Психологическое развитие ребенка


Психологическое развитие ребенка Деятельность и обучение

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия. В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

vseprodetok.ru

Психологическое развитие ребенка

Содержание статьи: Все родители стремятся создать для своего ребенка необходимые условия, чтобы малыш полноценно развивался. При этом мамы и папы должны знать, что при формировании личностных качеств существенное значение отражают психологические особенности дошкольников. Вообще на отрезок времени от 3 до 6 лет – это возраст, когда происходит закладка основных качеств характера будущего полноправного члена общества. Поэтому на родителей возлагается очень важная миссия – воспитание настоящего человека и гражданина.

Особенности психологического развития дошкольников

Первые годы жизни ребенка характеризуется активным ростом. В это же время формируются личностные качества. Малыш накапливает жизненный опыт, и начинает себя осознавать самостоятельным членом общества. Условно данный период можно подразделить на следующие стадии: • младший дошкольный возраст (3-4 года); • средний период(4-5 лет); • старшие дошколята (6-7 лет). Все перечисленные выше периоды отличатся присущими для них индивидуальными особенностями в психологическом развитии детей. Например, уже в достаточно раннем возрасте, то есть примерно в 3-4 года, ребенок пытается все действия выполнять самостоятельно. При этом он требует от родителей высокой оценки своих действий. Именно в этот период проявляются первые признаки непослушания, которые психологи называют проявлением раннего кризиса ребенка. Надо сказать, что психологическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет является переходом от наглядного вида мышления к образному виду восприятия окружающего мира. В это время завершается формирование речи, и ребенок строит фразы и предложения из 1000 слов, имеющихся в его словарном запасе. Правда, в это время непроизвольный характер носит как концентрация внимания, так и память. У детей постарше в этот период формируется привязанность к родителям. Поэтому им очень важно осознавать, что мама и папа их любят и всегда готовы защитить. На дошкольном этапе развития происходит формирование творческих способностей малышей, улучшается способность к запоминанию, вырабатываются волевые качества. Дошкольники хорошо усваивают нормы поведения в общественных местах, они четко разделяют такие понятия, как добро и зло. В этом возрасте дети любят сочинять всякие небылицы и проводить время в веселых играх. Психологические особенности ребятишек старшего дошкольного возраста заключаются в том, что они стремятся к знаниям. Именно данный возраст называют временем маленьких «почемучек». Здесь очень велика роль родителей. Они должны всячески поддерживать стремление своего ребенка познать окружающий мир. Такая помощь в дальнейшем трансформируется в интерес к школьным занятиям.

Показатели развития малышей от года до 3 лет

А сейчас отдельно разберемся с особенностями психологического развития детей разной возрастной группы. Малыши от года до 3 лет только начинают осознавать свое единство с окружающим миром. Они активно изучают среду, в которой живут, овладевают новыми навыками. В этот период очень сильно проявляется привязанность к маме, а также другим близким людям. У ребенка появляются индивидуальные особенности характера, что в будущем будет служить фундаментом для создания различных взаимоотношений с другими членами общества. Родители обязаны знать обо всех тонкостях формирования личностных качеств малыша, и понимать важность данного периода. Ученые заметили, что если в этот период взрослые постараются наладить с ребенком доверительные отношения, то взаимопонимание разных поколений останется до конца жизни. Взрослые должны найти в себе силы, чтобы понять все проблемы маленького человека и оказать ему помощь при необходимости. В первые годы жизни каждый малыш проявляет интерес не только к познанию, но и к подвижным играм. Они дарят ребенку целый каскад положительных эмоций. Даже обычный воздушный шарик вызывает у ребенка восторг и массу позитива. Но в этот период малыши еще не в состоянии давать оценку собственным действиям и характеризовать происходящие вокруг них события. Очень важно в этот период обеспечить безопасность ребенка. И взрослые обязаны помнить, что благожелательная атмосфера в семье является той благодатной почвой, на которой вырастают крепкие плоды.

Психологическое развитие ребенка 4-5 лет

У детей среднего дошкольного возраста происходит формирование личностных особенностей характера. От того, насколько успешно проходит этот процесс во многом зависит, каким вырастет будущий член общества. Поэтому родителям стоит выстроить грамотную линию воспитания своего ребенка. Если говорить об отличительных особенностях, то психологическое развитие ребенка 4-5 лет характеризуется следующими признаками: • стремлением малыша к самостоятельности, о чем он открыто заявляет взрослым, пытаясь даже установить собственные правила; • становлением этических норм, которые проявляются в сопереживании, поиском решений трудных жизненных задач; • раскрытием творческого потенциала, когда ребенок на основе собственных фантазий отображает сказочный мир, где он является главным героем; • появлением страхов, что объясняется в основном безудержной детской фантазией; • социализацией внутри семьи, а также в детском коллективе; • усложнением правил игры, отличающейся разнообразием действий и сюжетно - ролевой направленностью; • активизацией любознательных навыков. Дети этой возрастной группы постоянно обсуждают волнующие их проблемы, они в буквальном смысле не замолкают на минуту. В этот период родители должны стараться жить интересами своего ребенка, не оттолкнуть его своим невниманием. Следует заметить, что ребятишки 4-5 лет очень эмоциональны. Они чувствительны не только к похвалам, но также к замечаниям. Поэтому при осуждении их действий родители должны очень тщательно подбирать слова, чтобы не оставить в душе ребенка раны на всю оставшуюся жизнь. В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка закладываются основы математического мышления, навыки логического анализа и формируется индивидуальное отношение к противоположному полу. В это же время происходит окончательное формирование речи. Совет родителям! На данном этапе формирования личности ребенка родители должны приложить все усилия, чтобы воспитать такие качества, как доброта, отзывчивость, уважение к другим людям и желание трудиться.

Психологическое развитие ребенка 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста уже вполне адаптированы к условиям общества. У них есть друзья, есть и неприятели. Ребенок вполне способен самостоятельно выстраивать отношения со сверстниками, анализировать свои действия и осознавать допущенные ошибки. Одним словом, дети этой возрастной группы полностью социализированы к окружающей их среде. Но психологическое развитие ребенка 6-7 лет имеет свои особенности. В этот период дети начинают образовывать ячейки по интересам. Причем это характерно как для девочек, так и для мальчиков. Именно на этом этапе возникают разногласия, которые заставляют малыша отказываться от дружбы с закадычным приятелем. Эти детские обиды могут оставить негативный след на всей дальнейшей жизни. Взрослые должны это понимать и всячески стараться сгладить детские обиды. В этот период важно найти время для душевной беседы, чтобы выслушать и понять своего ребенка.

