Китаев леонид динамическая гимнастика


Динамическая гимнастика: из первых рук

Споры о динамической гимнастике не утихают. О её пользе или вреде теперь заговорили даже те, кто никогда не видел выполнение такой гимнастики живьём. Чтобы преодолеть терминологическую путаницу, непонимание и власть стереотипов, мы решили обратиться к первоисточникам и побеседовали с Леонидом Китаевым — одним из авторов этой гибкой, гармоничной системы движений, которую родители могут осваивать сами и которая во внимательных и чутких руках становится замечательным инструментом для полноценного развития ребёнка.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ — ИЛИ СВОЕВРЕМЕННОЕ?

Динамическая гимнастика— это способ взаимодействия взрослого с ребёнком в движении, который направлен на общее гармоничное развитие малыша в течение первого года жизни. Название «динамическая гимнастика» появилось 
в конце 1980-х, хотя занимались чем-то похожим задолго до этого. Общение с младенцем через движение присутствовало всегда — в обиходе, 
в играх, в ритуалах… В 80-е годы подобная гимнастика практиковалась в родительских кругах, близких Никитиным, Чарковскому, клубу «Здоровая семья» и аналогичным клубам по всей стране. Тогда все мы были под обаянием идеи ускоренного, опережающего развития. Родители делали десятка полтора отдельных упражнений, и их основной задачей было именно ускорение развития. Да и сейчас часто спрашивают: «А что ДГ даст в дальнейшем?», «Ребёнок быстрее пойдёт, быстрее заговорит, будет лучше учиться в школе, станет чемпионом?».

Со временем стало понятно, что идея опережающего развития не бесспорна, но ценность ДГ осталась. Младенчество — это самоценный период, и при помощи ДГ он проживается не быстрее, а лучше — насыщеннее, интереснее, активнее. Развитие становится более глубоким, полноценным, позволяя получить больший опыт, больше радости и впечатлений.

К ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ

Уже тогда в процессе моих занятий с детьми стало понятно, что упражнения разрозненные и комплекс не полный. На практике и малыш даёт понять, и руки подсказывают, куда ещё можно двигаться и как. Так происходило расширение арсенала упражнений, и в результате появился целостная система, которая реализовала идеи эволюционности движений, слитности, 
вариативности и постоянного развития. Ведь если делать несколько движений, которые хорошо получаются, и не разнообразить их, не изменять амплитуду, темп и последовательность, то теряется информационный аспект взаимодействия. Ребёнку не нужно соображать, что с ним происходит, ответная реакция становится машинальной. По мере накопления опыта стало понятно, что одни и те же движения можно делать в разных захватах, получаются разные упражнения на разные задачи. Сейчас ДГ — это удобная для запоминания и безопасного освоения система базовых движений и захватов, вырастающая в несколько сотен упражнений. Мы делаем их 
в разных сочетаниях, с разной интонацией. Я даю чистые «краски», а родители каждый раз «рисуют» ими новый, свой собственный рисунок.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА И БЕБИ-ЙОГА Беби-йога — это особая практика, которую специалист выполняет с новорождённым, как правило, один раз. Она направлена, главным образом, на преодоление психоэмоциональных и физиологических последствий родов, поэтому её называют также постнатальной (т.е. послеродовой) коррекцией. Это отработка родового стресса и закладка представлений ребёнка о его собственных возможностях — опять-таки, и на психоэмоциональном, и на физическом уровне. Наша задача в том, чтобы малыш не просто выдерживал, а принимал происходящее — расслаблялся и даже получал удовольствие. Есть три оптимальных момента для выполнения беби-йоги, у каждого из них свои плюсы и минусы. Первый — непосредственно после рождения, второй — после первого сна, когда ребёнок телесно отдохнул, но основные переживания и проблемы всё равно связаны с рождением. Третий — примерно через сутки. Иногда в этот момент видно, что ребёнок вспоминает и снова переживает процесс родов, беспокоится без видимых причин, и на это состояние беби-йога очень хорошо ложится. А дальше — ребёнок живёт богатой эмоциональной жизнью, и стереотипы психофизических возможностей закладываются очень быстро. Если беби-йогу не делали до месяца, то за этот период у младенца формируются такие представления, что оказывается очень трудно, почти невозможно, воспринять опыт, который проживается при беби-йоге. Начинается конфликт, сильное сопротивление. Поэтому, если в течение первых двух недель проводить беби-йогу ещё можно, то после месяца я стараюсь её уже не делать, если нет явных показаний. Я говорю, исходя из своего личного опыта (отметим, что через руки Л. Китаева прошло несколько тысяч детей! — Прим. ред.), другие специалисты могут определять эти сроки иначе.  

