Гиперактивный ребенок что это такое и как лечить


Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Детская гиперактивность проявляется в неспособности усидеть на месте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

www.o-krohe.ru

Ошибки диагностики и реалии лечения гиперактивности у ребенка

Гиперактивность у детей – это состояние, при котором возбудимость и активность ребенка значительно превышает норму. Если такое поведение создает проблему для других, гиперактивность можно трактовать как психологическое расстройство.

Признаки гиперактивности ребенка

Синдром гиперактивности может быть вызван родовой травмой, преждевременными или трудными родами. В некоторых случаях причина гиперактивности связана с инфекционными заболеваниями, свинцовым отравлением, неправильным или плохим питанием.

Статистические наблюдения показывают, что синдром гиперактивности встречается в 4 раза чаше у мальчиков, чем у девочек. Как правило, это вызвано тем, что мальчики рожаются крупнее, а мозг у них развивается позже. Соответственно, увеличивается риск получения родовых и внутриутробных травм.

Первые признаки гиперактивности ребенка могут проявиться в 2-3 года. Но родители обращаются к врачу только в 7-10 лет, поскольку именно в этом возрасте (начальные классы) от детей требуются усидчивость, сосредоточенность и самостоятельность.

к оглавлению ↑

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ)

Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания. Чтобы диагностировать СГДВ нужно наличие шести из девяти признаков.

  • Гиперактивный ребенок с дефицитом внимания не способен долго сосредотачивать внимание на предмете и деталях.
  • Присутствуют небрежные ошибки, снижено избирательное внимание.
  • Ребенок несобран, не может выполнить задание до конца, не может сохранять внимание.
  •  Создается впечатление, что ребенок не слышит, когда к нему кто-то обращается.
  • Дети с СГДВ избегают и не любят задач, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Они легко отвлекаются на посторонний шум, часто теряют нужные вещи.
  • Гиперактивный ребенок испытывает трудности, связанные с организацией своей деятельности.
  • Он постоянно переключается с одного занятия на другое.
  • Склонен к повышенной забывчивости в повседневной жизни.
к оглавлению ↑

Гиперактивность и импульсивность

Гиперактивность у детей часто сопровождается импульсивностью. При этом ребенок при волнении делает интенсивные движения ногами и руками, ерзает на стуле, часто и резко поднимается с места. Такие дети могут вмешиваться в чужую деятельность и разговоры, не способны дождаться своей очереди в игре или любом другом занятии, часто выкрикивают с места.

к оглавлению ↑

Чем опасна гиперактивность

Гиперактивного ребенка ожидают большие трудности в школе. Дело в том, что дети с синдромом гиперактивности невнимательны, неусидчивы, быстро теряют интерес к любому занятию. Такое поведение привлекает внимание учителей. Ребенку постоянно делают замечания. Навыки письма и чтения у гиперактивного ребенка обычно значительно ниже, чем у сверстников. Из-за своей гиперактивности детям сложно адаптироваться в коллективе, найти общий язык с учителями и одноклассниками. Ребенок не может сконцентрировать внимание на объясняемом материале, с неохотой выполняет домашнее задание.

к оглавлению ↑

Правильная диагностика синдрома гиперактивности

Заподозрив какие-либо нарушения, родители должны обратиться к невропатологу для комплексного обследования. Иногда причиной повышенной возбудимости и активности может являться достаточно серьезное заболевание. Синдром ДВГ диагностируется в три этапа.

На первом этапе идет сбор информации. Врач-невропатолог расспрашивает родителей о течении беременности, о родах, заболеваниях, которые перенес ребенок и т.д. После этого специалист просит родителей дать оценку своему ребенку, и оценивает, как он себя ведет на приеме.

Второй этап обследования включает в себя тесты, по которым измеряются параметры внимательности. Такие исследования можно проводить, начиная с 5-6 летнего возраста.

Заключающий этап – аппаратное обследование. Чтобы точно диагностировать синдром гиперактивности требуется провести электроэнцефалографическое исследование или же исследование с применением МРТ, при котором регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Все проводимые процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. При выявлении гиперактивности требуется лечение, которое определяется исходя из совокупности полученных результатов.

