Развитие новорожденного по неделям после родов


Развитие новорожденного по неделям после рождения: первый год жизни малыша

Итак, в семье родился малыш. Счастливое событие! Теперь родителям предстоит осваивать новые для себя роли заботливых папы и мамы. И конечно, они будут внимательно следить за тем, как стремительно меняется их кроха. Как же происходит развитие новорожденного крохи после рождения по неделям и месяцам? Как он изменится к годику?

1 неделя

Конечно, ребенок пока еще далеко не красавец. У него могут быть припухшими личико и веки, красноватый (или желтоватый) оттенок кожи, беловатые гормональные прыщи на носике, форма черепа еще не сформирована и может казаться странно вытянутой, тело покрыто «пушком новорожденных», подкожный жир практически отсутствует, ручки-ножки находятся в гипертонусе и постоянно сжаты. Однако все эти проявления в ближайшее время пройдут (кроме мышечного тонуса – он уходит примерно к 4–5 месяцам), и малыш обретет свойственную всем младенцам умильность.

В норме новорожденный появляется на свет ростом 45–56 см и весом 2,6–4,6 кг. При этом в первые 3–4 дня происходит физиологическая потеря веса (она не должна превышать 10% от массы ребенка), а затем начнутся прибавки по 20–30 г за сутки.

Потовые железы начнут работать к началу следующей недели, а вот слезки появятся на 3–4 неделе. К завершению первых 7 дней должна высохнуть пупочная ранка.

Первые три дня у малыша выделяется стул новорожденных – меконий (густой, темно-зеленый, без запаха), затем он становится желтоватым, приобретает кисловатый запах. Ребенок может опорожнять кишечник после каждого кормления или 4–5 раз в сутки. При искусственном вскармливании стул грудничка имеет резкий запах, его частота ниже – до 2–3 раз в сутки. Мочеиспускание в начале недели происходит до 6 раз, к концу недели частота увеличится до 16–20 раз.

Сон занимает большую часть времени – до 20 или даже более часов в сутки, примерно по три часа с перерывами на кормление и непродолжительное бодрствование. Кушать в начале недели малыш может до 300 г (от 30 до 60 г за раз), к концу семидневки – до 400 г.

Как новорожденный ощущает новый мир? Конечно, не так полноценно, как взрослые. Слышит он намного лучше, чем видит. При этом реагирует только на резкие звуки, монотонные шумы воспринимаются им привычно, как в утробе матери. Видит ребенок только светлые и темные расплывчатые пятна. Если большой предмет расположен не дальше 20 см, кроха пытается за ним следить. А вот рассмотреть лицо мамы пока не удается, ее он распознает по голосу и запаху (обоняние у малыша уже присутствует, как и чувство вкуса).

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Рефлексы новорожденных малышей

Рефлексы – это непроизвольные реакции на определенный вид раздражителя. По ним определяют, прежде всего, правильное развитие нервной системы малыша.

Перечислим основные рефлексы новорожденных.

  • Защитный (в положении на животике грудничок поворачивает головку на бок).
  • Сосательный (если ввести в ротик крохи указательный палец, он начнет ритмичные сосательные движения). Рефлекс может сохраняться до 2 лет, а иногда и дольше.
  • Хоботковый (если коснуться губ младенца пальцем, он вытягивает их в трубочку). Сохраняется примерно до 3 месяцев.
  • Поисковый (при поглаживании уголков ротика малыш начинает искать грудь, поворачивая головку в сторону раздражителя). Угасает примерно после 3–4 месяцев.
  • Моро (резкий звук или внезапное перемещение крохи в пространстве заставляют малыша выгибать спинку, раскидывать в стороны ручки и ножки, вскрикивать). Угасает к 5 месяцам.
  • Опоры и ходьбы (коснувшись ножками поверхности, ребенок упирается в нее и отталкивается, делая «шаг»). Угасает примерно к 1,5-месячному возрасту.
  • Хватательный (при надавливании на ладошку младенца он рефлекторно ее сжимает). Прослеживается до 3–4 месяцев.
  • Ползания (в положении на животике кроха делает ползающие движения ручками и ножками, а почувствовав под пятками опору, отталкивается от нее). Может сохраняться до 4 месяца.
  • Бабинского (если надавить пальцем на стопу ребенка, пальчики сгибаются, если провести по ней – раскрываются «веером»). Рефлекс может сохраняться до 2 лет.
  • Галанта (мануальное раздражение линии вдоль позвоночника вызывает у младенца выгибание). Угасает к концу 4 месяца.

По мере созревания нервной системы малыша на место рефлекторным придут сознательные движения и навыки.

Никогда не проверяйте рефлексы новорожденного самостоятельно. Во-первых, вы не знаете, как это делать правильно, поэтому можете получить не тот эффект. Во-вторых, своими действиями вы можете навредить крохе, вызвав сильный испуг. Рефлекторные проявления должны оценивать только врачи!

2 недели

Начиная с 8-го дня после рождения проходят желтизна кожи, краснота, припухлость. Голова малыша постепенно приобретает правильную форму. Пуповина отпадает, поэтому грудничка можно искупать (и остричь отросшие ноготки). Сейчас новорожденный должен начать прибавлять в массе, пережив стресс рождения и научившись питаться с помощью маминой груди.

Конечности еще полусогнуты, а кулачки крепко зажаты (гипертонус пока сохраняется, он может прослеживаться до нескольких месяцев), а движения все так же рефлекторны. Расслабляются мышцы лишь во сне, который по-прежнему занимает большую часть суток.

Головку кроха еще не держит, что требует от родителей осторожности. Также важно следить за температурой тела младенца, ведь его естественная терморегуляция пока далека от совершенства.