Какие проблемы в развитии психологи ребенка могут возникнуть

Дошкольники – это особая категория детей. В данный период нередко возникают проблемы психологического развития ребенка, которые в основном обусловлены степенью адаптации маленького человека к условиям жизни в обществе. Влияют на это такие факторы, как потребность в общении со сверстниками, высокая двигательная активность, яркие эмоции. В принципе, все перечисленные составляющие являются основной движущей силой нормального развития малыша. Но, тем не менее, следует перечислить главные проблемы этого возраста, способные вызвать тревогу у родителей: • эмоционально – личностные проблемы, проявляющиеся в плохом настроении, необоснованной агрессии, необъяснимых страхах; • недостаточный уровень развития познавательных навыков, выражающийся в плохом внимании, ограниченном словарном запасе, неспособности ребенка запоминать даты и факты; расстройства поведения, характеризующиеся зазнайством, дерзостью и склонностью ко лжи; • дисфункции неврологического характера, в числе которых энурез, плохой сон и быстрая утомляемость ребенка; • проблемы общения заключаются в повышенной обидчивости и замкнутости детей дошкольного возраста. Как уверяют специалисты, психологическое развитие ребенка в семье должно быть организовано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Погрешности в воспитании можно легко нивелировать с помощью специальных программ, разработанных психологами.

Какое влияние оказывают игры на психологическое развитие детей

Психическое развитие детей дошкольного возраста находится в тесном взаимодействии с играми. Посредством развлечений в первые годы своей жизни ребенок знакомится с окружающей средой. Игры развивают память, и способность мыслить. В процессе игровой деятельности открываются творческие способности маленького человека. Родителям следует знать, что психологическое развитие ребенка в игре способствует формированию личности, трудовых навыков, укрепляет физическое здоровье. В процессе занятий малыш пытается принимать самостоятельные решения, чувствуя себя хозяином создавшейся ситуации. Игра – это очень полезное занятие, которое развивает внимание и память ребенка. В ее процессе малыш получает масс позитивных эмоций и учится действовать самостоятельно.

Как создать благоприятную обстановку в семье для полноценного психологического развития детей

Чтобы ребенок развивался в соответствии с принятыми нормами психологического поведения, родители обязаны создать для него комфортные условия. Это вовсе не означает, что взрослые должны удовлетворять все капризы малыша. Просто мамам и папам следует организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок получал максимум пользы от различного рода деятельности. При этом надо помнить, что ущемление прав маленького человека впоследствии может стать огромной проблемой для всей семьи. Впрочем, зная все особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста, родителям будет несложно справиться с такой задачей.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru

Детская психология

Сегодня у специалистов нет какой-либо единой версии и теории, способных дать всеобъемлющее и бесспорное представление о том, как происходит психическое развитие ребенка.

Детская психология – это раздел психологии, исследующий  духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.

Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными  признаками:

Во-первых, она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и  бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра  — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

Во-вторых, базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.

И, в-третьих, в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.

Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.

Стабильные периоды и кризисы

Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными. Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.

Критические периоды или кризисы в психологическом развитии детей открыты эмпирическим путем, причем, в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет, затем трех, потом 13 лет, и лишь потом первого года и кризис рождения.

Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются  основные черты его личности. Эти изменения в детской психологии можно назвать  революционными, настолько они стремительны по течению и значительны по смыслу и значимости совершающихся перемен. Критические периоды характеризуются следующими особенностями:

  • возрастные кризисы у детей возникают незаметно и очень  трудно определить моменты их  наступления и окончания. Границы между периодами неотчетливы, в середине кризиса наблюдается резкое обострение;
  • во время кризиса ребенок трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими, внимательные родители чувствуют его переживание, несмотря на то, что он в это время строптив и неуступчив. Падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость;
  • внешне кажущийся негативный характер развития кризиса, происходит разрушительная работа.

Ребенок не приобретает, а только теряет из того, что приобретал прежде. В это время взрослым следует понять, что  возникновение нового в развитии, практически всегда означает отмирание старого. Приглядевшись внимательно к эмоциональному состоянию ребенка, можно даже в критические периоды наблюдать и конструктивные процессы развития.

Последовательность любого периода определяется чередованием критических и стабильных периодов. Взаимодействие ребенка с окружающей социальной средой является источником его развития. Все, чему учится ребенок, дают ему окружающие его люди.  При этом в детской психологии необходимо, чтобы обучение шло с опережением.

Возрастные особенности детей

В каждом возрасте ребенка существуют свои характерные особенности, не учитывать которые нельзя.

Кризис новорожденности  (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Младенческий возраст(2 месяца – 1 год)

В этом возрасте ведущим типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Развитие детей первого года жизни закладывает основу его дальнейшего формирования как личности.

Зависимость от них носит еще всеобъемлющий характер, все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью.

К первому году жизни ребенок произносит первые слова,  т.е. зарождается структура речевого действия. Осваиваются  произвольные действия с предметами окружающего мира.

До года речь ребенка – пассивная. Он научился понимать интонацию, часто повторяющиеся обороты, но сам  говорить еще не умеет.  В детской психологии именно в этот период закладываются все основы речевых навыков, дети сами пытаются установить контакты  с взрослыми при  помощи плача, воркования, лепета, жестов, первых слов.

После года формируется активная речь. Запас слов  малыша к 1 году достигает 30, почти все они имеют характер действий, глаголов: дай, возьми, пить, есть, спать и т.д.

В это время взрослым следует разговаривать с детьми четко и отчетливо, чтобы передать навыки правильной речи. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если  родители показывают и называют предметы, рассказывают сказки.

С развитием движений связана предметная деятельность ребенка.

В последовательности развития движений есть общая закономерность:

  • движущийся глаз, ребенок учится сосредотачиваться на предмете;
  • выразительные движения  — комплекс оживления;
  • перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться.  Каждое движение  открывает ребенку новые границы пространства.
  • ползание – эта стадия некоторыми детьми пропускается;
  • хватание, к 6 месяцам это движение из случайных захватываний превращается в целенаправленное;
  • манипулирование предметом;
  • указательный жест, вполне осмысленный способ выразить желание.

Как только ребенок начинает ходить, стремительно расширяются границы доступного ему мира. Ребенок учится у взрослых и постепенно начинает овладевать человеческими действиями: назначение предмета, способы действий с  данным предметом, техника выполнения этих действий. Большое значение в усваивании этих действий  имеют игрушки.

В этом возрасте закладывается умственное развитие, формируется чувство привязанности.

Кризис  первого года

Кризисы в психологическом развитии детей одного года связаны с противоречием между биологической системой и вербальной ситуацией. Ребенок не умеет управлять своим поведением, начинают проявляться нарушения сна, потеря аппетита, угрюмость, обидчивость, плаксивость, Тем не менее, кризис не считается острым.

Раннее детство (1-3 года)

В этом возрасте разделяются  линии психического развития мальчиков и девочек. У детей появляется более полная самоидентификация, понимание принадлежности к полу. Возникает  самосознание,  развиваются притязания на признание со стороны взрослых, желание заслужить похвалу, положительную оценку.

