Гиперактивный ребенок почему


Детская гиперактивность: диагностика, причины, коррекция / Mama66.ru

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Что такое гиперактивность?

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом.  Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Автор: Ольга Щепина, врач, специально для Mama66.ru

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Окончила Казанский государственный медицинский институт. Прошла специализации по иглорефлексотерапии, детской и взрослой неврологии, практику по педиатрии. Стаж работы в медицине – 29 лет. Разбирается в вопросах беременности и родов. Все статьи автора

  • Заикание у детей: причины и лечение

Вы здесь: Главная » Детские болезни » Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

mama66.ru

Что делать с гиперактивным ребенком?

Подвижного и жизнерадостного малыша легко перепутать с гиперактивным ребенком. Во многих ситуациях они ведут себя похоже, только  последний все и всегда делает «слишком» и «чересчур»... 

Почему ребенок становится гиперактивным?

Точное название диагноза – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Причина недуга – поражение головного мозга, причем повлиять может вторжение любой интенсивности, даже незначительное. Например, после кесарева сечения: когда кроха слишком быстро попадает в другие условия, сосуды его мозга не успевают адаптироваться к перепадам давления и дают сбой. 

Аналогичный результат провоцируют травмы головы и высокая температура во время болезни до 3 лет. В этот период быстро увеличиваются объем головного мозга и площадь его коры, которым для правильного развития нужен щадящий режим.  

ФАКТ. В больших промышленных городах и особенно в  йододефицитных регионах дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности рождаются чаще. 

Гиперактивен ли ваш малыш? 

Главная характеристика гиперактивного ребенка − неспособность к самоконтролю. Но поскольку и здоровый малыш начинает осознавать свои поступки не раньше 3−5 лет, то окончательный диагноз  можно поставить только ближе к 6 годам. До этого момента врач будет предполагать, что кроха находится в группе риска, и контролировать его состояние. Гиперактивность легко спутать с невоспитанностью или сменой поведения на фоне стресса (переезд, развод родителей). 

В последнем случае нетипичными поступками малыш в течение некоторого времени попытается сообщить родителям о том, что его беспокоит. А гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно постоянно. 

Процедура опознания: три главных симптома СДВГ

1. Невозможность сконцентрировать внимание

У всех маленьких детей есть трудности с концентрацией внимания: чем меньше кроха, тем больше размыты границы между нормой и отклонением. Поэтому правильно оценить состояние ребенка может только специалист − невролог или психиатр. Но есть ориентиры и для родителей гиперактивных детей. 

Здоровый ребенок будет иногда «останавливаться» и делать то, что ему предлагают − рисовать, лепить, строить замок из песка. Без помощи взрослых он вряд ли доведет начатое дело до конца, но наверняка успеет нарисовать одно дерево или соорудить из кубиков пару этажей башни. Гиперактивный с подобной миссией не справится: достав кубики из коробки или отняв у приятеля, он разбросает их по комнате и переключится на другое занятие. 

2. Неконтролируемая смена настроения и интересов (импульсивное поведение)

Импульсивность предполагает несдержанность и отказ от принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом удается договориться, рано или поздно он понимает, что старшим надо говорить «вы», нельзя отбирать игрушки у других детей и бросаться песком в глаза. Гиперактивный ребенок прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями и всегда делает только то, что хочется. Если после 4 лет ребенок все еще «не помещается» в рамки, стоит задуматься.

3. Повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность означает, что малыш не может и минуты посидеть спокойно: он вертится как юла, то и дело вскакивает, куда-то срывается и убегает. Особенно заметно такое поведение в коллективе – гиперактивный ребенок в саду или на игровой площадке резко отличается от сверстников.

Куда обратиться? 

Заподозрить неладное могут педиатр или психолог, но поставить диагноз СДВГ должны невролог или психиатр. Обследование обычно  проводится в несколько этапов. Сначала врач подробно расспрашивает родителей гиперактивного ребенка о поведении крохи в разных ситуациях. Если специалисту не хватает информации, то он попросит маму или папу уточнить детали и прийти на прием еще раз. Затем доктор пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий на определение уровня развития психических и двигательных функций. Иногда требуются консультации отоларинголога и окулиста: не исключено, что кроха не выполняет требования потому, что плохо слышит или видит. 