к оглавлению ↑

Лечение гиперактивных детей

В настоящее время довольно остро стоит вопрос: нужно ли лечить гиперактивных детей? Одни считают, что психологическое состояние ребенка нужно подвергать «коррекции», адаптируя тем самым малыша к повседневной жизни. Другие склоняются к тому, что врачи-неврологи не правы в том, что назначают гиперактивным детям медикаментозное лечение.

Негативное отношение к медикаментозному лечению имеет свои причины. Дело в том, что в некоторых странах для того, чтобы вылечить синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) детям давали психотропные препараты ам­фе­та­мин­ово­го ря­да. И только потом были изучены все свойства этих медикаментов и выявлена сильная зависимость. Естественно, применение таких медикаментов в детской терапии встретило бурю протестов. В США до сих пор полностью не отказались от лечения гиперактивности амфетаминами. Поэтому большинство врачей, педагогов и родителей настроены против какого-либо лечения синдрома гиперактивности.

загрузка...

В нашей стране не зарегистрировано никаких препаратов, относящихся к амфетаминному ряду. Лечение проходит гораздо безопаснее. В детской терапии используется препарат ато­мок­се­тин, не относящийся к психотропным. Прием этого медикамента имеет ряд побочных эффектов и противопоказаний, которые указанны в аннотации. Принимать препарат нужно только по назначению и под наблюдением врача. Обычно первый эффект можно заметить уже через 4 месяца терапии.

Лечение детской гиперактивности возможно и другими способами. Весьма эффективно показывает себя ме­тод био­ло­ги­чес­ки об­рат­ной свя­зи. Ме­тод био­ло­ги­чес­ки об­рат­ной свя­зи (БОС) полностью не отменяет лечение, но позволяет снижать и корректировать дозы.

Любую терапию должна дополнять психологическая помощь родителей, педагогов и детских психологов. В школе, детском саду, кружках и секциях учителя и воспитатели должны учитывать особенности поведения детей с синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ).

к оглавлению ↑

Воспитание гиперактивного ребенка

Если вы воспитываете гиперактивного ребенка, придерживайтесь «позитивной модели». Дети с синдромом гиперактивности игнорируют замечания и выговоры, но чувствительны к похвале. Подчеркивайте все его хорошие поступки и успехи.

Постарайтесь избегать категорического «нет». Если вы запрещаете что-то ребенку – объясните, почему вы так решили. Приучайте ребенка выполнять часть домашних дел. Начните с самого простого: выгулять собаку, полить цветы, сходить за хлебом и т.д. Если задание уже поручено – не выполняйте его за ребенка.

Заведите тетрадку, в которой отмечайте вместе с ребенком его успехи в школе и дома. Такой дневник самоконтроля будет являться наглядной картиной происходящего. Отмечайте в дневнике поступки какими-то знаками или балами. Поощряйте ребенка за полученную хорошую «отметку» в дневнике самоконтроля. Но следите за тем, чтобы поощрение не стало главной мотивацией в работе. Тут нужно видеть четкую границу, иначе ребенок, не получив стимула может отказаться от выполнения любой работы.

Ставьте перед ребенком те задачи, с которым он в состоянии справиться. Не завышайте и не занижайте свои требования. Не следует навязывать слишком жесткие правила. Ваши просьбы и указания не должны звучать в приказном тоне.

Больше времени проводите с ребенком. Вызывающее поведение гиперактивных детей – это их способ привлечь к себе внимание. Учите ребенка правильно общаться с окружающими, знакомьте с правилами поведения в общественных местах. Прием пищи, подъем, отход ко сну, прогулки и игры должны быть по расписанию. Поддерживайте правильный распорядок дня и поощряйте ребенка за его соблюдение.