НЕ ДЛЯ ВСЕХ?

Заблуждаются те, кто думает, будто ДГ предназначена не для всех. Скажу больше, не существует родителей, которые не занимались бы 
с ребёнком ДГ. Если мама берёт малыша за ручки, приподнимая его, чтобы надеть распашонку, или подтягивает к себе за ножки, приподнимает попку, натягивая штанишки, то из этих движений можно вырастить непрерывным, эволюционным путём любые, в том числе самые сложные упражнения. Это не тренировка, это естественное взаимодействие — общение через движение. Вопрос в том, на каком этапе родители 
останавливаются — можно остановиться на уровне поглаживания, а можно увидеть возможность пойти немного дальше. ДГ — это очень пластичный метод, позволяющий родителям учитывать все индивидуальные особенности — и ребёнка, и свои, выбирать свой уровень сложности, свои цели и свой стиль занятий.

На фото: Елена Фокина и Владислав четырёх дней от роду занимаются

динамической гимнастикой на побережье Красного моря.

Соображения о вреде ДГ для суставов чисто умозрительны и не подтверждены объективными исследованиями. Практика говорит об обратном. Я больше 20 лет работаю инструктором ДГ, и знаю много уже взрослых людей, с которыми в младенчестве занимались ДГ. Их физическое развитие шло абсолютно нормально, некоторые из них имеют высокие спортивные достижения. Нагрузка на суставы, которую дают захваты, совершенно физиологична и находится в пределах нормы. Улучшается кровообращение, укрепляются связки, развиваются мышцы, формируется координация. Да, проблемы могут возникнуть, но не от упражнений, а от неправильного их выполнения. Инструктор по ДГ передаёт правильную постановку рук при захватах, учит делать все движения корректно, уверенно. И даже с больными, травмированными детьми можно заниматься ДГ с помощью специалиста, учитывая их особенности — и таким образом корректируя многие проблемы.

А ЗАЧЕМ?

В основе ДГ лежит понимание, что у ребёнка есть потребности, которые эффективнее всего удовлетворяются через движение. Эти потребности заложены в человеческом ребёнке генетически. Давайте представим себе наших древних предков, живших в условиях дикой природы. В любой момент мать могла схватить детёныша, побежать с ним, залезть на дерево, спасаясь от опасности. Очевидно, что «постельный режим» для тогдашних детей был неприемлем и невозможен. Биологически и телесно мы такие же, как кроманьонцы. Ребёнок рождается готовым к высоким нагрузкам и не приспособленным к кроватному и колясочному содержанию. Потребности, связанные с движением, не менее значимы, чем любые другие нужды ребёнка. И удовлетворить их самостоятельно, как большинство других своих потребностей (в еде, тепле, чистоте и т. п.), малыш в течение первого года жизни не может. Так что давать младенцу движение в достаточном объёме и разнообразии — один из аспектов необходимого ухода 
за ним.

КОГДА ЗАКАНЧИВАТЬ? Основное время для ДГ — первый год жизни. После года мы организовываем пространство так, чтобы дети могли самостоятельно удовлетворять свою потребность в движении через подвижные игры, тренажёры, спортивные комплексы. Если в течение первого года вы занимались ДГ и это доставляет вам удовольствие, можно продолжать в том объёме, который вам доступен, и год, и два, и четыре, и пятнадцать… Только потом уже перестаёшь понимать, кто кому эту гимнастику делает, ДГ превращается в полезное для здоровья развлечение. 

Назовём основные потребности, связанные с движением:

1

Потребность в физическом развитии. ДГ раскрывает родителям все возможности для этого. Что происходит в процессе и в результате этой гимнастики? Формирование здорового скелетно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировка выносливости, стимуляция работы внутренних органов, активизация обменных процессов, улучшение аппетита, усвояемости пищи, перистальтики, закаливание (ДГ естественным образом совмещается 
с воздушными ваннами — ведь, как правило, во время занятий малыш голенький). В итоге, при правильном проведении занятий, ребёнок растёт сильным, гармоничным, здоровым и красивым.

