Развитие детей раннего возраста


Статья: Особенности развития детей раннего возраста.

Особенности развития детей раннего возраста.

 

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период - от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период - от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период - от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

 

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

- развитие предметной деятельности;

- развитие общения с взрослыми;

- развитие речи;

- развитие игры;

- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

- развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

 

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.


 

ВОЗ | Раннее развитие ребенка

Новые оценки 2016 года показывают, что 250 миллионов или 43% детей в странах с низким и средним уровнем дохода не могут в полной мере реализовать свой потенциал развития

Развитие детей в раннем возрасте (ECD) охватывает физическое, социально-эмоциональное, когнитивное и моторное развитие в возрасте от 0 до 8 лет. Нейро-научные данные быстро развиваются, и в 2016 году появились новые данные о бремени детей, подверженных риску неоптимального развития, эффективных вмешательствах, доступности их доставки и стоимости бездействия.

Ранние годы имеют решающее значение, потому что это период в жизни, когда мозг развивается наиболее быстро и обладает высокой способностью к изменениям, а также закладывается основа для здоровья и благополучия на протяжении всей жизни. Забота о детях, определяемая как забота, которая предоставляется в стабильной среде, чувствительной к здоровью детей и потребностям в питании, с защитой от угроз, возможностями раннего обучения и взаимодействием, которое является отзывчивым, эмоционально поддерживающим и стимулирующим развитие, лежит в основе. детского потенциала развиваться.

РДРВ является приоритетной областью работы для ВОЗ, поскольку это окно возможностей для улучшения здоровья и справедливости. Необходима непрерывная забота - от предварительной концепции до формирующих ранних лет - для обеспечения и максимизации результатов развития детей. Сектор здравоохранения играет ключевую роль. Он способен охватить многие семьи и детей во время беременности, родов и в раннем детстве и готов предоставить эффективные меры для оптимального развития детей младшего возраста.

Предоставление маленьким детям возможности полностью раскрыть свой потенциал развития является одним из прав человека и необходимым условием устойчивого развития. Учитывая исключительную важность предоставления детям возможности для наилучшего начала жизни, здравоохранение, среди других секторов, играет важную роль и несет ответственность за поддержку заботливого ухода за развитием детства.

,

Развитие в раннем детстве: обзор

(Последнее обновление: 11 мая 2018 г.)

Развитие детей в раннем возрасте сосредоточено на периоде значительных физических, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений. Младенцы входят в мир с ограниченным набором навыков и способностей. Наблюдение за развитием у ребенка новых моторных, когнитивных, языковых и социальных навыков является источником удивления для родителей и опекунов. В ранние детские годы такой рост и изменение происходят быстрыми темпами, настолько быстрыми, что взрослые часто удивляются тому, как быстро появляются определенные навыки.

Изучение человеческого развития является богатым и разнообразным предметом. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда трудно понять, как и почему люди растут, учатся и меняются.

Психология развития стремится понять и объяснить, как люди растут и изменяются на протяжении всей жизни. Исследователи изучают огромный спектр влияний, в том числе то, как генетика определяет развитие ребенка, а также то, как опыт играет роль.

Давайте подробнее рассмотрим развитие детей младшего возраста, в том числе основы физического развития и психологического роста.

Физическое развитие детей в раннем возрасте

Физические изменения являются важной составляющей развития детей раннего возраста. Когда ребенок взрослеет, родители с нетерпением ждут важных этапов, таких как обучение переворачиванию и ползанию. Каждый из них представляет собой часть физического развития.

Процесс созревания происходит упорядоченным образом; то есть определенные навыки и способности, как правило, появляются до достижения других этапов. Например, большинство детей учатся ползать, прежде чем они научатся ходить.Однако также важно понимать, что скорость, с которой достигаются эти вехи развития, может варьироваться. Некоторые дети учатся ходить раньше, чем их ровесники, в то время как другие могут занять немного больше времени.

Развитие Навыков Мотора

Когда ребенок растет, его или ее нервная система становится более зрелой. Когда это происходит, ребенок становится все более и более способным выполнять все более сложные действия.

Скорость, с которой эти моторные навыки появляются, иногда беспокоит родителей.Воспитатели часто беспокоятся о том, развивают ли их дети эти навыки в нормальные сроки. Как упоминалось выше, цены могут несколько отличаться. Тем не менее, почти все дети начинают проявлять эти двигательные навыки с довольно постоянной скоростью, если нет какого-либо типа инвалидности.

Существует два типа двигательных навыков:

  • Валовые (или большие) двигательные навыки включают в себя большие мышцы, включая руки и ноги. Действия, требующие серьезных двигательных навыков, включают ходьбу, бег, баланс и координацию.При оценке общих двигательных навыков факторы, на которые смотрят эксперты, включают силу, мышечный тонус, качество движения и диапазон движения.
  • Мелкие (или мелкие) моторные навыки вовлекают меньшие мышцы в пальцах рук, ног, глаз и других областях. Действия, которые требуют мелкой моторики, имеют тенденцию быть более сложными, такие как рисование, письмо, захват предметов, бросание, махание и ловля.

