Готов к школе


Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

pedsovet.su

Тест. Как понять, когда ребенок готов к школе?

В России стать первоклассником может ребенок в возрасте 6,5 – 8 лет. Даже при том условии, что дети развиваются каждый в своем темпе, разница в 1,5 года может оказаться критичной. Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет? Является ли вообще возраст показателем того, что ваш малыш готов к школе? Обратимся за помощью к психологам.

Тест: готов ли ваш ребенок к школе?

Степень готовности к начальной школе определяется не только умением читать и считать. Для оценки реальных способностей, уровня подготовки малыша нужно провести как минимум четыре теста:

  • на уровень развития интеллекта, наличие базовых представлений об окружающем мире;
  • на проверку уровня физической готовности;
  • на способность к социальной адаптации и на степень развития речевых способностей;
  • на оценку психоэмоционального развития.

Диагностировать, готов ли ребенок к школе,  поможет комплекс вопросов, приведенных в книге известного американского психолога Джеральдины Чейпи «Готовность к школе».

Проверка на предмет общей осведомленности об окружающем мире:

  • Бывал ли малыш вместе с родителями в таких общественных местах, как магазин, почта, банк?
  • Посещал ли он библиотеку, музей?
  • Есть ли у ребенка опыт деревенской жизни, прогулки в зоопарке?
  • Есть ли у него увлечения?

Чтобы убедиться в физической готовности дошкольника к учебе, родители должны ответить на такие вопросы:

  • Хорошее ли у малыша зрение?
  • Хороший ли у него слух?
  • Обладает ли он достаточной усидчивостью, чтобы спокойно заниматься одним делом продолжительное время?
  • Достаточно ли развита у будущего ученика координация и ориентация в пространстве, чтобы прыгать, ловить мяч, ходить по лестнице?
  • Здоров ли он на вид?

Тестирование эмоционального (психологического) развития:

  1. Верит ли дошкольник в себя?
  2. Легко ли он переключается с одной задачи на другую, адаптируется к переменам?
  3. Выглядит ли он живым, веселым, активным в играх со сверстниками, дома?
  4. Ребенок может самостоятельно играть, выполнять учебные задания?
  5. Способен ли он состязаться с детьми?

Речь – важный компонент успешного взаимодействия с людьми и формирования кругозора. Определить уровень ее развития помогут следующие вопросы:

  • Способен ли маленький ученик дать определение и предназначение находящихся возле него предметов?
  • Может ли он сравнивать, находить отличия и сходства между разными предметами?
  • Ориентируется ли он в пространстве, то есть, способен ли различать расположение предметов над, под, слева, справа и т.д.?
  • Получается у него выговаривать слова?
  • Грамотно ли он высказывает свои мысли?
  • Быстро ли находит ответы на вопросы взрослых?
  • Умеет ли малыш описывать случаи из своей жизни?

Для оценки коммуникативных навыков:

  1. Ребенок умеет слушать других людей?
  2. Может ли он поддержать разговор, изобразить кого-то в театрализованной постановке (сыграть роль в домашнем театре)?
  3. Умеет ли находить общий язык со сверстниками, вступать в коллективные игры?
  4. Может ли, когда нужно, подождать своей очереди?

Теперь вопросы, которые помогут определить, насколько развит детский ум, когнитивные способности:

  • Понимает ли малыш разницу между формами предметов, выбрать картинку, которая отличается от остальных в группе?
  • Видит ли разницу между буквами б/п, д/т как отдельно, так и в словах?
  • Обладает ли достаточным логическим мышлением, чтобы разложить вещи (картинки) в определенной последовательности?
  • Умеет ли складывать головоломки, пазлы из 15 деталей?
  • Умеет ли подобрать рифму к словам?
  • Может ли точно повторить несколько перечисленных слов, цифр в том же порядке?
  • Способен ли рассказать своими словами историю, не теряя главной мысли и последовательности сюжета?

Итак, если большинство ответов на вопросы положительные, можно смело отдавать малыша в школу и быть уверенными, что он с легкостью пройдет и вступительное тестирование, и школьную адаптацию, независимо от того, ему 6, 7 или 8 лет.

Если 20% и более составляют ответы «нет»,то  очевидно, что ребенок не готов к школе. А этот тест показывает направления, по которым нужно готовить малыша особенно тщательно.

Что делать, если ребенок не готов к школе? Плюсы и минусы дошкольного развития ребенка 6-7 лет

Психологи советуют родителям не форсировать события, а постараться следовать природному графику развития малыша:

  1. Позаботьтесь, чтобы он играл до тех пор, пока не выйдет из игрового возраста. А игры уже можно использовать для развития определенных способностей, накопления опыта.
  2. Не требуйте от малыша слишком многого. Позвольте совершать ошибки, давайте отдохнуть так часто, как это требуется ребенку. Постепенно и очень бережно усложняйте задачи и увеличивайте нагрузки.
  3. Вместо того, чтобы превращать учебу в обязанность, постарайтесь заинтересовать в предмете обучения, мотивировать на результат.

