Как научиться пересказывать прочитанное


Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Не за горами новый учебный год. И мы все тщательно готовим наших деток к успешной школьной жизни, прививаем им важные умения и навыки, которые позволят им с легкостью овладевать новыми знаниями. Одним из самых важных умений для школы является умение пересказывать тексты, красиво и последовательно излагать усвоенную информацию. Поговорим о пересказе.

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа:

  • подробный (последовательное детальное изложение событий текста);
  • выборочный (изложение какой-то части текста);
  • сжатый (передача самого главного в произведении).

Для чего нужен пересказ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями. А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо, поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий.

Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка.

Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку, чтобы научиться успешно пересказывать тексты?

  • концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;
  • четкое понимание смысла истории;
  • логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;
  • умение систематизировать и структурировать информацию;
  • владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста.

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте:

  • постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас);
  • комментирование абсолютно всех своих действий;
  • чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок»);
  • игры на развитие памяти и внимания;
  • игры по подбору ассоциаций;
  • игры для развития образного мышления;
  • прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет), очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, указывая на соответствующую картинку:

  • что происходило сначала (с чего начинается история)?
  • что было дальше?
  • что происходит сейчас?
  • чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа: его логикой и развернутостью передачи информации.

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях. И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку. К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как: Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Наводящие вопросы для пересказа

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:

  • с чего начинается история?
  • кто главные действующие лица?
  • что важного произошло?
  • к каким последствиям это привело?
  • что происходит в конце истории?
  • какой вывод ты можешь сделать?
  • подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
  • если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например), поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т.д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?

  • прочитать текст;
  • разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
  • проанализировать прочитанное, определить, что главное;
  • составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
  • обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
  • обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
  • обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
  • последовательно соединить части текста между собой.

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Если не получается, предложите малышу пересказать текст вместе с вами. По ходу процесса сделайте вид, что вы что-то забыли. Ребенку будет приятно продемонстрировать хорошую память и то, что именно он напомнил своей мамочке о каком-то событии в прочитанном тексте.

Если ваш ребенок хорошо рисует и получает от этого удовольствие, предложите ему самостоятельно нарисовать последовательность событий прочитанного. Если с рисованием дело обстоит неважно, то можно чертить простые схемы в виде стрелочек, которые по очереди следуют от одной мысли к другой, согласно логике происходящих событий.

Тактика обучения пересказу:

  • перед тем, как тренироваться пересказывать тексты, будет полезно играть с малышом в ассоциативные игры. Например, на что похоже облако? Такая игра приучит ребенка легко находить нужные ассоциации и запоминающиеся образы при пересказе текстов, чтобы упростить запоминание и последовательность изложения событий;
  • тексты должны быть простые и короткие (примерно 5 – 10 предложений, иначе ребенок устанет, потеряет концентрацию и не сможет довести начатое до конца);
  • текст должен быть интересен ребенку;
  • нужно спрашивать мнение ребенка о главных героях и о том, что понравилось, а что ему не понравилось в повествовании;
  • главных персонажей повествования должно быть мало, и им обязательно следует обладать какими-то яркими чертами характера или внешности для лучшего запоминания);
  • читать нужно выразительно, интонацией привлекая внимание малыша к значимым событиям;
  • использовать опорные сюжетные картинки для наглядности (картинки лучше раскладывать не по порядку, а так, чтобы ребенок мог сам их разложить в соответствии с логикой повествования);
  • пусть малыш рассказывает своими словами так, как у него это получается;
  • использовать куклы (если малышу нравятся ролевые игры, то можно потренироваться пересказу от лица разных персонажей в игровой форме при помощи игрушечных кукол);
  • после пересказа по плану необходимо начать пересказывать по памяти;
  • поддерживайте и хвалите ребенка на протяжении всего времени обучения.

Проблемы, с которыми вы можете столкнуться:

  • нарушение порядка повествования (когда малыш не по очередности излагает события, происходившие в тексте);
  • придумывание того, чего в тексте не было, ошибки в именах персонажей, искажение фактов;
  • ошибки речи – при построении предложений, неправильное употребление падежей, многократное повторение одних и тех же слов;
  • пересказ одной части текста слишком кратко, а другой — слишком подробно.

При условии регулярных тренировок эти проблемы уйдут сами собой.