Ваш дом должен иметь спокойную обстановку. Если позволяет жилплощадь, предоставьте ребенку отдельную комнату, в которой должно присутствовать минимальное количество предметов. Цвет обоев должен быть однотонным и успокаивающим. Приветствуется наличие спортивного уголка сл шведской стенкой, перекладиной, брусьями и т.д. Это даст возможность ребенку выплескивать накопившуюся энергию, а также будет являться основой для здорового физического развития.

Не требуйте от ребенка высоких оценок. Достаточно иметь хорошие оценки по нескольким основным предметам.

Не используйте физическое наказание. Доверие между вами и ребенком должно основываться не на страхе, а на доверии. Детям важно чувствовать поддержку и помощь.

к оглавлению ↑

Видео о некорректных диагнозах и реальности

3ladies.su

Гиперактивность у детей: симптомы и лечение

Психомоторная гиперактивность у детей – это довольно распространенное расстройство. Мальчики страдают им в три раза чаще девочек. Гиперактивный ребенок нуждается в терпении и поддержке родителей, особенно, если такое состояние сказывается на поведении и успеваемости в школе. В связи с тем, что гиперактивность является распространенным явлением, стоит знать несколько советов о том, как вести себя с маленьким непоседой, и как помочь ему народными средствами.

Исследования показывают, что гиперактивность часто вызывается химическими пищевыми добавками. Младенцы имеют контакт с ними через молоко матери. Самые грозные враги – это консерванты, красители и ароматизаторы.

Если родители игнорируют проблему гиперактивности, ребенок может с течением времени стать неуклюжими, натыкаясь на предметы, а также страдать от дефицита внимания. Это может отрицательно повлиять на социальное развитие малыша, потому что такие дети часто проявляют себя с агрессивной стороны. Психомоторная гиперактивность может также повлиять на учебу и физическое развитие ребенка.

  • Симптомы
  • Чем опасна проблема гиперактивности?
  • Простые советы
  • Лечение
  • Заповеди для родителей
  • Симптомы

    Сначала перечислим физические симптомы, связанные с гиперактивностью:

    • долгосрочные проблемы со сном;
    • частые аллергии;
    • астма;
    • отсутствие аппетита;
    • головные боли;
    • боли в животе.

    Следует помнить, что есть разные степени гиперактивности. У младенцев, как правило, трудно заметить какие-либо симптомы этой проблемы. Но ваш ребенок может быть гиперактивным, если часто имеет колики, трудно поддается кормлению, плачет и много кричит, несмотря на кормление и родительскую любовь. Также он может часто пускать слюни, испытывать сильную жажду и очень мало спать. Некоторые гиперактивные дети спят только 3-4 часа в день. Некоторые родители знают, что их ребенок гиперактивный еще в первые несколько недель жизни, или даже до родов, если малыш часто бьется ножками в утробе матери. Многие гиперактивные дети не терпят, когда их носят на руках, обнимают или колышут, в отличие от обычных детей, которых эти действия успокаивают.

    Чем опасна проблема гиперактивности?

    Наряду с гиперактивностью часто появляются симптомы СДВГ – синдрома дефицит внимания и гиперактивности. Как правило, такие дети редко добиваются успеха в школе, на работе или в социальной сфере. Они часто встречаются с непониманием, отказом, и вынуждены постоянно противостоять неудачам. Трудно в таких условиях сохранить высокую самооценку. Негативная информация о себе становится обычным явлением. Исследования показывают, что дети с СДВГ в большей степени, чем их сверстники, рискуют получить психические расстройства и другие проблемы со здоровьем (как в детстве, и в зрелом возрасте). Риск осложнений высок даже среди взрослых, которые выросли с СДВГ.

    Вам будет интересно:   Лечение склеродермии народными средствами

    Осложнения СДВГ:

    • низкая самооценка;
    • депрессия;
    • тревожные расстройства;
    • повышенный риск совершения самоубийства;
    • зависимость от психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, наркотики);
    • антисоциальная жизнь;
    • конфликты со сверстниками и взрослыми;
    • конфликты с законом;
    • финансовые проблемы;
    • травмы;
    • ожирение.