В течение 2-й недели младенец наберет около 200 г, съедая за один прием 80-90 г молока. По ночам он кушает, как и днем, через каждые 2–3 часа.

Органы чувств и нервная система продолжают развиваться, хотя еще далеки от совершенства. Поэтому кроха еще очень чувствителен к свету, лицо взрослого распознает с расстояния не более 20 см, взгляд не фокусируется. Ребенок смотрит на предмет каждым глазом отдельно, так что кажется, что они постоянно косят или разъезжаются в разные стороны. Это пройдет к 2 месяцам. Звуки становятся для крохи более отчетливыми, он реагирует на них более активно.

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать). Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями.

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

4 недели

На этом этапе в «речи» ребенка появляются первые «агу», особенно в ответ на мамины ласковые слова. С каждой неделей гуление будет более активным, пока не перерастет в лепет (примерно к 4 месяцам).

По-прежнему сохраняется мышечный тонус, поэтому кулачки малыша сжаты, а ручки и ножки постоянно согнуты. Но при недовольстве или коликах он двигает ими и плачет, сигнализируя о дискомфорте. Кстати, плач становится «мокрым» (появляются слезы) и интонационным, по нему можно определить потребности ребенка (мокро, голодно, одиноко, что-то болит, устал).

Сон занимает сейчас до 19–20 часов (из них 8–9 часов приходятся на ночь), немного увеличивается время бодрствования. К концу первого месяца малыш должен набрать в среднем 600–800 г и подрасти на 2–3 см.

Что может месячный кроха?

  • Несколько секунд удерживать головку, лежа на животике.
  • Смотреть по сторонам.
  • Удерживать в поле зрения крупные предметы, лица взрослых.
  • Прислушиваться к звуку и искать его источник, двигая ручками и ножками.
  • Несколько секунд прослеживать предмет в движении.
  • Крепко удерживать палец мамы или предмет, вложенный в ручку.
  • Лежать (даже спать) на животике.
  • Отвечать движениями, улыбкой, гулением на улыбку и голос мамы, выражая радость.

Возраст от рождения до 4 недель принято называть периодом новорожденности (или неонатальным периодом). О его особенностях подробно рассказано тут.

5 недель

Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.

С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.

За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.

Прогресс в развитии крохи заметен.

  • Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
  • Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
  • Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
  • Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
  • Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.

6 недель

Итак, прошло уже полтора месяца с момента родов. С этого времени малыш подрос примерно на 4,5 см, прибавил в весе от 800 до 1000 г. Грудная клетка увеличилась в объеме на 2 см.

Время сна по-прежнему велико (около 18–19 часов в сутки), количество кормлений – не менее 7. Сохраняются ночные «перекусы». Работа кишечника и мочевыделительной системы сейчас индивидуальна:  кроха может ходить «по-большому» и 2, и 8 раз в сутки, мочиться не менее 6 раз.

Ребенок все активнее интересуется окружающим миром, присматриваясь и прислушиваясь ко всему. Сейчас малышу начинают нравиться новые игрушки, он старается рассматривать их, следит за ними глазками, силится схватить, но пока получается только толкнуть. Услышав новый звук, ребенок пытается найти его поворотом головы. Резкие звуки могут вызвать плач и даже испуг.

Комплекс оживления проявляется все ярче, кроха активно требует общения и внимания папы и мамы, предпочитая их другим взрослым, подолгу гулит, пробуя разные интонации, пытаясь повторить их за взрослыми, улавливая их мимику.

Движения ручек и ножек все еще рефлекторны, но головку он может удерживать немного дольше, чем на прошлой неделе. Некоторые младенцы могут даже перевернуться с бока на спинку.

Таковы основные этапы развития малышей первых полутора месяцев жизни. Далее развитие будет происходить все более активно, достигнув своего пика к годовалому возрасту.

7–12 недели

Навыки и достижения ребенка по мере приближения к возрасту 4 месяцев прогрессируют в соответствии с развитием всех его органов и систем. Так, совершенствуется зрение, снижается мышечный тонус, угасают рефлексы, крепнет нервная система, понемногу совершенствуется интеллект. Все это позволяет крохе больше бодрствовать (на сон остается около 17 часов в сутки), укрепляться физически, заменять рефлекторные действия осознанными, познавать мир. Поэтому он уже уверенно держит головку в любом положении, начинает сосредоточенно прислушиваться ко всему, что происходит вокруг, рассматривать предметы с расстояния до 3 м, целенаправленно и осознанно стучать по ним, а затем хватать и тянуть в ротик для изучения (предметами изучения становятся также собственные ручки и ножки).

Физическое совершенствование направлено на освоение навыков переворотов, вставания, сидения, ползания. Пока это только фундамент для будущих побед.

Появляется понимание своих и чужих, речь постепенно переходит к этапу лепета, когда к гласным добавляются согласные (получается что-то вроде слоговых цепочек), совершенствуются мимика и эмоции.

К этому периоду практически прекращаются колики, что делает карапуза более спокойным, а растущий объем желудка позволяет ребенку выдерживать между кормлениями до 3,5 часов. Некоторые малыши уже в состоянии просыпаться ночью для кормления всего один раз.

Итак, чему научится кроха за эти 6 недель?

  • Перекатываться со спины на бок, а затем на животик и даже обратно.
  • Опираться сначала на ручки, а затем – на предплечья, лежа на животике.
  • Держать грудь мамы во время кормления.
  • Подниматься, держась за руки взрослого, из положения на спине в сидячую позу.
  • Находить источник звука глазками.
  • Отталкиваться от опоры ножками, лежа на животике, делать «ползающие» движения.
  • Хватать игрушки.
  • Шагать при поддержке под мышки.
  • Различать все цвета.
  • Смеяться.
  • Гримасничать.
  • Понимать свое имя.
  • Какое-то время играть самостоятельно (изучая игрушки или свое тело).

