Ребенку пятый месяц


Ребенок 4 месяца. Пятый месяц ребенку

  • Поделиться на Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Одноклассниках

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.  

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать  предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.  

Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца – это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит  на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

rebenok.by

Развитие ребенка на пятом месяце жизни

В этот период  ребенок ежедневно совершает массу открытий, как в окружающем его мире, так и в своих собственных возможностях. Младенец обретает все больше новых физических навыков и стремится к общению со взрослыми. Пятимесячные дети становятся заметно активней, в периоды бодрствования постоянно переворачиваются, меняют позы, пытаются ползать и изо всех сил стараются закрепить приобретенные умения и навыки.

На пятом месяце жизни малыши, безусловно, проявляют себя как целеустремленные труженики. Ваша задача на этом этапе все свои силы направить на закрепление приобретенных умений и на помощь младенцу в открытии новых возможностей собственного тела. Для того чтобы понимать, к чему стремиться, вам нужно узнать, что должен уметь ребенок в пять месяцев. При этом не забывайте учитывать особенности темпов развития своего чада.

Умения

  1. Младенец стремится находиться в положении с лучшим обзором, то есть вертикально, и может стоять при поддержке около 5 минут. Быстро развивающиеся дети могут уметь самостоятельно вставать в кроватке, придерживаясь за решетки. Не нужно пугаться, что у малыша от этого станут кривыми ноги. Если он делает попытки подняться раз за разом и сам стоит в течение некоторого времени, значит, его мышечная система и скелет готовы к подобным нагрузкам.
  2. Пятимесячный ребенок может присаживаться при поддержке или самостоятельно подтягиваться на ручках, хватаясь за пальцы взрослых, но некоторые дети развиваются раньше. Если ваш малыш, опираясь на свои ручки, сидит некоторое время без вашей поддержки, значит, он достаточно для этого окреп, и вам не стоит бояться, что такое положение тела навредит его органам и позвоночнику.
  3. Развивается противопоставление большого пальчика остальным пальцам руки, оно проявляется при захватывании пятимесячным ребенком различных объектов. Специально учить такому положению пальчиков малыша не стоит, он сам возьмет игрушку как положено, когда придет время.
  4. Большая часть значимых рефлексов новорожденного на пятом месяце либо исчезает, либо перерождается в физические навыки.
  5. При удерживании ребенка на руках в воздухе лицом к полу, он инстинктивно должен выгибаться, приподнимая верхнюю часть тела, а в положении лежа на животе умеет свободно двигать руками и ногами.
  6. Шейные мышцы пятимесячного младенца уже достаточно хорошо окрепли, и при подтягивании его за ручки из горизонтального положения, он должен уметь удерживать головку.
  7. Перевороты со спины на животик и наоборот к концу пятого месяца жизни должны быть освоены малышом, причем делать это он умеет через разные стороны тела.
  8. Координация движений рук у малыша на пятом месяце позволяет ему хватать предметы, не отрывая от них взгляд.

Зная, как должно протекать развитие ребенка в 5 месяцев и что он должен уметь в этом возрасте, вы можете направить свои силы на помощь малышу в приобретении тех навыков, которые он обязан освоить. Регулярные тренировки будут способствовать укреплению умений грудничка переворачиваться и координировать свои движения.

Если каждый день учить делать его перевороты в разные стороны, малыш довольно освоит их и будет уметь их совершать без затруднений. Участковый педиатр покажет вам, как развивать ребенка в 5 месяцев посредством специальных упражнений.

Уход

Из-за того, что большинство детей в настоящее время склонны к аллергическим высыпаниям на коже, а в пятый месяц жизни в их рацион вводится все больше незнакомых продуктов, вам нужно внимательно следить за состоянием дермы малыша и осуществлять регулярный уход за ней.

Ежедневные водные процедуры освежают кожу младенца и эффективно тренируют его мышцы. Купание в ванной теперь может растянуться на длительное время, поскольку детям нравится плескаться и исследовать «поведение»  игрушек в воде. Малышей очень увлекают опыты по их бросанию и «подтоплению» с последующим всплытием и приводят в восторг переливание воды из емкости в емкость и пускание мыльных пузырей. После ванной рекомендуется делать малышу расслабляющий массаж.