Ошибки родителей:

  • привычка перебивать ребенка во время пересказа (часто дети глотают слова, делают ошибки, а мама останавливает, не дослушав до конца, просит ребенка тут же исправиться. Если малыш обижается и злится на такую тактику, он может замкнуться в себе и перестать стремиться осваивать что-то новое, особенно если оно, новое, исходит от вас. Выслушайте сначала, похвалите, а потом уже мягко расскажите, что было не так);
  • демонстрация недовольства ребенком (не приведет ни к чему хорошему. Никогда еще жесткая критика не способствовала хорошим результатам в учебе. Мало того, это отбивает всякое желание стараться. Поэтому не торопитесь и сохраняйте полное спокойствие. Помните, что ваше психологическое состояние полностью передается вашим детям);
  • заучивание предложений из текста (нельзя заставлять малыша просто «зазубривать» информацию. Это приводит к отсутствию осознанности и осмысленности в процессе передачи информации, не развивая, на самом деле, нужных умений и навыков грамотного владения речью);
  • отсутствие похвалы (главное, что хочет ребенок – это похвала мамы и папы. Не скупитесь на нее. Изначально малыши не понимают, зачем они учатся, особой мотивации у них нет. А похвала родителей может дать им отличный толчок к тому, чтобы стараться на первых, самых сложных, этапах их школьной жизни);
  • отсутствие терпения (следует быть готовыми к тому, что у вашего чада не сразу получится пересказывать тексты, анализировать их и составлять планы. Кому-то для этого потребуется 2-3 раза, а кому-то больше. Раздражительностью и нетерпеливостью очень легко все испортить в самом начале);
  • «сравнивание» ребенка с более успешными друзьями и одноклассниками, особенно не в его пользу (это с самого раннего детства развивает в малыше комплекс неполноценности настолько глубокий, что в течение всей последующей жизни очень трудно бывает от него избавиться);
  • выбор сложной (неинтересной) для ребенка литературы (во время занятий малышу необходимо испытывать интерес к тому, что он изучает. Начинайте именно с этих произведений, а не с тех, которые нравятся вам);
  • выбор длинных текстов (длинный рассказ может запутать вашего ребенка, поэтому начинайте с того, что полегче и покороче (примерно 6 — 10 коротких предложений), чтобы дать вашему чаду почувствовать собственный успех);

Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?

Пересказ текста несет в себе массу необходимых умений и навыков, которые пригодятся в жизни:

  • развивает память;
  • увеличивает словарный запас;
  • развивает умение четко высказать свое мнение по любому вопросу;
  • развивает умение легко передавать чужие мысли;
  • развивает умение комментировать;
  • развивает умение анализировать различные события и ситуации;
  • развивает умение обрабатывать и излагать любую информацию;
  • развивает умение вычленять главное из повествования и четко излагать основную мысль;
  • развивает умение формулировать правильные выводы;
  • развивает умение оценивать факты и сопоставлять их с событиями;
  • развивает умение проводить ассоциативные связи между событиями, их причинами и следствиями, сравнивать их друг с другом;
  • вырабатывает грамотность в целом.

Поэтому чаще общайтесь друг с другом, пересказывайте ежедневные события, делитесь впечатлениями, и тогда не возникнет никаких проблем с изложением прочитанного в школьной жизни вашего ребенка.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

В завершении предлагаю посмотреть видео о том, как научить пересказывать младших школьников:

Еще статьи об обучении:

Как научить ребенка писать сочинения

Методики обучения чтению

Книги для первого чтения

Как помочь ребенку учить иностранный язык

Приятной учебы!

С теплом,

Людмила Поцепун.

2 135

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat.html

Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказаОписаниеВозможные проблемыКак это исправить
Подробный, близко к текстуСамый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналуНеумение начать пересказНи в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной частиПоможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языкаВажно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Скучность пересказаЭмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
ВыборочныйПредполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросуНеумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданиюПоможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
СжатыйСамый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказаНарушается логика повествования или исключаются важные фактыНе допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалоговПоработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он что? А ты что ответил?»
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.

Источник: http://pedsovet.su/liter/6269_kak_nauchit_rebemka_pereskasyvat_text

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/?p=9043

Как научить ребенка пересказывать текст

Родители первоклашек часто задаются вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать текст?» Ведь с трудностями пересказа сталкивается чуть ли не половина учеников всей начальной школы.

