Развитие ребенка по месяцам до 1 года что должен уметь


Развитие ребенка по месяцам до 1 года

С момента появления на свет и до года новорожденный растет и развивается стремительно, вместе с тем, его организм окончательно формируется и адаптируется к новой среде. Изменения касаются всех органов младенца, меняется и он сам, активно осваивая новые, необходимые навыки. Почему так важно развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш – это основные вопросы, которые возникают у родителей при появлении первенца. Данная статья поможет им понять особенности и значение каждого месяца для здоровья и успешности детей в их будущей жизни.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года – что должен уметь

Счастливым родителям, у которых родился сын или дочь, нужно быть готовыми к тому, что каждый месяц малыш будет меняться. И это касается не только его внешних изменений, но и внутренних психических состояний. У него будут появляться новые умения, усовершенствуются органы чувств, в дальнейшем, разительные перемены касаются формирования характера, привычек, собственной модели поведения.

Как не пропустить значительные этапы становления маленькой личности, сделать адаптацию младенца более комфортной и поддержать его здоровье? В этом поможет календарь развития ребенка по месяцам до года, используя который родители всегда будут знать, отстает малыш или опережает своих сверстников. В целом, вы в курсе, как растет новорожденный бутуз, что же, постараемся более детально охарактеризовать особенности каждого месяца, прожитого малышом от начала рождения, возможно, вы узнаете нечто интересное и важное.

Первый месяц

Первые недели после рождения для младенца становятся периодом адаптации, когда он уже находится вне утробы матери. И все его органы подвержены изменениям, чтобы приспособиться к самостоятельной работе.

Физиология

В течение месяца малыш избавляется от избыточной жидкости и начинает набирать вес до 600-700 г. К месяцу он вырастает приблизительно на 2-3 сантиметра. Развитие ребенка в 1 месяц тесно связано с формированием пищеварительной системы. В этом возрасте детки, фактически, не ощущают запаха, но их может тревожить яркий свет и громкие звуки.

Психомоторное развитие

У младенца развиты все необходимые рефлексы, благодаря которым он может совершать, пока что, ограниченные движения ротиком, ручками, ножками и головкой. Однако он получает удовольствие, когда его обнимает и кормит мама, ощущая ее тепло и заботу

Результаты первого месяца

Главные достижения месячного крохи:

  • умение улыбаться и плакать, но без слез;
  • различать яркие цвета;
  • фокусировать взгляд на неподвижном объекте;
  • на короткие мгновенья приподнимать головку;
  • издавать звуки, похожие на гуление.

Ребенка следует кормить раз в два часа, а спит он не менее 16 часов в сутки. В это время правильный уход очень важен. Зная развитие ребенка до года по месяцам, можно составить режим дня, придерживаясь которого, будет проще успевать ухаживать за младенцем и поддерживать его здоровье в оптимальном состоянии.

Второй месяц

На втором месяце малыш уже приспособился к новым условиям и него выработался определенный распорядок дня. Хотя спит он, по-прежнему, много, у него появляется «комплекс оживления», который так радует родителей.

Физическое формирование

Развитие ребенка в 2 месяца протекает бурно, он становится тяжелее на 700-900 грамм и вырастает до 4 сантиметров. Головка и грудь его также увеличиваются. Ферменты, которые начали вырабатываться в его организме, позволяют лучше усваивать мамино молоко.

Психомоторная активность

У двухмесячных детей улучшается зрение – они различают предметы на расстоянии 40-50 сантиметров, пытаются до них дотянуться и схватить. Особый интерес у них вызывает человеческое лицо, которое они внимательно разглядывают, стараясь сфокусировать взгляд. Детки уже способны узнавать голос мамы, звук погремушки и музыкального мобиля.

Достижения второго месяца

Ребенок постепенно осваивает новые для себя действия:

  • умеет держать игрушки;
  • сжимать, разжимать ручки, махать ими;
  • поворачиваться с боку на бок и на спинку;
  • поднимать головку на несколько секунд.

В это же время начинается планомерное угасание рефлекторных движений.

Третий месяц

Трехмесячные дети выглядят пухленькими очаровашками со складочками на ручках и ножках. Они открыты для общения, проявляют высокую потребность в ласке и объятьях мамы. Их взгляд становится более осмысленным, а движения – согласованными.

Изменения в анатомии и физиологии

В возрасте 3 месяцев у малышей формируются потовые и слезные железы. Пищеварительная система продолжает совершенствоваться, поэтому их нередко беспокоят колики.

Психика и моторная функция

Нормальное развитие ребенка в 3 месяца способствует формированию нервной системы, поэтому детки начинают активнее управлять своими ручками. Они бурно выражают свои эмоции и лепечут, растягивая некоторые звуки.

Особые навыки

Успехи малышей, бесспорно, могут удивлять:

  • они удерживают головку в лежачем состоянии на 20 секунд;
  • могут расправлять ладошки и хватать игрушки;
  • дотягиваются до своих ножек, рассматривая их;
  • при поддержке мамы отталкиваются и подпрыгивают на кроватке или манеже.

Больше всего, трехмесячные дети любят находиться в вертикальном положении, внимательно разглядывая все вокруг себя.

Четвертый месяц

Несмотря на некоторое замедление роста, малыши прибавляют около 700 граммов веса и вырастают на 2 сантиметра. При этом более гармоничными выглядят пропорции их тела.