    Поэтому, если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, необходимо сразу же предпринимать грамотные действия.

    Простые советы

    Итак, гиперактивный ребенок, что делать? Как только вы заметили тревожные симптомы, нужно пересмотреть диету малыша, исключив из нее продуктов с консервантами. Иногда у детей появляется аллергия на красители в продуктах питания, что является причиной гиперактивности. Обратите внимание, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, и какая пища была накануне. Обсудите это с врачом вашего малыша. Кроме того, ограничьте потребление сахара — некоторые младенцы плохо его переносят, становясь слишком взволнованными.

    Как успокоить гиперактивного ребенка?

    1. Убедитесь, что ваш ребенок спит достаточно долго. Уставший малыш может стать гиперактивными.
    2. Сделайте ему теплую ванну. Используйте мыло с лавандой, предназначенное для чувствительной детской кожи. Пусть ваш ребенок играть в воде, это позволит ему расслабиться и успокоиться.
    3. Пойте песни вашему чаду спокойным тихим голосом.
    4. Возьмите ребенка на долгую прогулку в коляске.
    5. Сядьте с ребенком в кресле-качалке. Если он начнет засыпать, переложите его в колыбель, чтобы малыш отдохнул.

    Лечение

    Лечение гиперактивности у детей требует от родителей терпения. Вы должны вести себя с ребенком очень деликатно, не срываясь на крик (и, конечно же, не предпринимая физические наказания). Всевозможные травы с успокаивающим эффектом помогут ребенку нормализовать сон и пищеварение. Это, в свою очередь, в целом улучшит поведение малыша.

    Дягиль

    Корень дягиля имеет успокаивающее действие, расслабляет гладкую мускулатуру (в том числе и в желудочно-кишечном тракте), помогает лечить пищевые расстройства у гиперактивных детей.

    Чтобы приготовить лекарство, соедините 1 столовую ложку измельченного корня со стаканом горячей воды; проварите на водяной бане эту смесь 20 минут, затем дайте ей постоять еще 10 минут, после чего процедите. Давайте ребенку по 1-2 столовой ложке этого отвара трижды в день. Очень скоро тревожные симптомы исчезнут.

    Шишки хмеля

    Шишки хмеля не только успокаивают, но и регулируют деятельность пищеварительной и мочегонной систем. Это растение также поможет в случаях, когда гиперактивность возникла по причине пищевой аллергии.

    Получение и применение. 1 столовую ложку шишек хмеля берут на 1 стакан воды; смесь варят 1-2 минуты на среднем огне, затем настаивают в течение нескольких минут и процеживают. Ребенку дают по столовой ложке отвара 2 — 3 раза в день.

    Вам будет интересно:   Симптомы и лечение отравления нитратами

    Зверобой

    Это растение также показывает себя только с лучших сторон. Оно успокаивает, нормализует сон, улучшает концентрацию внимания и память.

    Итак, если у вас под рукой есть зверобой, соедините 1 столовую ложку измельченной травы с 2 стаканами воды; эту смесь нужно варить 5 минут, затем отложить в сторону на 10 минут и процедить. Ребенку дают по 1-2 столовых ложки отвара зверобоя трижды в день перед едой.

    Цветки лаванды

    Цветки лаванды также помогут вам лечить чрезмерную активность малыша, убрать психосоматические симптомы (боли, тошноту, рвоту), успокоить психику. Получение и применение. 1 столовую ложку цветков лаванды соедините со стаканом кипятка и накройте крышкой. Пусть смесь постоит 10 минут, затем процедите ее. Давайте ребенку по столовой ложке лекарства утром и вечером.

    Травяные сборы

    Травяные сборы отличаются более интенсивным действием. Вот рецепт:

    • Шиповник — 100 г;
    • Цветки ромашки — 100 г;
    • Листья мелиссы — 50 г;
    • Трава тысячелистника — 50 г;
    • Корень дягиля — 50 г;
    • Зверобой — 50 г;
    • Шишки хмеля — 20 г;
    • Корень валерианы — 20 г;
    • Листья мяты перечной — 20 г.