В погоне за знаниями родители часто перегружают будущих школьников разными занятиями, упуская такие важные моменты, как детские потребности и соответствующие возрасту способности. Развивающие курсы для детей в период дошкольной подготовки действительно приносят пользу при условии, если  это уроки в школе ментальной арифметики Соробан®. Уроки скоростного счета помогают малышу понять математику, тренируют моторику, готовят руку к письму, развивают интеллект и учат самостоятельно мыслить, рассуждать, принимать решения. Параллельно малыш получает опыт общения с детьми и педагогом в процессе занятий, учится работать на результат. Уникальные методы обучения, форма взаимодействия учителя с учениками, развивающие мозг упражнения помогают адаптироваться, подтянуть успеваемость даже младшим школьникам, если вдруг оказалось, что ребенок не готов к школе. Но лучше всего о Соробан® говорят таланты ее учеников – самостоятельных, уверенных в себе и настроенных на успех.

Читать ещё:

Тест: готов ли ребенок к 1 классу

Хочешь стать успешным – научись считать!

Помогите ребёнку подняться

Видео про Ментальную арифметику в Соробан ®

Мы уверены в том, что так считать не умеют ни его родители, ни друзья, ни одноклассники)) Счет двузначных в 7 лет!

Второй Городской Турнир по Ментальной Арифметике 13 мая 2018г.

Нижний Новгород. SberKidz и Школа СОРОБАН

soroban.ru

Готовность ребенка к школе

Содержание статьи:

Если ваш ребенок 6-7 лет хорошо читает, считает, знает английский язык, это еще не значит, что он готов к школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью критериев его физического, интеллектуального, психологического, социального и мотивационного развития. В этой статье мы подробно их все рассмотрим.

Готовность ребенка к школе – что это такое?

Ребенка ожидают несколько возрастных кризисов: первый в возрасте 3-х лет, второй при переходе из дошкольного возраста в младший школьный и третий подростковый. Эти периоды тяжело переживаются как самим ребенком, так и его родителями. Поступление в школу кардинально меняет привычный уклад жизни малыша как в физиологическом, так и в социально-психологическом смысле. Большинство первоклашек в возрасте 7 лет оказываются готовыми к школе, они в состоянии адаптироваться под изменившиеся физические, интеллектуальные, социальные и психологические нагрузки. Но есть дети, для которых адаптация проходит болезненно, а дальнейшее обучение вызывает ряд проблем. Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни. Разные специалисты по-разному оценивают важность развития тех или иных качеств у ребенка для определения готовности его к школе.

Что же является ведущим в определение готовности ребенка к школе?

Давайте рассмотрим качества необходимые ребенку, чтобы быть успешным учеником. Во-первых, ребенок должен обладать хорошим физическим здоровьем и выносливостью, у ребенка должен быть выработан режим дня. Во-вторых, ребенок должен обладать хорошей памятью и уметь концентрировать внимание, а также считать, читать, понимать прочитанное и пересказывать это своими словами. В-третьих, ребенок должен уметь управлять своими эмоциями. Бурные реакции, слезы, смех, крики, драки, выяснения отношений, передразнивания недопустимы во время урока. В-четвертых, он должен быть способен общаться в рабочем режиме с одноклассниками и учителем. Игры и занятия своими делами на уроке недопустимы. Он должен выполнять все, что требует от него учитель. В-пятых, ребенок должен осознать ответственность за свою учебу. Он должен понять, что учится для себя, а не для мамы с папой, что результаты учебы зависят от него, и он должен прикладывать к этому усилия. К сожалению, в наших школах первые два пункта, на первый взгляд кажущиеся основными, на самом деле не являются решающими в определении готовности к школе. Без положительных остальных пунктов они могут привести к не успешности в школе, к плохим отметкам и частым замечаниям в дневнике. А, наоборот, коммуникативный, эмоционально стабильный, усидчивый и аккуратный ребенок может компенсировать этим недостаток интеллектуального и физического развития и быть успешным в школе. В наших российских школах не любят нестандартных, выбивающихся из общих правил детей. Учителя стараются создать класс из детей, отвечающих стандартам и нормативам. Все это потому, что у нас нет индивидуального подхода к каждому ребенку, учитель должен иметь успевающий класс с хорошими отметками. Поэтому готовность ребенка к школе определяется не только его умениями и навыками врожденными или приобретенными в результате воспитания и обучения, а также его готовностью принять статус школьника со всеми вытекающими отсюда обязанностями, правилами поведения и ограничениями.

Как определить готовность ребенка к обучению в школе

Готовность ребенка к школе определяют по трем критериям:

Морфофункциональное развитие (физическое, психическое, речевое)

На данном этапе определяют состояние здоровья ребенка:

- оценивается его физическое развитие с принятыми нормами, соответствие биологического возраста с возрастом в свидетельстве о рождении, наличие хронических и острых заболеваний. - определяется психическое здоровье. - наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, острое недоразвитие речи.

Интеллектуальное или умственное развитие

Определяется уровень развития памяти, мышления, восприятия, воображения, накопленные умения и навыки. Сюда также можно отнести и педагогическую подготовленность к школе.

Личностное развитие (психологическая, социальная и моторная готовность к школе)

Здесь оценивается отношение ребенка к школе, учебе, сверстникам, умение общаться с учениками и учителями, работать по правилам, выполнять задания учителя. Давайте разберем каждый критерий подробно по отдельности.