Есть и инструментальный скрининг − энцефалография головного мозга, безопасное и быстрое обследование, доступное в любой поликлинике, которое показывает, насколько согласованно работают мозговые структуры. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если подтверждены два из свойственных ей симптомов. 

Работа с гиперактивными детьми: не все сразу

Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек. При нарушениях, вызывающих гиперактивность, некоторые из звеньев ослабевают, из-за чего те или иные функции развиваются хуже. Но катастрофы нет, поскольку восполнить пробелы помогают «запасные игроки» − звенья, которые у здоровых детей чаще всего и вовсе не задействованы. 

Вряд ли гиперактивный ребенок сразу сумеет выстроить и осуществить сложную программу действий. Но постепенно он научится справляться со всеми задачами. Работа с гиперактивным ребенком должна вестись с помощью родителей и врачей. Для начала ему  надо показать, как планировать и реализовывать простую схему в 1−2  хода. Постепенно наращивая сложность, удастся добиться большого прогресса. Нейропсихологи разработали особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на ряд простых с контрольными вопросами на каждом этапе. Эти упражнения малыш должен выполнять дома со взрослыми, регулярно контролируя успехи на консультациях у специалиста. 

Тяжелая артиллерия: медикаментозное лечение гиперактивного ребенка

Есть ситуации, когда без медикаментозного лечения гиперактивного ребенка не обходится. Часто врачи назначают витамины группы В,  способствующие правильному формированию мозговых структур, и ноотропы − средства, укрепляющие связи между нейронами и улучшающие умственную деятельность. Такое сочетание дает результат уже через полгода. Это не значит, что мгновенно исчезнут все проявления гиперактивности. Но некоторые ее симптомы сгладятся, например, импульсивность и избыточная подвижность сменятся большей усидчивостью и стабильностью. 

Гиперактивный ребенок в саду

Специализированных детских садов для детей с СДВГ в России нет, но их с успехом заменяют частные учреждения с группами в 4–5 человек. После курса лечения ребенка можно отдать в обычную группу и продолжить терапию. Останавливать лечение нельзя – прогресс сменится стойким регрессом, для прерывания которого потребуется больше времени и усилий. Но и в том случае, если родители гиперактивного ребенка будут действовать по правилам, малышу предстоит пережить еще несколько критических моментов. Трудности возникнут при подготовке к школе − обучение чтению и письму требует серьезной усидчивости и умения концентрироваться. Первый класс и период полового созревания гиперактивные дети переносят сложнее. В периоды «обострений» необходимо снова посетить врача, возобновить упражнения, а иногда и пропить курс лекарств. Постепенно приступы гиперактивности станут слабее и короче, и рано или поздно сойдут на нет. Без вмешательства специалистов лишь 25% гиперактивных детей перерастают СДВГ к 12–15 годам, упустив многие возможности для индивидуального роста.  К тому же нарушения внимания и плохая память остаются на всю жизнь. Если родители будут бдительными и упорными, ребенку удастся избежать таких  проблем. 

10 советов родителям гиперактивного ребенка

  1. Относитесь к гиперактивному малышу как к обычному ребенку. 
  2. Четкие правила поведения и строгое расписание дня должны стать главным условием реабилитации. Необходимо прописать алгоритм каждого дела. 
  3. Строгое соблюдение всех пунктов − непростое испытание для родителей. 
  4. Несдержанные обещания, нарушения режима дезориентируют и возбудят и без того слишком активного кроху. 
  5. Занятия спортом помогут лечению. Ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 5−6 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхэквондо и другие виды борьбы, обучающие управлению своим телом и мыслями.
  6. Перед каждым походом в публичное место нужно объяснить ребенку его поведение, не один раз пройти все шаги и хорошенько их закрепить.
  7. Во время занятий необходимо каждые 15–20 минут делать паузы, давая ребенку возможность побегать. 
  8. Делегируйте свои обязанности малышу, чтобы он научился самостоятельности.
  9. Тщательно выбирайте место отдыха. Гиперактивным детям не всегда подходят жаркий и влажный климат.
  10. Некоторые дети с СДВГ не умеют контролировать чувство голода, им сложно понять, сыты они или нет. В этом случае родители должны контролировать рацион, особенно количество сладостей. 