    Приготовление настоя: травы тщательно перемешать, 1 чайную ложку сбора заварить в стакане кипятка, подержать под крышкой 20 минут, затем процедить и давать ребенку по столовой ложке в теплом виде 2 раза в день.

    Вот еще одна разновидность успокаивающего сбора:

    • Корень валерианы — 30 г;
    • Трава мелиссы — 10 г;
    • Лист мяты — 20 г;
    • Цветки лаванды — 10 г;
    • Трава зверобоя — 10 г.

    Чтобы приготовить лекарство, две столовых ложки травяного сбора заварите в ½ литра горячей воды, дайте настояться в течение четырех часов, затем половину жидкости перелейте в другую посудину. Оставшееся снадобье прокипятите несколько минут, затем снова соедините жидкости вместе и процедите. Давайте ребенку это лекарство 2 раза в день по ¼ стакана — утром натощак и вечером перед сном.

    Расслабить нервную систему можно также путем комбинирования теплых ванн и массажей тела. Желательно добавить в воду для ванны такие целебные травы:

    • Аира корневища — 60 г;
    • Кора ивы — 20 г;
    • Плоды можжевельника — 20 г.

    Эту смесь соедините с 3 литрами воды, проварите на среднем огне 5 минут (накрыв посудину крышкой), дайте постоять отвару 15 минут, затем процедите и влейте в ванну, заполненную теплой водой. Жмых из этих трав положите в холщовый мешок и также добавьте в воду для купания. Пусть ребенок полежит в такой ванне 15 минут, затем помогите ему вытереться и уложите в постель. Ванны повторяйте каждый на протяжение месяца.

    Вам будет интересно:   Как лечить дистимию

    Заповеди для родителей

    Важно лечение не только симптомов гиперактивности, но и его причины. Тут без психологической составляющей не обойтись.

    1. Прежде всего, гиперактивный ребенок нуждается в вашем понимании. Ему приходится сложнее, чем большинству сверстников. Помните, что проблемы с поведением препятствуют нормальной жизни малыша. Помогите ему найти друзей, добиться успеха в школе, услышать похвалу от окружающих. Не забывайте сами часто его хвалить.
    2. Введите четкий распорядок дня. Большинству детей нравится устойчивый ритм дня, когда они знают время для сна, приема пищи, прогулок. Поэтому составьте режим и постарайтесь его придерживаться.
    3. Сократите количество стимулов. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, поэтому постарайтесь, чтобы ваш дом был тихим. Избегайте громкой музыки, не приглашайте много гостей и старайтесь пореже включать телевизор или компьютер. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок делал одно дело – то есть, при чтении не разрешайте ему читать или смотреть телевизор, при выполнении уроков выключайте музыку.
    4. Говорите четко. Вместо того, чтобы порицать («Опять у тебя в комнате грязно!»), выражайте четкие просьбы («Застели постель»). Вместо фразы «Ты неуклюжий!» говорите «Держи чашкой за ушко». Следите, чтобы ваши просьбы выполнялись.
    5. Займите своего малыша. Дети ведут себя гиперактивно, когда им скучно, или когда родители мало на них обращают внимания. Поэтому будет хорошо, если вы займете своего малыша интересными занятиями. Сразу после завтрака отправляйтесь на прогулку, запишите ребенка на спортивную или танцевальную секцию.
    6. Будьте терпеливыми. Это нелегко. Но крики и наказания только усиливают напряженность. Попробуйте похвалить и поощрить своего ребенка за хороший поступок, а вот на плохие выходки не реагируйте (в пределах разумного).
    7. Организуйте рабочую зону гиперактивному школьнику. Когда ребенок идет в школу, он должен иметь строго организованное (с небольшим количеством объектов ) рабочее место. Лучше, если на столе будет находиться только калькулятор, лампа и контейнер для карандашей и ручек.
    8. Будьте гибкими. Гиперактивный ребенок требует установления четких правил, но чрезмерная строгость иногда бывает контрпродуктивной. Поэтому время от времени давайте ребенку расслабиться.
    9. Не вините себя. Неудивительно, что, если у вас дома живет вулкан энергии, временами вы сами становитесь импульсивной, и испытываете далеко не материнские чувства. Если вы когда-либо позволяете себе агрессивное отношение к малышу, постарайтесь простить себя, извиниться перед ребенком и жить дальше.

    Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

    nmed.org

    Народные методы борьбы с гиперактивностью у детей

    Лечить гиперактивных детей необходимо с раннего возраста. Если оставить патологию без внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией. В его взрослую жизнь войдет множество негативных проявлений, которые не позволят ему стать успешным человеком. Когда развивается гиперактивность у детей, лечение проводят комплексно. Для коррекции применяют психотерапию, лекарственные и народные средства.

    Что такое гиперактивность

    Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возбудимы сверх меры, чрезвычайно подвижны. Им сложно сосредоточиться на долгое время. Они испытывают трудности при управлении собственным поведением. СДВГ – следствие патологических изменений в организме ребенка, неправильного воспитания, нескорректированного поведения, нарушенной социальной адаптации.

    Различают три разновидности синдрома:

    • без признаков гиперактивности;
    • без симптомов дефицита внимания;
    • с дефицитом внимания (самый распространенный вид заболевания).

    Причины

    Гиперактивность развивается под влиянием следующих причин:

    1. Тяжелые роды (преждевременно отслоившаяся плацента, гипоксия новорожденного, стремительно прошедшие или слишком затянувшиеся роды).
    2. Выбор методов воспитания в семье: гиперопека, множество ограничений, неоправданная строгость, пренебрежение, бесконтрольность.
    3. Патологии органов чувств, эндокринные заболевания, вегетососудистая дистония.
    4. Наследственность.
    5. Стресс – конфликтная атмосфера дома, в детском саду, школе, в уличных компаниях.
    6. Расстройство сна.

    Симптоматика

    Далеко не каждый шалун – гиперактивный ребенок. Если подвижный малыш способен увлечься игрой на 10 минут и больше, СДВГ у него отсутствует.

    Общие симптомы заболевания:

    1. Малыш занимается одним делом менее 10 минут. Он моментально переключается с одной игры на другую.
    2. Ребенку сложно сидеть на одном месте, он испытывает потребность в постоянном движении.
    3. Малыш часто проявляет агрессивность.
    4. У него нарушен сон и расстроен аппетит.
    5. Ребенка удручают перемены, у него возникает неадекватная реакция на них. Он выражает протест, который проявляется сильным плачем или уходом в себя.

    Еще один характерный симптом гиперактивности – задержка речи.

    Подобные признаки проявляются у детей дошкольного возраста, до трех лет их считают нормой. Когда симптомы не исчезают после трехлетнего возраста, малыша надо показать врачу. На ранних этапах болезнь легче вылечить.

    Нельзя пускать проблему на самотек и надеяться, что к семи годам она исчезнет самопроизвольно. У детей школьного возраста СДВГ с трудом поддается лечению. К этому возрасту болезнь приобретает запущенную форму, выливается в серьезные осложнения.

    Диагностические симптомы

    Психологи ставят диагноз СДВГ, увидев следующие признаки:

    • невозможность сидеть смирно (малыш елозит, двигает ногами, руками, извивается);
    • нетерпеливость, отсутствие желания ждать своей очереди;
    • постоянное переключение с одного дела на другое;
    • чрезмерная болтливость;
    • отсутствие инстинкта самосохранения: совершает необдуманные поступки, иногда угрожающие жизни;
    • на вопросы малыш дает ответы невпопад, не вслушивается в то, о чем его спрашивают;
    • ребенок с трудом выполняет задания, даже если знает, как их делать;
    • внимание малыша рассеяно, он не способен концентрироваться на игре, порученном деле, уроке.
    • ребенок чрезмерно активный, он предпочитает подвижные игры спокойным занятиям;
    • требует постоянного внимания, пристает к сверстникам и взрослым;
    • отстранен, когда с ним беседуют, играют, делают совместно задания;
    • рассеян: теряет вещи, не помнит, куда их положил.