Физическая готовность ребенка к школе

Физическую готовность ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. На каждого ребенка заводится медицинская карта по форме 026/у, и все специалисты после осмотра ребенка пишут свое заключение.

Ребенку нужно будет пройти врачей и сдать анализы для поступления в школу:

• невролога, отоларинголога, хирурга, ортопеда, офтальмолога, дерматолога, а также гинеколога для девочек; • измерить рост, массу тела, окружности груди; • общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ; • детям, имеющим хронические заболевания и стоящим на учете у какого-то врача, нужно будет получить заключение от него. Например, гастроэнтеролог, аллерголог, пульмонолог, нефролог и т. д.); • После осмотра всеми специалистами и получения анализов врач педиатр пишет заключение о состоянии здоровья ребенка и возможности его обучения в школе с пониженной, нормальной или повышенной нагрузкой. А также определит группу здоровья 1, 2, 3 для занятия физкультурой.

Ребенок физически готов к школе, если:

- его рост и вес соответствуют возрастной норме, - биологический и паспортный возраст совпадают, - у ребенка выросли более 2-х коренных зубов, - ребенок болеет острыми заболеваниями не чаще 3-х раз в год; - у ребенка нет хронических заболеваний или они находятся в стадии ремиссии.

Моторная готовность ребенка к школе

Моторная готовность к школе - это не только умение владеть своим телом, но и способность воспринимать и ощущать его, направлять и контролировать произвольные движения. Для оценки моторной готовности к школе используют координационную систему «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, которая необходима для освоения письма. У каждого ребенка своя скорость овладения движениями руки при письме, это связано с индивидуальным развитием участков мозга отвечающих за эту функцию. В наших школах требуют сразу начинать писать в тетрадях в маленькую линейку ручкой, что вызывает трудности у многих первоклашек. По современным методикам обучение письму следует начинать на листках бумаги карандашом, предварительно нарисовав форму буквы в воздухе, а затем лишь после усвоения материала приступить к письму в разлинованных прописях. Такой щадящий режим подготавливает руку к письму. Поэтому большинство родителей, задумываясь о школе, начинают развивать навык письма еще дома с 5 лет, предлагая ребенку обводить и писать крючки в прописях. Во всех подготовительных группах детских садов особое место уделяют развитию мелкой моторики, дети пишут в специальных прописях, лепят, вырезают и клеят мелкие детали. Немаловажно развитие и крупной моторики (умение ловить мяч, держатся на перекладине, прыгать на скакалке), умение получать удовольствие от движения. В школе период концентрации внимания и напряжения от учебы должен сменяться периодом активности, от которой ребенок должен получать позитивные эмоции. Иными словами, «Разгрузить мозг» и отдохнуть в движении. Кроме этого от того, насколько ребенок владеет и чувствует свое тело, зависят такие качества как воля, инициатива и активность в рабочей деятельности. Преодоление физических трудностей и ощущение возможностей своего тела дают позитивный настрой, что отражается на позитивном желании учиться и преодолевать возможные трудности в обучении. Участие в общих физических играх дает социальное и эмоциональное самоутверждение, помогает влиться в коллектив. Ребенок готов к школе, если у него хорошо развита мелкая и крупная моторика, т. е. он может застегивать пуговицы, аккуратно вырезать ножницами, нанизывать бусинки на шнурок, ловить мяч, ходить по бревну, скакать на скакалке и т. п.

Психическая готовность ребенка к школе

Перед поступлением в школу ребенка должен осмотреть психиатр в детской поликлинике или психо-неврологическом диспансере. Психиатр проведет беседу и тестирование, данные результатов занесет в медицинскую карту по форме 026/у. Ребенок психически готов к школе, если у него нет функциональных и психических отклонений или если они незначительные и не требуют коррекции и лечения.

Речевая готовность ребенка к школе

Перед школой ребенок должен обязательно посетить логопеда, который даст заключение о развитие речи. Логопед проведет тестирование и направит, если будет нужно ребенка на комиссию для зачисления в речевой класс. У ребенка нет проблем с речью, если не обнаружились дефекты звукопроизношения или если, у него есть 1-2 незначительных дефекта.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность к школе - это не умение читать, считать, писать буквы, как думают большинство родителей. Особенно, если эти навыки тренируют у ребенка с 3-х лет. О развитом интеллекте ребенка говорит любознательный и пытливый ум. Об интеллектуальной готовности ребенка к школе говорит умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Кроме этого сюда входит и познавательная активность, которая также определяет готовность ребенка к школе, его желание получать новые знания. А также когнитивные умения: концентрировать и удерживать внимание и развитие слуховой и зрительной памяти. Если когнитивные способности неразвиты, то ребенок не готов к школе. На уроке очень важно уметь концентрировать внимание, не отвлекаться на другие раздражители, которых будет очень много. Ребенок готов к школе, если он способен, не утомляясь, удержать внимание на решение поставленной задачи в течение 15-20 минут. Ребенок должен уметь запоминать и удерживать в памяти полученную недавно слуховую и зрительную информацию и связывать, и анализировать ее с тем, что ему объясняют сейчас. Ребенок должен делать и изучать не только то, что ему интересно, но и то, что ново для него. Любопытство, любознательность, желание узнавать новое важные составляющие успешного обучения. Особо хочется уделить внимание запоминанию и заучиванию. В наших школах часто практикуется механическое заучивание без понимания смысла процесса. Это очень вредно для самого обучающего процесса, так как не приводит к накоплению знаний. Ребенок получает положительную отметку, но в дальнейшем это приводит к забыванию материала, а самое главное, это не развивает мышление и личность ребенка в целом. Это большая ошибка учителей, лучше пусть ребенок расскажет своими словами, что он понял, чем механически оттарабанит зазубренное из учебника. Если ребенок не понимает материал, ему надо его объяснить на более доступном уровне. Интеллектуальная готовность ребенка к школе определяется его навыками логического мышления, умением связывать и определять закономерности процессов, которые можно выразить словами «если», «то», «потому что». Например, человек берет зонт выходя на улицу, потому что … (на улице дождь). Ребенок должен понимать текст, который ему читают и отвечать на логические вопросы по этому тексту. Часто для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе используют ориентировочный тест Керна Йирасека.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека

Он помогает определить насколько развиты у ребенка навыки нужные в школе: умение рисовать и срисовывать, развитие мышления и речи, умение сосредоточиться и выполнить требуемое задание.

Тест состоит из 3 заданий:

1. Нарисовать рисунок мужчины. 2. Скопировать написанную фразу из трёх слов, написанных письменными буквами. 3. Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.
Рисунок мужчины

Задание

Даете лист бумаги и скажите нарисовать мужчину или любого дядю. Нельзя вмешиваться в процесс рисования и советовать, что-то дорисовать, нужно молча наблюдать.

Оценка результата

1 балл: нарисована мужская фигура, присутствуют детали мужской одежды, есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможна шляпа или шапка, уши; на лице – глаза, нос, рот, возможно борода или усы; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступни или обувь); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований как и при 1 балле, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей, нарисован голован или каракули.

Копирование фразы из письменных букв

Задание

Дать ребенку белый листок с написанным предложением из простых коротких слов и попросить перерисовать ниже тоже самое. Предложение пишется четкими прописными буквами, первая буква в первом слове заглавная, в конце предложения точка.

Оценка результата

1 балл: полностью и отчетливо скопировано предложение; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: слова скопированы разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буквы могут быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

Срисовывание точек

Задание

Срисуй точки точно также как здесь. На листе 10 точек находящихся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценка результата

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, возможно незначительное уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

Итог

Затем все набранные баллы суммируются и подводится итог:

• 3-5 баллов - отличный результат, ребенок готов к школе. • 6-7 баллов - хороший результат, ребенок готов к школе и может успешно проходить обучение. • 8-9 баллов - удовлетворительный результат, ребенок не готов к школе, при поступлении будут трудности в обучении. • Больше 10 баллов – ребенок не готов к школе, требуется дополнительное обследование интеллекта и психического развития.

Педагогическая готовность ребенка к школе

Педагогическая готовность - это умение писать, читать, считать, пересказывать. Многие родители ошибочно считают педагогическую готовность к школе самой важной и решающей. Но это не так, потому что другие качества личностные, интеллектуальные, мотивационные и психологические играют наибольшую роль и определяют успешное обучение ребенка в дальнейшем. Педагогически подготовленные дети скучают в первом классе, они получают положительные отметки, не прикладывая никаких усилий, но начиная с 2 класса у них могут возникнуть трудности в обучении. Такие дети привыкли, что им все легко дается, они все уже знают и умеют, а начиная со 2 класса программа обучения усложняется, появляется много новой информации и более трудных задач, и тут им требуется перестроится не многие на это способны. Нужно прикладывать усилия на усвоение и понимание нового школьного материала, не всё может получаться с первого раза. Отсюда снижаются оценки, начинаются психологические проблемы (ребенок не понимает почему у него не получается) и возможно отказ от продолжения обучения.

Психологическая готовность ребенка к школе

В наше время, если спросить большинство детей, хотят ли они идти в 1 класс, большинство из них ответит «Нет», некоторые уклоняются от ответа, отвечая «Не знаю», и меньшинство громко заявляют, что «Да». Это происходит потому, то в наше время высоких технологий и массы развлечений, ребенок получает позитивные эмоции и новую интересную информацию из интернета, гаджетов, посещения кружков. А сколько всевозможных игрушек имеет каждый малыш, и говорить не приходится. Поэтому не стоит дожидаться, когда малыш захочет в школу сам, надо постепенно рассказывать ему о школе, о необходимости учебы, что это, как у взрослых, его работа и т. п. С психологической точки зрения детям, которые посещали детский сад легче приспособиться к учебе в школе, потому что они получили опыт общения в детском коллективе, а также общения со взрослыми воспитателями.

