Б)Параллельная(Это кукла маша и Даша. У Маши светлые и длинные волосы,а у Даши…)

Фундаментальные типы текста в ДУ.

1)Описание. Основная функция-отразить момент действительности и дать образ предмета.

Начинается с названия предмета – общая характеристика – предложения, которые уточняют общую характеристику – перечисление признаков – фраза, которая является в виде оценки описания.

В рассказе на первый план выходит сюжет,т.е. последовательность событий. Рассказ включает:диалог,прямая речь.

Схема рассказа: завязка – развитие действия- кульминация – спад действия.

Все части рассказа должны иметь свои признаки. В старшей группе рассказ должен быть более точным, конкретно соответствовать структуре.

Виды детского рассказывания.

В дошкольном возрасте дети овладевают двумя видами рассказывания: пересказ, рассказ.

Пересказ-связное восстановление прослушанного текста. Ребенок должен передать содержание, используя готовые речевые формы.

Рассказ-самостоятельно составленная, развернутая выкладка какого-нибудь факта. Он отличается самостоятельным выбором текста, выбором речевой формы; в нем находит отражение личный опыт и эмоциональное состояния ребенка.

В соответствии с основными типами текста рассказывание делится на:

-описание;

-сюжетный рассказ.

По содержанию рассказывание может быть:

-фактического характера(описание карин,игрушек);

-творческого характера(составление рассказа ребенком сказки, рассказ про главных героев картины, рассказ на предложенную тему).

Дошкольников учат составлять, вначале, повествовательные рассказы, где ярко прослеживаются признаки. Поэтапно осуществляется переход к творческим рассказам и в старшей группе рекомендуется использование приемов:

-образец педагога-краткое описание ,доступное для восприятия по содержанию и форме. Подбираются конкретные факты или события, используется живая речь, предложения краткие. Образец обязателен на начальных этапах обучения, а затем его связывают с планом рассказывания;

-план рассказа-это 2-3 основных вопроса, которые определяют содержание и последовательность рассказа.Постепенно,именно план становится основой рассказа и пересказа. На первых этапах при составлении плана, по картине или на предложенную тему, рекомендован коллективный разбор плана;

-окончание детьми рассказа педагога-этот прием нацелен на творческий подход и предполагает усвоение сложных грамматических конструкций предложения;

-составление рассказа по частям-это вариант используется при рассказах по картине или серии картин, где отдельные сюжеты рассказываются несколькими детьми, а затем педагог составляет из них рассказ;

-оценка-это прием используется при составлении творческих рассказов в виде оценивания ребенка: как он раскрыл сюжет, его выразительные средства, структура предложении;

-вопрос-в обучении рассказыванию он занимает второстепенное место и используется в конце для уточнения или дополнения.

Пересказ.

Начинается с младшей группы с постепенным усложнением приемов пересказа. Рекомендуется начинать со сказки(особенно где есть прямая речь и фразеологические обороты, небольшой объем, простой сюжет).

Структура пересказа в младшей группе:

Прочитать несколько раз – ответы на вопросы – повторное чтение – совместный пересказ с педагогом – индивидуальные пересказ.

Незнакомые слова поясняются перед чтением или по ходу чтения.

Средняя группа.

Специально учат пересказу.

Структура занятия:

-вступительная беседа;

-чтение;

-2-3 вопроса для активизации и осмысления;

-повторное чтение;

-вопросы по содержанию;

-работа с иллюстрацией,обьяснение слов;

-чтение с установкой(«Слушайте внимательно,запоминайте,т.к. будете пересказывать.»);

-пересказ детьми.

Пересказ знакомого текста происходит по другой структуре:

-чтение(рассказывание);

-вопросы и объяснения;

-пересказ детьми.

Виды пересказа.

Совместный пересказ

Отраженный пересказ

Воспитатель : «Жили были….»

Дети : «…дед и баба.»

Воспитатель : «Жили были….»

Дети : «Жили были дед и баба.»

Старшая группа.

Дети 6-го года жизни, в соответствии с их речевым уровнем,уровнем интеллектуального развития,способностью фантазировать учатся рассказывать и пересказывать тексты более объемного содежрания и сложные по структуре.

Обязательным признаком пересказывания,является пересказ со словесным творчеством детей,поэтому различают виды пересказа:

-пересказ по рисункам детей;

-сюжетный пересказ по плану;

-пересказ по выбору ребенка;

-составление начала или конца предложенного текста;

-пересказ сказки по аналогии.

Для реализации поставленных задач, самым эффективным приемом является игра - драматизация.

На этом этапе чаще используются методические прием-оценка(это небольшой анализ и обсуждение педагогом и детьми рассказа ребенка).

