Как научить ребенка учить наизусть стихи


Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые понимают важность этого занятия, со временем задаются вопросом, как научить ребёнка учить стихи.

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.
  • Читайте стихотворения с интонацией.

Методы

Теперь разберём, как правильно учить стихи наизусть. А так как дети все разные, то и методы учить стихотворения наизусть тоже существуют разные.

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

По мере заучивания должна образоваться последовательность. Можно предложить ему закрыть глаза и представить эти образы в виде мультфильма.

Рисунки

Предложите нарисовать стихотворение. Вы читайте ему строчку, а он её рисует. Можно использовать схематические обозначения слов. А можно нарисовать сначала общий сюжет. И потом развить, разбив на части.

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Полезные советы

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
  • Обязательно обращайте внимание на интонации и на чувства, которые испытывает герой стихотворения.
  • Обращайте внимание на то, что малышу нравится или, наоборот, доставляет неудобство.

От вас потребуется терпение и умение вовремя перестраиваться.

Инструктор по развитию памяти рассказывает, — как научить ребёнка выучить стихотворение:

marypop.ru

Как научить ребенка учить стихи - klubledi

С 1 сентября, дорогие мои читатели, С Днем знаний! Одни родители и их дети ожидают этот день с радостным трепетом, другие опасаются трудностей, и одна из них — заучивание стихотворений и прозы наизусть.

Но сегодня я хочу с вами поделиться небольшим секретом, а вернее — планом действий. Как превратить трудность в увлекательное занятие, как выработать для своего ребенка единственно правильную тактику запоминания.

Учение должно приносить радость, а заучивание наизусть — двойную

Все дети разные, и этот факт не требует доказательств. Одни запоминают и усваивают новый материал буквально с лету, другим необходимо для этого время, третьим — особый подход и специальные методики. Пусть наши Умные советы помогут вам преодолеть трудности и обойти все моменты, вызывающие сложности и отрицательные эмоции.

« Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. »

Конфуций

Развитие памяти — залог успешного обучения. И если вы мало времени уделяли этой задаче, начать никогда не поздно, будь то ребенку 3 года или 10 лет.

Конечно же, вы любите своего сына или дочь и возлагаете на него (нее) большие надежды.

А хорошо ли вы изучили индивидуальные особенности своего чада, чтобы эффективно ему помочь в обучении? А если конкретнее — как ваш малыш лучше воспринимает информацию:

  • на слух (аудиал),
  • зрительно (визуал)
  • или в движении, действии (кинестетик).

Но вы должны понимать, что все это разделение очень условно. Эти особенности могут в разной степени сочетаться.

Например, вы читаете ребенку сказку, а он все время просит показать картинку к тому или иному эпизоду. Тут явное сочетание слухового и зрительного восприятия.

Или ребенок смотрит мультфильм, а в это время подпрыгивает, пританцовывает, жестикулирует, шепчет или выкрикивает слова героев. Это восприятие происходит через визуализацию и кинестетику (движение).

Общий план заучивания стихотворения

  • Первый раз ребенок читает стихотворение вслух, без выражения, спокойно, без напряжения. Происходит первое знакомство с текстом. Мозг ребенка в это время «улавивает» смысл и ритм.
  • Второй раз ребенок читает стихотворение, стараясь расставлять акценты и придерживаясь ритма.
  • Выясняем, какие слова ребенку непонятны. Если не можете сами объяснить, научите малыша пользоваться словарями он-лайн.
  • Вы должны знать индивидуальные особенности своего ребенка и определить, какие приемы помогут именно ему лучше запоминать.
  • Аудиалы- лучше воспринимают и запоминают на слух;

    визуалы — запоминают зрительные образы;

    кинестетики — запоминают ощущения, действия, движения.

    Визуальная составляющая есть у всех детей. Посадите ребенка после прочтения стихотворения, попросите закрыть глаза и рассказать, какие образы он представляет. Можно нарисовать картинку.

    Детей аудиалов всего 25-30%. Как правило, у них хорошо развит музыкальный слух и чувство ритма. Хорошее подспорье — диктофон. Пусть ребенок прочитает перед диктофоном стихотворение, а затем слушает свой голос. Именно свой голос лучше всего воспринимается мозгом.

    Кинестетики прекрасно будут запоминать, если учат стихотворение в движении, дополняют жестами, ходят в ритм (слово на каждый шаг), можно отстукивать, отхлопывать ритм. Это полезно для запоминания. Некоторым помогает разматывание клубка, притопывание ногой, кивки головой. И все это в ритм!

    Естественно, все приемы для вашего ребенка не сработают. Попробуйте и выберите те из них, которые у вашего малыша наиболее продуктивны. Со временем у вашего школьника выработается и войдет в привычку своя тактика запоминания стихотворений, и времени на заучивание будет уходить гораздо меньше.

    А теперь небольшой тест для родителей

  • Посмотрите видео:
  • 2. Какой тип восприятия преобладает у мальчика?

    3. Стоит ли его поднять и поставить, как солдатика во время заучивания стихотворения?

    5. Что важное упустила мама?

    4. Посоветуйте маме, какие приемы ей стоит подключить.

    Ответы на вопросы вы найдете в следующей статье. Следите за публикациями в рубрике «Дети».