    Гиперактивным детям свойственно затевать драки, глумиться над животными и сверстниками, совершать попытки суицида. Если перед ними стоит взрослый, они не признают его авторитета, грубят, насмехаются. Из-за неадекватного поведения их считают «трудными детьми».

    Поведенческие признаки сопровождаются психоневрологическими симптомами. Ребенок страдает от депрессивных состояний, головных болей, головокружений, нервных тиков (подергивания головы, плеч, тремора), панических атак (страха, тревожности), недержания мочи.

    Терапевтическое лечение

    При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.

    Социализация

    Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:

    • его обучают по отдельному плану;
    • с ним работают психологи, дефектологи;
    • контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
    • развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
    • дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.

    Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме.

    Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.

    Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.

    Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.

    Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.

    Медикаментозная терапия

    Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.

    Лечение проводят, используя следующие препараты:

    1. Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
    2. Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
    3. Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
    4. Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.

    Рецепты народной медицины

    Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.

    Травы

    Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.

    Средства из трав готовят по таким рецептам:

    1. Успокоительное лекарство из дягиля. Кипятят 500 мл воды, опускают в жидкость 10 г корешков. Настаивают 6 часов, фильтруют. Поят малыша экстрактом трижды в день. Разовая доза – столовая ложка.
    2. Настой шишек хмеля успокаивает и налаживает пищеварение. В 300 мл кипятка кладут 2 столовые ложки травы, дают закипеть, убирают с огня. Спустя 30 минут фильтруют. Дают по 10 мл три раза в день.
    3. Микстура из зверобоя нормализует сон, благотворно влияет на внимание и память. В 250 мл кипятка кладут столовую ложку травы, томят 15 минут. После остывания фильтруют. Поят ребенка два раза в день, давая по 2 столовые ложки.
    4. Лечить детей помогает лаванда. Экстракт из нее успокаивает, снимает психоневрологические признаки: головные боли, головокружения. В 300 мл кипятка высыпают 10 г травы. Фильтруют через 30 минут. Настой дают утром после сна и на ночь. Рекомендованная разовая доза – столовая ложка.
    5. Сбор из плодов шиповника, мелиссы, ромашки, тысячелистника, мяты перечной, валерианы, зверобоя, дягиля и хмеля – эффективный народный способ лечения гиперактивных детей. Растения смешивают в равных количествах. Кипятят 300 мл воды, кладут в нее 20 г сбора. Через 30 минут фильтруют. Поят ребенка два раза в сутки, давая по столовой ложке средства.
    6. Сбор из мяты, мелиссы, лаванды, зверобоя, взятых по 10 г, и 30 г валерианы. В термос наливают 500 мл кипятка, кладут 30 г сбора. Фильтруют через пять часов. Пьют средство утром и на ночь. Разовая доза – полстакана.

    Травяные ванны

    Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.

    Готовят ванны следующим образом:

    1. Берут по 20 г ивовой коры и ягод можжевельника, 50 г корней аира. В кастрюлю наливают 3 л воды, высыпают траву, доводят до кипения, томят 15 минут. После остывания фильтруют, выливают в ванну.
    2. Хвойный экстракт для успокаивающей ванны. Кипятят 3 л воды, кладут в нее 50 г хвои. Спустя 20 минут фильтруют, выливают в ванну.
    3. Когда малыш плохо спит, помогают душица, мята, календула. В 3 л закипевшей воды кладут по 50 г соцветий. Фильтруют после остывания, выливают в ванну.
    4. Солевые ванны. В воду кладут 3 столовые ложки морской соли без химических добавок. Разрешено использовать соль с аромамаслами. Успокаивающее действие оказывает соль с лавандой и мятой. После купания ребенка ополаскивают чистой водичкой.

    Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур. Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.

    Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.

    Похожие статьи

    fitootvet.com


    Смотрите также