Из писем читателей

Ольга, мама 5-летней Маши:

«Спокойные игры не для нашей девочки. Ее  стихия – салочки и прятки. Дома сидеть не может. Вопрос «А когда мы пойдем гулять!»  раздается каждые 5 минут. Не могу сказать, что она бегает без дела. Маша все время придумывает какие-то игры, «заводит» других детей. Но меня все-таки настораживает ее активность,  энергия льется через край с утра до ночи. Свекровь убеждена, что Маша – гиперактивный ребенок, поскольку здоровый не может так крутиться целый день. К  вечеру все члены нашей семьи буквально падают без сил.  Обращались к невропатологу,  говорит, что такая активность постепенно уляжется, но я не верю. Уж слишком отличается моя девочка от своих сверстников,  даже мальчики ведут себя спокойнее».

Марина, мама 5-летнего Вити:

«С самого рождения сын был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок быстро теряет интерес к игрушкам. Несколько секунд повертит в руках одну и бросает, хватает новую. Сейчас Вите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, все вокруг крушит, топтать и бросать вещи – его любимое занятие. Слушать сказку, собирать конструктор ему неинтересно. Даже мультики смотрит на ходу, а ведь нам через два года в школу».

Андрей, папа 5-летнего Саши:

«Александр – добрый и щедрый мальчик, он со всеми охотно делится игрушками, никогда не обижается, ни к кому первым не пристает, но почему-то ни в садике, ни во дворе не может ни с кем подружиться. Он не может играть по правилам, постоянно придумывает свои и требует, чтобы все их выполняли, потом меняет правила, и так бесконечно».

Светлана, мама 6-летнего Славика:

«Гиперактивнось у нас заподозрили уже в 3 года. Невропатолог назначил курс лечения, прошли, ребенок стал спокойнее, но внимание концентрировать не научился. На занятиях по подготовке к школе  сильно утомляется, отвлекается, на вопросы отвечает плохо. У меня есть старший сын. Как же они непохожи с младшим!  Первый в 4 года уже умел читать, любил играть в кубики и конструктор, постоянно что-то рисовал  или лепил из пластилина.  А младший – неугомонный сорванец, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься.  Постоянно что-то ломает и бьет, синяки и шишки у нас не проходят.  Бабушка не справляется, особенно на прогулке, взяли няню.  Но и двоим не всегда  удается угнаться.  Кормим всей семьей: один – развлекает, другой – ложку в рот сует, третий – следит, чтобы не сбросил посуду со стола, четвертый –на подхвате у остальных».

Источник фото: Shutterstock

www.2mm.ru

Гиперактивные дети: признаки и симптомы гиперактивности у ребенка

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Также она может носить названия гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром, синдром двигательной расторможенности. Расстройство вызвано нарушением функций центральной нервной системы у ребенка. Обычно гиперактивность проявляется в рамках диагноза СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Чаще этот диагноз встречается у мальчиков, так как они чаще рождаются более крупными и могут получить травму при родах. К тому же, у них позднее созревает мозг.

Код заболевания по МКБ 10 – F90.

Существует также термин вегетативная гиперактивность, который означает повышенную тахикардию, потливость, головокружение, сухость во рту.

Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях

Наиболее ярко гиперакинетический синдром проявляется у дошкольников и младших школьников.

Портрет гиперактивного ребенка выглядит примерно так.

Для детей первого года жизни характерны такие признаки гиперактивности:

  • У новорожденного ребенка могут наблюдаться мышечный гипертонус, двигательное беспокойство, возбудимость, нарушения сна. Следует отметить, что гипертонус необязательно приводит к развитию гиперактивности.

