Развитие у детей логики


Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?

Главная / 4 - 6 лет / Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?

Развитие логики у ребенка позволяет постепенно освоить процессы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, а также научиться доказывать свою точку зрения и находить решение любой задачи. Все эти умения способствуют совершенствованию мышления, поэтому развивать логическое мышление у детей просто необходимо.

Необходимость развития логики

Логическое мышление – это умение совершать сначала простейшие, а затем и более сложные логические операции самостоятельно. Не раз человека выручает способность анализировать и обобщать, опровергать или доказывать что-либо, но не каждый задумывается о том, что эту способность нужно совершенствовать.

Развитие логического мышления не происходит само по себе, к этому процессу следует подойти целенаправленно. Сначала нужно определиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения на развитие логики.

Методы и характер упражнений зависят, в первую очередь, от возраста ребенка и его подготовленности:
  1. Малыши не могут мысленно представить ситуацию или предмет, логические вопросы и словесные задания им не осилить. Для маленьких детей характерно наглядно-действенный тип мышления, поэтому упражнения подбирают такие, чтобы ребенок мог потрогать, переложить или добавить, чтобы он «увидел»результат решения задачи.
  2. Немного позже, когда у ребенка сформируется наглядно-образное мышление, можно перейти к заданиям – картинкам. Дети с помощью представленных образов смогут отыскать ответ на вопрос.
  3. Пик развития мышления – формирование словесно-логического типа – приходится на старший дошкольный возраст. С этого момента оно начинает постепенно совершенствоваться. Ребенку уже неинтересно ощупывать предмет или осматривать его, ему важнее то, что он думает или произносит.

Со временем он научится оценивать сложность поставленных задач, ставить перед собой цели, составлять план действий и находить пути решения проблем.

Добиться таких результатов можно, если в процессе придерживаться следующих принципов:
  • Для развития логики нет понятий «рано» или «поздно»: начинать можно в любое время, когда ребенок станет пытаться понимать связи между предметами.
  • Упражнения нужно подбирать в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка: не стоит ожидать логических умозаключений от малыша, а школьнику будет неинтересно придвигать и отодвигать предметы, если они быстрее могут выполнить процедуру «в уме».
  • Гармоничное развитие логических способностей невозможно без воображения, поэтому для изучения логики лучше подбирать творческие задания.

Положительное влияние на развитие логики у ребенка оказывают игры и интересные упражнения. Поэтому перед выбором игры нужно заинтересовать малыша, подбирать интересные для него задания.

Методика развития логики у дошкольников

Каждый ребенок развивается по-разному: кто-то раньше начинает ходить и разговаривать, а кто-то позже. Средний возраст начала занятий по развитию логики – 2 годика, когда малыш будет пытаться понять причинно-следственные связи и задавать вопросы.

Формирование и развитие логического мышления у детей проводится поэтапно:

Специально ориентированные занятия с малышами не проводят – они для них будут скучными и неинтересными. Используют развивающие приемы в ходе игры или беседы. Инициатором беседы сначала будет взрослый: «Почему стало темно? Верно! Солнышко спряталось за тучки!», «Кто лает на улице? Правильно, собачка! Почему она лает?». Если ребенок не просто отвечает на вопрос, но и добавляет что-то свое, высказывает свое мнение, значит, ему эта игра понравилась, он готов поиграть.

В 3-4 года ребенок осваивает геометрические фигуры и цвета, учится сравнивать. Сначала дети должны найти отличия (это легче), а потом искать общее. Полезными в плане развития логики игры с мозаикой и конструктором. Создавая объемные постройки или картины, дети учатся обобщать.

Интересными и полезными на этом этапе будут игры:
  1. «Угадай-ка»: Взрослый называет свойства или признаки предмета, а ребенок отгадывает (большое, круглое, красное, сладкое — яблоко). После этого меняются ролями.
  2. «Найди отличия»: из кубиков строят две башни, немного отличающиеся друг от друга, ребенок находит отличия. По мере понимания смысла игры, фигуры усложняют, потом переходят к выполнению заданий на картинках.
  3. «Сортировка»: нужно рассортировать по цвету, размеру или форме (кубики – в корзинку, а шары – в ведерко). К этой разновидности относятся игры «Собери урожай» (отдельно выкладывают овощи и фрукты), «Раздели животных» (дикие и домашние).
  4. «Съедобное — несъедобное» (с мячом): взрослый кидает ребенку мяч, называя предмет. Если предмет съедобный, то мяч нужно поймать, если нет – отбить. После нескольких правильных «ответов» игроки меняются ролями.
  5. «Найди цвет» (тренировка умения находить общий признак): ребенок должен найти как можно больше предметов в комнате одного цвета. Игру можно видоизменить – найти предметы одной формы или размера.
  6. «Составь узор из геометрических фигур» (узор может быть симметричным или несимметричным).
  7. «Составь геометрическую фигуру из спичек/палочек».
  8. «Почтальон»: нужно разнести письма адресатам в зависимости от цвета, формы, размера.
  9. «Куда поместится кошка»: детям предлагают найти предметы, в которые поместится животное определенного размера.