Происходит дальнейшее развитие речи, к трем годам словарный запас достигает 1000 слов.

Происходит дальнейшее умственное развитие, появляются первые страхи, которые могут усугубляться раздражительностью родителей, гневом и могут способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Не помогает и чрезмерная опека со стороны взрослых. Более эффективным является способ, когда взрослые учат ребенка обращению с предметом, вызывающим страх на наглядных примерах.

В этом возрасте базовой потребностью является тактильный контакт, ребенок осваивает ощущения.

Кризис трех лет

Кризис острый, симптомы кризиса у ребенка: негативизм  на предложения взрослых, упрямство, безличная строптивость, своеволие, протест-бунт против окружающих, деспотизм. Симптом обесценивания, проявляется в том, что ребенок начинает обзывать родителей, дразнить, ругаться.

Смысл кризиса в том, что ребенок пытается научиться делать выбор, перестает нуждаться в полной опеке родителей. Вяло текущий кризис говорит о задержке в развитии воли.

Следует определить для подрастающего ребенка какую-то сферу деятельности, где бы он мог действовать самостоятельно, например, в игре можно опробовать свою независимость.

Дошкольное детство (3-7лет)

В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.

Новообразованиями  дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:

  • личностная готовность;
  • коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
  • когнитивная готовность предполагает уровень развития  процессов познания: внимания, воображения, мышления;
  • технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
  • уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет напоминает кризис одного года, ребенок начинает предъявлять требования и претензии на внимание к своей персоне, его поведение может становиться демонстративным, слегка вычурным или даже карикатурным. Он не умеет еще хорошо владеть своими чувствами. Самое главное, что могут показать родители – это уважение к ребенку. Следует поощрять его за самостоятельность, проявление инициативы, и наоборот, не наказывать слишком строго за неудачи, т.к. это может привести к тому, что вырастет безынициативная и безответственная личность.

Младший школьный возраст (7-13 лет)

В этом возрасте основная деятельность ребенка – обучение, причем, обучение вообще и обучение в школе могут не совпадать. Чтобы процесс проходил успешнее, обучение, должно быть, сродни игре. Детская психология рассматривает этот период развития как самый важный.

Основные новообразования в этом возрасте:

  • интеллектуальная рефлексия – появляется способность запоминать информацию, систематизировать ее, хранить в памяти, извлекать и применять в нужные моменты;
  • личностная рефлексия, расширяется число факторов, влияющих на самооценку, складывается представление о самом себе. Чем теплее отношения с родителями, тем самооценка выше.

В умственном развитии начинается период конкретизированных мыслительных операций. Постепенно убывает эгоцентризм, появляется способность сосредотачиваться сразу на нескольких признаках, умение сопоставлять их, отслеживать изменения.

На развитие и поведение ребенка влияет отношения в семье, стиль поведения взрослых, При авторитарном поведении дети развиваются менее успешно, чем при демократическом, дружеском общении.

Продолжается обучение общения со сверстниками, способность к адаптации, а отсюда, к коллективному сотрудничеству. Игра по прежнему необходима, она начинает принимать личностные мотивы: предубеждение, лидерство – подчинение, справедливость — несправедливость, преданность – предательство. В играх появляется социальная составляющая, детям нравится придумывать тайные сообщества, пароли, шифры, определенные ритуалы. Правила игры и распределение ролей помогают усваивать правила и нормы взрослого мира.

Эмоциональное развитие в большей степени зависит от опыта, приобретенного вне дома. Вымышленные страхи раннего детства сменяются конкретными: боязнь уколов, природных явлений, тревога за характер отношений со сверстниками и т.д. Иногда появляется нежелание идти в школу, при этом может появиться головная боль, рвота, колики в животе. Не надо принимать это за симуляцию, возможно, это страх перед какой-то конфликтной ситуацией с учителями или сверстниками.  Следует дружески поговорить с ребенком, выяснить причину нежелания идти в школу, попытаться разрешить ситуацию и мотивировать ребенка на удачу и успешное развитие.  Отсутствие демократичного общения в семье может способствовать развитию депрессии у детей школьного возраста.

Кризис 13 лет

В детской психологии возрастные кризисы у детей тринадцати лет – это кризисы социального развития. Он очень напоминает кризис 3 лет: «Я сам!». Противоречие между личностным Я и окружающим миром.  Характеризуется падением работоспособности и успеваемости в школе, дисгармонией во внутреннем личностном строении и относится к числу острых кризисов.

Симптомы кризиса у ребенка в этот период:

  • негативизм, ребенок враждебен ко всему окружающему миру, агрессивен, склонен к конфликтам и в то же время к самоизоляции и одиночеству, испытывает недовольство ко всему. Мальчики подвержены негативизму в большей степени, чем девочки;
  • падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже  в тех областях,  в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически.

Кризис этого возраста связан, в основном, с переходом на новую стадию интеллектуального развития – переход от наглядности к дедукции и пониманию. Конкретное мышление сменяется логическим. Это  наглядно проявляется в постоянном требовании доказательств и критицизме.

У подростка появляется интерес к абстрактному – музыке,  философским вопросам и т.д. Мир начинает разделяться на объективную действительность и  внутренние личностные переживания. Интенсивно закладываются основы мировоззрения и личности подростка.

Подростковый период (13-16 лет)

В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.

При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.

Ведущая деятельность  в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.

Основные новообразования:

  • формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
  • образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру,  становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
  • эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
    • эмансипации – требовании к независимости.
    • новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
    • появление романтических отношений с представителями другого пола.
    • изменение внешнего облика и манеры одеваться.

В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.

Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.

Насущная потребность в этом возрасте – понимание.

Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).

Подростковый  период отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.

Воспитание детей требует больших сил, терпения и душевного равновесия взрослых. В то же время – это единственная возможность выразить свою мудрость и глубину любви к своему ребенку. Воспитывая своих детей, нужно помнить, что перед нами личность, и вырастает она такой, какой мы ее  воспитали. Во всех вопросах постарайтесь встать на позицию ребенка, тогда его будет легче понять.

medside.ru

Психология детей

Психология детей, их внутренний мир, формируется под влиянием внешнего окружения, прежде всего тех людей, которые встречают и сопровождают их с самого рождения: мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, прочих родных, друзей семьи и т. д. Именно они создают условия для жизни маленького человека, обеспечивают психологический комфорт. Под их влиянием формируется детская психология ребенка, выстраивается «фундамент» его личности. Все то, что закладывается в самом раннем возрасте: принципы, привычки, отношение к людям, событиям – становится основой психологии взрослого, ребенок уносит их с собой, в сознательную жизнь.

Психология развития ребенка и мать

Первым и главным человеком с момента зарождения жизни, когда сливаются воедино мужские и женские половые клетки, становится для еще не рожденного малыша мама. Она согревает его своим теплом, окружает любовью и заботой. Звук ее голоса – первое, что он слышит еще в утробе. Во время беременности начинается общение матери и дитя, формируется материнская психология, психологическое развитие ребенка проходит свой начальный этап.