    А с вами была я, Антонина Кобзист, администратор сайта Умные Советы и учитель начальных классов. И пользуясь случаем, передаю большой привет моим ученикам и их родителям 11-А и 7-А классов школы №1 г. Зеленодольска (Украина). Я верю, у вас все получится:)

    published on cemicvet.ru according to the materials umnye-sovety.ru

    Источник: https://cemicvet.mediasole.ru/kak_nauchit_rebenka_bystro_zapominat_stihi

    Как научить ребенка учить стихи и запоминать буквы

    Родителям очень приятно, когда их малыш в детском саду или на школьном утреннике знает буквы и без запинки декламирует стихотворение, не допуская при этом никаких ошибок и не забывая выученные ранее слова.

    Но, к сожалению, научить быстро запомнить буквы и необходимый текст – не так уж просто, ведь для этого необходимо набраться терпения как детям, так и старшим родственникам, чтобы результат труда был отличным.

    Для того чтобы знать, как научить ребенка учить стихи и буквы, весьма желательно также обладать определенными навыками и умениями, о которых пойдет речь в этой статье.

    Как мотивировать ребенка учить стихи

    Умение заучивать быстро наизусть стихотворный текст является очень важным, начиная с детского сада или начальных классов школы. Школьной программой предусмотрено чтение наизусть очень многих поэтических произведений, иногда – довольно больших по объему, поэтому приступать к тренировке внимания и памяти следует уже с раннего возраста.

    Чтобы привить ребенку любовь к поэзии и научить его быстро запоминать стихи, необходимо правильно мотивировать малыша.

    Для этого следует:

    • не сообщать малышу о том, что стишок необходимо выучить во что бы то ни стало. Можно сказать ребенку: «Эти куплеты о зайчике (мишке и т.п…) очень интересны. Давай я буду их читать, а ты станешь повторять вслед за мной», это поможет быстрее научить;
    • спросить малыша о том, какие слова и фразы ему не совсем понятны, после чего объяснить их смысл, вследствие чего процесс изучения текста станет протекать намного легче, и научить будет проще;
    • в качестве «наглядной агитации» можно воспользоваться любимыми игрушками малыша, рассадив их вокруг и выделив каждому отведенную роль: точно так же, как в сюжете стихотворения;
    • нарисовать животных, предметы или ситуации, о которых идет речь в стишке, с целью более эффектно представить сюжет.

    Важно, что малыш при изучении стиха не был уставшим, хорошо себя чувствовал, ведь от этого в значительно степени зависит эффективность обучения.

    Основные принципы запоминания стихов с ребенком

    Чтобы иметь представление о том, как научить ребенка запоминать стихи, необходимо найти наиболее оптимальный способ запоминания информации, а также закрепления изученного материала.

    В процессе изучения рифмованного текста с малышом или школьником следует помнить следующее:

    • запоминаемый объем информации должен соответствовать возрасту ребенка. Недопустимо принуждать пятилетнего малыша быстро  выучить наизусть целые главы из поэм для взрослых. Вполне достаточно для тренировки и развития памяти выучить 3-4 «куплета» по 4 строки каждый;
    • текст стихотворения должен быть интересен ребенку и соответствовать его образу жизни, предпочтениям и увлечениям;
    • немаловажное значение имеет размер буквы и шрифт, которым написан текст. Если есть возможность, родители могут самостоятельно набрать с помощью компьютерной клавиатуры стихотворение таким образом, чтобы буквы наиболее легко воспринималось визуально. Буквы должны быть четкими, крупными, можно выделить их цветным шрифтом;
    • рекомендуется выучить наизусть текст порциями: вначале запомнить по 1-2 строке стихотворения, затем научить  объединять их в четверостишия и запоминать целиком, после чего приступать к освоению текста целиком;
    • в процессе запоминания слов желательно совершать ритмичные движения руками – это поможет легче и быстро выучить и  запоминать текст;
    • после того как ребенок выучил стих наизусть, следует закрепить пройденное и повторить материал через несколько часов после завершения процесса запоминания. На следующий день желательно еще раз повторить текст – в этом случае малыш надолго запомнит стишок и не забудет его во время декламирования в группе детского сада или школьном классе.

    Запоминание стихов в детском возрасте имеет очень важное значение для малыша.

    Благодаря указанному занятию ребенок быстро пополняет свой словарный запас, тренирует память, приобретает чувство ритма, и с легкостью может выучить любой стих в дальнейшем.

    Стихи, выученные в 4-5 летнем возрасте, малыш может запомнить на всю жизнь, а время, потраченное родителями на процесс обучения, будет поистине бесценным для развития его интеллектуальных и творческих способностей.

    Для приобщения к поэзии не обязательно выделять дополнительное время: запоминать новые рифмованные произведения, научить  можно, занимаясь домашней работой, прогуливаясь в парке с ребенком или собирая урожай на даче. Главное – желание помогать малышу и постепенное увеличение объема изучаемого текста.

    В этом случае к моменту поступления в школу ребенок будет уже знать буквы, уметь читать и хорошо подготовлен к процессу усвоения информации и получения новых знаний.

    Источник: https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/deti/kak-pomoch-vyuchit-stix.html

    Как выучить стихотворение с ребенком без принуждения

    Для ребенка изучение стихов очень важно. И то, что он получит похвалу родителей, играет важную, но не первоочередную роль.

    Ведь даже небольшие стишки значительно расширяют словарный запас малыша, развивают чувство ритма и тренируют память. Все это точно пригодится ему в жизни. Но не все дети способны сразу же запомнить стихотворение.

