Когда положено крестить новорожденного


Когда можно крестить новорожденного?

  Ваш малыш родился, он находится дома, немного привык к обстановке и даже научился улыбаться…  Но теперь возникает следующий вопрос: когда можно крестить новорожденного? Через сколько дней крестят новорожденного ребенка?

  С одной стороны, малыш еще такой слабенький, а с другой – родственники настаивают, чтобы его покрестили как можно быстрее, мол, так у него будет защита. Третьи, отвечая на вопрос, когда крестить новорожденного, приводят доводы, что лучше крестить его попозже, чтобы простились совершенные им грехи.

Когда же крестить новорожденного, на какой день уже можно?

  На какой день крестят новорожденного ребенка? В Древней Церкви еще до появления христианства новорожденного приносили в храм на восьмой день, совершали обрезание и нарекали имя ребенку. И сейчас в Православной Церкви существует традиция совершать Крещение ребенка не раньше восьмого дня.

Когда лучше крестить новорожденного, если он болен?

  Когда лучше крестить новорожденного, если он болен?  Если новорожденный малыш болен, то его стараются окрестить как можно скорее. С одной стороны, это связано с опасениями, что малыш может умереть некрещеным и мама не сможет за него молиться в Церкви. С другой стороны, не стоит думать, что, если вы решили крестить новорожденного рано, значит, думаете, что он умрет. Наоборот, если малыша окрестить, то можно за него молиться и совершать поминовение на проскомидии во время Литургии, можно его причастить, а это укрепит его и духовно, и телесно.

  В Православной Церкви существует также обычай крестить ребенка на сороковой день. После рождения ребенка, мама 40 дней проходит период очищения, находится в нечистоте, поэтому присутствовать на крещении своего ребенка не сможет. А на сороковой день, после прочтения «молитвы о жене-родильнице после 40 дней», мама сможет присутствовать на одном из важнейших событий в жизни малыша, купить крестильный набор для девочки или крестильный набор для мальчика. К тому же, новорожденный уже окрепнет и над ним легче будет совершить священнодействия, чем над совсем маленьким.

  Когда надо крестить новорожденного, чтобы он получил защиту? Слишком рано совершать Крещение над ребенком не стоит, и не нужно бояться, что ему тогда не будет защиты. В Православной Церкви, пока ребенок только родился, на богослужении молятся о маме «со чадом», так что ни ребенок, ни мама не лишены Божией помощи.

  Когда можно крестить новорожденного, если не получилось покрестить его до сорока дней или в сороковой день? Бывает, что мама еще не успела подготовиться к крещению или малыш еще недостаточно окреп, не нашли крестных родителей или крестные не могут приехать на крестины в намеченное время. Тогда совершение Крещения откладывается, но, вместе с тем, откладывается и участие малыша в церковной жизни, и причащение. Во сколько крестят новорожденного в таком случае? Лучше уладить все обстоятельства и не затягивать крещение, ведь важнее не то, чтобы был богатый стол, чтобы угодить  всем родным, а то, чтобы малыш смог скорее стать членом Церкви и участвовать в таинствах. Постарайтесь подобрать день, удобный для всех, но главное, - постарайтесь, чтобы день, когда нужно крестить новорожденного, запомнился вам и малышу на всю жизнь.

  Сделаем выводы: то, в каком возрасте крестят новорожденных, решает не Церковь, а, в первую очередь, родители детей. Главное – с должным вниманием отнестись к этому важному событию в жизни ребенка и не сильно его затягивать.

Автор статьи: Татьяна Ратникова, теолог-религиовед

kreshchenie.ru

Крещение, Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее,   подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком: 

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все – сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и – мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

www.pravmir.ru

Вопросы веры: когда можно крестить новорожденного?

Один из главных вопросов у православных родителей после рождения малыша – вопрос крещения. Ведь после этого у крохи появится свой ангел-хранитель, чтобы оберегать его и помогать в трудные моменты жизни. Но неопытных родителей интересует: когда можно крестить новорожденного ребенка?