Физический рост

Физическое развитие у детей соответствует направленности:

  • Большие мышцы развиваются перед мелкими мышцами. Мышцы в ядре тела, ногах и руках развиваются раньше, чем в пальцах и руках. Дети учатся выполнять грубые (или большие) двигательные навыки, такие как ходьба, прежде чем они научатся выполнять мелкие (или маленькие) моторные навыки, такие как рисование.
  • Центр тела развивается до внешних областей. Мышцы, расположенные в ядре тела, становятся сильнее и развиваются быстрее, чем в ногах и руках.
  • Развитие идет сверху вниз, от головы до пальцев ног. Вот почему дети учатся поднимать головы, прежде чем они научатся ползать.

Когнитивное развитие детей в раннем возрасте

Развитие детей в раннем возрасте не только фокусируется на удивительном физическом росте, который переживают дети; это также включает замечательное умственное развитие. Когнитивные способности, связанные с памятью, мышлением, решением проблем и мышлением, продолжают проявляться на протяжении всего детства. Когда дело доходит до детского когнитивного развития, невозможно было бы не упомянуть работу психолога Жана Пиаже.

Получив докторскую степень в 22 года, Жан Пиаже начал карьеру, которая окажет глубокое влияние как на психологию, так и на образование. Благодаря работе с Альфредом Бине Пиаже заинтересовался интеллектуальным развитием детей.

На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто думают иначе.

Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что о нем мог подумать только гений.

Пиаже создал теорию когнитивного развития, описывающую

.
Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга

Здоровое развитие в первые годы (особенно от рождения до трех лет) обеспечивает строительные блоки для достижения образования, экономической производительности, ответственного гражданства, здоровья на протяжении всей жизни, сильных общин и успешного воспитания детей следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы обеспечить детям прочную основу для будущего развития? Центр по развитию ребенка создал это Руководство по развитию детей раннего возраста (РДРВ), чтобы помочь родителям, лицам, обеспечивающим уход, специалистам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и научиться поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.

Шаг 1. Почему важно раннее детство?

Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущей способностью к обучению, поведением, а также физическим и психическим здоровьем.

Мозговой Герой

В этом 3-минутном видео показано, как действия, предпринимаемые родителями, учителями, политиками и другими лицами, могут повлиять на жизненные результаты как ребенка, так и окружающего сообщества.

Вкратце: наука раннего развития детей

В этом видео из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей раннего возраста, основанные на десятилетиях нейробиологии и поведенческих исследований.

Вкратце: наука раннего развития детей

В этом кратком изложении объясняется, как наука о раннем развитии мозга может дать информацию об инвестициях в раннем детстве, а также показано, почему развитие ребенка, особенно от рождения до пяти лет, является основой для процветающего и устойчивого общества.

Шаг 2. Как происходит раннее развитие ребенка?

Теперь, когда вы понимаете важность ECD, этот раздел углубляется в науку, в том числе о том, как ранний опыт и взаимоотношения влияют и формируют схему мозга, и как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.

Три основных понятия в раннем развитии

Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранний опыт встраивается в наши тела и мозг, в лучшую или худшую сторону.Этот сериал из трех частей объясняет.

8 вещей, которые следует помнить о развитии ребенка

В этом важном списке, представленном в отчете «От передового опыта до прорывных воздействий», Центр по развивающемуся ребенку прямо указывает на некоторые аспекты раннего развития ребенка.

Вкратце: наука устойчивости

В этом кратком изложении показана наука об устойчивости и объясняется, почему ее понимание поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью реализовать свой потенциал.

Шаг 3. Что мы можем сделать, чтобы поддержать развитие ребенка?

Понимание важности раннего опыта и взаимоотношений для развития на протяжении всей жизни является одним из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом является применение этих знаний к существующим практикам и политикам. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и политики могут поддерживать РДРВ и улучшать результаты для детей и семей.

От лучших практик до прорывных воздействий

В этом отчете обобщены 15 лет значительных достижений в науке о раннем детстве и раннем развитии мозга и представлена ​​основа для стимулирования научных инноваций в политике и практике раннего детства.

Три принципа улучшения результатов для детей и семей

Понимание того, как переживания детей, начиная с рождения, даже внутриутробно, влияют на результаты в течение всей жизни, а также на основные возможности, которые должны развиваться взрослые, - это прочная основа, на которой разработчики политики и общественные лидеры могут разработать общую и более эффективную повестку дня.

Опрокидывание весов: игра об устойчивости

Играя в эту игру, вы узнаете, как наш выбор может помочь детям и обществу в целом стать более стойкими перед лицом серьезных испытаний.

,

Смотрите также