Сон

На пятом месяце жизни большинство детей много времени посвящает ночному сну, просыпаются они только чтобы покушать. Изменяется и дневной режим. Поскольку малышу становится интересен окружающий мир, то на прогулках он теперь не спит, а увлеченно рассматривает те объекты, мимо которых мама провозит его на коляске. Из-за этого должен слегка измениться ваш распорядок дня, выходить на прогулки нужно будет в другое время, а укладывать спать вы будете малыша уже дома, что весьма удобно. Пока ребенок спит, вы можете заняться накопившимися делами по хозяйству или прилечь рядом с младенцем и немного отдохнуть.

Поскольку у пятимесячного ребенка изменяется характер рациона с введением прикорма, и он дольше остается сытым, малыш может больше спать днем. У некоторых детей изменяется режим сна в светлое время суток, они отдыхают два раза днем, а ночью спят до 10 часов.

Понять, что пришло время переходить с трехразового дневного сна на двухразовый, вы сможете, когда ваш малыш начнет с трудом укладываться спать и будет долго засыпать.

Эмоции и психология

Пятимесячный ребенок должен уметь различать своих и чужих, к родным он относится доверительно, а к посторонним настороженно. На попытки незнакомых взрослых взять его на руки, младенец отвечает плачем и капризами. В этом возрасте малыш умеет уже воспринимать голосовые интонации: в ответ на ласковый тон он улыбнется вам, а от строгого — начнет обижаться и даже плакать. В то же время и в самом лепете младенца уже можно различить определенные интонации и звуки, которые означают различные просьбы. Внимательные родители уже на пятом месяце жизни малыша понимают желания малыша и начинают общаться с ним. Количество эмоциональных оттенков, которые испытывает ребенок, к пятому месяцу увеличивается, и все эти чувства ярко отражаются на его лице.

Речь

На пятом месяце жизни младенец активно развивает свой  речевой аппарат. Он может подолгу гулить, повторяя одинаковые слоги, с интересом вслушиваясь в их звучание. Вы можете заметить, что в детском лепете появились интонации, напоминающие взрослую речь.

Внимательно прислушивайтесь к тем звукосочетаниям, которые издает ваш малыш, и если вы услышите что-то похожее на реальные слова, повторите за ним и обрадованно похвалите. Младенцу очень важно ваше одобрение его успехов, оно будет стимулировать его развиваться и тренироваться дальше. Продолжайте учить с малышом разные звукосочетания и короткие слова, и пусть сейчас у него будет плохо получаться произносить их, он будет рад вашему вниманию и присутствию и, несомненно, будет очень стараться.

Вес и рост

По окончании пяти месяцев жизни ребенок набирает еще 600-700 грамм веса, а рост увеличится примерно на 2 см. Как правило, разница в этих цифрах у детей разных полов до сих пор сохраняется. Мальчик обычно бывает крупней, чем девочка, но это зависит не только от половой принадлежности, влияние на рост и развитие детей оказывает наследственность, питание, активность и перенесенные за весь период заболевания.

Кормление

Пятый месяц жизни несет для малыша определенные изменения. Питание становится пятиразовым с перерывом между кормлениями в 4 часа. Если до этого из-за каких-то причин педиатр считал, что младенцу рано вводить прикорм, то сейчас кишечник ребенка вполне подготовлен к перевариванию отличающихся от молока видов пищи.

Знакомьте пятимесячного малыша с новыми продуктами осторожно, по одному, отмечая реакцию кожи на них и изменение характера стула. Поскольку аллергия на новое питание может проявляться не сразу, будет удобно завести дневник, куда вы будете вписывать названия продуктов, которые попробовал ребенок и особенности его реакции на них. Пятимесячный малыш умеет глотать густую пищу и захватывать ее губами с ложечки.

К возрасту пяти месяцев в организме малышей заканчивается запас железа, полученный им в период внутриутробного развития, поэтому педиатр рекомендует вам использовать смеси и каши с повышенным содержанием железа, учитывая особенности состояния здоровья вашего ребенка.

Игры

Эмоциональное и психологическое развитие малыша достигает уже уровня, на котором ему начинают нравиться игры. Пятимесячный ребенок может увлечься одной игрушкой и заниматься ей в течение 5-10 минут, для маленьких детей это уже колоссальное достижение.