    И причин для этого может быть масса, начиная с обычной неусидчивости, заканчивая простым неприятием больших объемов информации.

    В данной статье мы рассмотрим, как выучить стихотворение с ребенком, чтобы для него эта процедура прошла наиболее просто и без лишних нервов. Рассмотрим, какие наиболее типичные ошибки могут быть допущены при разучивании стиха, а также изучим основные методики, помогающие ребенку и родителям упростить данный процесс.

    В большинстве случаев в том, что ребенок не может выучить стих, виноваты родители. Ведь именно они должны развивать в ребенке привычку учиться. Далее рассмотрим типичные ошибки по степени их распространенности.

    1) Как лучше встретить Новый год с годовалым ребенком, чтобы было комфортно и вам, и малышу.2) О том как правильно выбрать размер санок-ватрушек, мы писали тут.

    Ошибка первая: не учитывается ведущий канал восприятия ребенка

    Любой здоровый ребенок познает окружающий мир при помощи трех каналов: зрение, слуховое восприятие и тактильные ощущения. Но у всех имеется основной канал. Так аудиалам легче воспринять информацию на слух, визуалы познают окружающий мир при помощи зрения, а кинестетикам важны в первую очередь тактильные ощущения.

    Запомните, знание ведущего канала восприятия ребенка очень важно. Он напрямую влияет на процесс обучения. Визуалу порой достаточно нарисовать иллюстрацию к стиху, чтобы он его запомнил.

    Если вы не знаете, как помочь ребенку выучить стихи, попробуйте определить его ведущий канал восприятия. Сделать это можно при помощи специальных тестов.

    Ошибка вторая: используется только одна методика запоминания

    Логично предположить, что способов запоминания может быть много, если главных каналов приема информации несколько. Но все же большинство родителей об этом даже не задумываются, используя всего одну методику – зубрежку.

    Не стоит использовать только одну методику запоминания стихотворения!

    Эта методика помогает, но процесс будет продвигаться «со скрипом». Но, если комбинировать зубрежку с другими методиками, например, невидимыми шпаргалками, то процесс изучения стиха будет интересен ребенку.

    Ошибка третья: перед изучением стиха не проводится подготовительная работа

    Порой мамы стараются как можно быстрее выучить стих с малышом и заняться своими делами. Но, перед тем как выучить стих с ребенком, необходимо пройти подготовительную работу. Дайте ребенку прочитать стих самостоятельно и объясните ему значение непонятных слов. Ребенку очень сложно сфокусироваться на стихе, значение которого он не понимает.

    Ошибка четвертая: неправильно соблюдается режим повторения стиха

    Вот график правильного повторения:

    • Через 15 минут нужно закрепить стих в памяти;
    • Через 2-4 часа нужно заново разучить слова и строчки, которые выпадают из памяти;
    • На следующее утро нужно «отшлифовать» стих, так как за ночь полученные знания систематизируются.

    Кстати, такой режим повторения касается не только стихов, но и любой другой текстовой информации.

    Ошибка пятая: вы пытаетесь учить стих с ребенком не вовремя

    Приступать к изучению стиха нужно только в том случае, если ребенок отдохнул. Также в процессе обучения нужно делать перерывы, так как внимание маленького ребенка быстро рассеивается. Также учить стих можно на прогулке или по дороге в секцию. Следует помнить, что стихи запоминаются лучше перед сном.

    1) Чем опасна гипертермия у детей и что следует делать при ее симптомах.2) Причины возникновения бутылочного кариеса у детей, читайте в этой статье.

    Ошибка шестая: для ребенка нет правильной мотивации

    Очень часто дети, особенно совсем маленькие, не понимают, для чего они учат стихи. Поэтому его нужно мотивировать. Отличной мотивацией является стишок для Деда Мороза. Также можно собраться семьей и устроить марафон по изучению стихов.

    Если вы подходите к проблеме с точки зрения того, как заставить ребенка выучить стих, то будьте уверены, что у вас ничего не получится. Чтобы ребенок хорошо запомнил стих, он должен получать от процесса удовольствие.

    Ошибка седьмая: родители не развивают интеллект ребенка

    При работе с ребенком стремитесь к расширению его кругозора и словарного запаса. Совершенствуйте его воображение и логику. Это способствует не только лучшему заучиванию стиха, но и поможет в дальнейшей жизни.

    Когда следует начинать учить стихи с ребенком

    Начинать изучение стихов с ребенком можно уже с двух лет. Но тут главным условием является то, что ребенок должен уже разговаривать.

    Тут достаточно умения ребенка связывать несколько слов в предложения. Это уже значит, то малыш сможет повторять строки стиха за родителями.

    Но какой стишок можно выучить 2-летнему ребенку? Тут необходимо подбирать такие стихи, которые будут учить разговаривать и считать.

    К трем годам ребенок может запомнить уже несколько легких песенок, которые проще выучить, чем стихи. Довольно сложные стихи ребенок может запоминать к 4-5 годам. Но для этого с ним нужно тренироваться.

    Если вы удивляетесь, почему ребенок не может выучить стихотворение, которое вам кажется очень легким, подумайте, может быть стоит подобрать другой стишок.