Развитие до года

За оставшиеся 8 месяцев карапуз превратится в почти самостоятельного человечка. Его зрение практически сравняется со взрослым, он научится спать всю ночь без пробуждений на кормление, понимать причинно-следственные связи, запоминать лица и ближайшие события, проделывать логические действия (искать, строить, складывать, сопоставлять), выполнять просьбы, использовать жесты; овладеет ложкой, чашкой, начнет обучаться навыкам самообслуживания и общения с окружающими. У крохи появятся зубки, он сможет кушать твердую пищу. Время сна сократится до 10–11 часов, днем ребенок сможет спать 2 раза. Рост и прибавки веса станут меньше из-за возросшей двигательной активности.

В двигательном же плане малыш пройдет этапы сидения, вставания у опоры, ползания, ходьбы (сначала у опоры, а затем самостоятельно). В речевом развитии лепет сменится автономной речью, малыш накопит пассивный словарный запас, а затем начнет произносить свои первые слова.

Родителям нужно помнить несколько важных вещей. Первое: малыш будет учиться, во всем подражая окружающим взрослым. Поэтому пример должен быть достойным. Второе: важнейшее значение для правильного развития ребенка имеет общение с родными – речь, игры, общие дела. Третье: в годовалом возрасте у крохи начнется первый серьезный возрастной кризис, который потребует от мамы с папой терпения, понимания и участия.

razvivashka.online

Развитие новорожденного по неделям после рождения - Моя крошка

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни­какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре­ческого означает «очищение».

Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци­онный шок. Плод, на протяжении девяти ме­сяцев находившийся в утробе матери, в од­ночасье оказывается в совершенно иных ус­ловиях.

Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая­ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при­выкать.

Было темно — а теперь вокруг яр­кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са­мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер­вым криком, малыш находится в особом сос­тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя­ние отсутствия реакции на внешние раздра­жители. Длится родовой катарсис очень не­долго и заканчивается в момент пересечения пуповины.

В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя­тельного организма. Как только прерывает­ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох.

Этому способ­ствует тот факт, что на протяжении послед­них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис­лорода значительно снижается, что оказы­вает раздражающее действие на дыхатель­ный центр, расположенный в головном моз­ге ребенка.

Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю­щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре­бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже­нии всего периода внутриутробного разви­тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу­ществлять одну из основных жизнеобеспе­чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци­онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе­ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким.

Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра­щения не функционирует. Вместо него суще­ствуют каналы (шунты), характерные иск­лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией.

Эти шунты прекращают свое функционирование посте­пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Именно их нали­чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап­ряжения приспособительных реакций. Про­исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово­рилось выше.

На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде­ния, он практически постоянно громко кри­чит (это необходимо для полного расправле­ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри­утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече­на, он внезапно оказывается отлучен от это­го ритма, от привычного тепла.

Но сопри­косновение с материнской кожей возвраща­ет ребенку чувство защищенности; это каса­ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не­дель внутриутробного развития.

Есть пред­положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли­зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко­иться и, казалось бы, беспричинно плакать.

И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос­ле родов является основой спокойствия ма­лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо­получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями.

Контакт «кожа к ко­же» необходим, потому что тактильный ана­лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро­бе у матери.

Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете­нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро­дов — отделению последа в результате реф­лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро­дов) также способствует увеличению коли­чества молока и продолжительности перио­да лактации.

Даже если ребенок не будет со­сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци­ей» ребенка, то есть своеобразной привив­кой от многих болезней, так как вместе с мо­лозивом в организм малыша попадают за­щитные антитела.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел­туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре­бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново­рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы.

Микроорганизмы с ко­жи матери лучше других приживаются у ре­бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо­ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре­бенка наступает период относительной ста­билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак­репляются, и малыш отдыхает. Если он бла­гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы­пает.

Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо­лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги.

А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра­ботка тепла. К тому же у всех новорожден­ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной.

Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на­зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно.

Особенно это актуально для де­тей, рожденных до срока, у кото­рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас­тую переходя из физиологичес­кого состояния в начальную ста­дию заболевания.

Еще один очень важный мо­мент адаптации — иммунологи­ческий. Находясь в утробе мате­ри, плод пребывает в стериль­ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им­муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко­торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы­вается трансплацентарным.

Собственный же иммунитет но­ворожденного весьма несовер­шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло­булинов класса А, которые отве­чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста­точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю­щих от вирусных инфекций.

В любом случае ребенок рождает­ся, находясь в состоянии имму­нодефицита. Это состояние усу­губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло­да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб­ное инфицирование.

Попадая в новую среду обитания, новорож­денный оказывается окружен­ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук­вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за­селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про­тяжении очень длительного пе­риода времени.

Поэтому для не­го очень важно, чтобы эти мик­роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела­телен непосредственный кон­такт кожи ребенка с кожей ма­тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от­нюдь не стерильным миром, ре­бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо­левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны.

По­этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль­ной инфекции, поэтому его ок­ружают в стенах родильного до­ма такой стерильностью, поэто­му так строги требования к ре­жиму в детских отделениях род­домов. Иммунитет будет трени­роваться, укрепляться букваль­но с каждым днем. Начнется ак­тивная выработка антител.