Особенности физиологии

Легкие у детей становятся больше в два раза, по сравнению с первыми днями после рождения, увеличивается окружность груди, начинают интенсивно расти ногти и волосы.

Совершенствование моторики и мышления

Самые важные двигательные навыки связаны у детей с их ручками. Они еще не полностью открыты днем, но в ночное время полностью расслаблены. Брать игрушки они уже могут обеими руками. Ребенок способен опираться на предплечья, около минуты удерживать головку. Расширяется эмоциональный спектр малышей – они могут говорить громко, тихо, радостно, выражать удивление.

Основные моменты развития

Развитие ребенка в 4 месяца дает потрясающие результаты:

  • малыши способны свободно удерживать головку на весу;
  • шевелить пальчиками;
  • фокусировать взгляд на предметах и различать их по форме и цвету;
  • играть со своими ножками;
  • держать бутылочку с пищей.

В четыре месяца дети уже произносят самые важные слоги в своей жизни «Ма» и «Па». Родителям важно контролировать развитие ребенка до года по месяцам, от этого зависит не только совершенствование его речи и словарный аспект, но и другие аспекты формирования человеческой личности.

Пятый месяц

Ребенок в пять месяцев, крайне любознателен и продолжает развивать уже приобретенные навыки. Кроме того, он все больше стремиться к самостоятельности и начинает проявлять характер.

Физиологические изменения

У детей происходит угасание многих рефлексов, повышается острота зрения, они безошибочно определяют голос мамы, папы и других членов семьи. К концу месяца у многих детишек уже появляются первые молочные зубки.

Психологическое развитие и двигательная активность

Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему быстро определять источник звука, говорить слогами и гулить нараспев, легко переворачиваться. Проявляется и характер крохи, если ему отказывают в общении, а мамы нет рядом, он может быть возмущен и расстроен. Выражается это в плаче, крике и сучении ножками.

Основные умения

Главные успехи пятимесячных детишек:

  • первые попытки садиться и ползать;
  • умение смеяться и издавать восторженные звуки;
  • навык самостоятельной игры;
  • умение говорить слогами.

Малышам, желательно, больше уделять внимания и играть с ними в прятки, рисование, не менее важны занятия с подтягиванием, поощрение игр с музыкальными игрушками.

Шестой месяц

Начиная с шестого месяца, процесс роста малыша затормаживается, и до девяти месяцев он прибавляет лишь по полтора, самое большое, два сантиметра. В этом возрасте дети-искусственники и груднички уже находятся на прикорме и начинают пробовать взрослую пищу.

Детская физиология

В полгода малыш уже не имеет возможности получать качественное питание исключительно в виде материнского молока, и иммунитет его снижается, поэтому важен правильный режим и рацион питания. У всех детей в этом возрасте уже есть зубки. Вследствие наращивания мышечной массы, дети становятся более сильными и выносливыми, их жизненная активность увеличивается. Многие рефлексы у детей уже отсутствуют, но остаются основные – хватательный, поисковый, сосательный, рефлекс Бабинского, когда при касании к стопе малыша, его пальчики расходятся.

Психомоторика и интеллект

Считается нормальным, если развитие ребенка в 6 месяцев достигает уровня, когда ручки малыша становятся настолько ловкими, что могут хватать разные предметы – игрушки, кубики и кольца. Кроме того, с поддержкой матери он может стоять на расставленных ножках, достаточно, уверенно. Младенец уже должен узнавать своих родных, отзываться, когда его зовут по имени, выражать позитивные и негативные эмоции.

Достижения полугодовалого малыша

Дети успевают многому научиться, как в физическом, так и в интеллектуальном плане:

  • они могут сами садиться;
  • хорошо ползают;
  • пьют их кружки, придерживая ее ручками;
  • поднимают упавшие вещи;
  • хлопают в ладоши;
  • в их речи начинают прослеживаться согласные.

Развивается и мышление детей – теперь они способны понимать простейшую связь «причина-следствие».

Если родителя не знают, как протекает развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь младенец, и какие признаки означают отклонения, лучше всего обратиться к специалисту. У детей случаются разные проблемы – косоглазие, временное снижение иммунитета, некоторые взрослые даже не в курсе, что плоскостопие у детишек – это обратимое явление, а вовсе не патология. Чем гадать, и расстраиваться, всегда есть возможность рассеять свои страхи, поговорив с врачом.

Седьмой месяц

Семимесячный малыш – это любознательный шалунишка, которому нужно исследовать все, что находится в поле его зрения. Поэтому, частенько, любимые игрушки в его руках оказываются разобранными или сломанными. Для ребенка это время открытий и освоения новых навыков.

Физические преобразования

Основные изменения в анатомии и физиологии – укрепление костной и мышечной ткани, повышение силы и выносливости, замедление дыхания до 35-45 вдохов в минуту, которое, постепенно, приближается к показателям взрослого человека.

Нейро-психомоторное развитие

Малыши неплохо управляют своими ручками, могут перекладывать вещи, хватать их, притягивать к себе, бросать. Более осмысленным становится произношение слогов, у детей начинает проскальзывать понимание логических связей, но, конечно, на детском уровне.

Новые способности

Развитие ребенка в 7 месяцев происходит во всех направлениях:

  • малыши могут сидеть продолжительное время;
  • ползают не только по-пластунски, но и на четвереньках;
  • пытаются садиться сами;
  • способны отличать родных от незнакомых людей.