Методика обучения монологам-описания.

Обучение описанию предметов, игрушек осуществляется во всех группах, но в младшей группе специальные занятия не проводятся(вводные элементы при рассматривании).

На таких занятиях первая задача-научить выявлять особенности объекта. При этом придерживаться принципа поэтапного обследования, т.е. от восприятия в целом до выделения существенных признаков.

При подборе игрушек, лучше использовать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду(такой подбор обеспечивает активизацию в словаре и связной речи на основе сравнения).

Обучение трехлеток проводится в форме дидактической игры(«Магазин»).

Процесс рассматривания объекта предполагает и ответы на опрос педагога, которые ,потом, выстраиваются в описание.

Специальные занятия по описанию начинаюся со средней группы.

Структура занятия:

1)Вводная часть(оснавная цель:заинтересовать детей,для этого практикуют предварительное самостоятельное рассматривание игрушек,действий с ними - 5-7 минут,чтение стишков,поешек,загадок,сюрпризный момент.)

2)Рассматривание объекта(рекомендовано первоначально использовать на занятиях предметы:комнатные растения, листья деревьев, посуда и т.д.)Этот процесс в виде рассматривания 2-х предметов ,одинаковых по названию, которые рассматривают поочередно+образец педагога рассказа о предмете+вопросы+рассказ педагога+повтор рассказа детьми.

3)Рассказы детей(предлагается самостоятельные рассказы-описания, где помощь в виде вопроса или подсказки.)После 3-х рассказов-описаний, педагог опять повторяет свой образец. После каждого рассказа-описания, педагог дает оценку, которая должна быть содержательной и развернутой.

Старшая группа.

Занятия по описанию проводятся реже, но игрушки и предметы более сложные.

Целесообразно давать для описания группы предметов.

Эффективно, на фоне описания,давать задания,касающиеся местоположения и назначения.

Рекомендуется занятия проводить в форме дидактической игры(описание автобуса-проблемная ситуация в игровой форме.)

Самым эффективным приемом является описание по модели,которое бывает:

-предметное;

-предметно-схематическое;

-схематическое.

Методика работы с дидактической картиной.

Значение картины в обучении рассказыванию отличали Ушинский, Тихеева и др.

Успех обучения рассказыванию по картине зависит от понимания детьми сюжета(т.к. в основном, дети просто перечисляют объекты, плохо ориентируются в пространственном соотношении, с трудом понимаю эмоциональное состояние персонажей, как следствие-с трудом составляют рассказ.)

Методика предполагает специальные занятия по обучению рассказыванию по картине.

Младшая группа.

Сначала предлагают картины со знакомыми предметами, затем постепенно вводят простые сюжетные, с небольшим количеством персонажей.

Средняя группа.

Предлагаются картины так же простые по сюжету(именно этот подход позволяет научить выделять главное в картине,устанавливать связи между объектами картины,понимать мотивы действий персонажей.)

Старшая группа.

Картины с более сложным сюжетом или серия картин объедененных одной темой.

Одну картину можно ипользовать еа протяжении года,но ставить разные задачи.

Методика.

Этапы обучения рассказыванию по картине:

-подготовительный;

-самосояельное составление рассказа;

-самостоятельное составление сюжетного рассказа по серии картин.

Методические рекомендации:

1.В младшей группе использовать картины с целью развития:

-диалогической речи;

-обогащения и активизации словаря;

-воспитания ЗКР.

2.Во время рассматривания целесообразно читать стишки,загадки,небольшой рассказик(именно это активизирует внимание,память и речь детей.)

3.Чаще использоваь методический прием «Гости».

4.Особая роль отводится на подготовку детей к просматриванию и описанию картины т.е. используется вступительное слово о картине.

5.При обучении рассказыванию основным приемом является образец(8-10 предложений, которые отражают конкретный текст по картине.)

6.В средней группе используются разные варианты работы с картиной:

-коллективное составление рассказа по картине(педагог ставит вопросы, дети отвечают разными ответами, затем выбирают лучшие и по ним составляют рассказ.);

-окончание рассказа детьми;

-последовательное индивидуальное рассказывание по картине детьми.

7.В старшей группе не только описать или рассказать содержание, но и выйти за рамки изображенного (с той целью подбираются картины с выразительной сюжетной ситуацией+ставятся вопросы, которые затрагивают мотивы и действия персонажей, обстоятельства в которых происходит действие, окружающая природа и т.д.)

8.Обязательным компонентом рассказа является структура(завязка,кульминация,развязка).Этому способствует работа по серии картин.