Но происходит это не сразу, а толь­ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо­чется еще раз подчеркнуть зна­чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по­могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала­дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва­нии мама обычно кормит ребен­ка по требованию, а не по часам.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/805/mat-i-ditya

Особенности новорожденных: развитие по неделям

Рождение ребенка — событие, которое полностью меняет жизнь новоиспеченных родителей. Следующие несколько месяцев их мысли будут заняты исключительно малышом — его жизнью, развитием, питанием. Они будут находиться с крохой, думать о нем, опекать его. И это — абсолютно естественно: включаются родительские инстинкты. Какие они, особенности новорожденных в первые недели жизни?

Впрочем, включаются они даже раньше: будущие мама и папа много читают, чтобы понять, каковы особенности новорожденных, что нужно купить для крохи и как организовать его режим, чтобы это принесло пользу.

И, кажется, все понятно. Но когда берешь на руки этот маленький сверток с такими не по-детски выразительными глазами, многое тут же забывается. Потому время от времени информацию нужно освежать в памяти.

Конечно, каждый малыш — особенный. Но есть общие тенденции, которые помогут определить, все ли в порядке у крохи с развитием. Именно об этом мы и расскажем родителям: как выглядит развитие новорожденного по неделям?

Кто такой новорожденный?

Ребенок считается новорожденным до достижения им месячного возраста. То есть, первые 4 недели. Именно в это время происходит наиболее стремительное развитие детского организма.

Несмотря на маленькие внешние размеры, это очень сильный и сложный механизм, который в течение первого месяца проделывает колоссальную работу. Со стороны кажется, что если малыш наконец заметил игрушку или улыбнулся маме — в этом нет ничего особенного.

А на самом деле это — действительно важные шаги в развитии крохи.

В момент рождения в функционировании детского организма происходят перемены: он больше не получает питание через пуповину и плаценту — приходится запускать пищеварительный тракт; в животе у мамы крохе не приходилось дышать самостоятельно — теперь нужно активировать и этот процесс; начинает работать мочевыделительная система, изменяются состав крови (на смену фетальному гемоглобину приходит взрослый) и процесс обмена веществ (выводится углекислота); активируется рефлекторная терморегуляция организма.

Самое главное, что предстоит сделать родителям — обеспечить три основных аспекта жизни новорожденного:

  • выстроить режим сна и бодрствования;
  • осуществлять гигиенический уход;
  • кормить кроху.

Каждую неделю ребенок обретает новые навыки, что делает его более активным и интересным. О чем именно идет речь?

Неделя первая

Родители сразу обращают внимание на цвет малыша: его кожа, привыкая к новой среде существования, меняет свой оттенок от красного до бледно-розового. Примерно на пятые сутки она может начать шелушиться — это происходит из-за чрезмерной сухости. Совсем скоро кожный баланс стабилизируется, а пока можно смазывать кожу детским или просто стерилизованным оливковым маслом.

У некоторых деток появляется физиологическая желтушка – она выражается характерным оттенком кожи. Это вызвано повышенным содержанием билирубина в крови и проходит через 5-10 дней. В роддоме, чтобы ускорить этот процесс, малыша могут положить под УФ-лампу.

Первую неделю жизни малыша — посвятите его адаптации

С первым прикладыванием к груди в ранее стерильном организме новорожденного заселяются полезные бактерии — микрофлора. Через несколько суток организм уже будет выводить не густой темный меконий, а более светлый и мягкий желтый стул.

Для малышей первой недели жизни естественной является незначительная потеря веса — до 10% от начального. Это вызвано и отсутствием грудного молока (ведь в первые дни у мамы есть только молозиво — питательная, но весьма ограниченная в количестве субстанция) и существенными затратами энергии — на плач и на еду.

Малыш еще не умеет фокусировать взгляд. Даже более — возможно легкое косоглазие, но оно имеет физиологический характер (мышцы глазных яблок еще слабы) и проходит само. Зато кроха прекрасно различает запахи и может таким образом определить, подходит к нему мама или кто-то другой, еще не знакомый.

Неделя вторая

Эта неделя — период активного набор веса. Малыш не только вернется в прежний вес, но даже увеличит его в среднем на 150 г.

А еще заживает пупок, потому кроху можно выкладывать уже на животик.

Правда, появляются в этот период и трудности: начинает активно функционировать кишечник, потому малыша могут беспокоить колики. И продлится это беспокойство следующие 2-3 месяца. Оно спровоцировано повышенным газообразованием в кишечнике, но медицинские препараты и «домашние» методы помогут облегчить детское самочувствие.

В этом возрасте малыш уже может сосредоточить взгляд на ярком предмете и начинает более четко видеть изображение — так он безошибочно распознает наклонившегося к нему родителя.

Неделя третья

Она чуть менее насыщена новыми достижениями, чем предыдущая: продолжается набор веса и, к сожалению, зачастую продолжают беспокоить колики. Могут добавиться срыгивания — чтобы их избежать, грудничка после приема пищи носят «столбиком».

Носите малыша «столбиком», придерживая его головку

Вместе с тем малыш начинает активнее двигать ручками и ножками. Это еще далеко не точные, размеренные движения — но именно поэтому они столь умилительны.

Особо развитые детки уже в этом возрасте могут, лежа на животе, поднимать головку. Пока всего на несколько секунд, но скоро удерживать головку он будет гораздо дольше — нужно только окрепнуть шейным мышцам.

В этот период родители уже могут понять, как легче успокоить малыша: укачиваниями, пением или, может, кормлением. Грудничок уже может поворачивать голову, услышав знакомый голос. А если видит что-то новое, заинтересованно затихает и рассматривает это. А еще он умеет хватать за пальцы и пряди волос!

Неделя четвертая

Многие родители отмечают, что в этом возрасте малыш уже не похож на того, каким он был две-три недели тому назад.

Действительно, внешность меняется, да и взгляд становится осмысленным, движения имеют определенную цель.

