Первые звуки малыша


Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности. У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика, они не имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить: отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение его в полости рта ( он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета. Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.

www.rastut-goda.ru

Первые звуки и слова ребенка

Человеческая речь, несомненно, является самым удивительным и самым полным средством коммуникации, какое только может существовать в природе для общения особей, принадлежащих к одному и тому же виду, хотя у многих пород животных есть способы получать и передавать на большие расстояния вполне конкретные сообщения.

Человеческая речь основана на понимании и знании вещей, и в качестве основного, хотя и не единственного, средства использует слово.

Вы увидите, что у вашего ребенка все будет зарождаться и развиваться одновременно, особенно понимание многих вещей, еще до того, как он сам ясно сможет выразить то, что хочет вам сказать. В самом начале его крики и плач будут тем средством выражения, при помощи которого малыш будет объяснять вам, в чем он нуждается, и начнет осознавать собственный голос.

Кроме плача и криков, приблизительно в месяц-полтора младенец начинает и до 2-3 месяцев продолжает издавать новые звуки: негромкий нежный писк, горловые звуки, состоящие из отдельных гласных. Он еще не зовет вас таким образом но уже сам воспринимает эти звуки, умеет их разнообразить и начинает тренироваться в их произнесении в спокойные минуты или когда вы, покормив его, держите на руках и ласково с ним разговариваете. Это начало речи и нежных отношений между вами.

В 2.5-3 месяца появляется чудесный лепет, ребенок начинает произносить «агу», И эти звуки имеют, по меньшей мере, два значения.

Прежде всего ребенок открывает в себе способность издавать звуки, он получает удовольствие от того, что издает их, и от того, что приводит В действие свои голосовые связки. Похоже, что у него это врожденное, он издает звуки не только в ответ на речь взрослого. Обращаю ваше внимание на то, что глухие младенцы тоже поначалу лепечут, хотя этот лепет у них быстро прекращается, и подобный симптом должен насторожить родителей.

А потом он слышит собственный голос, воспринимает его, что очень важно, и начинает в ответ на голос взрослого по-разному модулировать свой лепет в зависимости от того, что именно ему хочется выразить.

Когда вашему малышу исполнится 4 месяца, он будет поддерживать с вами настоящий разговор, состоящий из смеси лепета, смеха, горловых звуков, коротких криков, которыми кроха зовет вас и отвечает вам, явно получая при этом огромное удовольствие – он совершенно счастливый от того, что способен делать такое. Он отвечает вам в тон, меняет согласные, гласные, и не вызывает сомнений, что существует настоящий младенческий язык, который мы со временем научимся понимать все лучше и лучше.

К 6-7 месяцам лепет меняется: звуки, попытки артикуляции становятся более разнообразными, более определенными; малышу начинает доставлять удовольствие подолгу, до бесконечности повторять одни и те же слоги, при помощи которых он пытается подражать вашему голосу, вашему тону, а потом, в один прекрасный день, он станет говорить «ма-ма-ма» или «па-па-па». И вы начнете учить его говорить «папа» И «мама», но он скажет это не раньше 7 или 8 месяцев, а сказав однажды, забудет об этом на две-три недели, потом начнет снова. И, поскольку вы сотни и сотни раз будете ему твердить эти слова, он усвоит, что «папа» - это папа, а «мама» - это вы, его мама.

Лепет не дифференцирован; все младенцы, в какой бы стране они ни родились, лепечут примерно одинаково.

На этой стадии речь малыша будет формироваться под влиянием вашей собственной речи, и это позволит ему мало-помалу вы учить родной язык, находя для различных предметов, явлений и людей особые звуки, а звукам, которые он издает, придавая точное значение.

В этот период малютка начинает многое понимать, хотя слова для него пока ничего другого, кроме указанного предмета, не обозначают; и все же он, еще не умея назвать их сам, многие предметы узнает. Он умеет показывать «ладушки» и прощаться; может подражать лаю и мяуканью и, пользуясь своей зачаточной речью, в потоке которой можно различить всего три-четыре понятных слова (мама, папа, дай, на), он начнет соединять между собой слоги и создавать собственный язык, мало-помалу наполняющийся смыслом.