Детки уже начинают интересоваться книгами и с удовольствием их пролистывают, рассматривая картинки.

Восьмой месяц

Движения ребенка к восьми месяцам становятся крайне разнообразными, благодаря мышечной силе и ловкости. Малыши – эмоциональны, импульсивны, и за ними необходимо, постоянно, присматривать.

Физическое состояние

У большинства деток уже появилось от 2 до 6 зубов, и они могут жевать полутвердую пищу. Они много ползают, играют сидя, оттачивая навык самостоятельного присаживания. Этому способствует укрепление позвоночника и более сильная мускулатура.

Совершенствование интеллектуальных способностей

При отсутствии проблем со здоровьем, развитие ребенка в 8 месяцев способствует повышению его коммуникабельности, общительности, причем он уже проявляет интерес к своим ровесникам и может с ними контактировать. Прогрессирует и речь младенца – он более отчетливо и понятно произносит разные звуки и слоги, понимает даже длинные фразы и вопросы, обращенные к нему.

Успехи восьмимесячного малыша

Новые умения ребенка пока тесно связаны с бытом. Он прекрасно понимает, для чего необходима кружка и ложка, полотенце и зубная щетка. В присутствии посторонних ведет себя скованно, и, в то же время, радостно встречает близких людей. Подражание взрослым можно наблюдать в поведении детей постоянно, к тому же, и память младенца теперь удерживает многие вещи.

Двигательная функция детишек не может не радовать – они самостоятельно принимают любые позы, лежа, быстро ползают, садятся и могут просидеть, прямо держа спинку, до 10 минут.

Понимая, как происходит развитие ребенка до года по месяцам, есть возможность стимулировать те или иные способности, отслеживать отставание, всегда быть подготовленным к непредвиденным проблемам.

Девятый месяц

Развитие ребенка в 9 месяцев дает основание для оценки основных достижений, к которым он пришел с момента рождения. Здоровый, жизнерадостный бутуз активен, весел, и нуждается в расширении пространства вокруг себя.

Изменения в физиологии

В данный момент важно, чтобы кроха много ползал – так он тренирует мышцы всего тела и очень скоро будет готов к тому, чтобы ходить. Кроме того, такой вид передвижения очень полезен для укрепления связей в правом и левом полушарии, благодаря чему лучше развивается речь ребенка и его умственные способности

Моторика, психика и интеллект

Психика детей, достаточно, развита, поэтому малыш без труда узнает своих домочадцев, может откликаться на их просьбы и пожелания. Также он с легкостью покажет ручкой или пальчиком на предмет, о котором говорят. В речи тоже происходят положительные изменения, и теперь младенец может обращаться к родителям, бабушке и дедушке, соединяя слоги в короткие слова «Мама», «Баба» или «Деда».

Характерные возрастные проявления

Девятимесячные дети умеют:

  • брать предметы двумя пальчиками;
  • садится из позы лежа;
  • забираться на кресло и диван;
  • вынимать и складывать мелкие предметы;
  • понимать обращенные к ним вопросы;
  • танцевать и играть в мяч.

Теперь малышам тесно в манеже, и они играют на полу, так что придется позаботиться об их комфорте и безупречной чистоте.

Десятый месяц

В этом возрасте дети становятся все более самостоятельными и стараются доказать это при любом удобном случае. Главным в жизни малыша остается познавательная деятельность, которой способствует повышение его интеллекта.

Физические возможности

Ребенок продолжает расти и прибавил в весе около 500 граммов. Грудная клетка его стала, гораздо, шире, увеличился объем головы. Благодаря тому, что малыш много играет, у него более сильные ручки. Усталость дети чувствуют лишь при длительных занятиях и играх, что говорит об их выносливости. Неприятности доставляют только зубки – у них уже появляются боковые резцы.

Психомоторная функция

Развитие ребенка в 10 месяцев предполагает улучшение памяти, практичность мышления, прогресс в разговорной речи. Младенец понимает похвалу и отказ, может отражать в своем поведении радость, неудовольствие, а, иногда, и протест.

Главные достижения

Полученные и усовершенствованные навыки детей заставляют родителей гордиться ими, это:

  • способность удерживать в одной ручке сразу два предмета;
  • прыганье на двух ножках;
  • применение подручных средств, чтобы достать желанную вещь;
  • устойчивое положение стоя;
  • возможность делать свои первые шаги.

Дети продолжают ползать, умеют сидеть длительное время, с удовольствием копируют действия взрослых и их слова.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев детишки, существенно, изменились, узнали массу необходимой информации и научились неплохо управлять своим телом.

Физическая подготовка

Малыш набрал еще 400 граммов, вырос на полтора сантиметра, нарастил мышечную ткань – по причине этого, он обладает кипучей жизненной энергией, правда, и тратит ее очень быстро. В силу формирования вестибулярного аппарата, он неплохо ориентируется в пространстве, может вставать, ходить за руку с родителем, нагибаться и прыгать.

Психомоторный и интеллектуальный уровень

Развитие ребенка в 11 месяцев продолжается. Теперь малыши могут произносить отдельные слова из двух слогов, им нравится танцевать под музыку, они умеют махать ручкой, сами снимать носочки, с удовольствием ищут спрятанные вещи.

Успехи и новые способности

Дети достаточно усовершенствовали многие навыки, и теперь могут:

  • ползать в разных направлениях;
  • легко узнавать знакомые вещи и предметы, указывать на них по просьбе взрослых;
  • ходить, не слишком уверенно, делая маленькие шажки;
  • кушать ложкой и пить из кружки;
  • самостоятельно умываться.