В течение этих месяцев ожидания, которое бывает тревожным и самым счастливым, томительным и непростительно быстротечным, кардинально меняется духовный мир женщины. А параллельно начинается процесс формирования личности, становления характера. Психология развития ребенка получает определенный «вектор».

Если будущая мама ощущает умиротворение, спокойствие, радость, осознавая, что в ее организме уже зародилась новая жизнь, психология ребенка (мальчика или девочки) развивается гармонично. Малыш, находясь в материнском лоне, вместе с важными нутриентами, гормонами, «впитывает» любовь и ту положительную энергию, которая исходит от матери.

В это время все близкие должны постараться окружить будущую маму вниманием и заботой, по возможности избавить от груза бытовых обязанностей и проблем, защитить от невзгод и стрессов. Хроническая усталость, потрясения, конфликты, потери и прочие неприятности способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии и здоровье матери и дитя. Страдание рискует получить не только женская психология, психическое развитие ребенка также может оказаться под угрозой. Поэтому необходимо предотвратить негативное воздействие на психологию детей еще в период беременности.

Для здоровья малыша в это время очень важно благополучие его мамы. Детская психология ребенка требует спокойствия, нежных прикосновений к его «домику-животику», приятных звуков ее голоса и т. п.

Дочки-матери: психология отношений

Возрастная психология развития ребенка женского пола, девочки, кардинальным образом отличается от духовного формирования мальчиков. И роль матери в этом процессе невозможно переоценить. Именно самая близкая и любящая женщина способна в полной мере прочувствовать девичьи проблемы, разделить маленькие и большие радости и горести дочерей. Только мама может дать мудрый совет в любой житейской ситуации, учитывая психологию детей и руководствуясь, прежде всего, их интересами.

Главное, по мере становления психологии, психического развития ребенка (девочки) не растерять, а укрепить те духовные связи, которые существуют между женщинами в силу физического родства. Важно слушать и слышать, понимать дочь, вникать в ее проблемы, особенно если она – уже взрослый ребенок, психология которого подвергается испытаниям существования и общения в социуме, и принимать ее мировоззрение, взгляды, интересы.

Для психологии детей (девочек) очень важно одобрение окружающих, тем более близких и родных людей, мамы. Они очень остро, зачастую сверх меры, переживают любое порицание. Грубое слово порождает обиду, которая не позволяет увидеть реальную картину произошедшего и верно оценить собственные действия. Поэтому критика, особенно со стороны матери, должна быть очень взвешенной. Не стоит давать безапелляционную оценку, навешивать «ярлыки». Следует сообща детально разбирать ситуацию, давая возможность дочери самой найти ошибку и пути ее исправления.

Особенности психологии детей женского пола в их старательности, желании заслужить похвалу. Мама должна использовать их, чтоб развивать таланты девочек, приучать их к домашней работе, рукоделию, кулинарии и т. п.

Даже повзрослев, большой ребенок, психология которого в меньшей степени зависит от отношений с родителями, также как в раннем детстве нуждается в материнской любви и заботе. Если мама занята на работе и дома, у повзрослевшей дочки «бурлит» личная жизнь, на доверительное общение остается все меньше времени, необходимо находить возможность позавтракать или поужинать вместе, «выкраивать» минуты для телефонных звонков в течение дня, планировать совместный досуг в выходные и праздники.

«Маменькин сынок» или как воспитать настоящего мужчину

Каждый мужчина в душе – большой ребенок, психология которого несет на себе отпечатки детских обид и подростковых комплексов.

Психология ребенка, мальчика, во многом зависит от его матери. Именно женщина, подарившая жизнь, играет ключевую роль в формировании его личности, в ее силах расширить либо сузить его духовный мир, раскрасить в яркие цвета, в «черное» и «белое», или в скучные оттенки «серого».

Так же как дочери, сыновья нуждаются в материнской любви и нежности, более того, психология детей мужского пола более хрупкая, ранимая. Любое событие может стать для них настоящим потрясением, конфликты со сверстниками и взрослыми нередко перерастают в личные драмы.

  • Психология детей дошкольного возраста характеризуется большой зависимостью от женщины, подарившей жизнь. До школьной скамьи дети, в особенности мальчики, бывают очень привязаны к своим матерям. Для некоторых каждая минута без мамы превращается в пытку, а социализация проходит с огромным трудом.
  • Психология ребенка 5 лет и старше претерпевает изменения, мальчик становится более самостоятельным, стремится к общению со сверстниками. В это время мамам важно бывает научиться «отпускать», постепенно удлиняя ту невидимую нить, которая, подобно пуповине, незримо существует между ней и сыном.
  • Проблемы личностного роста мальчиков особенно явно проявляются в период, когда наиболее активно формируется психология детей, у подростков. Тинейджеры нередко становятся нарочито грубыми, агрессивными. Их самоутверждение порой превращается в настоящее испытание для матерей.

Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, психология воспитания детей советует матерям снять «тотальный контроль» и перестать подавлять сына, диктуя ему определенную модель поведения. Главное, чтобы он стал счастливым человеком, пребывающим в гармонии с собой и миром. Для этого следует обсуждать все, что волнует молодого человека, разбираясь в психологии детей, вникая в проблемы, стараться поддержать и помогать, вместе искать выходы из сложных ситуаций, сообща решать конфликты.

Психологическое здоровье детей и отец

Современная модель семейных отношений, в том числе между отцами и детьми, за минувшее столетие претерпела важные изменения. Роль отца перестала ограничиваться «авторитарным правлением», обеспечением пропитания, финансового благополучия «ячейки общества». Мужчины стали больше участвовать в развитии, обучении, становлении психологии детей дошкольного и школьного возраста. В общем, отцы стали духовно ближе с сыновьями и дочерьми. Они вместе проводят свободное время, занимаются спортом, имеют общие хобби.

Параллельно в России в обыденность превратились бракоразводные процессы. Еще в 2012 году ООН подсчитала их число на тысячу граждан в разных государствах и назвала нашу страну безусловным лидером. Около 67% семей распадаются, в результате детей воспитывает один из родителей.

Чаще после развода ребенок остается жить с мамой, а папа превращается в «приходящего». В лучшем случае «свидания» отцов и детей происходят несколько раз в месяц. Иным мальчикам и девочкам «везет» меньше – их папы появляются эпизодически или совсем пропадают с жизненного горизонта.

По судебной статистике около 2,2 млн российских детей не получают даже положенных им по закону алиментов от своих отцов, не говоря о моральной поддержке. «Мужчин-кукушек» мало заботит психология детей, их образ жизни, образование, здоровье и т. п. Естественно, это накладывает негативный опечаток на психологию, психическое развитие ребенка, который растет, фактически, без отца.