    Как научить ребенка выучить стихотворение: основные методы

    Имеется множество способов заучивания стихов с маленькими детьми. Некоторые частные педагоги используют в комбинации до 10 методик. Кроме того, мама может придумать и свой способ, который подойдет ее малышу. Если вы еще не знаете, как помочь выучить стишок ребенку, то представляем вашему вниманию основные методы, которые наиболее эффективно работают при их комбинировании:

    • Можно делить стих на части. Если структура стиха позволяет, то на смысловые. При разучивании четверостишия учите сначала по две строчки. Если не получается, то делите его построчно. Заучивание каждой части должно происходить через некоторый промежуток времени. Если все получается, то на следующий день повторите стих по частям, а через некоторое время сложите все воедино;
    • Объем стихотворения увеличивайте постепенно. Сначала выберите простой стишок, а потом переходите к более сложным, не торопя события;
    • Изучение стихов должно быть последовательным. Не приступайте к изучения нового стиха, пока не заучили предыдущий. Каждый успех должен быть закреплен, поэтому дайте крохе отдохнуть после того, как он «покорил» очередную вершину в виде стиха;
    • Переводите по возможности стихотворную форму в образную. Можете подобрать соответствующие иллюстрации;
    • Читайте стихи с интонацией. Ваш малыш должен не просто заучить стих, но и прочувствовать его.

    Как можно быстро выучить стихотворение с ребенком

    Как раньше упоминалось, перед изучением стихов желательно попытаться разучить с ребенком несложные детские песни. Если времени не хватает, то можно записать их на диск и включать его ребенку. Через некоторое время кроха будет пытаться напевать песенку вместе с исполнителем.

    Также старайтесь говорить стихами с ребенком во время игр. Поиграйте с ним в игру «рифмовка». Смысл ее заключается в подборе рифмы на предложенное вами слово. Вспоминайте стихи, прогуливаясь с ребенком.

    Если вы задаетесь вопросом, как помочь ребенку быстро выучить стих, то постарайтесь сделать эту процедуру максимально интересной для него. Так он запомнит стихотворение быстрее.

    Источник: http://LovingMother.ru/vospitanie/duxovnoe/kak-vyuchit-stixotvorenie-s-rebenkom.html

    Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

    10.11.2017

    • 1 Мотивация
    • 2 Методики
    • 3 Учим быстро
    • 4 Рекомендации

    Здравствуйте, дорогие читатели. Для вас будет интересным материал, изложенный в данной статье, если вы ищите ответ на вопрос, как научить ребенка учить стихи наизусть. Вы выясните способы мотивации и самые успешные методики. Также вам станут известны ценные советы.

    Мотивация

    Привлекаем любимые игрушки

    Задача родителей помочь своему чаду освоить данный навык, и очень важно на самом первом этапе знакомства с декламацией стихотворений не отбить все желание к данному виду работы. Как же можно мотивировать своего малыша, как привить истинную любовь к литературному творчеству?

    1. Разыгрывайте стихотворение по ролям.
    2. Переносите прочитанное на листок бумаги, создавая образы главных героев произведения.
    3. Используйте мягкие игрушки, чтобы они рассказывали стих или выступали в роле слушателей.
    4. Успешным будет процесс, проводимый в виде игры.
    5. Привлекайте других членов семьи в качестве слушателей. Пусть малыш выступает, декламируя выученный стих, а родственники хвалят его за достижения.
    6. Пусть ребенок чувствует вашу поддержку, учите стих вместе.

    Методики

    Способ изображения прочитанного эффективен для запоминания стихотворения

    Некоторым школьникам тяжело выучить стихотворение, заданное на дом. Как бы родители не старались, не повторяли с ним день за днем один и тот же текст, ребенок все равно будет волноваться на уроке и мечтать, чтобы его не вызвали.

    Конечно, найдутся и такие детки, которые с радостью изучат новое стихотворение и буду тянуть руку, чтобы первыми ответить. Для того чтобы добиться результатов второго сценария, используют простые методики, знакомство с которыми можно начинать еще перед первым классом.

    Вы должны понимать, что это значительно облегчит жизнь будущего школьника.

    1. 5 на 5. Если малыш уже в состоянии самостоятельно читать стихотворение, то предложите ему раз за разом перечитывать выбранный текст, но только про себя. Желательно совершать это действие пять раз. После этого необходимо столько же раз прочитать текст вслух. Родители внимательно слушают, обращают внимание малыша на паузы и правильную интонацию. После этого можно приступать к изучению наизусть.
    2. Ассоциации. Придумывайте образы, которые помогут сформировать представление о произведении. Ребенку будет гораздо легче запомнить такой стих. Особенно удачными будут ассоциации при возникновении непонятных слов.
    3. Рисуем стих. Хороший метод, который подходит даже малышам. Мама может читать стихотворение, желательно, по четверостишью. Задача ребенка — иллюстрировать услышанное. Это поможет лучше представить общую картину.
    4. Собираем строчки. Задача родителей — несколько раз прочитать стихотворение или предложить это сделать самому ребенку. После этого распечатать произведение, желательно, крупным шрифтом и нарезать на строчки. Все, что нужно сделать малышу — собрать их в правильной последовательности.
    5. Полное погружение. Предложите ребенку почувствовать на себе происходившее в произведении. Пусть он буквально перенесется в то место, представит себя в роли главного персонажа.
    6. Учим частями. Данный метод особенно хорошо подходит к стихотворениям большого размера. Зачастую детей пугает, что стих слишком длинный, они начинают волноваться и думают, что им не справиться с таким объемом информации. Поэтому, лучшим способом является разделение текста на четверостишья и постепенное их изучение. Вам необязательно справляться со всей работой в один вечер, можно разбить материал на пару дней.
    7. Представление. Очень хороший метод, когда работает и слуховая и зрительная память. Родители могут разыграть целый спектакль, чтоб ребенок смог еще и наглядно осознать материал.
    8. запись. Если у вашего малыша хорошо развита слуховая память, то данный метод может быть весьма кстати. Ребенок может сам, с интонацией, выразительно прочитать стихотворение, при этом, записывая его на диктофон. Все, что ему остается — это прослушивать аудиозапись, пока она полностью не отложится в его памяти.
    9. Читаем на ночь. Считается, что стихотворение, прочитанное перед сном, наилучшим способом откладывается в памяти малыша. Некоторые даже кладут книгу под подушку, думая, что за ночь стих запечатлится в их памяти.