Кроха держит голову гораздо более уверенно, становится четко виден родничок — мягкое место на головке, которое до полного зарастания (а происходит это около года) нуждается в защите.

Кроха умеет выражать свои эмоции — радость и недовольство. И это позволяет родителям лучше его понять. А еще он вырастает примерно на 4-6 см, потому вещички, которые раньше были в пору, теперь малы — пора менять гардероб.

Так проходят первые 4 недели жизни малыша, в каждую из которых ребенок радует родителей новыми навыками. В это время у малыша срабатывает множество рефлексов — они также помогают наблюдающему врачу составить клиническую картину здоровья и развития пациента. Что же это за рефлексы:

  1. защитный — при выкладывании на живот кроха инстинктивно поворачивает голову на бок, чтобы не задохнуться;
  2. сосательный — малыш активно сосет грудь, соску у бутылочки, пустышку и даже палец, если тот случайно или намеренно попадает ему в ротик;
  3. хватательный — при надавливании на середину раскрытой ладошки она плотно сжимается;
  4. подошвенный — при надавливании на подушечку стопы, пальцы малыша резко сжимаются;
  5. ползательный — при выкладывании малыша на живот если его ножкам дать опору, он от нее оттолкнется, имитируя ползание.

После появления на свет развитие малыша происходит особенно стремительно. Пройдет всего 28 дней, и это будет уже не новорожденный, а просто грудничок — он станет заметно взрослее, действия будут осознанными, а лицо сможет передавать эмоции. Кроха продолжит радовать новыми достижениями, но теперь они будут появляться гораздо реже.

Источник: https://mirgrudnichka.ru/razvitie/razvitie-novorozhdennogo.html

Рождение малыша знаменует новый этап в жизни молодых родителей. С того момента, как младенца принесут из роддома, мама и папа начинают особенно внимательно относится ко всему, что с ним связано.

Много вопросов возникает в связи с развитием новорожденного, ведь в первые недели и даже месяцы жизни малыша бывает сложно определить, как проходит физическое и психическое развитие новорожденного, и соответствует ли оно норме.

В то же время важно знать, как развивается малыш, для того, чтобы вовремя выявить пороки развития новорожденных и предпринять соответствующие меры.

Развитие новорожденного по неделям

В первый месяц жизни желательно отслеживать развитие новорожденного по неделям, поскольку в этот период ребенок адаптируется к новым условиям, у него закладываются основы поведения, и начинает формироваться характер. Кроме того, продолжается формирование важных систем организма, которое началось еще в утробе матери. Как должно происходить развитие новорожденного по неделям?

1-я неделя. Рождение — это стресс для организма ребенка, поэтому очень важно, чтобы сразу после рождения мать была рядом с малышом.

Грудное вскармливание и тесный контакт с матерью позволяет новорожденному быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. В течение первой недели малыш практически постоянно спит, просыпаясь лишь для того, чтобы поесть.

За первые три дня после рождения все малыши теряют до 10% своего веса при рождении. Это нормально, после выписки из роддома, он быстро наберет вес.

2-я неделя. В этот период у малыша просыпаются основные рефлексы, поисковый и хватательный, сосательный рефлекс особенно активизируется, что позволяет маме и малышу наладить грудное вскармливание. К концу второй недели, как правило, заживает пупочная ранка. Если этого не происходит, нужно проинформировать врача.

3-я неделя. Чаще всего именно на третьей неделе после рождения малышей начинают мучить кишечные колики. Они являются следствием неразвитости пищеварительной системы. Для борьбы с этими проблемами можно использовать специальные чаи или лекарственные препараты.

В этот период малыши начинают проявлять больше интереса к внешнему миру, так как у них активизируются слух и зрение.

Если младенец не реагирует на яркие краски и громкие звуки, это должно насторожить родителей, поскольку может свидетельствовать о нарушении физического развития новорожденного или его психического развития.

4-я неделя. В течение четвертой недели малыш активно прибавляет в весе (от 500 до 700 г). Новорожденный также активно растет. Прибавка роста может составить 3-4 см. Физическое развитие новорожденного характеризуется тем, что ребенок может удерживать головку, у него существенно улучшается моторика.

Развитие новорожденного по месяцам

По окончанию первого месяца, развитие новорожденного по месяцам происходит следующим образом:

2-й месяц. Начиная со второго месяца, происходит интенсивное психическое развитие новорожденного. Малыш уже осознанно наблюдает за происходящим и реагирует на поведение мамы. Важно, чтобы в это период мама много времени проводила с ребенком, между ними был тесный телесный контакт. А, кроме того, нужно общаться с малышом, чтобы стимулировать психическое развитие новорожденного.

3-й месяц. Прибавка в весе в среднем составляет 800 г, а в росте 2-3 см. В этом возрасте ребенок начинает проявлять эмоции, он хмурится или улыбается в ответ на обращение к нему взрослого. Часто в этот период ребенок страдает от кишечных колик, которые проходят к 4-му месяцу жизни.

4-й месяц. На четвертом месяце ребенок уже активно двигается, переворачивается на животик, хватает разные предметы, интересуется игрушками. Психическое развитие не отстает от физического развития новорожденного, он выражает свои эмоции, плачет или смеется, активно реагирует на речь взрослых и происходящее вокруг. Прибавка в весе составляет 750 г, в росте 2 см.

5-й месяц. У ребенка начинается развитие речи. В этот период он уже может произносить односложные звуки и «разговаривать» с родителями. Малыш пробует сидеть. Он активно изучает окружающий мир и тянет все в рот.

6-й месяц. Большинство детей к этому периоду уже сидят. Ребенок делает попытки встать, подтягивается, хватает окружающие предметы. У малыша растет «запас» звуков, которые он издает. В этот период прибавка в весе около 650 г, в росте 2 см.