У ребенка до года гиперактивность проявляется так:

  • гиперактивный ребенок постоянно вертится;
  • совершает много лишних движений;
  • много плачет;
  • беспокойно спит;
  • может наблюдаться мышечный гипертонус;
  • его трудно накормить и уложить спать.

Обычно такие дети хорошо развиваются физически: они начинают сидеть, стоять, ползать и ходить раньше, чем их сверстники. Многие начинают самостоятельно ходить еще до года. При этом их чрезмерная двигательная активность может приводить к различным неприятностям, таким как падение с дивана, опрокидывание различных предметов. Даже самые бдительные родители не могут уследить за таким малышом.

Гиперактивный ребенок не может усидеть на одном месте, не реагирует на запреты взрослых, лишен чувства опасности. Кажется, что у него нет тормозов: он постоянно везде лезет, все хватает.

Очень рано такие дети перестают спать днем. Несмотря на отсутствие дневного сна, во второй половине дня они приходит в состояние повышенной возбужденности: капризничают, бегают. Их очень сложно уложить спать и вечером. Даже если мать физически удерживает ребенка, он пытается вырваться, вертится и долго не может успокоиться. Ночью он обычно крепко спит, причем сон может сопровождаться энурезом.

Если в младшем дошкольном возрасте эти признаки гиперактивности воспринимаются родителями и даже врачами, как энергичность и живость характера, то в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда ребенка начинают готовить к поступлению в первый класс и началу школьного обучения, проблемы становятся очевидными. Такие особенности гиперактивных детей, как неусидчивость, отвлекаемость, постоянная потребность в новых впечатлениях очень мешают игровой и учебной деятельности.

В школьном возрасте, когда от детей требуются внимательность и сосредоточенность, проблемы гиперактивных детей проявляются особенно ярко. Их мозг плохо перерабатывает информацию, обычно они начинают читать и писать позже, чем другие школьники. Учителя дают им негативную характеристику: они суетливы, невнимательны, не могут долго сосредоточиться на одном занятии. Плохо поддаются дисциплине, не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно вертятся, разговаривают, отказываются делать задания, мешают учителям. В связи с этим в дневниках этих школьников уже в младших классах часто появляются замечания, в школу вызывают родителей.

Со сверстниками такие школьники также не находят взаимопонимания. С гиперактивным ребенком невозможно играть: он постоянно отвлекается и меняет правила игры; часто участвует в драках, обижает младших. Кроме того, гиперактивный ребенок дружит «поверхностно». Он легко заводит новых друзей и переключает на них все свое внимание, «предавая» старых.

Эмоциональная и волевая незрелость этих детей делает их легко поддающимися чужому влиянию. Часто гиперактивные подростки попадают в дурные компании, пробуют наркотики и алкоголь, не задумываясь о последствиях.

В большинстве случаев у подростков 14-15 лет симптомы гиперактивности постепенно сходят на нет и пропадают. Однако это не значит, что болезнь можно не лечить и поведение ребенка не нуждается в коррекции. Если не принять необходимых мер, детская гиперактивность может привести к глубокой форме социальной дезадаптации, которая значительно повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Причины гиперактивности

Причины расстройства до сих пор неясны. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить, почему возникает гиперактивность у детей. Итак, причины гиперактивности могут быть следующими:

  • Наследственность – по данным некоторых исследований, до 57% родителей гиперактивных детей и подростков также страдали от синдрома гиперактивности.
  • Осложнения при беременности – вероятность развития симптомов гиперактивности выше у тех детей, чьи матери во время беременности страдали от токсикоза или повышенного давления, а также при гипертонусе матки. Гипертонус матки может привести к гипоксии плода, которая, в свою очередь, может спровоцировать гипердинамический синдром.
  • Вредные привычки матери во время беременности – риск развития симптомов гиперактивности увеличивается в том случае, когда матери во время беременности курят или употребляют алкоголь.
  • Осложнения при родах – стремительные или затяжные роды повышают риск развития синдрома гиперактивности.
  • Социально-психологические причины. Психологи считают, что неблагоприятная обстановка в семье и алкоголизм родителей могут также привести к развитию симптомов гиперактивности.