    Учим быстро

    Рассказывайте ребенку считалочки, потешки или стихи при любом удобном случае

    Если вас интересует вопрос, как научить ребенка рассказывать стихи, чтоб процесс занимал не слишком много времени, то можно воспользоваться следующими советами.

    1. Для тренировок подбирается стихотворение таких детских писателей, как Самуил Маршак или Агния Барто. Именно такие произведения написаны на доступном для деток языке, что позволит намного быстрее запомнить их содержание.
    2. Отдавайте предпочтение произведениям, в которых содержится много глаголов и существительных.
    3. Хорошей практикой для тренировки мозга является включение детских песен с целью, чтобы малыш мог выучить слова. Это своеобразная тренировка мозга для дальнейшего запоминания стихотворений.
    4. Сделайте так, чтоб стихи звучали, как можно чаще в жизни ребенка. Вы можете рассказывать потешки, собираясь на улицу или по дороге в магазин. Тренируйте память малыша, рассказывая новые стихотворения, повторяя старые по дороге в детский сад.

    Когда я с сыном приступаю к изучению нового стихотворения, читаем его вслух, проговариваем содержание, затем учим по частям. Сначала две строчки, потом еще две, все объединяем и приступаем к следующему четверостишью, и так далее.

    В последнее время мы все чаще стали практиковать метод «учителя и ученика». Мы попарно читаем произведение. Потом начинаем учить. Сначала я рассказываю, он меня исправляет, подсказывает моменты, которые вылетели из головы. Затем мы меняемся ролями, и теперь он рассказывает стихотворение, а я выступаю в роли учителя.

    Почему данный метод пользуется у нас большим успехом? Во-первых, ему интересно побывать на месте педагога, сделать какие-то замечания, во-вторых, проявляется дух соперничества, он хочет рассказать лучше меня, показать, что способен быстрее выучить новый стих. Таким образом, даже большие стихотворения мы учим за 30 минут.

    Рекомендации

    Подбирайте стихотворения, которые будут интересны вашему ребенку

    Если вас интересует вопрос, как научить ребенка запоминать стихи, то можно следовать простым правилам.

    1. С детства приучайте малыша слушать всевозможные прибаутки, загадки, скороговорки или потешки.
    2. Первая подготовка к правильному выразительному рассказыванию выученных стихотворений заключается в том, чтоб мама, читая малышу сказки или стихи, делала это выразительно, с интонацией.
    3. Прежде, чем приступать к учению, нужно научить малыша пересказывать услышанное или прочитанное стихотворение.
    4. Не нужно торопиться и подгонять ребенка. Будьте готовы к тому, что в первое время на изучение одного, даже совсем маленького стиха будет уходить достаточно много времени. А ваше давление и напор могут вызвать только сопротивление и нежелание изучать стих.
    5. Деткам гораздо легче удается запоминать содержание, если они представляют образы в своем воображении.
    6. Как только родители приступают к обучению малыша, необходимо выбрать самые маленькие и понятные для возраста ребенка стихотворения. По мере приобретения навыка, можно будет увеличивать размер изучаемого текста. Главное это делать постепенно.
    7. Чтоб легче было удерживать в памяти новый материал, можно учить по частям. Тут уже, как вам удобнее или по двум строчкам или по целому абзацу. Когда кусок будет изучен, можно приступать к следующему. А затем объединить все в одно целое.
    8. Очень важно, объяснять малышу все сложные фразы и непонятные слова. Ребенок должен понимать, что он учит.
    9. Стихотворение, которое вы подбираете для тренировок, должно быть интересным для малыша, соответствовать его увлечениям.
    10. Если вы задумываетесь над вопросом, как ребенка научить читать стихи, то идеальным вариантом будет подбирать тексты с крупным шрифтом и сразу растолковывать малышу необходимость делать паузы в местах, где стоят знаки препинания, изменять интонацию голоса в зависимости от настроения, изложенного в стихотворении.
    11. Считается, что намного легче запоминать текст, если в момент изучения совершать движения руками, следуя ритму.
    12. Когда малыш выучил стихотворение, следует обязательно его повторить. Но лучше делать это не сразу, а спустя несколько часов, если есть такая возможность. Также рекомендуется напомнить малышу о произведении на следующие сутки.
    13. Не садитесь за изучение стихотворения, если видите, что малыш в плохом настроении или плохо себя чувствует.