9.Самым сложным является описание природы(пейзажные картины).Эта работа, в основном, сводится к анализу рассказа педагога: детям ставятся вопросы типа: «С чего я начинаю свой рассказ?», «Как я рассказала о ….?», «Что я сказала в конце ?».

Обучение рассказыванию из личного опыта.

Основными видами рассказов из личного опыта являются:

1.Рассказывание из индивидуального опыта.

2.Рассказывание из коллективного опыта.

Процесс обучения в методике рекомендовано особое внимание обратить на обучение рассказыванию о природе. В этом случае, в качестве основы используются разработки Н.Ф. Виноградовой.

Автор предлагает сюжетные и описательные рассказы, в основе которых лежит беседе; чтение литературы; рассматривание картин.

Структура предполагает несколько этапов занятия:

-объявление темы;

-краткая беседа(основная цель: обновить воспоминания детей);

-разбор коллективного плана рассказа;

-образец педагога;

-рассказывание детей.

В старшей группе в структуре занятия не дается образец.

Одним из вариантом рассказывания из личного опыта является составление детьми письма,которое записывает педагог. В этом случае вначале следует напомнить:

-обращение к адресату;

-составить устный рассказ содержания письма;

-грамматическое оформление письма.

Педагог предлагает план письменного рассказа и выбирает лучшие высказывания детей. На таких занятиях письмо прочитывается, а форма и содержание еще раз обсуждаются.

Методика обучения творческому рассказыванию .

В основе творческого рассказывания лежат следующие компоненты:

-должны быть сформированы механизмы сочинительства;

-наличие связной речи;

-соответственный уровень ассоциативного мышления.

Задачи обучения творческому рассказыванию проводятся в старшей группе, но подготовка начинается раньше.

Творческие рассказы принято классифицировать в зависимости от использования материала:

1. Творческие рассказы на наглядной основе:

-рассказы по сюжетно-игровому оборудованию;

-сюжетный рассказ об игрушке, предмете;

-придумывание начала или конца сюжета изображенного на картинке;

-описание природы.

2. Творческие рассказы словесной основе:

-придумывание конца или начала рассказа за педагогом;

-рассказывание на тему предложенную педагогом;

-самостоятельное составление рассказов детьми.

Методические рекомендации.

1.Обучение начинается с рассказов на наглядной основе, где наиболее легким вариантом является рассказывание с элементами творчества-рассказ об игрушке или предмете.

Постепенно включают рассказы по сюжетно-игровому оборудованию.

2.разновиностями рассказов на наглядной основе могут быть рассказы-инсценировки(в этом случае педагог объясняет иает образец типа: «Надо рассказать…».)

3.Рассказывание по картине имеет свою специфику:

-необходимо освещать те события, которые предшествуют изображенному на картине;

-требовать более детального описания момента, зафиксированного на картине;

-осветить последующие возможные события сюжета картины.

Весь процесс работы предлагается использование различных вопросов.

4.Наиболее трудным является рассказывание о природе. Методика таких занятий предполагает подготовительную работу: научить детей рассказывать про одну конкретную пору года по схеме: погода – растения - животные - труд людей. Далее вся работа строится на сравнении всех этих компонентов, но особое внимание уделяется природным явлениям.

5.Обучение рассказыванию на словесной основе-это 2-ойэтап работы, где вначале используют вид рассказывания: «Продолжи рассказ или сказку», начатую педагогом.

При устном творческом рассказывании обязательно обращается внимание на структуру рассказа(выразительность,завязка,кульминация,завершение действия).

6.В конце старшей группы предлагается рассказывание по плану(план намечает последовательность, а развитие сюжета должны придумать сами дети. План дается не по пунктам, а в игровой форме: «Сначала расскажите о….,потом придумайте, что случилось…..»)

Разновидности работы по плану могут быть:

-рассказ по литературному образу(предлагается заменить героев ,сохранив сюжет или наоборот);

-рассказ на тему скороговорки(дается скороговорка и предлагается сочинить рассказ).

7.Самостоятельное составление творческих рассказов(этот вариант рассказывания предпологает,что реенок самостоятельно должен рассказать об условиях,героях,определить и раскрыть ход событий..придумать конец рассказа)

В настоящее время самым эффективным является обучение творческому рассказыванию по методике В.М.Дьяченко.Методика предполагает задание в 3 этапа:

-с3-х лет предлагать в качестве моделей геометрические фигуры разного цвета и палочки разной длинны, дети должны придумать на что или на кого они похожи, постепенно ответ должен быть в виде фразы.

-4 года-вводятся элементы моделирования персонажей сказок.

-в старшей группе-используется развернутое моделирование, когда на основе разнообразных геомерически фигур составляется творческий рассказ

studfiles.net


Смотрите также