Диагностика

Прежде всего, родителям, которые заподозрили у своего ребенка синдром гиперактивности, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов:

  1. На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.
  2. Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.
  3. Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение гиперактивности

Гиперактивность у детей и подростков лечат такие врачи, как невролог и остеопат. Хорошо, если дополнительно родители обратятся к психологу. При лечении гиперакинетического синдрома врач может использовать следующие методы:

  • Просветительская работа с родителями. Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с учебой и с дисциплиной. Такие дети непослушны, не могут самостоятельно делать уроки, задирают младших братьев и сестер: родителям с ними очень тяжело. К раздражению может присоединиться и чувство вины: родители укоряют себя в том, что не справляются с воспитанием. Задача врача – объяснить родителям, что такое гиперактивность. Они должны понять, как и почему возникли ее симптомы у их ребенка и прислушаться к рекомендациям врача, которые помогут коррекции его поведения.
  • Остеопатическое лечение. Может оказаться очень эффективным. Врач-остеопат поможет избавиться от последствий родовых травм, которые зачастую и приводят к болезни.
  • Медикаментозное лечение. Обычно гиперактивным детям назначают психостимуляторы. Они помогают ребенку стать более усидчивым и внимательным. Если психостимуляторы не помогают, врач может выписать нейролептики и антидепрессанты.
  • Психотерапия. Используются такие ее виды, как поведенческая и динамическая. Психотерапия предназначена для коррекции поведения ребенка. Также полезной будет семейная психотерапия, которая поможет родителям в их нелегком пути.

Пример мальчика Коли, 12 лет

У Колиной мамы во время беременности наблюдался легкий токсикоз в первой половине и гипертонус матки. Мальчик родился в срок с весом 3500 г. Сидеть начал в 5 месяцев, стоять – в 9, ходить – в 11. До года наблюдался у невролога в связи с диагнозом мышечный гипертонус. Прошел несколько курсов расслабляющего массажа, в результате чего диагноз гипертонус был снят.

Мальчик рос очень подвижным, постоянно падал, ходил в синяках. Его было почти невозможно уложить спать. С двух лет отказался от дневного сна. К вечеру становился возбудимым, шумел, бегал по квартире, всем мешал. При этом в игрушки не играл. С трех лет был отдан в садик, в младшую группу. Играл только с мальчиками. Воспитатели жаловались на непослушание и чрезмерную двигательную активность. Дома постоянно обижал младших сестер, хотя относился к ним хорошо.

В младших классах школы во время уроков не слушал учительницу, вертелся, вскакивал с места, не усваивал учебный материал. Домашние задания мог делать только под контролем родителей, при этом постоянно отвлекался, капризничал.

С пятого класса начал прогуливать уроки, возвращался домой после назначенного времени. Все свободное время любил проводить на улице, где легко заводил знакомства с другими подростками и взрослыми. При этом постоянных друзей не имел. Не мог сосредоточиться ни на одном занятии, совершенно был лишен чувства опасности. Дважды попадал в больницу: один раз с сотрясением мозга, когда упал с дерева, и один раз с переломом ноги после игры в футбол. В 10 лет начал курить, в 11 – несколько раз не ночевал дома. Родители обратились за консультацией к психиатру. Подростку были прописаны ноотропы и малые дозы нейролептиков. Также по рекомендации врача родители отдали его в школу современных танцев. Через несколько месяцев стал более спокойным, перестал обижать младших сестер, перестал прогуливать уроки, смог самостоятельно делать домашние задания.

Этот случай является примером синдрома гиперактивности, при котором удалось избежать социальной дезадаптации ребенка, благодаря своевременному лечению и правильным действиям родителей.