    Прочитав данную статью, вы узнали, как научить ребенка учить стихи. Помните о том, что нельзя давить на малыша и поторапливать его. Не забывайте начинать с маленьких произведений и лишь постепенно переходить к большим. Используйте способ, который лучше всего подойдет вашему карапузу в изучении стихотворений. Прививайте любовь к литературному искусству с малых лет.

    Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-stiham.html

    Как научить ребенка учить стихи наизусть быстро и интересно?

    Евгения Климкович

    Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать Вас на страницах блога. И сразу к делу.

    Скажите, как у ваших маленьких школьников обстоят дела с заучиванием стихов наизусть? А вы помогаете детям учить стихи? А бывало такое, что о килограмме маминых нервных клеток остались одни воспоминания, а стих до сих пор не выучен? Наверняка знакомая ситуация, правда? И что же делать? Ну, во-первых, не нервничать, а сесть и спокойно подумать о том, как научить ребенка учить стихи наизусть. Ну или просто налить себе вкусного чайку и читать статью дальше.

    Ситуация из жизни

    Представьте себе ситуацию.

    Понедельник. Урок литературы в школе подходит к концу. Учитель быстро диктует домашнее задание: «Учить наизусть к четвергу стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» (Крестьянские дети)». Весь класс, за исключением двух отличников, грустно вздыхает и записывает домашнее задание в дневник.

    Вечер. Уже несколько часов вы всей семьёй зубрите строки «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо…».

    Два последующих дня. С утра до вечера, вы повторяете и повторяете вместе с ребёнком надоевшие вечные строки, но нет! Ну не получается рассказать стих у ребёнка без единой остановки и запинки, и всё тут!

    Четверг.  Ваше чадо, со всеми остальными «любителями» стихов, усаживается подальше от учителя и старается сделаться невидимым, чтобы его не вызвали к доске рассказывать злополучный стих. Все 45 минут урока ребёнок испытывает волнение и тревогу, зорко следя за пальцем учителя скользящим по странице журнала. Да вы наверное и сами помните, как это бывает. Ощущения непередаваемые!

    А ведь все может и должно быть по-другому! Пришел на урок, быстро поднял руку, смело рассказал, получил пятерку, сидишь довольный.  Как этого добиться? Просто нужно знать, как учить стихи правильно. Ниже представлены 10 способов, проверенных на практике и дающих отличные результаты.

     5 Х 5

    Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией.

    А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.

    Великолепная восьмерка

    Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого…». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

    Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

    Полное погружение

    Ну а теперь включаем воображение и ныряем с головой в стихотворение. Постарайтесь перенестись в то время, которое описано в стихе. Оживите текст.

    Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе.

    Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

    Ассоциации

    Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

    Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове.

    И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха.

    А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

    А этот метод позволит немножко отдохнуть, но с пользой для дела! Это метод чтения строк стихотворения с самой нижней и по порядку к самой верхней. Это нестандартный способ, с помощью которого вы покажете ребёнку, что заучивание стихотворения это не тяжёлый труд, а скорее развлечение.

    Рисование стихотворения

    А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков.

    Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов.

    Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

    Книжку под подушку

    Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

    Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

    Диктофон

    Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза.

    Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

    Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

    Театр

    О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много).

    Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

    Разрезанные строчки

    А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь.

    Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки.

    Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

    Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

    Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)

    Источник: http://shkolala.ru/uchat-v-shkole/literaturnoe-chtenie/10-sposobov-viuchit-stihotvorenie/

    Как быстро выучить стих

    статьи: Часто случается так, что некоторые дети быстро запоминают стихи и им нравится сам процесс, а для других – это целая проблема. Чаще всего это происходит по той причине, что родители уделяют мало времени ребенку в детстве.

    Чтобы малыш лучше запоминал стихи, с ним нужно часто разговаривать с самого рождения, петь ему песенки, читать сказки, смешные потешки и т. д. Существует много способов, которые помогут ребенку быстро выучить стих на память.

    Это очень полезное занятие, которое способствует общему развитию малыша. Дети, которым легче даются стихи в дошкольном возрасте, будут более успешными в школе.

    Ниже будут описаны секреты и методики, как быстро заучить стихотворение с учетом возраста, темперамента, психологических особенностей и литературных предпочтений ребенка.

    Как учить стихи с ребенком

    Чтобы малышу было легче учить стихи в будущем, начинайте развивать его память еще в раннем детстве. Грудничку понравятся веселые ритмичные песенки, например, «Наша Таня громко плачет», «Гуси – лебеди». Сопровождайте стихами практически каждое ваше действие: купание, кормление, укладывание спать и т. д.

    Этот опыт поможет ему быстрее учить рифмованные произведения в будущем. Выучить короткий стих можно в 4 – 5 лет, в этом возрасте быстро развивается память. После 4 лет ребенок осознанно запоминает текст наизусть, поэтому почаще учите стихи, чтобы сформировать нужный объем памяти.

    Читайте стихи крохе эмоционально, с интонацией, чтобы произведение приобрело для него смысл, тогда он его быстрее запомнит. Монотонное чтение не вызывает интереса у ребенка и он попросту не запомнить его. Далеко не все родители знают, какой стих выучить с ребенком.

    Выбирайте произведение в соответствии с его темпераментом и возрастом. Детям в 4 года больше подойдет классика: Чуковский, Михалков, Барто. Отрывки из Евгения Онегина он не осилит, кроме того, ему это будет неинтересно. Спокойным малышам больше подойдут плавные, размеренные стихи, а темпераментным – веселые, ритмичные.