На 150 одиноких мам в нашей стране приходится один отец-одиночка. Как правило, папы, самостоятельно воспитывающие сыновей и дочерей, – настоящие мужчины, которые осознают свою ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и психологию своих детей.

Психология ребенка (мальчика) и мужское воспитание

Пытаясь вырастить «настоящего мужчину» из собственного сына, отцам важно не переходить ту тонкую грань, за которой начинаются моральные отклонения. Психология личности ребенка должна быть защищена от насилия, агрессии, злобы. Мальчик, также как девочка, хочет чувствовать себя в безопасности, за надежным отцовским плечом. Он не должен расти в страхе.

  • Психология детей до года такова, что малыш воспринимает своего папу как самую интересную, забавную игрушку, с которой не хотят расставаться, и с ней, зачастую, проводят самые счастливые мгновенья. Сыновья в этом возрасте и до самой школы бывают очень привязаны к мамам.
  • Психология ребенка (мальчика) проходит важный период становления в дошкольном возрасте.
  • Как правило, психология ребенка 5 лет изменяется, он становится в меньшей степени зависим от матери, начинает тянуться к отцу, другим взрослым, сверстникам. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался, если не отец, то другой мужчина, учитель, тренер, родственник или знакомый, который может стать для мальчика примером для подражания, авторитетом, товарищем.
  • Если удается построить доверительные отношения, когда сыновья еще «ходят под стол пешком», важно не испортить их излишним давлением на психологию детей-подростков. Отцам следует духовно расти вместе со своими сыновьями. Взрослый ребенок, психология которого достаточно зрелая, чтобы верно оценивать окружающую действительность, людей, в том числе родителей, неохотно прощает им ошибки и промахи.

Чтобы иметь моральное право влиять на психологию детей, воспитывать их, оценивать поступки сыновей, отцу необходимо самому соответствовать тем нравственным принципам, которые он мечтает им привить.

Совсем большой ребенок, психология которого в основном сформирована, также нуждается в отцовском совете, поддержке, внимании, добром слове, нежном прикосновении.

Психология ребенка (девочки): любовь и внимание отца

Отношения между отцом и дочерью - совершенно особенные, отличные от других. Они складываются по законам возрастной психологии детей, но при этом могут иметь вариации, в зависимости от психологии развития конкретного ребенка-девочки, объективных «семейных обстоятельств», условий жизни.

  • Психология детей до года не имеет особых «половых» отличий: девочки и мальчики одинаково привязаны к матерям и любят поиграть на досуге с отцами.
  • Но затем происходит «кризис года», ребенок, психология которого продолжает развиваться, взрослеет, постепенно начинает отождествлять себя с определенным полом.
  • Психология ребенка 5 лет достаточно зрелая для того, чтобы девочка вдруг поняла, что она – будущая женщина, а ее отец становится для нее первым, духовно близким мужчиной.

Кто вырастет в конечном счете из его крошки-дочки, когда она станет совсем большим ребенком, со зрелой психологией, во многом зависит от папы. Отношения между родителями, отцом и дочерью – это модель, которую берет за основу для строительства собственной семьи взрослый ребенок, психология его несет отпечаток всего того, что пришлось увидеть, услышать и пережить в детстве.

Если отец обделял вниманием дочь, чаще порицал, чем поощрял, психология личности ребенка, скорее всего, будет ущербной. Именно из недолюбленных папами в детстве девочек вырастают в перспективе жертвенные женщины, которые живут для мужей, любовников, детей, общества, но при этом забывают о собственных интересах и пропускают счастье мимо.

Страдая от недостатка заботы и интереса отца, они проносят по жизни комплексы вины и неполноценности, считая себя виновницами всех бед. При этом, невольно, они привлекают к себе мужчин, напоминающих отца, или выстраивают супружеские, партнерские отношения таким образом, что оказываются в роли жертвы, незаслуженно обиженными, покинутыми, недооцененными, преданными.

Чтобы дочь была счастлива, и в детские годы, и превратившись во взрослую женщину, отцу следует окружать ее заботой, вниманием, любовью, в то время пока формируется психология личности ребенка. Родительское сердце и жизненный опыт помогут ответить на многочисленные детские вопросы, решить подростковые проблемы. Не будут лишними и научные знания, которые дают книги по психологии детей, специализированные сайты в Интернете. Возрастная психология развития ребенка подскажет, как преодолеть «кризис года»ребенка, психология отношений родителей и детей поможет отцу сохранить теплоту и доверительность в общении с дочерью в течение всей жизни, психология поведения детей научит папу поднимать самооценку девочки и т. д.

Детская психология: общение ребенка с бабушками, дедушками и другими родственниками

Кроме мамы и папы, в семье, как правило, есть и другие родственники, с которыми малыш получает первый опыт межличностного общения. Отношения с бабушками, дедушками, дядями, тетями и т. д. наносят свой отпечаток на детскую психологию, у ребенка, благодаря им, формируется характер, мировоззрение, вырабатывается определенная модель поведения в социуме.

  • Для гармоничного развития психологии детей до года важно, чтобы он получал безусловную любовь окружающих, чувствовал себя в безопасности, под надежной защитой близких.
  • Психология детей дошкольного возраста требует коррекции, в этом возрасте ребенок должен узнать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бабушкам, дедушка, тетям, дядям и прочим родственникам важно в эти годы не «ломать» психологию детей, а терпеливо формировать разносторонне развитую личность, изо дня в день обучая правильному поведению, культуре общения, расширяя кругозор ребенка.
  • Как можно больше внимания необходимо уделять ребенку школьного возраста. Психология детей, подростков, пластична. Она способна принимать как ущербные, извращенные, патологические формы, так и нормальные. Хотя в этом возрасте большое влияние оказывают друзья, приятели, СМИ, многое, по-прежнему, зависит от домашнего окружения, нравственного климата в семье.
  • Важно не впасть в крайность, окружая девочек и мальчиков заботой, не «залюбить». Чтобы из ребенка не вырос инфантильный, безвольный человек, следует предоставлять, даже самым маленьким, право выбора, возможность самостоятельно принять решение, пусть в самой рядовой, бытовой ситуации. Например, выбирая, что съесть на обед или куда пойти время прогулки.
  • Психология детей школьного возраста, подростков, часто бунтует против излишней опеки, тотального контроля со стороны родителей, бабушек, дедушек и других взрослых. Не следует доводить до конфликта, важно во время разобраться в психологии развития ребенка, который готовится стать взрослым.

Психология воспитания детей и первый опыт общения с взрослыми

Очень важно, чтобы в ранние годы этот опыт был положительным. Для того, чтобы психология детей формировалась гармонично, перед глазами малыша должны быть примеры адекватного поведения в обществе, нормального человеческого общения, без патологических проявлений агрессии, беспричинных вспышек гнева, проявлений физического насилия по отношению к членам семьи и посторонним людям и т. д.