Как определяется психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе определяется в личной беседе с ребенком, где выясняется его отношение к учебе, родителям и сверстникам, оценивается его поведение и готовность принять на себя новую общественную роль – школьника с новыми обязательствами и правилами. Под психологической готовностью ребенка к школе также понимают способность к адекватной самооценке, то есть ребенок должен реалистично оценивать свои возможности и не впадать в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Это поможет ребенку без оценки учителя адекватно взглянуть на усвоение школьных предметов, и если где-то есть недочеты, то над этим надо еще поработать. Познавательная потребность - одна из самых важных для оценки готовности к поступлению в школу. Она показывает, насколько ребенок заинтересован в получении новых знаний в школе, насколько он желает разобраться и познать что-то новое. В школе трудности возникают не у тех детей, кто мало эрудирован и имеет небольшой объем знаний и навыков, а у тех, кто не хочет думать и решать задачи, если это для него не интересно. Также к психологической готовности относится умение соподчинять мотивы поведения. То есть ребенок должен понимать, что уроки на первом месте, а игра в свободное время. Мотив «быть лучшим учеником, заслужить похвалу учителя и получить 5» должен главенствовать над мотивом «получить удовольствие от игры». В возрасте 6-7 лет стойкие приоритеты еще не расставлены, поэтому в 1 классе большинство материала подается в игровой форме. Но к 2 классу он должен быть обязательно сформирован для успешной учебы. Отдельно из психологической готовности к школе можно выделить эмоциональную и мотивационную готовность.

Эмоциональная готовность к школе

Чтобы ребенок был эмоционально готов к школе, он должен уметь управлять своими эмоциями. Ребенок не должен выставлять эмоции на показ, а должен их сдерживать и выражать словами. Школа оказывает большую эмоциональную нагрузку на ребенка, и он должен научиться преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, мешающие восприятию учебного процесса, которые могут привести к замыканию в себе. Ребенок, который не понимает задания или объяснения учителя, не должен психовать или отстраняться и заниматься своими делами. Это может привести к тому, что ребенок вообще не захочет учиться, а должен поднять руку и попросить объяснить еще раз. Также ребенок должен научиться переносить разочарование, например, он тянет руку, а его не спрашивают - значит, зачем стараться и делать задания. Ребенок должен понять, что он учится для себя, и если он все сделал правильно, то он молодец. В школе ребенок испытает массу разочарований, и он должен быть готов к этому. Но в школе он также получит и массу позитивных эмоций от общения и коллективной работы с одноклассниками.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка посещать школу, узнавать новые знания, желанием быть учеником. Как говорилось выше, у большинства будущих первоклашек нет желания идти в школу. Поэтому ребенка надо мотивировать, создавать условия, которые подтолкнут его к желанию учиться в школе. Прежде всего нужно задействовать интерес ребенка к миру взрослых людей, большинство детей 6-7 лет осознают себя взрослыми и хотят походить на родителей. А школа для ребенка – это работа, которую надо выполнять, чтобы быть достойным членом общества. Самолюбие, самоутверждение, доказательство того, что ты лучший – это мотивация для обучения. Новый неизведанный вид деятельности, где ты можешь показать себя с лучшей стороны. У ребенка нужно развивать познавательную потребность, интерес к процессу познания и обучения.

Социальная готовность ребенка к школе

Под социальной готовностью понимают, насколько ребенок обладает умениями и навыками необходимыми для уживания в коллективе, насколько безболезненно ребенок может влиться в коллектив, приняв его правила и законы, как ребенок способен соотносить свои интересы и потребности с желаниями и интересами других членов коллектива. У детей из многодетных семей и посещающих детский сад эти навыки обычно развиты. Также сюда входит общение со взрослыми преподавателями. Ученик должен уважать и в то же время не бояться своего учителя, он должен уметь задавать вопросы взрослым, просить их о помощи и отстаивать свою точку зрения, при этом он не должен переходить за рамки дозволенного поведения.

Ребенка, который полностью соответствовал бы всем требованиям, найти практически не возможно. Но готовность детей к школе надо определять и это вполне реально. Вынесем основные моменты проверки готовности ребенка к школе по основным показателям. А также вы можете пройти тест на готовность ребенка к школе на нашем сайте или определить готовность ребенка по таблице, приведенной ниже.

Готовность к школе детей 6-7 лет (таблица)

Показатель Готовые к обучению дети Условно готовые к обучению дети Неготовые к обучению дети
Уровень развития Биологический возраст соответствует паспортному Биологический возраст отстает от паспортного Биологический возраст не соответствует паспортному
Резистентность Отличная и хорошая Снижена Низкая и очень низкая
Функциональное состояние и психическое здоровье Без отклонений Начальные отклонения Выраженные отклонения
Заболевания Редко болеющие, нет хронических заболеваний Часто болеющие, хронические заболевания (врожденные пороки развития) в стадии компенсации Часто болеющие, хронические заболевания (врожденные пороки развития) в стадии суб-и декомпенсации
Школьная зрелость Соответствует возрасту (Керна – Йирасека от 3 до 5 баллов) Не полностью сформирована (Керна – Йирасека от 6 до 7 баллов) Не сформирована (Керна – Йирасека больше 10 баллов)
Дефекты в звукопроизношении Отсутствуют 1-2 дефекта Множественные
Программа детского сада Успешно освоена С трудом, но освоена Не справился с программой детского сада
Отношение к учебе Осознанное Не полностью осознанное отношение Нет осознанного отношения к учебе

Похожие статьи: определение типа темперамента ребенка https://www.baby.ru/wiki/detskaa-psihologia/opredelenie-tipa-temperamenta-rebenka/ Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru

Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям

В среднем от 15 до 40 % современных первоклассников испытывают проблемы со школьной адаптацией. Если при поступлении 90 % детей идут в школу с радостью, то уже после первой четверти этот процент снижается до 75. Данные феномены во многом обусловлены неготовностью детей к школе. Но что подразумевается под готовностью к школе? Можно ли ее как-то проверить, в том числе самостоятельно? И есть ли время на корректировку? Обо всем этом вы, уважаемый читатель, сможете узнать из данной статьи.