Но самое прекрасное, что у них появляются свои личные пристрастия и увлечения, а общение становится потребностью.

Двенадцатый месяц

В год малыш уже осознает себя личностью, имеет свои интересы, разбирается в игрушках, имеет предпочтения в общении с разными людьми. У него появляется целеустремленность, которая в сочетании с возросшей самостоятельностью, порою, порождает упрямство. Дети активно обучаются, и делают это с удовольствием.

Физическое развитие

К этому времени у детей появляется до 8 зубов. Тело у них, сравнительно, длинное, в отличие от коротких ног, поэтому центр тяжести оказывается смещенным. Также еще недостаточно развит свод стопы. С другой стороны, это не мешает им отлично забираться и спускаться с возвышения, стоять и ходить без поддержки.

Психоэмоциональная активность и моторика

Невзирая на то, что развитие ребенка в 12 месяцев (1 год), немного замедленно, он отлично развивает свои психические, интеллектуальные и двигательные способности. Может узнавать различные предметы не только в жизни, но и на изображениях, обладает отличных слухом и умеет подражать голосам животным, звукам проезжающих машин. В отличном состоянии находится координация движений малыша и его речевые возможности. Дети любят похвалу, одобрение, объятия мамы, с радостью встречают родных и расстраиваются при их уходе.

Основные умения

Годовалые детки обладают многими навыками:

  • они много двигаются – ползают и ходят, забираются на диван;
  • могут подняться на несколько ступенек по лестнице;
  • помогают маме вытирать пыль и убрать со стола;
  • могут себя самостоятельно обслуживать – снять верхнюю одежду, обувь, носки и шапочку, чистят зубки, моют личико, кушают ложкой;
  • их лексикон составляет около 20 слов.

Более того, они умеют обнять и поцеловать родных людей, понимают эмоциональное состояние находящихся рядом взрослых, запоминают, как хорошее, так и плохое.

Многих пап и мам волнует, как обеспечить нормальное развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь при этом младенец, всегда можно выяснить у педиатра. Вообще, необходимо наведываться к нему регулярно, чтобы не пропустить серьезных нарушений. Главное же, что нужно малышу в этот важный период – родительская забота, внимание и любовь.

lazy-mama.ru

Развитие ребенка по месяцам до года, что должен уметь ребенок

Когда в семье появляется новорожденный ребенок, каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи — показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.

Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?

Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели. С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.

В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.

1 месяц

Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них. Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.

Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):

  • Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
  • Поисковый (поиск маминой груди).
  • Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
  • Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
  • Сосательный (прикасания языка к предмету).
Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.

2 месяца

Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет. Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.

Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:

  • Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
  • Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
  • Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
  • Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
  • Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
  • Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.

3 месяца

В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.

В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника. К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.

Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:

  • Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
  • Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
  • Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
  • Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
  • Различать голос близких и посторонних ему людей.
  • Более координировано двигать ножками и ручками.
  • При недостатке внимания кричать и плакать.
  • Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
  • Больше спать ночами, и меньше в дневное время.

4 месяца

Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.

В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот. Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.

Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:

  • Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
  • Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
  • Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
  • Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
  • Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
  • Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
  • Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
  • Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
  • Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
  • Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
  • Реагировать при произношении его имени.
  • Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.

5 месяцев

К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.

В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям». Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.

К 5 месяцам малыш должен:

  • Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
  • Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
  • Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
  • Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
  • Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
  • Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
  • Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
  • Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
  • Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
  • При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
  • Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.
Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик. В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.

6 месяцев

К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти. Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:

  • С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
  • Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
  • Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
  • Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
  • Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
  • Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
  • Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
  • Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
  • Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
  • Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
  • Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
  • 6 месяцев — важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Бывает такое, что к началу шестимесячного возраста детки начинают меньше спать днем, при этом они очень активны. Но не следует забывать, что шестимесячное дитя должно спать трижды в день по 1.5-2 часа (ночной сон также должен быть не менее 10 часов). В этом возрасте ребенок уже начинает кушать жидкую и полужидкую пищу, пить соки и молоко из чашки. Самостоятельно подбирать рацион малышу категорически запрещено, лучше всего проконсультироваться с врачом (он подскажет, сколько и какой пищи нужно давать младенцу). Также следует отметить, что шестимесячный малыш не должен кушать сладкую или соленую пищу, так как его кишечник и почки еще не полностью сформировались, и могут возникнуть проблемы.

Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.

7 месяцев

В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом). Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).

Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.

В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием. Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.

Семимесячный младенец должен:

  • Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
  • Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
  • Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
  • Немного быстрее и энергичнее ползать.
  • Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
  • Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
  • Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
  • Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
  • Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
  • Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
  • Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.
Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать. Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.

Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.

8 месяцев

В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте. Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.

На восьмом месяце ваш малыш:

  • Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
  • Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
  • Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
  • Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
  • Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
  • Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
  • Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
  • Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
  • Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
  • Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
  • Умеет махать ручкой на прощание.
  • Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.
В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.

9 месяцев

В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки. Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:

  • Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
  • Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
  • Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
  • Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
  • Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
  • Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
  • Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
  • Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
  • Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
  • Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
  • Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.

10 месяцев

Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации. К десятимесячному возрасту малыш может:

  • Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
  • Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
  • Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
  • Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
  • Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
  • Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
  • Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
  • Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
  • Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
  • Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Также хочется отметить, что на данном этапе развития у младенца активно развивается мелкая моторика пальцев рук, и этому развитию нужно способствовать. Научите малыша рисовать на крупе с помощью пальчиков, выкладывать спичками различные фигурки, лепить что-то при помощи пластилина и т.д.