Оптимальные сроки – есть ли они?

Однозначного мнения у служителей церкви по вопросу – с какого возраста разрешают крестить новорожденного? – нет. Строгих требований по этому поводу – тоже. Вам могут назвать самые разные сроки:

  • с сорокового дня после рождения младенца;
  • в первые полгода жизни малыша;
  • до годовалого возраста;
  • до 7 лет;
  • без ограничений, в любом возрасте.

Если родители решат не крестить новорожденного, а предоставить ему право вырасти и самому сделать осознанный выбор – креститься или нет – батюшка их тоже не осудит, поскольку люди проходят обряд и будучи взрослыми.

Можно ли крестить новорожденного в первые дни? Или на какой день допускается крещение? С древних времен новорожденных деток крестили на восьмой день от рождения, именно в этот день над ними совершается обряд имянаречения. Либо это был сороковой день от родов, когда над матерью новорожденного читается специальная очистительная молитва. Допускалось и крещение с первого дня жизни крошки.

Сегодня все чаще звучат слова о том, что сразу после рождения дитя и его мама слишком слабы для того, чтобы выдержать таинство. Благоразумный ответ на вопрос неопытных мамочек, через сколько дней крестить новорожденного, — не менее, чем через 40. Считается, что именно столько в среднем требуется женщине для восстановления после родов.

Крестить дитя можно даже зимой, если внутри церкви тепло, а в купели вода подогрета.

Особые случаи

Иногда родители спешат крестить ребенка пораньше. Например, если он родился слабым, больным или недоношенным, находится в реанимации. Во сколько разрешается крестить новорожденного в таком случае? Без ограничений по возрасту. Священника приглашают в больницу из церкви, или вызывают из больничного храма, если таковой имеется, и совершают таинство в больнице.

Еще один вопрос: когда крестить новорожденного ребенка, в зависимости от церковных праздников? Совершать таинство крещения допускается в любой день:

  • во время поста;
  • в любой день недели;
  • на Пасху;
  • в дни церковных праздников.

Правда, священник в дни больших православных празднеств будет занят, а церковь полна народу, что не всегда хорошо для малыша.

Как выбрать имя и крестных для крещения?

Общепринято давать имя при крещении в соответствии с календарем святцев: малыш получает имя святого по дню проведения обряда. Но это не обязательно. Тем более, что имени в святцах может не оказаться (Милена, Алиса, Алина). В таком случае родители выбирают имя по желанию или по созвучию с мирским именем ребенка (Алина – Елена). Это церковное имя используется в течение жизни человека для совершения разных обрядов, во время молитв. Оно определяет, какой святой у ребенка будет небесным покровителем, а также День Ангела.

Решить, кто будет крестными малыша, не менее важно, чем во сколько месяцев его крестить. Как их выбрать?

При выборе соблюдают следующие требования:

  • крестные должны быть православными, посещать церковь (быть церковными людьми);
  • ими не могут быть муж и жена или те, кто собирается создать семью;
  • крестная мать должна быть старше 13 лет, отец – старше 15;
  • на эту роль не выбирают монахов;
  • крестными не становятся собственные родители новорожденного, поскольку они должны будут заменить родных родителей, когда это понадобится.

Это все ограничения. Крестными могут быть хоть женатые, хоть холостые, хоть разведенные люди, хоть беременные женщины, хоть близкие родственники.

Выбор крестных – дело ответственное. Они обязаны быть его наставниками в вопросах веры, отвечать за воспитание своего крестника в православной вере. Отказываться от почетной роли крестных не принято.

Что понадобится, чтобы крестить дитя

Все, что понадобится для крещения, покупают крестные малыша в церковной лавке (или другом месте) и предварительно освящают в храме. Что приобретают для крестин крохи?