Необходимо чтобы вы и другие окружающие ребенка люди говорили с ним ласково, никогда не угрожали, постоянно хвалили и ободряли его, потому что малютка соединяет слово с его значением, и для того, чтобы он мог развиваться в нормальных условиях и сам захотел расширять и обогащать свой словарь, речь для него должна ассоциироваться с удовольствием и счастьем.

Не пытайтесь «подделаться» под его язык! Той обстановкой, теми условиями, в которых зарождается и развивается язык, несомненно, объясняются многие нарушения речи и трудности высказывания. Источник: www.zhirafik.ru

Перевод с французского А.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой под научной редакцией доктора медицинских

наук, профессора О.К. Ботвиньева

www.zhirafik.ru

Первые звуки малыша

Малыш с первой секунды дома должен понимать, что от него тоже ждут общения — это необходимое условие воспитания полноценного мыслящего и социально адаптированного человека. Как же создать такую среду, какие звуки должен слышать вокруг себя новорожденный ребенок, чтобы не только ближе к году обрадовать родителей первыми словами, но и просто нормально развиваться?

Вокруг ребенка непременно должна звучатьчеловеческая речь. Причем малыш обязательно должен слышать слова, обращенные непосредственно к нему. Чем больше будет различий в тембре, интонации и эмоциональной окраске «собеседника», тем лучше. То есть, в идеале, с ребенком должны общаться несколько близких людей и они должны стремиться донести ему разную информацию. Например, мама рассказывает малышу о своей любви, папа — о машинах, футболе, или что там еще интересно папе, бабушка — о чем угодно (вы все равно не уговорите ее общаться с малышом на какую-то конкретную тему).

Важно! Общаясь с маленьким человеком, вы должны употреблять нормальные человеческие слова. То есть из ваших уст машина всегда должна быть машиной — «бибику» ребенок изобретет сам в ходе освоения родного языка. «Хорошенький ребенок» не должен превращаться в вашей речи в «холесенького», хотя бы для того, чтобы малыш знал о существовании в языке этой сложной буквы «р».  Бебиток (сюсюканье) имеет право на существование. Но хорош он только изредка как игровая пятиминутка: месяцев с трех до девяти найдите один раз в день время повторять за малышом то, что говорит он. Во-первых, для обоих это станет морем положительных эмоций, ведь детишек очень радует, когда мама улюлюкает так же, как они. А во-вторых, ребенок точно включится в эту речевую игру: раз вы повторяете за ним, значит, и он захочет повторять за вами эти ваши сложные человеческие слова.

Пение. Даже если мама не обладает музыкальным слухом, ее пение все равно будет полезно для ребенка. Ведь даже если вы не прививаете ребенку слух, все равно песней вы можете выразить ребенку свою любовь. Кроме того, лирика песен — это прекрасный образец родного языка, который ребенок так старается освоить весь свой первый год жизни. Если же вы планируете вырастить из ребенка маленького Моцарта и боитесь привить своим пением плохой слух, вы, конечно, можете воспользоваться записями профессиональных исполнителей. Но в этом случае записи должны быть высочайшего качества.

Музыкальные игрушки. К их выбору надо относиться очень аккуратно, так как на рынке детской игрушки присутствует огромное количество бесполезных, а иногда и откровенно вредных звучащих игрушек. Прежде чем дать ребенку игрушку, издающую звук, послушайте ее сами. Лучше всего это сделать еще в магазине. Причем послушать каждый образец лучше всего не пару секунд, а какое-то более продолжительное время. Что следует услышать? В первую очередь честно ответьте себе: вас не раздражает этот звук? Если появились хоть какие-то сомнения, ставьте игрушку на полку и больше к ней не возвращайтесь. Помните о том, что вам это визг-свист придется слушать не один час вместе с ребенком.