11 месяцев

Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:

  • Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
  • Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
  • С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
  • Понимает и любит похвалу.
  • Выражает свои желания посредством разных способов.
  • Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
  • Пытается подражать звукам животных.
  • Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
  • Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.
К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.

Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит. В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.

12 месяцев

Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору). В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:

  • Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
  • Преодолевать различные препятствия.
  • Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
  • Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
  • Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая — нравиться.
  • Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
  • Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
  • Понимать практически все, что ему говорят.
  • Самостоятельно искать свои игрушки.
  • Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Развитие ребенка за один год проходит весьма стремительно, и мамам нужно только успевать следить за его нормальным ходом при помощи календаря по месяцам. Советуем узнать когда приучать ребенка к горшку и как это сделать. В случаях каких-то серьезных отклонений необходимо незамедлительно обращаться к педиатру. Но если вы окружите своего малыша заботой и любовью, то, не успев и оглянуться, увидите, как ваш младенец повзрослел и стал сознательной единицей в нашем социуме.

agu.life

Что должен уметь ребенок до 1 года. Карта развития по месяцам: вес и рост, навыки

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

С появлением в семье новорожденного ребенка родителям необходимо знать, что в каждый месяц своего развития он должен уметь ребенок. Пристальное внимание к соответствию нормам позволит вовремя заметить развитие отклонений и приступить к лечению в случае необходимости.

Карта развития новорожденного по месяцам – мальчик и девочка

Отечественные педиатры ежемесячно обследуют младенцев на соответствие физического, моторного, психоэмоционального и речевого развития средним показателям, установленным Всемирной организацией здравоохранения.

Физическое развитие ребенка констатируют с помощью антропометрических параметров, нормы которых представлены в виде центильных таблиц. Для удобства пользователей в данной статье 12 центильных матриц систематизированы в одну таблицу (Табл.1). Возрастные нормы по месяцам охватывают период в 30-45 дней.

Моторные навыки выражаются в способности ребенка держать голову, двигать конечностями, брать предметы, переворачиваться, тянуться, садиться и т.п. Психоэмоциональное развитие контролируется со слов родителей, обследования невролога и педиатра.

Речевые навыки – самый лояльный параметр развития ребенка, возрастные нормы имеют разброс в несколько месяцев.

Месяц жизниПол младенцаграницы нормы роста (см)Прибавка за месяцГраницы нормы веса (кг)Прибавка за месяцОкружность

средний показатель (см)

головыгрудной клетки
0девочка45,4-52,92,4-4,232,0-37,030,8-37,0
мальчик46,1-53,72,5-4,432,5-37,731,7-37,3
1девочка49,8-53,63 – 3,53,2-5,5400-90033,8 -39,532,9-39,0
мальчик50,8-58,63 – 3,53,4-5,8400-120034,8-39,833,3-39,4
2девочка52,2-60,83 – 3,53,7-5,6400-130035,6 -41,434,6-40,9
мальчик53,4-62,13 – 3,53,9-6,6400-150036,9-41,835,0-41,6
3девочка55,1-63,93 – 3,54,4-6,5500-120036,9-43,036,2-42,8
мальчик56,1-65,53 – 3,54,5-7,5600-130038,4-43,336,5-43,8
4девочка57,4-66,42-2,55,0-7,4500-110038,2-44,238,1-44,3
мальчик58,6-68,75,2-8,4400-130039,6-44,538,1-45,7
5девочка59,9-68,82-2,55,5-8,2300-100039,2-45,439,4-45,9
мальчик61,0-70,95,8-9,1400-120040,6-45,939,3-47,7
6девочка62,1-70,82-2,56,1-9,0300-100040,1-46,340,6-47,2
 мальчик63,0-72,56,4-9,7400-100041,5-46,740,6-49,0
7девочка63,7-72,71,5-26,5-9,7200-80041,0-47,341,8-48,5
мальчик65,0-74,16,9-10,3200-100042,2-47,741,7-50,1
8девочка65,2-75,21,5-27,0-10,5200-80041,6-48,042,8-49,8
мальчик66,5-75,77,4-10,8200-80042,8-48,442,7-51,1
9девочка66,5-75,81,5-27,4-11,2100-60042,4-48,543,6-51,0
мальчик67,8-77,17,8-11,3200-80043,5-49,043,6-52,0
10девочка67,7-77,117,7-11,3100-50042,8-49,244,3-52,0
мальчик68,8-78,88,0-11,8100-60044,0-49,644,3-52,8
11девочка69,0-78,518,1-12,2100-50043,2-49,645,0-52,7
мальчик69,9-80,48,3-12,3100-50044,3-50,044,8-53,6
12девочка70,5-79,318,3-12,6100-50043,5-50,145,5-53,3
мальчик71,0-81,78,6-12,7100-50044,6-50,745,3-54,3

Таблица 1. Нормы физического развития

Важно помнить, что дети, в силу генетических особенностей, могут рождаться с большими или меньшими отклонениями весо-ростовых показателей от усредненных норм. Динамику физического развития отслеживают в соответствии с антропологическими данными при рождении.

Что должен уметь ребенок первого месяца жизни

В первые сутки после рождения у ребенка происходит естественная убыль веса в пределах 300 г. Далее младенец должен ежедневно набирать массу тела, так как именно прибавка в весе является основным показателем здоровья ребенка в период новорожденности.