Крестик – алюминиевый или серебряный. Медные могут вызвать аллергию, а золотые считают предметом роскоши, поэтому не рекомендуются священнослужителями. Кстати, разрешены крестики, являющиеся семейной реликвией, передающиеся от поколения к поколению.

Крыжма (специальная крестильная пеленка или полотенце белого цвета);

Крестильная одежда. Для мальчика это рубашка и носочки светлых тонов, для девочки на голову добавляется платочек или чепчик.

Икона того святого, имя которого дается крещаемому.

После крещения эти вещи хранят как память. Крыжмой мамочки оборачивают кроху, когда он болеет. Крестик ребенок носит постоянно, не снимая.

Обряд

Перед началом таинства крещения ребенку надевают рубашку. Малыша держат крестные, родители находятся сзади, наблюдая за происходящим. Младенца батюшка трижды окунет в купель со святой водой, совершит миропомазание, благословит крещаемого, поставит мазки святой водой на его лице и теле.

С головы младенца состригают несколько локонов, надевают на него крестик.

Таинство продолжается 30 – 40 минут. Если младенец за это время захочет кушать, в церкви разрешается его покормить.

После обряда родители получают свидетельство о крещении, в котором указано, где, когда и кто провел обряд, как наречен ребенок, когда у него День Ангела.

Если родители хотят запечатлеть обряд на фото-или видеокамеру, предварительно согласовывают с батюшкой вопрос съемок, возможности использования вспышки в храме.

Итак, возраст крещения новорожденного определяют родители, исходя из своих возможностей, занятости, состояния здоровья мамочки и крохи. Через сколько можно крестить новорожденного после выписки из роддома – вопрос не самый принципиальный. Главное, чтобы в дальнейшем ребенок оставался человеком церковным.

wsvet.ru

Когда крестят новорожденного ребенка? Когда нужно крестить новорожденного? :

Православные традиции на Руси имеют тысячелетние корни, однако многие из них, к сожалению, были утрачены в связи с антирелигиозной политикой Советского Союза. После распада «великого и могучего» исконные верования и обряды начали возвращаться, но из-за слабой связи между последним верующим поколением и нынешним, постсоветским, информация зачастую оказывается изрядно искаженной.

Миф о сорока неделях

С обрядом крещения также связано множество истинных и ложных убеждений, которыми стараются руководствоваться новоиспеченные родители. Например, трудности возникают, если приходится определиться со временем, когда нужно крестить новорожденного.

Можно встретить информацию, согласно которой, обряд должен проводиться не ранее, чем через сорок дней после рождения ребенка. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. На самом деле раньше было принято крестить детей на 8 день после рождения, поскольку именно в таком возрасте Иисус Христос был предан Отцу Небесному.

Аргументы в пользу раннего крещения

В принципе, наши предки вполне могли бы счесть вопрос о том, когда крестят новорожденного, праздным: детская смертность в былые времена была достаточно высока, а позволить покинуть этот мир некрещеному ребенку считалось совершенно недопустимым. Поэтому ответ был достаточно очевиден: чем раньше, тем лучше, и особенно в том случае, если младенец был не здоров. Помимо заботы о душе малыша, родители были уверены в том, что, когда крестят новорожденного, Господь осеняет его своей благодатью, и болезнь может отступить.

Сейчас угроз для жизни малыша гораздо меньше – медицина стремительно развивается, и печальной необходимости срочно совершать обряд нет. В пользу раннего крещения может говорить опыт родителей, обратившихся в церковь в первые дни жизни малыша. Многие из них уверяют, что совсем крошечного младенца крестить проще: большую часть времени он спит, поэтому стресс и для него, и для присутствующих будет минимальным. Зато плюсы неоспоримы: первородный грех будет снят, а Господь примет малыша под свою защиту практически сразу после его появления на свет.

Мама тоже имеет право присутствовать

Из минусов раннего совершения обряда – невозможность участвовать в процессе для обоих родителей. Когда крестят новорожденного в столь нежном возрасте, мама не может находиться в церкви.