Младенцу в возрасте пяти месяцев понравятся традиционные игры с элементами пряток: вы можете поиграть с ним в «Ку-ку» или скрывать из его вида какой-то предмет, внезапное появление которого приведет малыша в восторг.

Пальчиковые игры также все еще интересны пятимесячным детям, они и сами временами начинают ритмично лепетать и загибать себе пальчики, словно повторяя «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик».

Поскольку речевое развитие малышей в пять месяцев проходит довольно активными темпами, ваша задача закрепить наработанные артикуляционные навыки. Показывайте ребенку картинки с животными или игрушки, проговаривайте их названия, нарочито растягивая гласные и четко произнося согласные, подражайте тем звукам, которые они издают. Малыш будет стараться повторять движения ваших губ и звукосочетания.

Пятимесячный ребенок вполне уже может запоминать наименования частей своего тела, поэтому дотрагивайтесь до носика, ушек, ручек и ножек малыша, четко произнося их названия. Для развития памяти младенца чаще читайте ему коротенькие ритмичные потешки и стишки.

Вы можете показывать ребенку фотографии с родными и близкими, называя их по именам. Со временем малыш сможет узнавать в семейном альбоме не только папу с мамой и бабушек с дедушками, но и указывать пальчиком на фото, где изображен он сам новорожденный.

Чему нужно уделить особое внимание на пятом месяце?

  1. К возрасту пяти месяцев практически у всех детей либо уже появляются первые зубки, либо они готовятся к появлению на свет. В арсенале у малыша должны быть прорезыватели, за которыми нужно осуществлять уход, чтобы не занести ребенку в ротовую полость инфекции. Также для облегчения болевых ощущений у детей педиатр рекомендует вам использовать специальные охлаждающие и болеутоляющие гели.
  2. Для развития мышц пятимесячного малыша полезно заниматься с ним гимнастикой и регулярно делать массаж. Особое внимание нужно уделять наращиванию спинного корсета, поскольку эта мускулатура необходима для того, чтобы младенец начал садиться самостоятельно.
  3. Дети на пятом месяце жизни учатся пользоваться игрушками, осваивают нанизывание колечек на стержень, осознанно нажимают кнопки на музыкальных игрушках.
  4. Постоянно разговаривайте с младенцем, когда он лежит в кроватке или сидит коляске.
  5. Поскольку зуд из-за режущихся зубок заставляет малыша тянуть все в рот, регулярно осуществляйте уход за теми игрушками, которым пользуется ребенок. Промывайте их под струей воды, обдавайте кипятком, если это не навредит им, и просушивайте.
  6. Пятимесячного ребенка можно на некоторое время помещать в манеж, окружая его интересными и безопасными игрушками.

newbabe.ru

Пятый месяц жизни ребенка

Начинается пятый месяц жизни ребенка. К концу четвертого месяца малыш научился переворачиваться с живота на спинку и обратно, держать головку лежа на животе и приподниматься на ручках. На пятом месяце жизни ребенок будет развивать эти умения.

Малыш стал более активным и подвижным, поэтому за ним нужно более тщательно присматривать, чтобы он не упал с края дивана или какой-либо другой поверхности. Хотя он еще и не ползает, зато очень резво передвигается, перекатываясь с живота на спинку.

Помимо перекатываний любимым упражнением малыша остается поднимание ножек вверх и их изучение с помощью рта. Также он учится выполнять упражнение «аэроплан»: лежа на животике поднимает голову вверх, выпрямляет спинку, раскидывает руки в стороны и приподнимает ножки.

В этот период малыш уже пытается подползти к яркой игрушке, которую ему очень хочется взять. Конечно, до полноценного ползания ему еще далеко. А пока он только учится подтягиваться на ручках. Все эти упражнения необходимы ребенку для развития мышц и подготавливают его к ползанию.