Что должен уметь ребенок в первые дни жизни, определяется на уровне рефлексов. У малыша с рождения должны присутствовать безусловные врожденные рефлексы.

Основными из них являются:

  • Сосательный рефлекс – обеспечивает прием пищи новорожденным.
  • Поисковый (рефлекс Куссмауля) – помогает ребенку найти грудь, соску.

    Хватательный рефлекс — вот что должен уметь ребенок при 1 месяце жизни

  • Шаговый рефлекс – в вертикальном положении при ощущении опоры, ребенок делает автоматические шаги.
  • Ползательный (рефлекс Бауэра) – в положении лежа на животе, младенец пытается ползти, отталкиваясь ножками от подставленной ладони взрослого.
  • Хватательный Рефлекс Робинсона – при нажатии пальцем на центр детской ладони, рука ребенка сжимается в кулак, захватывая палец взрослого.

Дети первого месяца жизни спят 70% всего суточного времени. Во время бодрствования малыши кушают, выполняют естественные отправления, пассивно наблюдают за миром.

К концу первого месяца ребенок старается самостоятельно удерживать голову несколько секунд, поворачивает ее на звук. Успокаивается на руках у мамы, поскольку помнит и узнает ее запах, голос и ритм сердца. Кряхтением, возней и плачем малыш сигнализирует о физическом дискомфорте: голоде, сырости, боли.

Что должен уметь ребенок второго месяца жизни

Ко второму месяцу жизни заканчивается период новорожденности, как цикла акклиматизации малыша к новым условиям существования.

Способности младенца проявляются в следующем:

  • Моторное развитие ребенка второго месяца жизни характеризуется снижением тонуса мышц. Руки и ноги малыша легко разгибаются и сгибаются. Очень важно в этот период регулярно делать массаж рук, ног и спины младенца.
  • Ребенок способен подносить руки к лицу и подолгу рассматривать их, сжимая и разжимая ладонь в кулак. В положении лежа на животе малыш способен поворачивать голову, недолго удерживая ее над поверхностью.
  • Ребенок самостоятельно поворачивается на спину из положения лежа на боку.
  • Появляются первые звуки. Гуление носит протяжный характер, малыш как бы пропевает отдельные звуки.

К концу второго месяца проявляется «комплекс оживления». Малыш осознанно наблюдает за яркими предметами, активно двигает руками и ногами, выражая радость. Появляется сознательная улыбка в ответ на внимание родителей, склонившихся над ребенком.

Что должен уметь ребенок третьего месяца жизни

Что должен уметь ребенок на третьем месяце жизни является своеобразным рубежом моторного и психоэмоционального развития.

К концу периода дети:

  • хорошо держат голову;
  • приподнимают туловище, лежа на животе, опираясь на руки;
  • свободно поворачиваются на спину в любую сторону из положения на боку;
  • совершают исследовательские операции руками – берут и удерживают легкие погремушки, пробуют на вкус все окружающие предметы;
  • внимательно следят за перемещением погремушки взглядом, поворачивая голову.

Зрительный аппарат ребенка уже способен различать яркие цвета: красный, черный, оранжевый. Лежа в кроватке, малыш долгое время может наблюдать за вращением подвесного мобиля. Подвешивать игрушки над кроваткой нужно на расстоянии вытянутой руки младенца.

Психоэмоциональное развитие характеризуется ответными реакциями со стороны малыша на интонации и мимику взрослого. Ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение, плачет, если родитель говорит строгим тоном, хмурится. Дети третьего месяца жизни активно повторяют мимические выражения лица, с интересом наблюдают за тем, как родители проявляют эмоции.

Продолжает формироваться речь. Теперь малыш учится произносить слоги «ба», «бу», «ага» «агу».

Что должен уметь ребенок четвертого месяца жизни

Что должен уметь ребенок четвертого месяца жизни, определяют врачи-педиатры – продолжается его активное развитие. Все имеющиеся навыки совершенствуются и появляются новые.

Ребенок в этот период:

  • Целенаправленно тянется к игрушкам, ярким предметам; оценивает расстояние до них, захватывает руками, держит, трясет. Появляются любимые игрушки;
  • Различает множество звуков, узнает голоса близких людей, вслушивается в музыку. Ему нравится играть с музыкальными игрушками, погремушками.
  • При кормлении малыш поддерживает бутылочку двумя руками. Охотно играет в «ладушки», хлопает в ладоши.
  • К концу месяца дети учатся переворачиваться из положения лежа на спине на живот. Появляются первые попытки ползания.
  • Налаживается режим дня. Малыш реже просыпается ночью. Дневной сон происходит в одно и то же время.

Что должен уметь ребенок пятого месяца жизни

Действия малыша становятся осмысленными. Пятимесячный ребенок должен проявлять интерес к окружающим предметам.

Безразличие к ярким вещам в этом возрасте может указывать на патологии зрительных органов, нарушения неврологического характера.

  • Двигательная активность увеличивается. Теперь малыш стремится самостоятельно садиться, хватаясь руками за опору. Педиатры настоятельно не рекомендуют усаживать детей без поддержки, это способствует искривлению позвоночника.
  • Свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Ползает по-пластунски по ровной поверхности, дотягивается до игрушек.
  • Требует общения, не может находиться в одиночестве дольше 10 минут.
  • Активные, физически крепкие дети способны самостоятельно вставать в манеже, кроватке.
  • Малыши с интересом наблюдают за окружающим миром во время прогулок, подолгу не засыпают.