7-й и 8-й месяц. Как правило, к седьмому месяцу большинство детей обзаводятся первым зубом, что позволяет вводить в рацион новые продукты питания. Малыш может ползать, но еще не ходит. Он продолжает развиваться как физически, так и психически.

9-й и 10-й месяц. В этот период многие малыши начинают ходить, поэтому родителям нужно создать безопасную обстановку для ребенка. В таком возрасте дети вполне способны некоторое время заниматься самостоятельно, хотя родительское участие остается приоритетом.

11-й и12-й месяц. Ребенок продолжает развивать самостоятельность, он бегает, общается с другими детьми и взрослыми. Малыш может выражать желания и выполнять обращенные к нему просьбы. С момента рождения до года ребенок прибавляет в весе от 6 до 8 кг и вырастает на 20-25 см.

Пороки развития новорожденных

Нужно понимать, что развитие ребенка может ускоряться или, наоборот, замедляться, в этом нет ничего опасного, если в результате ребенок попадает в границы нормы.

В то же время встречаются и пороки развития новорожденных, которые отражаются на физическом и психическом развитии.

Если порок развития новорожденного представляет угрозу для его жизни, проводится хирургическое лечение, в противном случае, ребенок может оставаться под наблюдением врача. Некоторые пороки развития могут нивелироваться по мере роста ребенка.

Очень важно вовремя выявить пороки в психическом развитии ребенка, чтобы попробовать исправить их в тот период, когда психика малыша еще гибкая и может быть подвергнута коррекции. Нужно отметить, что в первые месяцы жизни психическое и физическое развитие новорожденного взаимосвязаны и нарушение физического развития приводит к нарушению развития психического.

Источник: http://www.wjtoday.ru/kak-proisxodit-razvitie-novorozhdennogo/

Поделиться:

Нет комментариев

detikids.ru

Нормы и отклонения развития новорожденного по неделям и месяцам, особенности ухода

Здоровье ребенка для родителей является важным условием его нормального и полноценного развития.

Они стараются тщательно следить за его успехами, которые он совершает с первых дней жизни, и искренне радуются, когда у него все получается.

Особенно важно следить за развитием малыша в первый год его жизни, на этом этапе стоит учитывать все до мелочей, чтобы не упустить важные детали.

Развитие новорожденного контролируется по неделям и по месяцам. Для этого разработаны специальные схемы, таблицы, календари, в которых отражаются все важные нюансы и критерии.

При помощи них проводится оценка физического и психического состояния ребенка.

Особенности первых дней жизни

После рождения малыша у многих родителей возникает сильное беспокойство и тревога за ребенка. Для них важно, чтобы у него было все нормально и не возникало отклонений.

У крохи в первые дни после рождения в организме происходят серьезные физиологические изменения:

  • Проходят послеродовые отеки.
  • Костная ткань черепа становится более прочной и крепкой.
  • Очертания лица становятся более четкими и выразительными.
  • Наблюдаются серьезные изменения в зрении. Происходит улучшение координации глаз и фокусировки взгляда. Улучшается работа органов чувств.
  • ЖКТ начинает привыкать к новому питанию и заполняется полезной микрофлорой.
  • У малыша начинает перестраиваться кровообращение и кроветворение. В первый месяц жизни несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.
Обратите внимание! В первый месяц жизни у ребенка отмечаются частые мочеиспускания – до 6 раз в день.

Выделяемая моча имеет прозрачную структуру и не имеет запаха. Ребенок в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки, обычно сразу после кормления.

При этом стул имеет желтую окраску и кашицеобразную структуру.

Основные этапы развития

После родов и до года для ребенка является важным периодом, в который важно следить за его развитием.

Каждый внимательный, заботливый и добросовестный родитель должен проявить в это время как можно больше внимания своему ребенку, чтобы его физическое и эмоциональное состояние было в норме.

Этапы развития ребенка разделяют по неделям и месяцам. При этом в каждый период педиатры выделяют главные особенности, которые помогают сделать общую оценку состояния ребенка.

Но все же все дети разные, у каждого развитие индивидуальное, по этой причине могут быть некоторые отличия от установленных норм.

Норма развития новорожденного оценивается в соответствии со следующими показателями:

  • Рост ребенка.
  • Масса тела малыша.
  • Пропорциональные показатели развития тела ребенка – окружность головы и грудной клетки.
  • Статистические функции ребенка – движения.
  • Прорезывание зубов.

Схема развития по неделям

После рождения стоит внимательно контролировать состояние и развитие малыша на протяжении первых 4 недель.

В это время могут быть обнаружены разные пороки, отклонения, болезни, которые можно будет быстро устранить.

У многих деток после рождения проявляется желтуха, которая со временем исчезает.

Ниже имеется календарь развития новорожденного по неделям, в котором отражается общая информация физической и эмоциональной сферы малыша в это время, а также его умения и достижения.

Рассмотрим:

Неделя Особенности
Первая В это время он уже начинает удерживать головку на несколько секунд, он может фокусировать взгляд на расстоянии от 5 до 15 см. Он может непроизвольно смыкать и размыкать пальчики на руках
Вторая В это время у него развивается слух, зрение. Он с интересом рассматривает взрослых.  

Реагирует на слова мамы, звуки погремушек, фиксирует взгляд на ярких игрушках

Третья Малыш может спокойно удерживать головку в течение 5 секунд, поднимает ее после отдыха, узнает маму и папу.  

Он с интересом рассматривает лица окружающих людей и предметов на расстоянии 50 см

Четвертая У малыша полностью формируется форма головы. В это время он начинает активно двигать руками ногами, он узнает маму по голосу и запаху.  