Если в семье будет царить благоприятный комфорт, а все окружающие взрослые будут на собственном примере демонстрировать культуру общения в социуме, психология поведения детей получит оптимальное развитие, сократится риск возникновения психоэмоциональных расстройств в детском возрасте.

Психология ребенка и общение с детьми

Для гармоничного развития психологии детей любого возраста важно, чтобы они имели возможность общаться со сверстниками. Каждый мальчик и девочка должны приобрести собственный опыт отношений с другими детьми, который поможет их адаптации в социуме, научит вести себя в той или иной житейской ситуации.

Возрастная психология развития ребенка нуждается в этом опыте. Духовный мир любого человека, маленького или большого, будет ущербным без общения со сверстниками. Благодаря ему дети учатся:

  • определять личностные границы;
  • по-настоящему дружить, делясь самым дорогим и поддерживая в трудных ситуациях;
  • защищать слабых и противостоять агрессии;
  • уважать чужое мнение, учитывать интересы других людей;
  • разрешать конфликты;
  • изменять обстоятельства и т. д.

Братья и сестры: психология семейных отношений

В семье, где появляется второй или последующий ребенок, первый опыт общения с детьми малыш получает благодаря своим братьям или сестрам. Как советует наука, психология, родители и дети старшего возраста должны окружить новорожденного душевным теплом, и с самых первых дней жизни, сообща, следует растить его хорошим, добрым, воспитанным человеком.

Родителям важно в это время правильно дозировать собственную любовь, чтоб ее хватало и младшим, и старшим. Психология воспитания детей поможет в этот момент избежать ревности между братьями и сестрами разного возраста.

Старшим необходимо прививать желание заботиться о младших, опекать, защищать. Не нужно сразу возлагать на братьев и сестер непомерные обязанности, вначале общение может ограничиваться играми. Необходимо поощрять любое желание помочь в уходе за новорожденным, почаще хвалить старшего ребенка, демонстрируя благодарность и убеждая в его возросшей значимости для семьи, с появлением на свет малыша. Психология детей такова, что они будут стараться соответствовать ожиданиям и оценке родителей, старательно выполняя работу по дому, ухаживая за младшим братом или сестренкой.

Опыт общения с другими детьми

Как правило, в семье, где ребенка окружают только взрослые, первое общение со сверстниками происходит либо на детской площадке, во время прогулок, либо в детском саду или яслях. Контакты со сверстниками чрезвычайно важны для формирования психологии детей любого возраста. Ранний, положительный опыт отношений с другими мальчиками и девочками, возрастная психология детей считает незаменимым никаким иным. Ведь контакты со сверстниками отличаются от отношений со взрослыми своей естественностью и некоторой непредсказуемостью.

Малыши общаются с детской непосредственностью. Еще в песочнице определяются лидеры и «ведомые». Крохам приходится учиться уважать желания других и при необходимости отстаивать собственные интересы. Если родители и другие взрослые, окружающие карапуза, зачастую потакали всем его желаниям, то получая новый опыт общения со сверстниками, ему приходится привыкать слышать слова «нет», «не хочу» и «не буду» в свой адрес, а самому – осваивать сложное искусство компромисса.

Совершенствуется психология детей, проблемы, неминуемые в процессе человеческого общения, ребенок учится решать, самостоятельно или с помощью взрослых, во время контактов с другими детьми. Таким образом складывается его собственных житейский опыт, который невозможно приобрести другим путем, даже читая умные книжки по психологии детей.

Возрастная психология детей самого младшего возраста

Внутренний мир ребенка – загадка для взрослых, разгадать которую помогает возрастная психология детей. Данная наука довольно досконально изучила особенности психологии детей разного возраста, и готова поделиться «рецептами», рассказать мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воспитателям, учителям и другим взрослым о психологии поведения детей с рождения до юности. Специалисты помогают разобраться в трудных ситуациях, когда:

  • малыши гиперактивны;
  • дошкольники испытывают трудности с адаптацией в детском коллективе;
  • ученики панически боятся контрольных или ответов у доски;
  • подростки становятся чрезмерно агрессивными и т. п.

Однако «белые места» в практической психологии личности ребенка еще остаются. Поэтому профессиональные психологи, педагоги и родители сообща продолжают разбираться в прикладной психологии воспитания детей разного возраста.

Психология детей до года

В первый год после появления на свет организм новорожденного проходит колоссальный путь развития. Психология детей до года также активно формируется. Параллельно приходится меняться и духовно расти родителям, приобретать новые знания по психологии детей, если они хотят влиять на формирование личности своего драгоценного чада.

Первое и главное, что волнует большинство мам и пап – это плач младенцев. Родителям приходится учиться находить его истинные причины, различать, когда кроха испытывает боль, голоден или просит поменять подгузник, а когда «маленький манипулятор» просто требует внимания, хочет, чтоб его взяли на ручки.

Уже в грудном возрасте ребенка мамам и папам следует закладывать основы его самостоятельности. Формируя психологию детей до года, необходимо стремиться к автономности. Грудничка советуют укладывать спать в собственную кроватку, оставлять хотя бы на несколько минут поиграть с первыми игрушками и т. д.

При этом младенец, будучи самым уязвимым, беззащитным, нуждается в любви, тепле, заботе, которые ему должны сполна дарить все окружающие, чтоб детская психология ребенка развивалась полноценно, он не страшился мира и людей, а рос открытым к общению, счастливым человеком.

Психология ребенка и «кризис года»

Обычно, начиная с 10 месяцев, у младенцев манифестирует «кризис года», ребенок, психология которого активно формируется, вдруг становится непривычно капризным, требовательным, превращаясь в «маленького тирана». Это – особый этап в развитии психологии детей, который может начаться чуть раньше или чуть позже, но обычно проходит к двум годам. Его характерными признаками являются:

  • частый беспричинный плач;
  • упрямство;
  • обидчивость;
  • не свойственная ранее малышу агрессивность;
  • возросшая привязанность к матери.

Не следует пугаться «кризиса года», ребенок, психология которого продолжает совершенствоваться, должен пройти этот важный период развития, а родителям и другим взрослым следует ему в этом помочь.

  • Он – «побочный эффект» возросшей самостоятельности, которую обретает младенец, осваивая важные двигательные навыки: ползание, ходьбу и т. п.
  • Осваивая окружающий мир, малыш проявляет инициативу, но она нередко оказывается наказуема взрослыми. Отсюда и обиды, частые слезы.
  • Одновременно меняется рацион питания грудничка, он меньше времени проводит у материнской груди, а в маминой любви, тепле, по-прежнему, очень нуждается, поэтому не желает отпускать ее от себя ни на минуту, хочет, чтоб она не только не исчезала из поля зрения, но находилась на расстоянии его вытянутой руки.