Постепенно упражнения усложняются, дети учатся отгадывать загадки, собирать пазлы, анализировать пословицы и поговорки. При объяснении нужно уделять внимание непонятным словам, находить им объяснение, подбирать для них слова – описания. В этот период дети выполняют упражнения с математическими понятиями «больше – меньше».

Для развития логики ребят 6-7 лет (старшие дошкольники) подойдут такие задания:
  • «Найди продолжение пословицы».
  • «Подбери синоним/антоним к слову» — предварительно нужно отработать сами понятия, привести примеры, а затем уже приступать к выполнению задания.
  • «Объясни смысл поговорки/пословицы».
  • «Найди большее/меньшее число».
  • «Расположи числа в порядке убывания/возрастания».
  • «Найди лишнее».

Старший дошкольник может рассказать о прочитанном или увиденном сюжете, высказать свое мнение, сделать какие-то выводы. Работая по картинкам, дети находят ошибки в поведении прохожих, объясняют поведение героев. Подобные упражнения способствуют развитию речи и совершенствованию словесно-логического мышления.

Развитие логики у младших школьников

Для развития логического мышления в младшем школьном возрасте упражнения немного усложняют:
  1. Нужно не просто отгадать загадку, а еще указать слова, которые помогли найти ответ; более сложная вариация – сочинить загадку самому.
  2. Найти лишнее слово и объяснить свою точку зрения, лишних слов может быть несколько (например, среди слов «молоко, сыр, вода» лишним может быть вода – не является молочным продуктом, или сыр – твердый, а вода и молоко – жидкие).
  3. Отнести письма по нудному адресу (номер дома представлен в виде примера, а название улицы зашифровано).

Младшие школьники постепенно начинают оперировать понятиями, которые не могут воспринять с помощью органов чувств: они отражают суть предмета и выражаются специальным символом или словом (например, периметр). У многих возникают трудности в усвоении учебного материала, который невозможно ощутить каким-либо образом.

Лучше освоить программу поможет абстрактно-логическое мышление, активно развивающееся на прочной основе из наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического типов мышления.

Определить, насколько активно оно развивается, можно по следующим признакам:
  • Школьник умеет делать выводы, анализировать значимые внутренние свойства предмета, а не его внешние характеристики.
  • Мысленно решает задачи без наглядного их представления.
  • Рассуждения становятся логически верными, постепенно учится анализировать информацию, синтезировать и обобщать ее.

Положительно характеризуют качество мыслительных процессов скорость нахождения необходимого пути решения, способность находить несколько вариантов решения и умение понять смысл задания и выявить взаимосвязи между всеми компонентами задачи.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Кадр из мультфильма «Гадкий я» 

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

mel.fm

Развиваем логическое мышление

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения — вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное — детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Задания и упражнения на логическое мышление

Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.

logiclike.com

Развиваем логику у ребёнка правильно

Любой родитель осознает, что развитие умственных способностей малыша является важнейшим толчком при подготовке к школе и вообще его будущей жизни.

В отличие от детей, взрослые мыслят совсем по-другому. Мы имеем уже заготовленные знания, которые применяем на практике даже не задумываясь. Но наши малыши каждый день видят что-то новое, они не знакомы с теми или иными обстоятельствами. Поэтому крохи до 6 лет, сами того не осознавая, анализируют все происходящее и откладывают информацию, правильный уклад которой будет помогать им всю жизнь.

Логическое мышление – это моделирование закономерностей с помощью анализа и рассуждений. Говоря простым языком, это связывание различных обстоятельств в единые для получения результата. Такой процесс влияет на все проявления жизни детей: действия, речь, умственные способности и т.д.

При подобном воспитании стоит уделять большое внимание различным играм на логику и игровым задачам. Они не утомляют детей с первых же минут как, например, чтение, при этом большинство полностью погружается в такие задачки.

Разберём несколько направлений развития наших крох.

Задачи

Есть множество различных задачек, которые знакомы еще с нашего детства. Стоит начать с простых задачек, например, таких:

  • сколько ушей у двух зайчиков?
  • сколько хвостиков у трёх котят?
  • сколько ножек у двух собачек?

Дальше для детей игра становится все более затягивающий, он начинает понимать игру, теперь можно усложнять вопросы, например:

  • Бабуля сшила своим внукам шарфики и варежки. Всего получилось 3 шарфика и 6 варежек, сколько внучков у бабули?
  • В небольшом озере было семь уточек. Две из них занырнули под воду, сколько уточек в озере? (Уточек по-прежнему семь, просто кто-то под водой, а кто-то нет).

После того как ребенок в возрасте 6 лет понимает суть игры и знает, что решение может быть не таким уж и простым, настает время логических задач с подвохом:

  • В вазе двадцать одно яблоко, а дно упало (созвучие «одно» и «а дно»), сколько осталось?
  • Как назвать пять дней, не называя ни дни недели, ни чисел? (ответ позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  • Едет автобус, все спят, Толька один не спит. Как зовут того, кто не спит? (Тут так же созвучие — «только» и имя «Толька»).