Для начала еще немного статистики. Согласно другим данным, от 10 до 50 % детей из городов и до 70 % сельского детского населения оказываются не готовы к школе. Это оборачивается:

  • трудностями в налаживании контактов со сверстниками и педагогами (10-15 %);
  • неорганизованностью учебной деятельности, невозможностью ее самостоятельного планирования и контроля поведения, сложностями в усвоении материала образовательной программы (40 %).

Таким образом, главная опасность для неподготовленного к школе ребенка – дезадаптация, которая часто проявляется психологическими и физическими проблемами со здоровьем, неврозами, отклоняющимся поведением. Думаю, никто не желает такой участи своему чаду. А значит, ребенок должен быть готов, переступая порог школы. Теперь поговорим обо всем по порядку.

Что такое готовность к школе?

Это сложное структурное образование, завершающее дошкольный возраст. С позиции возрастной психологии — это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).

От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.

Что будет, если ребенка раннего возраста отправить в школу? Правильно. Ничего хорошего:

  • плач;
  • конфликт;
  • стремление играть;
  • непонимание материала и требований;
  • психологическая травма.

Так что, дорогие родители, физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.

Психологическая готовность предполагает личностную и интеллектуальную зрелость ребенка, произвольность и регуляцию поведения. Однако кроме психологической готовности можно выделить еще два компонента: морфофизиологическую и предметную готовность. Структурно это можно описать следующим образом (смотрите схему ниже).

Думаю, стоит рассказать о каждом компоненте отдельно. Сразу хочу отметить, что все три вида готовности неразрывно связаны и взаимообусловлены.

  1. Морфофизиологическая готовность предполагает гармоничное и своевременное развитие организма, то есть нормальное физическое и психическое развитие, здоровье. Это больше имеет отношение к медицине, клинической психологии. В рамках данной статьи нет смысла углубляться в эту тему.
  2. Предметная – сформированность знаний, умений, навыков. Опять же не так интересно и непонятно, но частично я затрону это во второй части статьи.
  3. Психологическая – сформированность средств и способностей для принятия новой социальной роли школьника. Психологическую готовность я как раз и хочу рассмотреть подробнее, так как именно она, на мой взгляд, является наиболее важной для благополучного обучения и привыкания.

Психологическая готовность состоит еще из трех элементов.

Личностная готовность

Предполагает сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных; коммуникативную готовность (стремление общаться); сформированность Я-концепции (понимание своих нравственных, физических и личностных качеств; адекватная самооценка); эмоциональную готовность (эстетические и интеллектуальные чувства, нравственные суждения).

Умственная зрелость

Для интеллектуальной зрелости характерна речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение. Необходимо наличие способ­ности обобщать, сравнивать, дифференцировать, выделять главное, находить связи и зависимости, делать выводы.

Волевая готовность

Произвольность и регуляция, то есть волевая готовность, состоит в умении ребенка планировать свою деятельность и поведение; подчинять его мотивам, нормам и требованиям.

Общие рекомендации родителям

Можно сказать, что готовность к школе – это комплексный результат развития ребенка с рождения до 6-7 лет. Проверить это можно с помощью ряда специальных методик, о которых я расскажу позже. Но первично предположить готовность/неготовность можно по следующей особенности.

Дошкольный период всегда заканчивается возрастным кризисом. Так в психологии обозначают периоды перехода человека от одного этапа к другому. Это нормально. Кризисы должны быть. Другое дело если их нет.

Так, например, согласно теориям педагогов-психологов Л. С. Выготского, С. И. Самыгина, Д. Б. Эльконина, отсутствие кризиса может свидетельствовать о недостаточной готовности ребенка к школе и сохранении им внутренней позиции «дошкольника». В связи с чем, уважаемые родители, вам полезно знать, каковы главные проявления кризиса дошкольника:

  • замкнутость;
  • манерничание;
  • формирование субъектности (внутреннее переживание ребенком отношений с окружающими вместо былой непосредственности);
  • демонстративная «взрослость», непослушание;
  • резкая смена поведения;
  • становление внутренней позиции (проявляется в спорах, несогласии, иногда агрессии).

Все это свидетельствует о том, что чадо готово к смене привычного уклада жизни. Более того, ему это необходимо.

При грамотной педагогической позиции родителей и учителей после кризиса семи лет в лице ребенка можно найти сотрудника, помощника. Все названные внешние проявления сигнализируют о внутреннем главном новообразовании – стремлении к самостоятельности; потребности занять социально значимую роль. В противном случае ребенку будет крайне сложно адаптироваться к новой социальной ситуации.