Детки либо рассказывают всё «вплоть до запятой», либо просто не могут и двух слов связать, говорят: «ничего я не понял».

Давайте разберёмся, что делать, если ребёнок не умеет пересказывать, чем ему помочь и как тренировать память ребёнка.

Советы, как научить ребёнка пересказывать

Следующие советы помогут научить ребёнка пересказывать текст, более того, этот алгоритм пригодится школьникам при написании изложений и сочинений:

  • сначала читается весь текст целиком, если ребёнок пока не научился бегло читать, то первый раз для первоклашки текст может прочесть родитель, второй раз ребёнок читает самостоятельно.
  • после прочтения взрослый задаёт 2 вопроса: «о чём текст?» и «какая мысль здесь самая важная?» На начальном этапе взрослые могут помочь с ответами на эти вопросы, далее, со второго класса, школьник должен отвечать на них самостоятельно.
  • затем читается текст по абзацам.
  • после прочтения абзаца ребёнок отвечает на вопрос: «какая главная мысль в этом абзаце?». Здесь главное, чтобы это мысль была выражена в 3-4 словах, а не пересказывался весь абзац целиком.
  • потом берётся тетрадочка под названием «Планы моих текстов», куда первоклашка записывает план только что прочитанного текста. Это могут быть главные мысли тех абзацев, которые он читал ранее, а может быть и более усечённый вариант, но пунктов должно быть не менее трёх. Письменно работая с «Планами моих текстов» в начальной школе, в среднем звене родители уже не будут задаваться вопросом: «Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст?
  • дальше ребёнок пересказывает текст по написанному плану.
  • через пару часов обязательно ещё раз попросите пересказать ранее прочитанный текст, но уже без тетрадки-помощницы.
  • похвалите ребёнка за сделанную работу. Похвала очень важна для гармоничного развития и обучения школьника.

Как научить ребёнка пересказывать прочитанное

Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.

  •  если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
  • взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
  • начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
  • скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
  • спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.

Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.

Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.

Развитие красноречия у детей

Наше общество всё выстроено на общении, все умеют говорить, но говорить красиво, понятно и интересно умеют лишь единицы.Развивать красноречие ребёнка поможет выработка силы и темпа голоса.

Учите школьника говорить чётко и громко, «не глотая» окончания слов. Повторяйте с ребёнком скороговорки, делайте артикуляционную гимнастику.

Читайте классику русской и зарубежной литературы, когда встречаются непонятные слова, объясняйте их значение.

Если ребёнок неправильно говорит слово, или ставит не туда ударение, всегда поправляйте его, пусть он с детства запоминает правильное произношение, чтобы во взрослой жизни не думать, куда ставить ударение в слове «звонит».

Если родители думают о том, как научить ребёнка быстро читать , то здесь на помощь придут маленькие хитрости:

1. Записки – пишите ребёнку записки о том, как вы его любите, что ему делать, и какой у него обед.

2. Смотрите иностранные фильмы и мультики в оригинальном дубляже и с русскими субтитрами, если эта скорость для ребёнка велика, то можно достать с антресолей диафильмы, либо скачать эти слайды с интернета.

3. Читайте один и тот же короткий текст на время. Если первый раз ребёнку потребуется 5 минут, то каждое последующее прочтение будет занимать времени всё меньше и меньше; поставьте перед ним цель – прочитать этот текст за 2,5 минуты (т.е. в 2 раза быстрее, чем изначально).

4. Напишите несколько предложений, заранее поменяв в них слова местами, например, «дождь окном за шёл», пусть ребёнок прочитает правильно.

Обязательным условием и для развития красноречия, и для быстрого чтения, и для хорошего пересказа являются систематические занятия, позитивный настрой и похвала ребёнка за каждое достижение.

педагог Яфунина Елена

Источник: http://mama12.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

Пересказ прочитанного текста – один из важнейших школьных навыков, он необходим для успешного обучения.

Не всегда малышу легко адаптироваться к новым условиям

С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?

Первые книги ребенка должны быть с картинками

Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.

  1. Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
  2. Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
  3. Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.

Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение7 Как научить ребенка понимать прочитанноеКак быстро научить ребенка пересказывать параграф?

Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.

Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки

Пересказывать текст нужно не менее 2 раз

Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.

Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.

Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?

Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли

Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.

Если вы выбираете для пересказа текст определенного автора, обратите на это внимание малыша.

Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами.

Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова.

От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.

Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.

Главное, не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-prochitannoe.html

Как научить пересказывать текст ребенка? Сложность текста. Краткий пересказ

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой – неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку.

Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, как правильно работать с текстом.

И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чем полезен пересказ для ребенка

Пересказ – это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

  • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
  • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай – перескажи текст» и замена ее на более сложную – «получение информации – ее обработка – пересказ».
  • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
  • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
  • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

Основные критерии выбора:

  • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
  • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
  • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

Работа над текстом

Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

  • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
  • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
  • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
  • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
  • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
  • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу – составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
  • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
  • Следуя такому алгоритму, не сложно понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
  • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя».

Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило.

Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

Как научить пересказывать ребенка средних лет

Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы.

Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план.

Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев.

Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче.

Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления.

Нужно помнить о том, что пересказ – это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания.

Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.

Источник: http://fb.ru/article/271082/kak-nauchit-pereskazyivat-tekst-rebenka-slojnost-teksta-kratkiy-pereskaz

Поделиться:

Нет комментариев

klubledi.ru

Навыки пересказа текста–с чего начать?

Опубликовал Николай Медведев - 4 ноября, 2013

Понять содержание текста, — это способность передать своими словами основные мысли, пересказать текст. Основной этап обучения пересказу остался у многих в школьном периоде. И часть из нас, не получив методологических навыков пересказа, так и осталась на школьном уровне в своем «мастерстве пересказа».

Для многих пересказ – это механическое запоминание текста — «зубрежка». Прочитал раз, прочитал два раза, разбил на абзацы – затем попробовал пересказать, где не удается – подглядел. Вот собственно такой процесс, а в целом – неумение работать с текстом.

Вот лишь неполный список важных навыков работы с текстами: понимание текста, способность определять связь событий, находить причинно-следственные связи, выявлять основную мысль, определять второстепенные детали, размышлять над содержанием, находить то, что находится в подтексте, восполнять недосказанное автором и тд.

Завершающим шагом «идеального чтения» и критерием понимания является способность пересказать основной смысл материала.

Приведу простой подход к пересказу: 1. Прочитав текст, пересказываем – кто и что сделал. 2. Добавляем детали – когда, где, почему и как.

Это позволяет не запутаться в деталях и ориентирует сначала на конкретику (кто и что), а затем на детали. Начните с текстов, описывающих события, постепенно их усложняя.

***** При чтении тестов больших размеров (например, деловые книги), на первом этапе необходимо бегло ознакомиться с текстом и понять его содержание в общем виде. О чем говорится в книге –в чем основная идея.

Затем, разделить текст на несколько крупных частей (структурировать). Часто авторы это уже сделали – в виде разделов и глав. Нам остается понять общую логику содержания и передать эту структуру в виде плана или Mind Map для лучшего запоминания.

Затем текст внимательно читается с целью понимания. А уже затем пересказывается — основные мысли и их логическая последовательность. При этом используется написанный от руки план и карта памяти.

***** Умение пересказывать — это умение объяснять, а не механически повторять прочитанное. Объяснять с использованием жестикуляции, мимики, интонации. Столь широкий набор позволяет закрепить в памяти информацию надолго.

Эмоции часто помогают в восприятии информации, и позволяют даже совсем «сухой» текст, сделать интересным, например, используя приемы, описанные в статье «Эмоциональная память».

Заглядывать в текст нежелательно, именно процесс вспоминания усилит вашу способность запомнить текст.

Это вы можете наблюдать на таком примере: запомнить песню, постоянно заглядывая в текст или слушая ее несколько раз – очень сложно, но если пытаться начать самому вспоминать ее строчки, то запоминание будет успешным. Попробуйте, такой способ используют музыканты.

***** Умение пересказывать прочитанное пригодится не только на экзаменах, это и способ поддержать беседу, аргументировать свои идеи перед руководством, подготовиться к докладу.

И не забыть, то что, уже прочитано. Ведь не секрет что у многих из нас прочитанная книга уже через неделю не оставляет никаких следов в памяти. Иногда это полезно – когда читаешь для развлечения, но если читаешь – для познания и развития, то жалко потерянного времени.