    Первый стишок крохи должен быть посвящен кому-то особенному, например, маме, бабушке или Деду Морозу. Тогда он с большим рвением возьмется за изучение. Ближе к 7 годам ребенок поймет, что произведения можно читать и учить для своего удовольствия. Перед занятием с ребенком перечитайте стих, а еще лучше – выучите наизусть.

    Если в тексте присутствуют непонятные слова, то обязательно объясните малышу, что они означают, иначе он их попросту не запомнит. Затем еще раз медленно, с выражением прочитайте стихотворение. Потом можно рассказать крохе об авторе произведения, показать картинки в книге. Пока он их будет рассматривать, прочитайте текст еще раз.

    Так ребенок будет легче воспринимать поэзию, у него постепенно сформируется художественный образ произведения. После подготовки можно приступать к процессу заучивания.

    Как быстро выучить стихотворение ребенку наизусть

    Многих родителей интересует вопрос о том, как быстро выучить стих за 5 – 10 минут. Некоторые дети лучше запоминают произведения на слух, другие – когда ходят по комнате в ритм стиха, третьим нужно перечитать текст несколько раз, а четвертым – уединиться и сосредоточится. Методы изучения стихов: • Слуховой. Это наиболее распространенный способ.

    Сначала ребенок учит каждый куплет, а потом – весь текст целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму. • Визуальный. Нарисуйте картинку к каждой строчке, чтобы малыш лучше понял смысл. Отделяйте каждый рисунок на листе горизонтальной линией, как строчку стиха. С этим планом ребенку будет проще запомнить произведение. • Двигательный.

    Разучивание каждой строки сопровождается движением, например, наматыванием нитки в клубок. Потом попросите малыша размотать его и отложить в сторону. После этого ребенок прячет руки за спину, повторяет текст и понарошку наматывает клубок. Некоторым детям нужно ходить по комнате, проговаривая текст и сопровождать каждый выразительный момент движением. • Логический.

    После подготовки прочитайте первые 2 строчки, а потом остановитесь и предложите малышу закончить произведение своими словами. Потом читайте с того места, на котором кроха остановился, а дальше пусть он опять продолжает. Здесь упор идет на смысловые связи, поэтому текст запоминается.

    Вычислите подходящий вам метод, чтобы понять, какой вид памяти у ребенка первостепенный. Тогда малыш будет быстрее запоминать текст.

    Полезные рекомендации родителям

    Чтобы ребенку было проще выучить произведение следуйте таким советам: • Увеличивайте объем постепенно. Сначала учите стихи, строчки которого состоят из 3 – 4 слов. Позже переходите на произведения большего размера. • Переведите рифму в прозу.

    Прочтите ребенку текст, а потом предложите ему рассказать своими словами, о чем в нем говорится. Если кроха растерялся, задайте ему наводящий вопрос. Этот метод поможет сформировать у него смысловую последовательность и быстрее запомнить текст. • Сделайте театральную постановку.

    Инсценируйте произведение, для этого каждую строчку нужно показать ребенку. Малыш тоже может поучаствовать в спектакле. • Используйте диктофон. Запишите стих на диктофон и дайте послушать ребенку. Так вы активируете слуховую память, и шансы малыша выучить текст повысятся. • Повторите выученное.

    Если ребенок уже выучил текст, то повторяйте его вместе через некоторое время. Просто предложите ему вместе рассказать произведение кому-нибудь из знакомых и родных, а потом сделайте вид, что вы забыли часть текста, и попросите малыша помочь. • Обязательно делайте перерыв, чтобы ребенок отдохнул.

    В противном случае он заскучает и будет избегать подобных занятий. Соблюдая эти рекомендации, вы ускорите развитие памяти ребенка. Выберите подходящую вашему малышу методику запоминания текста, чтобы облегчить ему задание.

    Но чтобы процесс запоминания стиха проходил максимально легко, занимайтесь с вашим ребенком с раннего детства. Если кроха будет слушать рифмованные строчки практически с рождения, то он будет развиваться быстрее, это касается речи, памяти, творчества.

    Последние материалы раздела:

    Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

    У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая…

    Живой песок для детей

    Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах…

    Шариковый пластилин: поделки для детей

    Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала…

    Источник: http://birth-info.ru/1104/parenting-Kak-bystro-vyuchit-stikh/

    Поделиться:

    Нет комментариев

    klubledi.ru

    Как научить ребенка учить стихи наизусть быстро и интересно?

    Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать Вас на страницах блога. И сразу к делу. Скажите, как у ваших маленьких школьников обстоят дела с заучиванием стихов наизусть? А вы помогаете детям учить стихи? А бывало такое, что о килограмме маминых нервных клеток остались одни воспоминания, а стих до сих пор не выучен? Наверняка знакомая ситуация, правда? И что же делать? Ну, во-первых, не нервничать, а сесть и спокойно подумать о том, как научить ребенка учить стихи наизусть. Ну или просто налить себе вкусного чайку и читать статью дальше.

    Представьте себе ситуацию.

    Понедельник. Урок литературы в школе подходит к концу. Учитель быстро диктует домашнее задание: «Учить наизусть к четвергу стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок» (Крестьянские дети)». Весь класс, за исключением двух отличников, грустно вздыхает и записывает домашнее задание в дневник.