Терпение и мудрость – вот два лучших союзника родителей в период «кризиса года», по мнению возрастной психологии детей. Этот нелегкий период – всего лишь одно из первых, и далеко не самое сложное испытание, которое приходится пройти, воспитывая сыновей и дочерей. Психология развития ребенка младшего возраста советует в этот период:

  • отказаться от излишних запретов;
  • не кормить насильно;
  • прислушиваться к просьбам крохи и учитывать желания;
  • почаще играть с малышом – это лучший способ отвлечь от капризов;
  • постоянно разговаривать, рассказывая о собственных действиях, обсуждая происходящее, читая сказки и т. п.;
  • доверять «взрослые дела» (например, мама может вручить ему тряпочку и доверить заниматься совместной уборкой дома, или взять с собой на кухню во время приготовления обеда, где кроха с большим интересом займется сортировкой кухонной утвари), а главное – щедро хвалить за любую помощь;
  • ввести «табу» на физические наказания, не кричать на ребенка;
  • если не удается прервать истерику словами или отвлечь игрушкой, психология воспитания детей рекомендует оставлять ребенка поплакать некоторое время в одиночестве, обычно, как только он понимает, что зрителей нет, потоки слез моментально прекращаются.

Психология детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте мальчики и девочки продолжают совершенствовать свои физические, умственные возможности, активно развивается психология детей, обогащается их внутренний мир, раздвигаются границы эмоциональной сферы.

Психология ребенка 5 лет (немного младше или старше), более совершенна, чем духовная организация младенца. В этом возрасте он располагает наглядно-образным типом мышления, постепенно превращающимся в словесно-логический, который помогает ребенку активно осваивать действительность, общаться со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники любят ролевые игры, совместный труд, проявляют интерес к групповому обучению, могут дольше, чем прежде, концентрировать внимание и заниматься каким-либо одним делом. В это время нередко проявляются творческие способности малышей.

Прогресс психологии ребенка, мальчика или девочки дошкольного возраста, во многом обусловлен овладением связанной речью, грамматическим строем языка.

Психология малыша и развитие детей в детском саду

Хотя семье принадлежит главенствующая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста, когда он впервые переступает порог детского сада, часть обязанностей, в том числе по формированию психологии детей, берут на себя воспитатели, штатные детские психологи.

Они владеют специальными знаниями по психологии поведения детей, обладают практическим педагогическим опытом. Воспитатели помогают дошкольникам:

  • осваивать гигиенические навыки;
  • приемы самообслуживания;
  • прививают культуру поведения в общественных местах;
  • знакомят с правилами личной безопасности;
  • развивают речь;
  • когнитивные способности;
  • обучают и т. д.

Специалисты знают, как распознать отклонения в психологии детей дошкольного возраста, и умеют корректировать их при помощи игровой терапии, специальных групповых тренингов и т. п.

Особенности психологии ребенка 5 лет и домашнее воспитание

Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, вся ответственность за его развитие, в том числе формирование психологии детей, остается на плечах родителей и близкого окружения. Папы, мамы, бабушки, дедушки и другие взрослые должны постараться максимально расширить кругозор ребенка, обогатить его внутренний мир. При этом следует поощрять его общение со сверстниками на детской площадке, на прогулке в парке, в гостях у родных и друзей.

В этом возрасте для гармоничного развития психологии детей необходимы групповые игры, совместный с другими детьми и взрослыми труд. Ребенок должен учиться общаться в социуме, правильно вести себя в коллективе. Поэтому, если дошкольник по каким-либо причинам не посещает детский сад, имеет смысл записать его в спортивную секцию, кружок, творческую студию для детей, где он сможет набираться опыта общения со сверстниками.

Взрослые должны уважать мнение дошкольника, прислушиваться к нему, давать ему возможность высказывать свою точку зрения. Иначе в будущем, когда он пойдет в школу, у ребенка могут возникнуть проблемы в отношения со сверстниками, сформируется заниженная самооценка.

Возрастная психология и развитие ребенка школьного возраста

«Три кита» на которых зиждется гармоничное развитие психологии детей школьного возраста:

Задача родителей, учителей состоит не только в расширении кругозора школьников, но и в психологической поддержке маленького человека. Они должны помочь ему:

  • адаптироваться в новых условиях школы;
  • привыкнуть к новому распорядку дня;
  • освоить правила поведения на урока и переменах;
  • соблюдать культуру общения со сверстниками и старшими детьми, учителями и т. д.;
  • научиться групповому взаимодействию, взаимопомощи;
  • привить усидчивость, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и другие личностные качества, которые будут важны и полезны во взрослой, самостоятельной жизни.

Психология поведения детей и отношения со сверстниками

Пока формируется психология детей, проблемы со сверстниками возникают гораздо чаще, чем во взрослом возрасте. Ребенок самоутверждается, обретает явные черты его характер, совершенствуются волевые качества и т. д.

Особенности психологии детей школьного возраста во многом обусловлены их физическим развитием. Так, примерно с 8 лет, начинается подготовка организма к пубертатному периоду. В это время мальчики и девочки предпочитают общаться, играть, сидеть за одной партой с детьми идентичного пола, а представителей противоположного – игнорируют или вступают с ними в конфликты.

Психология личности ребенка и отношения с учителями, другими взрослыми

По мере взросления, когда ребенок становится учеником школы, на его жизненном пути появляются учителя, меняются задачи родителей.

  • Приоритетом для взрослых, которые участвуют в воспитании, формировании психологии, психическом развитии детей становится освоение учебного материала. Между учеником и учителем возникает новая форма действий – передача информации.
  • Задача родителей, учителей и прочих взрослых мотивировать ребенка к активному познанию, сотрудничеству с педагогами, самообразованию.
  • Важно поощрять самостоятельность детей, доверяя им, полагаясь на них, воспитывая ответственность.
  • Ребенок должен учиться мыслить и отстаивать свою точку зрения по самым разным вопросам.
  • Учителя и родители должны мягко корректировать нарушения в поведении ребенка в этот период. Не порицать и карать, а обсуждать, показывать правильную модель поведения, поддерживать на верном пути. Похвала, по мнению опытных педагогов и психологов, гораздо эффективно помогает решить проблемы в психологии детей.
  • Мощным инструментом в руках взрослых, побуждающим ребенка к активному развитию, личностному росту, является элемент соревнования. При этом важно, чтобы дух соперничества не вытеснял взаимовыручку, желание помочь слабому, протянуть руку помощи товарищу.
  • Ребенок должен учиться взаимодействию со сверстниками, работая в команде, при наличии единых целей.

Психология детей: подростки

Психология взрослого ребенка, стоящего на пороге самостоятельной жизни, остается пластичной, податливой к постороннему воздействию, коррекции. При этом переходный возраст часто ассоциирован с личностным кризисом, который переживают многие тинейджеры, а заодно с ними – и их родители, другие родственники, близкие, учителя.