Начинайте с малого. Пусть в начале это будет нежный шорох погремушки. Потом ребенку можно предложить погремушку погромче — например, деревянный маракас с горохом внутри.  Со временем в арсенале детских игрушек появятся разнообразные по звучанию предметы. И не обязательно это должны быть чисто детские игрушки — не запрещайте ребенку извлекать звук ложкой из кастрюли, разрешите похлопать дверцами кухонных шкафов или на улице провести палочкой по забору. Ребенок, которому не запрещают таким образом извлекать звуки, сам достаточно быстро перестает этим заниматься, — ему всего лишь надо понять, из чего образуется этот конкретный звук, и запомнить его хорошенько. Некоторым деткам достаточно десяти повторений, другим нужно пятьдесят. Но, так или иначе, это действие конечно — вам просто нужно немножко терпения. Очень скоро ребенок найдет себе какое-нибудь другое, возможно, совершенно бесшумное, занятие.

Что касается электронных звучалок: даже если это развивающий электронный плакат, он не является обязательным элементом на полках с игрушками. Ведь электронная речь не всегда бывает понятна, у электронного учителя нельзя переспросить. Он просто повторяет тысячу раз одно и то же — а значит, ребенок может зазубрить английские слова, стихи, правила так, как услышал, и не всегда правильно. А переучивать потом будет очень сложно.  

Что касается машинок, божьих коровок, собачек, которые бегают по умопомрачительной траектории и громко орут фальшивый мотив, — избавьте вашего ребенка от таких предметов.

Общайтесь с ребенком. Акцентируйте внимание ребенка на всем, что происходит вокруг. Вы уже привыкли описывать вашему ребенку предметы? Возьмитесь и за описание звуков. Услышали вместе с ребенком на улице собаку — расскажите ему о том, что происходит, ведь он слышит такой звук впервые. И пытайтесь получить от него ответную реакцию. Длинно, подробно описывайте каждое событие, встретившимся вам на пути, каждый звук.

Общайтесь, развивайтесь, открывайте удивительный мир звуков и слов — он прекрасен!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Затвитить

Зашарить

Заплюсовать

Класснуть

mama.ua

Какие звуки издает малыш?

Некоторые младенцы уже через несколько часов после рождения могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот.Малыши могут мастерски подражать мимике, как будто они пытаются передать такие чувства, как удивление, грусть или счастье. Многие матери интуитивно чувствуют, что их ребенок пытается поделиться с ними, так как такое общение можно считать первой попыткой разговора. В самом начале ребенок плачет или кричит. Но вскоре молодые родители замечают, что он уже в первый месяц непроизвольно произносит меньше горловых звуков. Когда ребенок спит, часто можно слышать тихое посапывание или «храп». На втором месяце жизни ребенок начинает произносить первые гласные звуки, напоминающие «а» и «ах» и часто связанные с согласной «кх», нечто вроде «экха» или «окхо». В конце первой четверти года ребенок осваивает что-то вроде картавого «р» (например, такие комбинации «эгхе» или «эггхо»), как говориться, начинает гулить, или издавать гортанные звуки. Уже в два месяца ваш ребенок начинает налаживать контакт с миром, пуская в ход звуковой инструментарий. С течением времени все больше звуков связывается между собой, что приносит большую радость и ребенку, и родителям.

Разговаривайте с малышом с самого первого мгновения. Больше всего ребенок любит звук голосов своих родителей, поэтому разговаривайте с ним как можно больше. Оставшись вдвоем, рассказывайте ему, что вы делаете в данный момент делаете, даже если вы считаете, что он не понимает ни слова, сказанного вами. Вы ошибочно полагаете, что это простые монологи. Но бойтесь этого, не старайтесь говорить «детским языком», говорите обычно. Исследования показали, что дети, с которыми вели такие беседы очень рано, гораздо быстрее начинают говорить.

materinstvo.ru


Смотрите также