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях развивается эмоционально-волевая сфера, познавательная, мотивационно-потребностная. То есть закладывается база личности. Психолого-педагогические ошибки и упущения в этот период могут вызвать ряд серьезных проблем в дальнейшем, начиная с момента поступления ребенка в школу.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

  1. Учебный. «Хочу в школу, чтобы научиться чему-либо, развиваться», «Потому что мне нравится учиться». Для его формирования нужно заниматься с ребенком дома или водить в кружки.
  2. Познавательный. «Мне учиться нравится, там рассказывают много интересного. Я узнаю много нового». Это самый нестабильный мотив. Даже если он есть (обусловлен любознательностью ребенка), то может быстро потеряться.
  3. Позиционный. «Хочу быть как ты, мама. Ты на работу, а я на работу в школу». Этот мотив связан с потребностью значимости.

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

  1. Игровой. «Скорее бы в школу. Там все мои друзья будут, будем играть. На переменах нам будет весело».
  2. Социальный. «Учиться нужно, чтобы получить потом профессию и самому обеспечивать свою жизнь». Не удивлюсь, если вы не понимаете, чем плох сей мотив. Дело в том, что описанное «заглядывание» в будущее в норме возникнет только в подростковом возрасте. Вероятно, сейчас ребенок всего лишь повторил это за кем-то, хотя сам так не считает. А это в свою очередь свидетельствует о несформированной личной позиции.
  3. Не имеющие отношения к учебе. То есть ребенок может предвкушать покупку новой формы, портфеля. Того, что не нужно будет спать на тихом часу. Или просто потому что надо.

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Существует один прием. Проявите фантазию и составьте интересный для вашего ребенка (вы же его лучше знаете, чем я) рассказ про группу ребят из 6 человек со всеми вариантами мотивов (на каждый мотив по ребенку). Например, кто-то жаждет научиться читать, а кто-то радуется красивому портфелю. Затем спросите: «Кто из этих ребят тебе больше нравится?». На основе ответа и можно говорить об истинном мотиве поступления ребенка в школу. Дошкольникам свойственно проецировать себя на героев сказок, книг.

Если же ребенок сразу отвечает, что в школу не хочет, то возможны два варианта: «еще не хочет» и «уже не хочет». Однако это необязательно значит неготовность. Возможно, просто у ребенка имеется негативное представление об обучении на фоне собственного или чужого опыта.

Иногда родители с малых лет (3-4 года) начинают водить ребенка по учителям или приглашать их на дом. Не исключено, что ребенок «задушен» учебой. Вторая возможная причина нежелания идти в школу – опыт брата или сестры (ему много задают, родители ругают).

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

  1. Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права. Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
  2. Работайте над познавательными мотивами. Ребенок должен ориентироваться на содержание.
  3. Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
  4. Работайте над саморегуляцией ребенка.
  5. Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

  • Не пугайте ребенка школой. Не «отыгрывайтесь» на нем.  Не говорите фразы типа «Вот в школе ты попляшешь. Там тебя мама не заберет после половины дня», «А то ли еще в школе будет».
  • Важно формировать уважение к обучению. Но для этого вы действительно сами должны так думать.
  • Не забудьте добавить, что вы верите в силы ребенка. Если что – поможете.
  • Произнесите, что уверены в том, что процесс пойдет гладко и легко.

Изучаем интеллектуальную готовность

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи. Сюда же относятся предметные компетенции, например, счет и окружающий мир. Итак, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет?

Внимание

О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.

Проверить внимание, а заодно и поработать над его развитием помогут игры на внимание. Пример: заранее договориться с ребенком, что если он услышит от вас название дикого животного, то будет топать, домашнего – хлопать. Это вариант игры «Съедобное-несъедобное». Кстати, классический ее вариант тоже подойдет.

Память

Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 12 изображений.

Мышление

В этом возрасте ребенок должен уметь заканчивать предложения по принципу аналогий, соответствия, противоречий. Например, «Мышка маленькая, а слон …». Из ряда слов удалять лишнее по какому-либо дифференцированному признаку (ответ аргументировать). Находить причины и результаты, в том числе в своих действиях.

Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, а при помощи взрослых – простое оригами (самолетик).

Мелкая моторика

В эту категорию знаний, умений и навыков входит верное держание предмета письма (сила нажима, положение в руке). При раскрашивании или вырезании ребенок не выходит за линии. Может нарисовать понятное изображение (популярный для будущих первоклассников тест «Нарисуй человека») или создать аппликацию.

Речь

Старший дошкольник должен уметь составлять предложение из предоставленного ему комплекса слов. Он должен быть в состоянии объяснить поговорки, выражения (конечно, понимать их). Для успешного первоклассника не трудно составить рассказ по картинке или ряду изображений. Если речь идет о заучивании стихов, то, во-первых, с этим не должно быть проблем, во-вторых, рассказывать их нужно с выражением. Подготовленный ребенок может отличить звук от буквы.

Математика

В компетенции потенциального первоклассника должно входить умение прямого и обратного счета (от 1 до 10). Конечно, знание цифр и математических знаков. Ребенок должен быть в состоянии разделить квадрат и круг на две и четыре равные части. Выпускник детского сада, готовый к школе, хорошо ориентируется в пространстве тетради.