Согласно церковным установлениям, женщина вообще не имеет права участвовать в богослужениях в течение сорока дней после родов. В это время она считается «нечистой» и не может даже входить в храм. Связано это с физиологическими послеродовыми процессами, догматом о греховности деторождения и проч.

По истечении этого срока над роженицей читают специальную очистительную молитву, после чего она может посещать службы, в том числе присутствовать в церкви, когда крестят новорожденного ребенка (к слову, любого, а не только ее собственного).

Возможно, именно по этой причине сформировалось мнение о том, что крестить малыша следует не ранее, чем через сорок дней после рождения. Еще одним «отголоском» подобных утверждений является суеверие, согласно которому малыша никому нельзя показывать до истечения этого срока (некоторые, судя по отзывам, так и поступают).

Осознанный выбор

На самом деле родители могут решить самостоятельно, когда нужно крестить новорожденного, сообразуясь с удобством для семьи и своим личным мнением на этот счет. Ничего страшного в том, чтобы подождать, нет: сегодня все большее распространение получает уверенность, что с обрядом крещения следует повременить до совершеннолетия, потому что выбор религии для каждого человека должен быть не навязанным, а его собственным.

Несмотря на это, многие стараются придерживаться традиций и крестят малышей «без спросу», справедливо полагая, что это не нанесет им вреда. Для части современного общества обряд крещения – это большой праздник, на него приглашаются гости, фотографы и т. д. Крестильную рубашку можно купить за любую сумму, как и крестик. Молодые родители, однако, все чаще стремятся к тому, чтобы ребенок все-таки был уже постарше.

Нести в церковь десятидневную кроху могут лишь сверхъестественно психологически устойчивые люди. Более того, новоиспеченные крестные могут оказаться совершенно неопытными и боятся брать на руки малыша, который даже не способен самостоятельно держать головку.

Еще одним аргументом в пользу того, чтобы повременить, является холодная пора года. Если церковь не отапливается (а это отнюдь не редкость), вполне допустимым будет дождаться момента, когда температура на улице позволит безбоязненно совершить таинство, не опасаясь простуды.

Совместить или провести отдельно

В принципе, когда крестят новорожденного, день недели определяют родители вместе с церковнослужителями. В Сети можно встретить информацию, согласно которой обряд должен приурочиваться к церковному празднику. Сегодня это не актуально для большинства населенных пунктов, особенно городов: большой наплыв прихожан в эти дни исключает возможность проведения церемонии. Равно как неудобна в этом отношении и обычная служба.

Действительно, когда крестят новорожденного католики, они предпочитают сделать это в рамках литургического богослужения (имши), когда в церкви собирается много прихожан. В православной традиции это также возможно, но практикуется намного реже. Как правило, обряд проводится отдельно. В церкви, кроме священнослужителей, находится только «виновник торжества», его крестные родители и члены семьи.

Священник – лучший советчик

Обычно, когда крестят новорожденного ребенка, сначала определяются с крестными, потом – с храмом, где будет происходить таинство, и лишь затем согласовывают дату и время, при участии священника и других заинтересованных сторон. Чаще всего событие происходит в выходной день, поскольку семья, как правило, хочет его отметить в кругу друзей и родных. Тем более, что в народе принято считать, что именно в тот момент, когда крестят новорожденного, он приобретает ангела-хранителя. После этого ребенок больше не подвержен влиянию отрицательной энергетики (т. н. сглазам).

Сегодня церковь стала более лояльной к прихожанам (например, обязанность будущих крестных исповедоваться перед крещением исполняется ими не всегда). Но все-таки узнать у священника, какие требования предъявляются к присутствующим, не будет лишним. Он расскажет, кто может быть крестным (крестной), что им надлежит сделать, для того чтобы принять участие в обряде, а также укажет на необходимость приобретения крижмы (специальной ткани, в которую завернут малыша после купели), крестика, крестильной рубахи и т. д.

www.syl.ru


Смотрите также