Спокойно сосредотачивает взгляд на людях и предметах на расстоянии до 1 метра. Приподнимает головку лежа на животе на 5 секунд

Таблица развития по месяцам

Чтобы оценить эмоциональное и физическое состояние мальчика или девочки врачи разработали специальную таблицу развития ребенка по месяцам.

Она отражает важные этапы, по которым можно понять, как малыш растет, развивается.

А главное она помогает понять, все ли у него в норме, нет ли у него задержки в росте и других показателях.

Ниже имеется таблица, в которой отражены общие показатели развития малыша от 1 месяца до года. Они помогут понять родителям, как ребенок должен расти, развиваться.

Если же у него этот период проходит не так, то это может быть первыми предпосылками для посещения детского врача, но все же все детки развиваются по-разному.

Рассмотрим:

Возраст Умения
На момент рождения В это время многие родители отмечают активное оживление малыша. Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем

1 месяц Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой.

Начинает гулить

2 месяца Во второй месяц длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром.

Агукает

3 месяца В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины.

Сосет пальцы или кулачок

4 месяца Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи

5 месяцев Узнает маму и других близких людей. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки

6 месяцев Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать.

Начинает произносить слоги

7 месяцев Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться

8 месяцев Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой

9 месяцев Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать

10 месяцев Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Пробует самостоятельно есть ложкой

11 месяцев Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова.

Развитие мелкой моторики, удерживает игрушки и изучает их

12 месяцев Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Произносит 10-15 слов

Правила ухода

Важно! Доктор Комаровский утверждает, что не стоит сильно переживать, если у ребенка отсутствует некоторые рефлексы и навыки в определенные месяцы.  

Все дети разные, у кого-то конкретные навыки приходят раньше, у других позже.

Каждый родитель должен обеспечить грудничку уход и заботу.

По этой причине стоит запомнить несколько важных рекомендаций:

  • Для укрепления тазобедренных суставов врачи назначают комплекс упражнений и методик, которые должны проводить специалисты.
  • С рождения и до года у малыша должно наблюдаться полноценное психическое и психомоторное развитие. Для этого ребенку требуется уже со второго дня рождения показывать разноцветные игрушки, погремушки. А когда он научится держать, стоит давать их в руки, чтобы он перебирал их пальчиками и разглядывал.
  • Питание грудничка имеет важную роль в развитии новорожденного ребенка. Оно должно состоять исключительно из материнского молока, в котором имеются все требуемые витамины. Примерно с 6 месяцев можно вводить прикорм.
  • Развитие речи и слуха для ребенка важно, поэтому с ним нужно постоянно говорить, читать ему книги, показывать картинки.
Причины пороков и отклонений должен устанавливать врач только после полного осмотра малыша.

Но все же стоит учитывать, что дети, также как и взрослые люди, имеют индивидуальные особенности развития.

Не стоит переживать, если у вашего ребенка имеются небольшие задержки. Со временем все это пройдет, главное требуется ему обеспечить полноценный уход и заботу.

Полезное видео

ladyvapm.com

Развитие новорожденного малыша по неделям

Новорожденный – это малыш первого месяца жизни, вернее – до 28 дня жизни вне маминой утробы. Наверное, это самое волнительное время совместного существования, особенно, если это первый ребёнок. Вы усердно изучаете всю возможную литературу о детках, знаете точно, где получить СНИЛС на ребенка, и какие документы нужны для прописки новорожденного ребенка. Но и это не главное!

Самое важное на данном этапе состоит в правильности развития крохи. Вы еще не привыкли к раздельной жизни, многого не знаете и боитесь. И сегодня мы расскажем вам об этапах развития новорожденного по неделям.

Условия для полноценного развития

Вам может показаться, будто вы знаете обо всем, что нужно для новорожденного на первое время. Но, поверьте, существует еще много моментов, которым молодым родителям только предстоит научиться.

Новорожденный кажется очень хрупким. Фраза: «Заморозишь ребёнка!», вероятно, самая употребляемая в доме с малышом первых дней жизни. Одетый в тёплый комбинезон и фланелевый чепчик, укрытый байковым одеялом, малыш находится в комнате с «комнатной температурой» в 25°С, не в силах сказать Вам, что ему нестерпимо жарко.

Механизм терморегуляции у новорожденного очень несовершенен, и перегреть его намного опаснее, чем переохладить. У детишек необычайно быстрый обмен веществ, в результате выделяются излишки тепла, которые он должен расходовать. Из-за перегрева возникают опрелости, газики в животе, молочница во рту. Температура в помещении с ребёнком до полугода должна быть 20-22°С.

Самые экстремальные условия для малыша первого месяца жизни создаются в период отопительного сезона, когда температура в комнате превышает порой 25°С, к этому добавляется чрезмерная сухость воздуха. Две недели работы батарей центрального отопления в доме с хорошо герметизированными металлопластиковыми окнами снижают уровень влажности до 25-30%, что губительно сказывается на иммунной системе малыша.

Стоит приобрести бытовой гигрометр и увлажнитель воздуха. Влажность воздуха, которая идеально подойдет для ребёночка первых двух лет жизни – 50-60%.

По возможности оградите малыша от воздействия радиоволн и излучений. Никогда не кладите мобильный телефон рядом с новорожденным! Постарайтесь не держать в комнате ребёнка компьютер, микроволновую печь. Кости черепа очень тонки в этом возрасте, а последствия техногенных влияний недостаточно изучены.

Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является грудное вскармливание. Первый месяц жизни – время, когда оно должно быть налажено. Нередко, столкнувшись с первой неудачей, ещё в роддоме, мамы оставляют попытки кормить ребёнка грудью. Напрасно. Эти попытки можно повторять снова и снова в первые 4 недели жизни малыша: важен Ваш настрой и осознание ценности грудного вскармливания.