Очень важно, чтобы они сообща стремились поддержать ребенка, даже если его поведение порой становится неадекватным, он совершает поступки, за которые, наверняка, будет «краснеть», став взрослым. Не отмахивались от проблем тинейджера, отгораживаясь своими бытовыми проблемами, работой и личной жизнью, а наоборот, шли на максимальное сближение, искали духовного родства.

Как считает психология, родители и дети всегда могут найти точки соприкосновения. Чем больше сопротивляется подросток, тем более настойчивыми и изобретательными должны стать взрослые.

Специалисты рекомендуют родителям как можно больше времени проводить с большим ребенком, психология которого переживает сложный кризис. Планируя семейный досуг, следует учитывать интересы тинейджера.

Если бабушка любит классическую оперу, дедушка – «забивать козла», папа – собирать грибы, мама – вышивать крестиком, а подросток – обожает футбол, имеет смысл как-нибудь купить билеты для всех домочадцев на игру (если уж не горячо любимой подростком, то хотя бы просто – местной футбольной команды. Или отправиться всей семьей, можно с друзьями, в воскресенье на пикник, прихватив с собой мяч, чтобы устроить семейный матч.

Большой ребенок: особенности психологии

Главной особенностью психологии детей в пубертатный период является ее нестабильность, обусловленная, во-первых, объективным состоянием здоровья, гормональной перестройкой, происходящей в организме.

  • Нередко отставание когнитивных возможностей от физического развития ребенка приводит к снижению успеваемости. Это отрицательно сказывается на самооценке, психологии детей, подросток становится замкнутым, могут возникать серьезные психоэмоциональные расстройства, например, депрессия, суицидальные наклонности.
  • Интеллектуальное развитие стимулирует рефлексию, увлекаясь самокопанием, подростки нередко становятся слишком требовательными к себе, нетерпимыми к собственным недостаткам. Многие уходят от реального общения в виртуальное пространство, прячась за «аватарками» и «никами», создавая вымышленный образ, далекий от действительности, и постепенно отождествляясь с ним, теряя собственное «я».
  • Множество проблем для психологии детей несет с собой половое созревание, пробуждающийся у подростков интерес к противоположному полу.
  • Зачастую молодых людей переполняет избыточная энергия, которую необходимо выплеснуть. Если не направить ее на «мирные цели», тинейджеры совершают безрассудные поступки, идут на неоправданный риск, занимаются «экстримом», который граничит с самоуничтожением.

Психология взрослого ребенка: конфликты отцов и детей

Отношения между старшим и младшим поколением всегда были в центре внимания психологии, родители и дети в процессе общения нередко переживают конфликты, особенно, когда ребенок вступает в пору отрочества. Как ни странно, их виновниками чаще бывают мамы и папы, которые не понимают, что психология детей-подростков кардинально отличается от духовного мира взрослых. Большинство из них успевают забыть собственные духовные метания, которые они переживали, сами будучи тинейджерами.

Некоторые родители «грешат» тем, что не уделяют должного внимания дочерям или сыновьям. Проблемы подростков кажутся им незначительными, в сравнении с собственными «серхзадачами», рабочими и домашними обязанностями. Из-за пренебрежительного отношения к интересам подростка, небольшие «трещины» между родителями и детьми постепенно расширяются, превращаясь в непреодолимую без посторонней помощи (педагогов, психологов, психиатров) пропасть. Оценить размеры катастрофы, к сожалению, мамы и папы иногда могут только после настоящего потрясения, трагедии в семье, причиной и главным действующим лицом которой становится подросток.

Чтобы этого не происходило, не стоит дожидаться проблем. Следует быть внимательными к психологии детей, чуткими к их настроениям, желаниям, разделять из радости и горести.

Фундаментальная психология и психическое развитие ребенка

Детская душа – предмет изучения разных отраслей фундаментальной науки (детской психологии, педагогики, педиатрии, физиологии и т. п.). Специфика состоит в том, что психология детей – нестабильна, она меняется по мере взросления ребенка, приобретая новые черты, обрастая проблемами. Возрастная психология развития ребенка позволяет разобраться в хитросплетениях детской души, учитывая динамику, изменчивость его внутреннего мира.

Развитие психологии детей – это не обычное, ровное, поступательное движение, а трудный путь, на котором приходится иногда возвращаться к некой отправной точке, прежде чем найти верную «тропинку», порой необходимо совершать невероятные скачки. Фундаментальная психология детей, которая изучает различные аспекты детской психики, механизмы и законы ее развития, позволяет взрослым определить верные ориентиры, задать правильный вектор движения, воспитывая ребенка, занимаясь его духовным ростом.

Прикладная психология и особенности развития детей

Каждый ребенок уникален, и психология детей не может быть «типовой». Поэтому фундаментальная наука, пытаясь установить законы развития личности, духового роста ребенка, должна учитывать особенности детей, их психологии, характера, душевного устройства, знания о которых собирает и изучает прикладная наука.

Прикладная психология детей, в свою очередь, использует весь накопленный фундаментальной наукой арсенал теоретических знаний, для решения практических задач в процессе воспитания, формирования личности ребенка.

Прикладная психология детей находит практическое применение в:

  • образовании;
  • медицине;
  • спорте.

Кроме того, практические знания о психологии детей разного возраста используют маркетинговые и рекламные технологии. Причем, иногда манипуляции желаниями ребенка идут в разрез с его интересами. Поэтому государство должно контролировать данную сферу, пресекая попытки «нажиться» на благополучии и здоровье детей.

Основные методы психологии для решения проблем детей

Различают основные методы фундаментальной и прикладной отраслей науки, которые используют для сбора и обработки информации, практической помощи родителям и детям:

  • личностно-ориентированные (личностно-деятельные);
  • поведенческие (условно-рефлекторные);
  • суггестивные.

К фундаментальным методам детской психологии относят:

  • беседу;
  • опрос;
  • тестирование;
  • эксперимент;
  • дневник.

К прикладным методам детской психологии причисляют:

  • консультации;
  • внушения;
  • подкрепления.

Психологическое консультирование детей, родителей и педагогов широко практикуют в нашей стране, так как в детских садах, школах и других образовательных учреждениях работают профессиональные детские психологи, которые могут наблюдать психологию детей в динамике, своевременно диагностировать психоэмоциональные и поведенческие расстройства и корректировать их.

Отдельная отрасль психологии детей, конфликтология, приходит на помощь мальчикам, девочкам, их родителям, учителям, когда в детских коллективах, семьях возникают большие разногласия. Если взрослые и дети не могут самостоятельно прийти к консенсусу, заключить «мир» помогают профессиональные детские психологи, пользуясь методом психологии, который носит «говорящее название» – «решение конфликтов».

Одним из самых популярных практических методов возрастной психологии развития ребенка, используемых прежде всего в работе с трудными подростками, являются групповые тренинги. В процессе занятий, больше напоминающих забавную игру, удается не только решить психоэмоциональные и поведенческие проблемы психологии детей, но и многому научить их.

medaboutme.ru


Смотрите также