Окружающий мир

Ребенок должен ориентироваться на местности. Он должен быть в силах самостоятельно дойти до учебного заведения и обратно (или доехать), знать свой адрес, представлять свой город.

Будущий первоклассник обязательно должен быть в состоянии назвать свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена своих родственников, их профессии. Ребенок должен быть знаком с основными природными явлениями и окружающими предметами (живыми и неживыми).

Изучаем волевую готовность

О волевой готовности расскажет умение ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Он не должен слушаться, но должен вслушиваться, понимать содержание обращенной к нему информации.

Предлагая ребенку выполнить какое-либо упражнение, постарайтесь четко донести суть ваших требований. В заключение убедитесь, что вы были верно поняты. Только не фразой «повтори, что я сказала». Больше подойдет: «Что тебе нужно сейчас сделать?»

Графический диктант – популярный способ проверки волевой готовности будущего школьника. Суть упражнения в рисовании ребенком геометрической фигуры под вашу диктовку. Одной фигуры, слушая ваши подсказки по направлению (клетка вправо, две влево). Или нескольких, слушая ваше перечисление (овал, круг, квадрат).

Итак, волевой ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь понимать суть задания и четко видеть свою цель. Он способен спланировать действия для достижения этой цели, найти нужные «инструменты». Подготовленный ребенок готов принять помощь и адекватно оценить свой результат и силы.

Конструктор как способ развития саморегуляции

Конструктор – оптимальный вариант для развития саморегуляции и произвольности ребенка. Идеально начать с воспроизведения образца. Например, предложите построить машину. В процессе внимательно наблюдайте за ребенком и фиксируйте его поведение по следующему плану:

  1. Специфика и этапы строительства машины (последователен ли ребенок в своих действиях, видна ли одна четкая линия).
  2. Можно ли выделить хоть какие-то закономерности в сборке (действиях)? Какие?
  3. Придерживается ли ребенок предложенного образца.
  4. Насколько часто «строитель» обращается к первоисточнику.
  5. Соответствует ли итоговая модель заданной (форма, цвет, составные элементы). Насколько точным получилось воспроизведение.

Игра на развитие воли

Ребенку этого возраста в любом случае еще не просто следовать воле, а не чувствам. Поспособствовать развитию воли может такая простая и любимая детьми игра, как «Да» и «нет» не говорить». Думаю, суть ее вы знаете. Если нет, то правила и варианты вопросов для игры можно в изобилии найти в интернете. При усложненном варианте игры запреты выносятся на какие-нибудь еще слова, кроме утверждений и отрицаний.

Живем и готовимся к школе

При подготовке ребенка все задания должны преподноситься в игровой форме, не превращаясь в учебный процесс. Не обязательно даже выделять на это отдельное время. Обучение должно быть естественно вплетено в реальную жизнь. Самое главное, быть ненавязчивым и интересным.

  1. Во время прогулки поговорите с ребенком о нынешнем времени года, о погоде. Расставьте акценты на изменениях: снег, опавшие или пожелтевшие листья.
  2. Для развития счета улица – сплошное место практики. Также во время прогулки ненавязчиво посчитайте лавочки, машины.
  3. Знакомьте ребенка с названиями предметов окружающей среды.
  4. Дом тоже представляет собой «поле боя». Посмотрите вместе мультик, а потом попросите пересказать его. Это для ребенка тренировка и мышления, и речи. Если замечаете логические, фонетические или другие ошибки – поправляйте ребенка. Но очень осторожно и полноценно объясняя.
  5. Учите вместе с ребенком стихи, поговорки.
  6. Вместе рисуйте и пишите. Ну, как вместе… Ребенок занимается, вы – наблюдаете. Если что как Чип (или Дейл) приходите на помощь. Нужно следить за положением карандаша, осанкой ребенка, силой нажима. Помните, что важна не скорость, а качество. Если речь идет именно о письме, то максимальное время на упражнение в этом возрасте – 5 минут. Начать тренировки можно с обведения (старые добрые прописи), а постепенно усложнять задание.

Послесловие

Специфика поступления в школу состоит в том, что, как правило, детей отправляют учиться в 6 лет. В то время как природосообразным является возраст 7 лет. Во избежание проблем со школьной адаптацией целесообразно начать готовить ребенка заранее, а перед поступлением в школу оценить его готовность. По традиции на прощание хочу порекомендовать литературу. Она позволит вам более полно изучить свое дитя и спланировать работу с ним.

  1. Книга Е. Н. Корнеевой «Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек». В книге можно найти тесты и методики для диагностики, упражнения для развития недостающих качеств. В целом подробно расписана тема.
  2. Методический сборник Е. Н. Лункиной «Тесты для будущих первоклассников: методическое пособие». Он помогает развивать ребенка. Задания в книге распределены по блокам, темам, уровню сложности. Этот сборник – оптимальный вариант помощи для общего развития ребенка или коррекции отдельных компонентов готовности. В заключение в пособии дан блок примерных вопросов школьного собеседования, по которым вы и можете определить готовность своего чада.

В настоящее время нет общепринятой методики оценивания готовности ребенка. Вы можете заранее узнать тот комплекс, который используется в планируемом вами учебном учреждении, и ориентироваться на него. Благодарю за внимание!

psychologist.tips


Смотрите также