    Вечер. Уже несколько часов вы всей семьёй зубрите строки «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо. ».

    Два последующих дня. С утра до вечера, вы повторяете и повторяете вместе с ребёнком надоевшие вечные строки, но нет! Ну не получается рассказать стих у ребёнка без единой остановки и запинки, и всё тут!

    Четверг. Ваше чадо, со всеми остальными «любителями» стихов, усаживается подальше от учителя и старается сделаться невидимым, чтобы его не вызвали к доске рассказывать злополучный стих. Все 45 минут урока ребёнок испытывает волнение и тревогу, зорко следя за пальцем учителя скользящим по странице журнала. Да вы наверное и сами помните, как это бывает. Ощущения непередаваемые!

    А ведь все может и должно быть по-другому! Пришел на урок, быстро поднял руку, смело рассказал, получил пятерку, сидишь довольный. Как этого добиться? Просто нужно знать, как учить стихи правильно. Ниже представлены 10 способов, проверенных на практике и дающих отличные результаты.

    Этот метод основан на том, что ребёнок пять раз читает стихотворение про себя, задумываясь и вникая в смысл каждого четверостишия. Затем 5 раз читает стихотворение вслух, с выражением и правильной интонацией. А вы послушайте, как ребёнок будет читать, поправьте его, если нужно, исправьте интонацию, укажите, где необходима долгая пауза, а в каком месте не стоит останавливаться. С этого можно начать изучение стихотворения.

    Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. Бывает, моя дочь Александра только в книжку посмотрит, а потом жалостливо так: «Ооооо, я это никогда не выучуууууу, так мнооооого. ». В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!

    Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.

    Ну а теперь включаем воображение и ныряем с головой в стихотворение. Постарайтесь перенестись в то время, которое описано в стихе. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.

    Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.

    Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.

    А этот метод позволит немножко отдохнуть, но с пользой для дела! Это метод чтения строк стихотворения с самой нижней и по порядку к самой верхней. Это нестандартный способ, с помощью которого вы покажете ребёнку, что заучивание стихотворения это не тяжёлый труд, а скорее развлечение.

    А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

    Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

    Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.

    Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.

    О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.

    А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

    Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.

    Друзья, я не знаю каким способом учила произведение Пушкина эта милая девочка, но рассказывает она его просто великолепно! Не отказывайте себе в удовольствии, посмотрите видео)

    На сегодня у меня все. А может быть вы знаете еще какой-нибудь метод запоминания стихов? Смею надеяться, что вы поделитесь своим опытом в комментариях и заранее вас за это благодарю.

    worknet-3.ru

    Как учить с ребенком стихи?

    18.01.2012

    О том, что учить стихи надо, мы уже говорили. Теперь уточним, как это лучше делать, чтобы заучивалось легко и надолго.

    Сразу хочу отметить, что так заучивать стихи можно и с дошкольниками, и со школьниками. Разница лишь в том, кто читает стихи.  Если Ваш малыш еще дошкольник, то, конечно, читает взрослый. Если младший школьник, то читает и взрослый,  и ребенок по очереди.  Нельзя позволять ученикам 1 класса читать стихотворение и заучивать его самостоятельно. Почему? Вы можете сказать, что ваш первоклассник у же хорошо читает,  и Вы доверяете ему, развиваете самостоятельность.  Все это очень хорошо, когда не касается заучивания стихов. 

    Когда ребенок учится читать, то он читает орфографически, т.е. так как написано.  А произносим мы многие слова орфоэпически, по законам русского языка. Мы же не говорим  «кОрОна», «скаЗка»,  «зуБ», хотя написано именно так. А вот дети, когда учатся читать, читают именно так.

    И если Вы позволите выучить стихотворение ребенку самостоятельно, то и запомнит он его именно так, как читал. Вот и получается, что дошкольники часто рассказывают стихотворения лучше, чем ученики 1-2 классов. Потому что они запоминают правильное произношение с выражением на слух, а школьники запоминают так, как написано: орфографически и без выражения. А значит, теряется большая часть смысла стихотворения, его эмоциональная окраска.

    Кстати, чем интереснее и веселее стихи,  тем легче они запоминаются. Поэтому для заучивания наизусть надо брать интересные и ритмичные стихи. 

    Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком.

    1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.

    Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение  В. Орлова  «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.

    Дятел,

    Даже молодой, -

    Вежливая птица:

    Он всегда

    Перед едой

    К червячку

    Стучится!

     2 этап.  Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?

    Какой  дятел? (Молодой, вежливый)

    Почему дятел вежливый?  (потому, что стучится)

    Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)

     3 этап.  Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.

     4 этап.  Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

     5 этап.  Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.  Здесь можно  сделать так:

    на первой строчке показать длинный нос – дятел,

    На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,

    На слова «перед едой» - показать как движется ложка ко рту,

    «К червячку стучится» - постучать по столу.

    Так можно придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.  Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.

     6 этап.  Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.  Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.

     7 этап.  Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.  Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.

    Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, - вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой»  и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».  Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время.

    Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.

     8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

    Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.  Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.

     9 этап.  Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

    Вот и все. Если вы пройдете эти  8-9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

    Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

    Интересно услышать, как Вы учите стихи с детьми?  Какие встречаются проблемы при заучивании и как Вы с ними справляетесь?

    chitalochka-ru.ru


    Смотрите также