Не стоит разочаровываться, если ваш ребенок в свои 6 лет не отгадывает большинство задач. Многие задачи не могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь можете найти тысячи подобных задачек в интернете и развить логическое мышление не только малыша, но и свое.

Читайте также:   Советы иммунологов: как поднять иммунитет у ребенка

Игры

Развитие детей в раннем возрасте напрямую связано с играми, поэтому стоит уделить этому отдельное внимание.

Сейчас в магазинах продаются сотни развивающих игр для детей всех возрастов. Обязательно приобретите для ребенка хотя бы пару таких игр, но чем больше, тем лучше.

Сюда может быть отнесена мозаика, которая полезна для мышления не только для ребенка в возрасте 6 лет, но и более взрослых ребят. После регулярного собирания мозаики ребенок начинает понимать, как и к чему присоединяются предметы, что в узкий проход пройти невозможно и т.д. Так же для него будет удивительным, что он смог повторить картинку, нарисованную на образце.

Конструктор почему-то зачастую относят только к мальчикам. Это очень напрасно, так как он является хорошим инструментом развития мышления. Ведь дите начинает учиться проектировать у себя в голове нужные образы, что очень благотворно сказывается на логике, плюс к этому осуществляется развитие мелкой моторики пальцев.

Сразу хотелось бы уточнить, что не надо брать игры с маленькими игрушками. Для детей может быть опасным использование таких игрушек, так как они могут их проглотить, наступить на них и др.

Разберем, так же, логические игры, которые не требуют лишних покупок:

  • Берем три цветочка и вырезаем фигурки (можно взять из каких-нибудь игральных наборов). И превращаем игру в задачку, которая для детей почему-то может оказывается легче, чем для взрослых. Красный цветок растет не на круглой, а на квадратной клумбе. Желтенький цветок тоже не растет на круглой клумбе, а на треугольной. В какой клумбе все-таки растут цветы?
  • Очень старая игра на развитие логического мышления для крох, как раз до 6 лет. Посмотрите в зеркало вместе со своим дитем. Заострите их внимание на том, что в зеркале все наоборот. После того, как ребенок разобрался, можно поиграть с ним в игры: поставить двух детей напротив друг друга и сказать, чтобы один из них повторял за другим. Так же сюда можно отнести игру, когда вы раскладываете предметы, а малыш должен зеркально отразить расположение вещей.
  • Крестики-нолики. Для детей в возрасте 6 лет это будет неплохим толчком для выработки логического мышления. Сначала нужно поддаваться ребенку, потом пробовать препятствовать его выигрышу, а уже потом он начнет осознавать простоту данной игры.
  • Ребусы. Данная игра-задачка вызывает трудности у многих детей, поэтому стоит начинать с простейшего с тщательным пояснением решения. Данная игра так же может утомить ребенка, поэтому, если ему эта игра не очень нравится, стоит все же пореже применять ее, но все же исключать ее полностью нельзя.
  • Совместные игры руками. Это, например, может быть какая-либо «считалочка», когда вы становитесь напротив ребенка и должны хлопнуть в ладоши, потом правую руку об правую руку, потом опять в ладоши и левую о левую.
Читайте также:   Как развить музыкальный слух у ребёнка?

Секции

Для ребенка до 6 лет любая секция будет интересной и забавной, но все же стоит учитывать его предпочтения. Да, каждый родитель мечтает, чтобы его сын или дочка ходили на ту или иную секцию. Мамы тащат детей на аэробику и музыку, отцы в футбол и др. Не концентрируйтесь на себе, важно учитывать, что действительно интересно для ребенка. Покажите детям фильмы, например, с музыкантами, или, наоборот, с футболистами и т.д. Посмотрите, на что направлен его интерес. Испытав первые трудности, ребенок может не захотеть опять посещать занятия, поэтому здесь еще стоит учитывать тот аспект получается ли у него это или нет и уж только тогда проявлять упорство.

Но как секции помогают при развитии логического мышления детей до 6 лет? А самым прямым образом! Например, музыка (предположим пианино) подразумевает изучение нот, малыш начинает изучать целый язык, который нужно еще сопоставлять с нажиманием на клавиши. Так же развивается его слух. В итоге со временем он может сразу сопоставлять несколько действий и при этом без всяких путаниц.

Другой пример, в данном случае узнаем, как вливает спорт на развитие мышления детей до 6 лет. Возьмем, например, футбол. Ваша кроха начинает понимать, что, если ударить по мячу он покатится. Более того, если его пнуть в какую-то сторону, то он полетит в ту же сторону. Причем всех это происходит автоматически, вы, например, когда-нибудь задумывались об этом? Тем не менее вы понимаете, что если пнуть влево, то мяч полетит влево, а если вправо, то вправо.

Слишком перегружать ребенка до 6 лет не нужно, так как он должен отдыхать и испытывать исключительно приятные эмоции, а не повседневно утомляться за решением задач и занятиями на секциях.

rebenokrazvit.ru


Смотрите также