2

Потребность в ощущениях. Ребёнок входит в этот мир, осваивая пространство собственного тела (как им можно пользоваться, из чего оно состоит) и окружающее пространство — 
куда он попал, как он может здесь себя проявлять, что с ним может происходить. Каким может быть положение его тела в этом пространстве (лёжа, вверх головой, боком, вниз головой…), с какой скоростью он может двигаться, в каком направлении, с какой амплитудой. Конечно, 
задача самопознания через своё тело, свои ощущения решается всю жизнь, но в течение первого года она особенно актуальна. Закладывается сама способность быть внимательным к своим ощущениям и понимать их. Поначалу ребёнок вообще не отделяет внутрителесные ощущения от внешних воздействий. ДГ даёт ему возможность получить это представление.

Движение — это источник сигналов, проходящих по всей нервной системе от периферии до коры головного мозга и обратно. При любом нашем воздействии от касания до комбинации сложных движений ребёнок получает разнообразные ощущения. Он не безразличен к тому, что с ним происходит, и со временем его реакция становится всё более и более осознанной. Получая через движение огромное количество ощущений — то есть материал для сенсорного и интеллектуального развития — ребёнок приобретает богатейший опыт на самом глубинном уровне. Учится использовать своё тело эффективно и красиво. При этом улучшается память, концентрация внимания, координация и точность движений, скорость реакции, ловкость, ориентация в пространстве. Это и профилактика травматизма в более старшем возрасте.

3

Потребность в эмоциях. Уже с рождения у ребёнка очень активно развивается психика и выстраивается личность. Динамическая гимнастика — инструмент, который позволяет нам эффективнее всего взаимодействовать с малышом на психоэмоциональном уровне. Когда мы сталкиваемся с негативными реакциями, например, со страхом, мы учимся 
с ними справляться. Не игнорируем плач ребёнка, но и не идём на поводу. При помощи движения сообщаем ему, что мы его понимаем, что повода для крика нет. У родителей часто возникает вопрос: если ребёнок заплакал, что делать? Продолжать во что бы то ни стало или бросить вообще? Ни то, ни другое! В идеале надо развернуть занятие так, чтобы в процессе ребёнок успокоился.

При правильном проведении занятий формируется более устойчивая, адаптивная психика, расширяется представление о норме. ДГ препятствует образованию стереотипов; ребёнок больше готов к новому и воспринимает новое как нормальное. В результате качествами характера наших детей становятся уравновешенность, уверенность, открытость, жизнерадостность, контактность, эмоциональная воспитанность, способность легко преодолевать страхи. Ребёнок легко включается в занятия и легко успокаивается, осторожен, но не боязлив.

4

Потребность в общении возникает у ребёнка буквально с момента появления на свет. 
И именно совместное движение оказывается наиболее удобным способом общения с младенцем. Взрослые общаются зрительными и слуховыми сигналами, но эти сигналы дистанционные, внешние по отношению к нам. И ребёнку они непонятны, как незнакомый язык. Зато тактильные, кинестетические, вестибулярные сигналы приковывают его внимание, так как они непосредственно связаны с прямым воздействием на него. Они более удобны для передачи ребёнку любой информации: что мы собираемся с ним делать, как мы относимся к происходящему в данный момент. Всё, что ребёнку постарше мы говорим словами, маленькому мы скажем при помощи движений.

Эти четыре плана теснейшим образом переплетены между собой. Мы работаем на разных планах, но наша работа всегда обращена к ребёнку в целом. В каждый момент мы должны находить гармонию между разными аспектами нашей работы. И это удаётся, когда на первый план мы выносим аспект общения. Отношение к занятиям как к общению, а не как к способу тренировки, — базовый принцип нашей гимнастики. 
И на все практические вопросы (когда, сколько, зачем) мы ищем и находим ответ, меняя слово «заниматься» на слово «общаться».