Пересказ расширяет наш словарный запас, мы сразу видим пробелы нашего Тезауруса и это мотивирует расширить наш кругозор.

Пересказ формирует способность аргументировать свои речи, ведь передать своими словами чужие мысли можно только понимая логику, того что хотел сказать их автор.

Важный навык, чтобы обратить на него внимание. Начните с пересказа небольших новостных заметок, двигаясь к более сложным текстам и думаю, вас заинтересуют более продвинутые методики. Часть из них мы рассматривали ранее, часть еще рассмотрим в будущем.

tehread.ru

Как пересказать текст

Инструкция

Заучивая наизусть стихотворение, попробуйте каждую его строку выписать в виде последовательности начальных букв каждого слова. Например, фраза «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» будет выглядеть таким образом: о с н о ч г п д. Подобным способом напишите буквенные ряды для всего стихотворения, по строкам.

Умение пересказывать художественные отрывки близко к тексту потребует также ежедневного выполнения некоторых заданий и упражнений.

Выберите небольшой по размеру рассказ. Прочитайте его ребенку вслух. Затем попросите ребенка ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Ребенок должен научиться отвечать не односложно, а полным предложением.

После того, как ребенок выполнит предыдущее упражнение, прочитайте ему несколько самых разных предложений и попросите угадать или вспомнить, какие из них встречались в ранее зачитанном тексте. Еще одно задание. Перемешайте предложения в ранее прочитанном тексте и попросите ребенка расположить их в правильном порядке. Важно стремиться к тому, чтобы он проговорил все предложения вслух.

Очередное задание включает работу с глаголами: пусть ребенок расположит их по порядку, после чего перескажет текст.

Нет необходимости работать только с текстом. Ребенку можно предложить изображенную на картинке ситуацию. Дается задание внимательно рассмотреть картинку и составить для нее рассказ, используя вопросы-подсказки.

Попросите ребенка назвать качества, которыми может обладать герои (герои), изображенные на картинке. Пусть ребенок попытается обосновать, почему, по его мнению, им присущи названные качества. Что могут делать герои помимо того, что изображено на рисунке? Практикуйте образование новых слов, производных от тех, что использовались в рассказе. Например, «радость - радостный – радостно». Далее ребенку стоит предложить воспроизвести предложение по одному-двум ключевым словам, исправить заведомо внесенные в текст фактические ошибки и искажения, исправить текст, восстановив верный порядок слов. Возможно и такое задание: нарисовать схемы, символически отображающие происходящее в рассказе, а потом по этим опорным сигналам пересказать текст. Это лишь некоторые из возможных полезных упражнений по пересказу текстов. Важно, чтобы ребенок повторял за вами текст полными, развернутыми предложениями.

Видео по теме

Умение много и убедительно говорить можно развить, пересказывая прочитанное близко к тексту. Запоминание и последующий пересказ тренирует не только речь, но укрепляет и развивает память, помогает справиться со стеснительностью и косноязычием.

Чтобы развить умение правильно говорить, нужно много читать. Но одного этого мало. Умение грамотно излагать свои мысли формируется в процессе пересказов прочитанного. Чем раньше начинают учить этому ребёнка, тем легче ему будет в жизни. От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах. Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется. Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды. Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.

Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.

Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно. После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа. Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы. Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.

Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.

Видео по теме

Во время обучения русскому языку и литературе особое внимание обращается на изучение художественных текстов, их признаков и особенностей. Художественный стиль используется во всех литературных произведениях.

Художественный текст (художественное описание) является частью текстовых описаний в ролевых материалах. В них не бывает игровых и игромеханических данных. Художественный текст часто написан с позиции обывателя о литературных фрагментах отдельных сторон мира. Художественные тексты создают атмосферу, разжигают воображение читателей, помогают погрузиться в текст. Например, к художественному стилю можно отнести стихотворения, рассказы, романы, поэмы и многие другие жанры литературы. Многие классики российской литературы использовали в своих произведениях именно художественный стиль.