Наступает время прорезывания первых зубов. Младенцы становятся беспокойными, усиленно трут игрушками десны. Облегчить зуд помогают прорезыватели с жидким наполнителем, которые можно охлаждать в холодильнике. Прохладный силикон немного облегчает страдания.

Перед сном можно наносить на десны тонкий слой обезболивающего геля «Холисал». Возможно поднятие температуры, появление насморка. Симптомы исчезают, как только зуб полностью прорежется.

Что должен уметь ребенок шестого месяца жизни

С полугодовалого возраста дети прекращают активно набирать вес, за счет постоянно увеличивающейся двигательной активности.

Вот что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • Внимательно слушать речь взрослых, повторять слоги, лепетать, имитируя взрослую речь.
  • Реагировать на собственное имя.
  • Поворачивать голову и находить взглядом знакомые предметы.
  • Свободно манипулировать небольшими предметами: доставать, перекладывать из одной руки в другую.
  • Садиться из положения лежа, сидеть без поддержки непродолжительное время.
  • Начинать ползать на четвереньках.
  • Стоять при поддержке взрослого, держась за опору.
  • Эмоционально проявлять привязанность к матери.

Полугодовалый младенец активно проявляет недовольство в моменты исчезновения матери из поля его видимости. Психологи объясняют такое поведение малыша его неуверенностью в возвращении мамы обратно, страхом потери любимого человека.

В ближайшие 3 месяца реакции на отсутствие матери будет только усиливаться, сто свидетельствует о правильном психоэмоциональном развитии ребенка и здоровом микроклимате в семье.

Что должен уметь ребенок седьмого месяца жизни

Семимесячный малыш осваивает навыки самостоятельного поведения.

Он уверенно может сам:

  • садиться, сидеть без поддержки;
  • быстро передвигаться на четвереньках;
  • вставать и переступать приставным шагом, опираясь на вертикальные поверхности;
  • совершать различные манипуляции с предметами (открывать, закрывать, доставать);
  • понимать слова взрослого, выполнять простые просьбы;
  • останавливаться и замирать при слове «нельзя».

Очень важно объяснять ребенку причину запрета. Помочь ему установить причинно-следственную связь: нельзя – значит опасно. Родителям следует помнить, что число запретов не должно превышать 3 «нельзя» до того времени, пока он их не усвоит. Только после этого объясняются новые запреты. В противном случае, малыш будет исследовать запретные зоны в отсутствие наблюдателей.

Также в этот период усиливается зависимость от присутствия матери, он все время следит, чтобы она была в поле его зрения. Проявляется особая привязанность к другим родственникам, которых малыш часто наблюдает, появляется настороженность при встрече с новыми людьми.

Что должен уметь ребенок восьмого месяца жизни

Восьмимесячный младенец продолжает осваивать ранее приобретенные навыки.

К тому, что должен уметь ребенок, добавляются:

  • Лепет, напоминающий речь иностранца. Малыш много «говорит» наборами звуков, похожими на слова.
  • Игры с взрослым, с осознанным повторением движений: полетели, хлопнули, сели, топнули.
  • Умение откусывать и жевать не слишком твердую пищу.
  • Прием пищи из ложки и жидкости – из чашки-поильника.
  • Понимание и выполнение просьб: дай, возьми, покажи.
  • Демонстрация своих желаний жестами и мимикой. Таким образом ребенок просит взять что-либо с полки, стола.

Психоэмоциональное развитие проявляется в усилении страха:

  • от знакомства с новыми людьми,
  • от разлуки с матерью,
  • при появлении новых звуков.

Зачастую дети сильно пугаются звуков пылесоса, микроволновой печи, стиральной машины. В такие моменты малыша нужно брать на руки и объяснять происходящее. Лучше всего показывать, почему рычит пылесос, нажимая на кнопку питания рукой ребенка. Он быстро поймет, что страшную машину можно выключить.

Появление страха – важный этап развития психики и самосознания ребенка. Беспокоиться стоит тогда, когда малыш в этом возрасте не пугается абсолютно ничего. Возможно, у него есть нарушения слухового аппарата, расстройства эмоциональной сферы. В этом случае необходимо отправиться к педиатру, которые направит к узким специалистам.

Что должен уметь ребенок девятого месяца жизни

Девятимесячный малыш фонтанирует эмоциями. Он способен заливисто смеяться, восторженно удивляться и протестующе возмущаться. Мир покоряется ему. Теперь он свободно перемещается в пространстве. Многие дети начинают самостоятельно ходить в период с 9 до 10 месяцев.

Ребенок должен в этом возрасте знать части тела и лица, уметь показать, что и где у него находится: руки, ноги, глаза, уши. Дети девятимесячного возраста умеют снимать с себя отдельные предметы одежды: шапку, носки.

Малыши очень любят игры с бумагой, книгами. Они с удовольствием рвут, мнут листы, рассматривают сюжетные иллюстрации. Родителям следует быть готовыми к подобным опытам: запастись ненужными яркими журналами, картонными и пластиковыми книгами.

Появляются яркие протесты. Стрижка ногтей, удаление слизи из носа, чистка ушей вызывают у ребенка отрицательные эмоции. Такое поведение свидетельствует об осознании ребенком собственного тела. Он понимает, что ногти, уши, нос – это его личное, и пытается защитить свое, что свидетельствует о здоровом взрослении психики.