 

Записала Мария Стражникова

www.domrebenok.ru

Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева • Ассоциация поддержки и развития раннего и грудничкового плавания

Cеминар

Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева

32 учебных часа Москва   ●   02.11.2018 — 04.11.2018

+7 (916) 999-09-90

Электронная почта

ЛеонидКитаев

Динамическая гимнастика это прекрасный способ общения с ребенком. Она развивает его мышечную структуру и вестибулярный аппарат. Имеет мощный закаливающий, оздоравливающий и общеукрепляющий эффект. Формирует высокую координацию движений, ориентацию в пространстве, быструю реакцию (базовые компоненты профилактики травматизма). Способствует лучшему сенсорному и интеллектуальному развитию. Гармонизирует эмоциональное и психическое состояние и развитие младенца. Значительно расширяет представления взрослых о возможностях младенцев и раскрывает детский потенциал. Динамическая гимнастика по методу Леонида Китаева — Это не набор упражнений, а целостная система со своей идеологией и принципами, позволяющими быстро и безопасно осваивать и правильно использовать в занятиях её технический аппарат, включающий в себя несколько сотен упражнений. На курсе вы получите точные знания о том, как не переборщить с нагрузками, как применять упражнения с пользой для ребенка. Какие есть возрастные ограничения и как работать с различными особенностями развития малышей. Вы на практике познакомитесь более чем с сотней упражнений. Курс послужит основой для освоения всей техники этого метода.

Курс предназначен как для специалистов, работающих с детьми в бассейне и на суше, так и для молодых родителей, желающих освоить данный метод.

Программа обучения

1 день Демонстрация ознакомительного видео. Идеологические основы динамической гимнастики:

  • Потребности малышей, удовлетворяемые через движение.
  • Базовые принципы динамической гимнастики.
  • Эволюционная структура динамической гимнастики.
  • Процесс освоения динамической гимнастики, его особенности, этапы и задачи.
  • Табличная структура динамической гимнастики.

Практика:

  • Захваты, исходные позиции.

2 день Практика:

  • Заготовочные движения и их вариативность.
  • Слитность заготовочных движений
  • Базовые движения 1 ступени в двойных захватах

3 день

Практика:

  • Знакомство с упражнениями 2 ступени в двойных захватах.

Дополнительные темы, при наличии времени и по выбору группы:

  • Тренажёры, спорткомплексы.
  • Особенности и формы работы инструктора динамической гимнастики.

По окончании занятий вручается сертификат Ассоциации грудничкового плавания.

Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Москва, ул. Малыгина, 1 стр. 2

Акваклуб «Море детям»

На карте

14 600 руб

13 140 руб

Cо скидкой для членов ассоциации

* Дата, время и место проведения курса могут изменятся организаторами.

www.grudnichkovoe-plavanie.ru

rulibs.com

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, «заторможенного» ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями – акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, «раскрыть» ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей – вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас – получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей – как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей – усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно «отозваться» на реакцию каким-либо способом – сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

1. Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;

2. Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, «нормальности» занятия.

3. При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.

Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками – конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель «слишком хорошо» знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен – именно должен – эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем – растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую – его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача – установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.

Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4)[126]. И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю. Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5): покачивание вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз, небольшие повороты вокруг вертикальной оси, разведение ручек в стороны, частичный перенос веса с одной руки на другую.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

1. «Крестик». Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

5. Повороты ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку – во вращение за одну руку (рис. 10).

6. Покачивания вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

«Забросы». Амплитуда «маятника», изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

«Боковые прокруты». Когда при выполнении «маятника» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а). Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

«Прямые прокруты». Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а). В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

«Перебросы». Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.

«Солнышко». Это упражнение вырастает из «длинных раскачиваний», изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

«Карусель». Это другой вариант развития «длинных раскачиваний», когда увеличение амплитуды «уводит» движение назад, переводя сначала в своеобразные «захлесты», а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение «забросы» дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, «столбцами» которой являются различные захваты, а «строками» – так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице «двойных захватов». Название этого столбца «захват за ручки лицом к себе», а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец – «захват за ручки лицом от себя».

Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

«Боковой прокрут». При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате «лицом к себе» – делает «сальто» назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.

«Прямой прокрут» также выполняется в направлении носками ребенка вперед-вверх и на родителя вниз (рис.18). Промежуточным упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками – указательными и большими пальцами («полупрокрут»). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя.

Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, – захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап – поглаживания, потягивания, приподнимания – проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до «рабочего» состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в внес (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки – лицом к себе или от себя – рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

Рис. 21. показывает, как, видоизменяя «пружинку» в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на «лягушку»: для этого «пружинку» делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что «вписаны в сетку». Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 33-37 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка – это два захвата типа «в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша»: головой к себе и от себя – рис. 37 (а, б, в). Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца – рис. 38. В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений – вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всеща удалены одна от другой.

Соответственно вышеописанная система упражнений получила название «Сетки двойных захватов». Помимо этого варианта возможем иной – когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую «Сеткой одинарных захватов».

Базовых движений здесь всего 5. Это: покачивания вперед-назад (1), покачивания вправо-влево (2), покачивания вверх-вниз (3), вращения (4) и кружения (5) (рис. 47). Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

В отличие от «двойных», «одинарные» базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно «наложить» на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

«Одинарных» захватов значительно больше, чем «двойных». Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате «одной рукой за две ножки ребенка». Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) – тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в «нормальное», вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение «стойка в руке» (рис. 48).

Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49). Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы (рис. 50).

В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

В положении «Стойка на плечах» (рис. 53) мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он «сдается», полностью расслабляется, начинает «мотаться», при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной.

Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов – дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к «накачиванию», а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении – без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные «женственные» создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.

rulibs.com

Динамическая гимнастика

tanya_morozova

«Раннее развитие» – это совсем не обязательно читающие ползунки. На занятиях в родительской школе «Драгоценность» нам не раз говорили, что слишком раннее знакомство с абстрактными символами (буквами, цифрами) может повредить развитию мозга ребенка. А вот движение, чувства, эмоции – это то, что для малышей до трех особенно важно. Поэтому мы для себя сделали выбор в пользу плавания, динамической гимнастики, прогулок. Хотя конечно же мы еще и пели, рисовали и лепили.

Предыстория.

Динамическую гимнастику придумали родители. Я ходила на курсы к Леониду Китаеву, одному из авторов «Экологии младенчества». Кстати, второй автор -  Михаил Трунов – вел у нас гимнастику для беременных. Леонид Китаев рассказывал нам, что сначала они придумывали упражнения, чтобы дети развивались БЫСТРЕЕ. Но потом поняли, что «быстрее» не самоцель, важнее, чтобы ребенок развивался полноценно, разнообразно. Вот он опять здравый смысл.

Динамическая гимнастика и беби-йога

Динамическая гимнастика и беби-йога  – это принципиально разные вещи, почему-то их иногда путают. Часто возникает недоразумение, и родителям говорят, что это вредно делать беби-йогу каждый день. А беби-йогу каждый день никто и не делает, вот динамическую гимнастику не плохо бы и каждый день.

Беби-йога – это процедура расправления, распрямления ребенка сразу, самое позднее через месяц, после родов. Ее делает специалист и один раз раз. (Кстати, в Израиле что-то похожее делают всем младенцам в роддоме, это не является никаким «новым веянием», а вполне само собой разумеющаяся вещь.) Чем-то напоминает йоговские упражнения. Вот почему после домашних родов длину ребенка не измеряют – в этом просто нет особого смысла. Родился одной длины, а после беби-йоги распрямился и стал длиннее.

Динамическая гимнастика – это комплекс упражнений, которые делают родители со своим ребенком каждый день, а лучше несколько раз в день, примерно до года-полутора (сколько родители в состоянии выдерживать свой «груз»). Это физическое развитие, общение с ребенком, расширение мира для ребенка. После года – это уже развлечение.

Зачем?

Для нас этот вопрос не стоял. Как-то само собой разумелось, что мы будем заниматься динамической гимнастикой. На курсах подготовки к родам нам про нее уже рассказывали, и это нас убедило, к тому же я видела «динамических» деток и мам, и мне это взаимодействие понравилось.

  • Во время динамической гимнастики ребенок переживает гораздо больше, чем просто лежа в пеленках. Мы помогаем ему осваивать мир и себя, свое тело.
  • Это общение, мы касаемся ребенка, двигаемся с ним, познаем друг друга, настраиваемся  друг на друга.
  • Ребенок лучше ориентируется в пространстве, развивается вестибулярный аппарат.
  • Мышцы, связки развиваются равномерно, тем более, что процесс можно регулировать – усиливать нужную группу упражнений.