Художественный текст относится к художественному стилю речи. Из этого выделяются его отдельные признаки. Художественный текст богат различными средствами выразительности, такими как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и многие другие. С помощью таких средств автор строит образы и понятия того, о чем идет речь в художественном произведении. Художественный текст также обладает высокой степенью эмоциональности. С помощью такого стиля автор не только может передавать собственные эмоции, но и вызывать их у читателей. Например, с помощью средства описания автор передает настроение картины мира. Выраженную таким образом фантазию и чувства невозможно увидеть, к примеру, в научных статьях и деловых документах. Художественным текстам также свойственна целостность. Это означает, что отдельные категории текста взаимосвязаны между собой, они образуют цельную структуру. Кроме этого, художественный текст всегда должен иметь идею и основную мысль автора. Часто из такого текста сложно выделить даже отдельное предложение, из-за которого может потеряться смысл всего произведения.

Художественный текст всегда имеет адресанта и несет в себе конкретную информацию. Такая информация, однако, может искажаться из-за особенностей восприятия читателя. Причина – отсутствие определенного жизненного опыта или другая точка зрение на описываемые факты и события. Анализирует художественные текст на этот счет специальная наука, которая называется стилистикой. Благодаря литературоведческому анализу художественного текста критиком, можно понять, что конкретно хотел донести автор до читателей.

Рассказывая друг другу последние новости или содержание недавно увиденного фильма, мы выделяем главное. Пересказ на английском языке позволяет запоминать новые слова и выражения, что формирует и развивает вашу речь. Как научиться пересказывать на английском?

Инструкция

Пересказ – не заучивание текста, а передача его основного содержания. Поэтому ни о какой зубрежке не может быть речи. Прочитайте текст целиком два-три раза. Перескажите его сначала на русском языке. Выделите в нем несколько предложений, которые лучше всего отражают суть текста. Следите за тем, чтобы они не были случайными отрывками. Для этого, оцените текст на смысловую целостность, перечитав его. По сути, у вас должен получиться тот же текст, но меньшего объема. Выбирайте для пересказа действительно понравившиеся вам тексты. Если такой возможности нет, постарайтесь полюбить тот текст, который вам достался. Уточните все непонятные слова или идиомы. Разбейте некоторые сложные предложения на более простые, затем добавляйте к ним эпитеты, пару вводных слов. Следите за правильностью составления косвенной речи – в пересказе она присутствует почти всегда. Поделите текст на смысловые части. Перескажите каждый из абзацев. Чтобы собрать их в единое целое при воспроизведении, старайтесь запомнить, какой фразой заканчивается предыдущая часть и с какой начинается следующая. Представляйте себе все, что происходит в вашем тексте, даже если это сухое перечисление фактов. Визуализируйте все образы, действия, прорисуйте в воображении каждую деталь: цвета, эмоции. Не стесняйтесь слегка жестикулировать во время пересказа. Пересказывайте текст вслух. Двух раз будет недостаточно. Чтобы запомнить текст, перескажите его несколько раз. Подсмотрите в шпаргалку, если забыли слово или начало предложения, но делайте это плавно. Не мучайте себя долгими паузами, вспоминая что за чем идет, иначе пересказать толком так ничего и не удастся. Старайтесь не зависеть от шпаргалки – замените забытое слово синонимом, а предложение – своими словами.

Делайте паузы. Повторите текст через пару часов, на ночь и с утра. Между пересказами старайтесь абстрагироваться от текста полностью, чтобы дать возможность информации осесть, а мозгу – передохнуть. После каждой паузы сначала освежите текст в памяти, пробежав глазами, а потом воспроизводите.

Источники:

  • пересказ текста на английском языке

Одно из устных упражнений, которое могут задать в школе – пересказ содержания текста. Он может быть как подробным, так и общим. Тем не менее, многие учащиеся не знают, как это нужно делать наиболее продуктивно.