Что должен уметь ребенок десятого месяца жизни

Ребенок продолжает осваивать язык взрослых, теперь он способен воспринимать простые словесные шутки, смеяться над забавными на его взгляд словосочетаниями, звуками.

Он проявляет интерес к детям, радуется изображениям детей на упаковках детского питания, подгузников, восторженно реагирует на появление в поле досягаемости сверстников и детей дошкольного возраста.

Также малыш с удовольствием манипулирует мелкими предметами: перебирает бусины, нанизывает детали пирамидки, складывает кубики. Родителям следует не упускать удачный момент и активно развивать мелкую моторику и мыслительную активность. Для этого подойдут игры-шнуровки, мешочки с крупами, опыты с переливанием воды из одной емкости в другую с помощью маленького стаканчика.

В этот период ребенок учится преодолевать препятствия, залезает на диван, кресло, поднимается по ступеням. Спускаться ребенок пытается лицом вперед, поэтому важно несколько раз показать малышу, как разворачиваться, чтобы сначала опускать на пол ноги. Ребенок и сам сможет освоить разворот и спуск, набив предварительно шишки при падениях.

У него появляются любимые занятия, позволяющие определить склонность к определенным способностям: танцы, пение, рисование, конструирование.

Несмотря на отсутствие полного ряда зубов, малыша нужно постепенно приучать к восприятию и «пережевыванию» твердой пищи. Прикорм в этом возрасте разнообразен, не стоит перетирать всю пищу в пюре.

Что должен уметь ребенок одиннадцатого месяца жизни

Главным из того, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, является появление автономной речи:

  • Малыш способен понятными взрослым из близкого окружения словами попросить что-либо. Слова необязательно будут звучать правильно, главное, чтобы родители знали, что они означают, и ребенок это видел. Регулярно поправляя малыша в произношении слов, мама очень быстро исправит ситуацию.
  • Ребенок прекрасно понимает речь взрослых, прислушивается, когда говорят о нем, реагирует в зависимости от смысла услышанной информации.
  • Одиннадцатимесячный младенец способен подражать языку зверей, изображать звуки машины, поезда, самолета, обозначая ими самих животных и предметы.

Моторное и психоэмоциональное развитие проявляется в следующих действиях:

  • Ребенок с удовольствием выполняет несложные поручения.
  • Развивается ролевое восприятие. Ребенок переносит обыденные действия на игрушки: качает, кормит, одевает.
  • Малыш учится пользоваться ложкой, пить из чашки самостоятельно.
  • Умеет махать рукой в знак приветствия и прощания, выражать привязанность радушными объятиями и заискивающей улыбкой.
  • Танцует под ритмичную музыку, подпевает.

В 11 месяцев практически все дети проявляют интерес к хождению, начинают ходить самостоятельно без поддержки. Родителям важно позаботиться об обуви малыша. В этом возрасте вся обувь должна быть ортопедической, с высокими задниками, для предотвращения искривления ног и развития плоскостопия.

Что должен уметь ребенок в год

В преддверии первого юбилея дети полностью отождествляют себя с взрослыми. Вступает в силу кризис 1 года: малыши стремятся все делать самостоятельно, протестуют, поступают «наоборот».

Годовалый ребенок четко разделяет социальные роли всех членов семьи, с каждым из которых ведет себя по-разному. Нередко в отсутствии матери ребенок становится послушным и покладистым, в то время как наедине с мамой активно проявляет задатки будущего характера.

Малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого, выражает протест при выполнении дел, которые ему не нравятся.

Что должен уметь делать ребенок в год:

  • Самостоятельно ходить, присаживаться на корточки и вставать.
  • Пользоваться ложкой и чашкой.
  • Самостоятельно пить из бутылочки, чашки-непроливайки.
  • Понимать слова взрослого, говорить несложные слова. Словарный запас в год должен достигать 10 слов. Считать следует все произносимые ребенком буквосочетания, если они обозначают что-то конкретное постоянно («ав-ав» — собака, «муу» — корова, «ам» — кушать).
  • Знать и показывать все части тела на себе, других людях, куклах.
  • Играть: катать мяч, игрушки-каталки, собирать пирамидку.
  • Взаимодействовать с другими детьми, повторять их действия (игры в песочнице).
  • Подражать поведению взрослых: переключать каналы на пульте, «говорить» по телефону, «читать» книги, журналы.
  • Понимать названия и находить нужные предметы по просьбе родителей.
  • Спокойно, без истерик отпускать маму при разлуке. Выражать радость при встрече.
  • Проявлять интерес к новым вещам, игрушкам, радоваться подаркам.

Важным фактором правильного умственного и физического развития является грудное вскармливание. Дети с меньшей массой тела более подвижны, чем упитанные младенцы. Немного активнее развиваются малыши, имеющие регулярный тесный контакт с детьми более старшего возраста.

Сравнивая своего малыша с тем, что ребенок должен уметь делать в каждый период своего развития, родителям нужно помнить о том, что каждый младенец индивидуален, и не стоит паниковать, если развитие ребенка не опережает или даже немного отстает от развития сверстников. Своевременные посещения педиатра и других специалистов помогут контролировать процесс развития.

Видео о том, что должен уметь ребенок до года

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев:

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:

kidteam.ru

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться

Начало

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь ребенок в 1 год

Навыки по месяцам:

1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru


Смотрите также