Чем отличаются активные дети от гиперактивных

  • Активные дети, в отличие от детей, имеющих диагноз гипердинамический синдром, после подвижных игр обычно могут самостоятельно успокоиться. Когда они устают, то заменяют активную деятельность спокойными занятиями (могут присесть, прилечь, посмотреть мультфильмы). Это относится к детям старше одного года.
  • У активных детей обычно нет проблем со сном. Они более или менее легко засыпают, спят положенное их возрасту время.
  • Их сон ровный и спокойный.
  • Проявляют разумную осторожность. Испытывают чувство страха, когда им угрожает опасность.
  • Могут некоторое время сидеть спокойно.
  • Умеют играть в тихие игры и отдыхать.

Что делать родителям гиперактивных детей и подростков:

  • Не пытайтесь самостоятельно определить наличие заболевания у вашего ребенка. Поставить правильный диагноз и распознать расстройство может только врач-невролог.
  • Соблюдайте правильный режим дня. Гиперактивный ребенок должен соблюдать режим дня. Он должен вставать, играть, принимать пищу, делать уроки и ложиться спать каждый день в одно и то же время.
  • В комнате, где находится ребенок, не должен постоянно работать телевизор.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Часто у детей и подростков с диагнозом гиперкинетический синдром бывает заниженная самооценка из-за постоянных замечаний учителей и проблем со сверстниками, поэтому родители должны всячески их поддерживать и акцентировать внимание на их положительных качествах и поступках.
  • Создайте ребенку дополнительную физическую нагрузку. Перед садом или школой необходимо регулярно делать с ним утреннюю зарядку, желательно на свежем воздухе. После хороших физических упражнений наши невнимательные гиперактивные дети становятся спокойнее и усидчивее. Хорошо будет, если вы отдадите ребенка в спортивную секцию (несиловые виды спорта).
  • Не пытайтесь насильно ограничивать активность ребенка.

Главное, что вы должны понять – непослушание и чрезмерная активность вашего ребенка не вызваны желанием сделать вам «назло». То, что он плохо себя ведет, не значит, что он плохой ребенок, а вы плохой воспитатель. Поэтому не принимайте жестких дисциплинарных мер, а как можно быстрее обратитесь к врачу за консультацией. Если родители оперативно принимают меры, гиперактивность у их ребенка, как правило, проходит, не оставляя последствий.

vseostresse.ru

Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью - СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» - с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского - деятельный, действенный. Все вместе - активный выше нормы.

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 - 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики, капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка - в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист - невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.

Рекомендуем посмотреть видеозапись программы знаменитого детского доктора Е.Комаровского, посвященную гиперактивным детям:

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность). Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность. Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.
Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

  • Пренатальная патология;
  • Инфекционные заболевания;
  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Попытки прервать беременность;
  • Иммунная несовместимость по резус-фактору;
  • Принятие алкоголя и курения.

Осложнения при родах:

  • Неправильное положение плода;
  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Асфиксия;
  • Внутреннее кровоизлияние;
  • Преждевременные или затянувшиеся роды.

О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:

Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.

Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:

  • Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
  • Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
  • Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание ребенку;
  • Неполная семья или много детей в семье;
  • Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных воспитывающих фигур;
  • Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, совершают правонарушения.
Постоянные ссоры и конфликты с родителями лишь усугубляют СДВГ

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.

Большинство детей с диагнозом СДВГ становятся талантливыми и незаурядными личностями

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:

Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной «Гиперактивные дети»:

Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.
Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей»;
  • «Заводим будильник» - сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» - гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико» - проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики» - нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки» - трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик» - проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки» - пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок» - поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» - крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки» - поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове»;
  • Упражнение «Раз, два, три — говори!»: Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.
На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.

Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее. Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат - то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый - можно только шептаться, а если синий - нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.

Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки. Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.

Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются с психологами

В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».
Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом - другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.
Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.
  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов.
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление, переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.
В любой ситуации родители должны быть для ребенка опорой и поддержкой

Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.

Завтрак: овсяная каша, яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.

Второй завтрак: орехи или очищенные семечки, минеральная вода.

Обед: суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.

Полдник: йогурт (ряженка, кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.

Ужин: салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.

Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.

Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

www.o-krohe.ru


Смотрите также