Когда дети подрастают и начинают ходить, то случаются травмы, когда мама «выдергивает» руку. У «динамических» детей такой проблемы нет, нагрузки на связки и суставы привычные, наращиваются постепенно и легко переносятся детками. К тому же эти дети лучше владеют своим телом, быстрее реагируют.

  • Многие проблемы развития можно решать с помощью упражнений. Хорошо, конечно, когда можно проконсультироваться со специалистом, который посмотрит на ребенка и подскажет, на что обратить внимание и какие упражнения добавить. Несимметричные складочки, проблемы с суставами – все это во многом корректируется динамической гимнастикой.
  • Динамическая гимнастика помогает и в периоды колик, когда режутся зубы, когда ребенок гиперактивен или наоборот пассивен.
  • Хорошее владение своим телом, заложенное в детстве, продолжает играть свою роль и дальше. Многие родители говорят, что «динамические» дети способнее в танцах и аналогичных видах спорта. Моя дочка подтверждает это наблюдение, она занимается танцами и успешно.
  • Динамическая гимнастика может многое, что может детский массаж, но доступна каждому, родители легко могут ее освоить и применять.

Как?

Сразу после рождения акушерка показала нам простейшие движения – покачивания,  потягивания. Правильные захваты, что очень важно для безопасности, и разнообразные упражнения со сложными забросами мы освоили позже на курсе Л. Китаева.

С чего можно начать. Взять ребенка за кисти рук, вложив ему в ладошку большой палец. Потягивать за ручки, приподнимая с кроватки, опускать обратно. Попробуйте взять одной рукой обе ручки, другой рукой ножки, легко приподнять ребенка, чуть-чуть покачать, опустить обратно.

Взять за ручки, чтобы ребенок свободно повис – покачать вперед-назад, вправо-влево. Если малышу понравилось, он привык к новому движению, то амплитуду покачиваний можно увеличивать. Теперь попробуйте покрутить ребенка вокруг вертикальной оси.  Тоже можно сделать, держа ребенка за ножки. Все движения можно выполнять держа ребенка лицом к себе, а также лицом от себя, так упражнения можно разнообразить.

Советую прочитать подробное описание динамической гимнастики в книге  М. Трунова, Л. Китаева «Экология младенчества». Захваты, основные упражнения, возможные вариации изложены в этой книге очень подробно и понятно. И, по-моему, очень хорошо заниматься в группе, всегда можно обменяться мнениями, поучиться у других, посмотреть, как реагируют другие дети. Мне было легче осваивать гимнастику под руководством специалиста, а потом применять самой, так было больше уверенности, что не навредим и все делаем правильно.

>Когда заниматься?

Заниматься можно в любое время. По моему опыту не нужно сильно теоретизировать: до сна или после сна, до еды или после, но смотреть по ребенку, он не должен быть сонным или расстроенным, голодным,  не надо заниматься «насильно». Мама и папа лучше других поймут, что нравится, а что нет их ребенку.

Но не прекращайте упражнение по первому писку, малышу тоже нужно приспособиться, вслушаться в новое движение, и при первых попытках он может и повозмущаться. Ни в коем случае не оставляем протест без внимания – успокаиваем малыша, поглаживаем, переключаемся на другое движение, но не бросаем, не «отдергиваем руки». Если ребенку откровенно не нравится, то лучше отложить, попробовать еще раз попозже, начать с других движений. Слушайте себя, слушайте ребенка.

И не надо заниматься гимнастикой с «дрожащими руками». Если какое-то упражнение вам кажется слишком экстремальным, значит оно не для вас. Конце концов даже мама и папа делают со своим малышом немного разную гимнастику, каждый родитель по-своему общается с ребенком. Кто-то ограничивается простыми покачиваниями, а кому-то нравятся забросы. Найдите то, что подойдет вам, что понравится ребенку. Дети 4-5 месяцев радостно смеются во время гимнастики, а дети постарше просто уже  бегают за родителями, вытягивая ручки – «мама покачай, покрути».

>>> Заказать книгу «Обучение в семье»

tanya-morozova.livejournal.com


Смотрите также