Хорошо ещё до родов иметь на примете консультанта по кормлению. Именно он, в случае крайней необходимости, подскажет, какие смеси лучше для новорожденных.

Неудачи могут быть связаны с:

  • Неправильным прикладыванием;
  • Чрезмерной густотой молозива. Бывает, что в первые дни уставший в родах малыш сосет нехотя. Молозиво становится густым, как сироп, и ребёнку трудно рассосать грудь. Маме нужно «раздоиться» – самостоятельно сцедить густое застоявшееся молозиво;
  • Привычкой к бутылочке. В роддомах, где главной задачей является выписать вас с минимальной потерей веса, зачастую докармливают детей смесью. Маленький лентяй не хочет «работать» над добыванием молока из груди мамы. Не давайте бутылочку, предлагайте грудь. Немного выдержки – и новорожденный вынужден будет добывать пищу самостоятельно. Поверьте, потом это будет его любимое занятие.

Молоко матери – не только пища. Оно формирует бифидофлору и иммунную систему новорожденного. Сам процесс вскармливания укрепляет эмоциональную связь мамы и младенца, способствует развитию мозга.

Первая неделя

У малыша первых дней жизни на голове может быть родовой отек – мягкая тестовидная опухоль, иногда синеватого оттенка. Её нельзя массировать – исчезнет сама через несколько дней.

Головка может быть неправильной формы, вытянутой, яйцевидной: при прохождении родовых путей ещё не сросшиеся кости черепа сдвигаются. Голова примет нормальную форму на 10-12 день жизни.

В первые сутки возможна физиологическая эритема – равномерное покраснение кожи. Это – реакция приспособления мелких сосудов кожи. Проходит за 12-48 часов, к выписке будете красивыми.

На 3-5 сутки от рождения на теле новорожденного могут выступать плотные красные пятна – токсическая эритема, иногда вызывающая зуд. Специалисты объясняют токсическую эритему реакцией аллергии на поступление в организм ребёнка крупных молекул белка из кишечника.

Эритема может нарастать 2-3 дня, потом проходит. Иногда назначают противоаллергическую терапию, в случае зуда – местное симптоматическое лечение. Не доказано, что дети, перенесшие токсическую эритему, в последствие становятся аллергиками.

Физиологическая желтуха наблюдается в конце 2-х – на 3-и сутки после родов, исчезает в конце 1 – середине 2 недели.

На 3-6 день жизни у малыша случается первый стул – выходит первородный кал, меконий. Он представляет из себя вязкую темно-зеленую массу. После первого опорожнения кишечника ребенок какает по 6-8 раз в сутки, чаще после каждого кормления. Стул жидкий, в нем есть зеленые прожилки, немного слизи, комочки, похожие на сгустки свернувшегося молока.

Если у малыша колики, то врач может прописать Сабсимплекс для новорожденных. Также в этой связи стоит знать о таком препарате, как Эспумизан для новорожденных, инструкцию и цену которого мы описывали ранее.

Дети первых месяцев жизни мочатся около 20 раз в сутки, однако новорожденные в первые два дня жизни писают совсем немного: от 2 до 6 раз. Почки накапливают соли мочевой кислоты и альбуминов. На 4-6 день испуганная мама может увидеть на пеленке пятно кирпичного цвета. После подсыхания можно разглядеть порошок – кристаллы мочевой кислоты. Заранее узнайте у педиатра, какие памперсы лучше для новорожденных.

Вес малыша обычно снижается в первую неделю жизни. Нормальным считается потеря до 10% от массы при рождении.

Вторая неделя

На 2 неделе развития новорожденного возможно явление гормонального криза, сопровождающееся набуханием грудных желез как у мальчиков, так и у девочек. Максимума увеличение достигает на 7-10 день жизни. Иногда из грудных желез может выделяться желтоватая жидкость, типа молозива. Выдавливать её нельзя. Лечение не требуется.

На 2 неделе малыш спит чуть меньше и у него появляется время осваивать рефлексы: хватательный и поисковый. Совершенствуется сосательный рефлекс, и грудное вскармливание входит в своё русло. Фекалии приобретают менее пугающий вид желтоватой кашицы. Вес в среднем увеличивается на 150 гр.

Если пупочная ранка зажила, ребёночка можно купать.

Третья неделя

На 3 неделе развития новорожденный набирает около 200 гр веса. Он крепко хватает Вас за палец и умеет отталкиваться ножками. Он научился фиксировать взгляд на лицах на расстоянии 20 см – видеть маму при кормлении грудью. Поэтому смотрите на малыша, пока он сосет грудь или бутылочку – сейчас формируется его привязанность.

При выкладывании на животик на 3 недели развития новорожденный ребенок старается приподнять голову.

Четвертая неделя

Развитие новорожденного на 4 недели продолжается, и кроха набирает еще около 200 граммов. Он начинает интересоваться крупными яркими звенящими игрушками, мобилем. Как можно больше говорите с новорожденным, негромко включайте ему классическую музыку. К концу недели радостные мамы замечают у крохи «комплекс оживления». Он улыбается подошедшим знакомым взрослым, при этом весело дергая ручками и ножками.

Первый месяц жизни – самый незабываемый, но при этом трудный и «долгий» в жизни мамы и малыша. Но вы со всем справитесь! В награду за Ваше мужество не забудьте отметить первый юбилей!

Видео для мамочек

Этот сюжет расскажет вам о том, каким должно быть правильное развитие новорожденного ребенка по неделям.

А этот видео-ролик покажет вам, как малыш держит головку на второй неделе развития.

Читайте также:

Нет комментариев

ladynumber1.com


Смотрите также