Инструкция

Попросите учащихся перечитать несколько раз внимательно тот текст, который нужно пересказать. Все зависит от того, какую задачу вы им ставите. Если задание состоит в передаче основной идеи текста, то ученикам будет достаточно прочитать его несколько раз. Некоторым из них хватит и одного беглого просмотра. Если же цель – близкая по содержанию интерпретация, то скажите им проработать текст как следует много раз. Скажите ученикам, чтобы каждый выделил основные части, на которые нужно обратить пристальное внимание. Любой написанный материал содержит опорные пункты, абзацы, параграфы и т.д. Пусть учащиеся выстроят в голове логическую цепочку из частей текста. Попросите их запомнить наиболее примечательные моменты каждой из них. Проследите, чтобы они использовали карандаши для подчеркиваний. Зрительная память тогда будет работать более эффективно. Проверьте подробный план для пересказа. Как только учащиеся смогли точно определить основные части текста, скажите им сделать его схему. Она может быть разбита на 5-6 пунктов и более. Все зависит от объема текста. В каждом пункте должны быть несколько опорных фраз, которые раскрывают его содержание. Делать это нужно все письменно в тетради или на отдельном листке. Это будет очень продуктивная проработка аналитических навыков у учащихся. Проследите, чтобы ученики довели план до кратких тезисов. Многим из них не нужно, чтобы он был слишком подробный. Тезисы – квинтэссенция содержания текста в нескольких предложениях. Они помогут ученику вспомнить те моменты, про которые он может забыть во время пересказа. Попросите учеников пересказать текст вслух. Разрешите им использовать подготовленные записи в тетради: планы, тезисы, опорные пункты. Исправляйте по ходу возникающие ошибки, задавая вопросы. Ни в коем случае не надо грубо прерывать учеников и указывать на недостатки. Сделайте разбор полетов в конце пересказа. Поработайте так с каждым учеником. Давайте подобные задания каждую неделю. Тогда учащиеся быстро научатся пересказывать тексты любой сложности.

Видео по теме

Обучение пересказу – это совместный труд взрослого с ребенком. Детям необходимо показывать алгоритм работы над текстом, обучать методам запоминания, а также формулированию собственных мыслей. Двигайтесь от простого к сложному, постепенно минимизируйте свою помощь, будьте терпеливы и доброжелательны, и вы научите ребенка пересказывать.

Инструкция

Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты. Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.

Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.

Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.

Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление. Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.

Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его. Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.

В процессе изучения английского языка в школе или в университете, нам зачастую приходится заучивать довольно длинные тексты. «Топики» - или тексты на определенную тематику - являются излюбленным экзаменационным материалом преподавателей и настоящей катастрофой для бедных учеников и студентов.

Инструкция

Прежде всего, забудьте о зубрежке. Запомнить длинный текст от предложения к предложению, да еще и не забыть все, что зубрил, на самом экзамене – практически нереально. Кроме того, на бездумное запоминание порядка слов и предложений уходит огромное количество времени и сил. Вместо того, чтобы наизусть заучивать сложный текст, попробуйте вникнуть в его суть. Прежде всего, перечитайте текст пару раз и переведите все незнакомые слова. Определите основную тему и мысль текста, перескажите ее по-русски. Затем разбейте текст на небольшие смысловые отрезки, к примеру, по абзацам. Выделите главную мысль каждого абзаца и попробуйте их пересказать опять же по-русски. Составьте план текста. Большинство преподавателей разрешают при ответе на экзамен пользоваться планом (именно не бомбой, и не шпаргалкой, а схематичным планом!). На нем отразите основную мысль автора и то, как он ее доносит. Попробуйте пересказать текст, пользуясь планом. Последний этап запоминания англоязычного текста - это незнакомые слова. С ними можно обойтись следующим образом: заменить на более легкие и уже знакомые, либо выучить по принципу ассоциаций. К примеру, слово «major» («важный») похоже на русское слово «майор» по написанию. Представляйте себе важного майора, чтобы легче запомнить это слово. Проговорите текст несколько раз, исходя из его содержания. Не пытайтесь придерживаться текста слишком близко. Перед сном пару раз перескажите текст, чтобы он как следует усвоился.

Полезный совет

1) Не зубрите, а исходите из содержания.2) Составьте план.3) Запоминайте незнакомые слова по ассоциациям.

4) Перескажите текст перед сном.

www.kakprosto.ru

Секреты успеха для быстрого запоминания любого текста

У каждого из нас были ситуации, когда в короткие сроки нужно запомнить большой объём информации. Будь то школа или университет, мы часто ломали голову, думая о том, как быстро запомнить текст, особенно если до экзамена остаётся одна ночь.

Легко и главное быстро воспроизвести в памяти и рассказать текст помогут простые способы, которые уже не раз проверялись на практике. Однако помните, что память и, соответственно, способности к запоминанию у всех отличаются, поэтому нужно подобрать способ под себя или же составить свой собственный, опираясь на опыт и приведенные здесь рекомендации. Итак, рассмотрим некоторые популярные методы.

«Классический»

  1. Первым делом нужно подготовить организм к скорой работе. В этом отлично поможет прогулка в парке, минут на 15-20; езда на велосипеде, прыжки через скакалку или плавание. Главное не перенапрячь себя.
  2. Место, где предстоит запоминание текстов, не должно Вас ничем раздражать; желательно пусть оно будет тихим. Главное – иметь возможность сосредоточиться.
  3. Далее можно приступать к прочтению текста. Читайте внимательно, понимая его смысл. Обязательно узнайте в толковом словаре значения всех неизвестных слов.
  4. Разделите текст на 7-9 смысловых частей (именно столько может удержать наша краткосрочная память), каждую из которых нужно озаглавить цитатой из этого фрагмента, выражающей главное. Записав все заглавия, у вас получится план. Его, для надёжности, можно несколько перечитать.
  5. Начните перечитывать первый фрагмент. Сначала пробуйте рассказать одно предложение, затем второе, третье и т.д. После соберите всё воедино и перескажите часть, не забывая опираться на цитату из плана. Повторите тоже самое с остальными частями.
  6. Если все смысловые фрагменты запомнены хорошо, приступайте к пересказу всего текста целиком. Чаще всего, отдельные слова или фразы никак не могут запомниться и постоянно забываются. Если такое произошло, запишите их на листочке, в который изредка посматривайте, пока слова не отложатся в голове.
  7. Теперь можно сделать небольшой отдых, старайтесь минут 30 не думать о тексте; займитесь другими делами.
  8. Спустя время, ещё пару раз повторяем его. Ложитесь спасть пораньше, чтобы хорошо выспаться. Используя этот приём, даже сложный параграф будет казаться вам простым и понятным.

«Древнеримский»

Метод впервые описал Марк Туллий Цицерон – древнеримский оратор, который известен тем, что мог легко запомнить огромное количество фактов, дат и имён, не пользуясь при этом никакими записями. Способ поможет быстро научиться воспроизводить в памяти любую информацию. Итак, как пересказать текст, пользуясь методом ассоциаций?

Суть его заключается в создании ассоциаций. То есть в голове строится некая матрица, каждый элемент которой содержит в себе определённый образ. В дальнейшем, при запоминании какой-либо информации, ключевые части текста должны ассоциироваться с тем или иным образом. В среднем, человек может удержать более 100 различных образов, что позволяет эффективно запомнить большие объёмы текста, например параграф учебника.

Подробней остановимся на том, как создаётся матрица образов. Их лучше заимствовать из хорошо знакомой вам местности, например из комнаты или с места работы. Главное – ярко представлять все предметы, находящиеся там. Начинайте их перебирать. Стул, диван, компьютер, телевизор, часы, тумбочка – все предметы должны быть чётко смоделированы у вас в голове. Чтобы не перепутать, какой элемент уже был, а какой не был, начните представлять, например, сначала левую сторону, затем противоположную и т.д. Для создания большой матрицы используйте сразу несколько знакомых вам мест. Теперь вы знаете, как лучше запоминать прочитанное.

«Викторианский»

Метод, описанный преподобным Брейшоу, поможет запомнить любую дату. Он особенно полюбился студентам исторических факультетов, поскольку любой параграф легко запоминается. Научиться ему очень просто. Суть заключается в кодировании цифр буквами и последующее составление фраз. Адаптированный под русский язык код выглядит следующим образом.

Цифра123456789000
Букваб, вг, дж, зк, лмн, пр, с, тфх, цч, шщ

Вариант использования кода: 1812 – бфбг (Бонапарт фырчал, Бонапарт гнал). Чем абсурднее фраза, тем легче она запоминается.

Несколько практических советов

  • Текст, который вы прочитаете прямо перед сном, запомнить гораздо проще. Утром можно ещё раз быстро взглянуть на него.
  • Не последнюю роль сыграет и стимул. Пообещайте себе какую-нибудь награду за проделанный труд. Например, выучив очередной параграф, угостите себя шоколадкой.
  • Делите информацию на смысловые части, на абзацы. Трудные отрывки перечитываются по несколько раз. Главное – частые тренировки.
  • Тренируйтесь на иностранных текстах. Здесь хорошо поможет аудирование; при этом лучше повторять за диктором все сказанные слова.
Автор статьи: Кугушева Анна (10 голосов, средний: 4,00 из 5)

pamyatplus.ru


Смотрите также