На пятом месяце жизни ребенка развиваются и его ручки. Он может уверенно брать и держать погремушки, перекладывать их из одной руки в другую. Малыш может даже держать свою бутылочку. Предлагайте ему различные по форме и по текстуре игрушки, так у него лучше будет развиваться мелкая моторика и тактильные ощущения. Продолжайте делать массаж пальчиков. Кстати, намного больше игрушек малыши любят такие предметы как ложки, кружки, крышки и т. п. Размещайте игрушки так, чтобы малышу приходилось дотягиваться до них и даже немного подползать.

Носите малыша на руках по всей квартире. Подносите его поближе к различным незнакомым предметам, чтобы он мог их получше рассмотреть, рассказывайте ему об этих предметах. Так у него развивается стремление познавать окружающий мир.

Еще одним любимым занятием на пятом месяце жизни ребенка является общение. Малыш уже может произносить отдельные гласные и согласные. Его улыбка, смех и слезы сейчас вполне осознанны. Малыш улыбается не только потому, что сыт и потребности удовлетворены, но и потому, что рад видеть маму. Может заплакать не только от голода или боли, но и от обиды, что его проигнорировали или отобрали игрушку. Хорошо узнает близких, которые с ним живут. А чужих может испугаться.

На пятом месяце можно начинать приучать ребенка к чашке и ложке. Конечно, сам он их сразу держать не сможет, но это и не нужно. Главное, чтобы малыш знал, что пить и кушать можно не только из маминой груди и своей бутылочки.

Введение прикорма на пятом месяце жизни ребенка

В этот период жизни малыша можно вводить прикорм, предварительно посоветовавшись с педиатром. Начинать нужно с одной чайной ложечки в день. Лучше если это будет каша или овощное пюре, в состав которого входит 1 – 2 компонента, не больше.

Для приготовления первых пюре для малыша подойдет кабачок, картофель, капуста или морковь. Желательно, чтобы овощи были со своего огорода, без нитратов. Отварите овощи без соли, разотрите и смешайте с овощным отваром так, чтобы пюре было жидким, как кефир. Не забывайте, что каждый новый продукт нужно давать малышу, начиная с одной чайной ложечки в начале кормления. Внимательно наблюдайте, не появилась ли у малыша аллергическая реакция, не испортился ли стул.

За пятый месяц жизни ребенка его вес увеличивается на 600 – 700 г, а рост на 2 см. Тело малыша становится очень гибким, а сам он – очень активным, подвижным и любознательным.

Продолжайте делать малышу массаж и гимнастику. Во время массажа к поглаживаниям можно добавить растирания и легкие постукивания пальцами. А к гимнастике – упражнения стоя. Придерживайте малыша подмышки в вертикальном положении, и он будет стоять. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Итоги пятого месяца жизни ребенка

— хорошо удерживает головку;

— переворачивается с живота на спинку и обратно;

— уверенно держит игрушку и играет с ней;

— тянет ноги ко рту и сосет пальцы на ножках;

— узнает родителей;

— произносит гласные и согласные звуки;

— с удовольствием изучает новые предметы и обстановку.

Своими достижениями и открытиями о пятом месяце жизни ребенка обязательно поделитесь в комментариях.

be-happywoman.ru

Развитие ребенка: пятый месяц жизни

Ребенку 5 месяцев: какие изменения ждут малыша к пяти месяцам жизни?

Вашему малышу пошел пятый месяц. Теперь его уже не застанешь просто неподвижно лежащим и смотрящим в потолок отрешенным взглядом – нет, кроха интенсивно продолжает изучать себя и весь мир вокруг. Он активно двигается, тянет ручки к родителям, игрушкам, интересным ему предметам. Все вокруг проходит «проверку» через ротик малыша – и его собственные ручки, и погремушки, пеленки, игрушки.

Внешность крохи становится все более гармоничной. Параллельно этому, происходит стремительное психологическое развитие малыша, быстро растет количество навыков, которые он приобретает. Разве такие серьезные достижения – не повод для радости мамы и папы?

По-прежнему главным для крохи остается любовь и поддержка родителей. Но с каждым днем вы с удивлением отмечаете, как он становится все более и более самостоятельным и умелым. Конечно, о «Я сам!» речь пока не идет, но все же эти ежедневные успехи очень вдохновляют близких, и вселяют веру, что они все делают правильно.

Какие же изменения ждут кроху на пятом месяце жизни?

Физическое развитие ребенка

К концу пятого месяца жизни малыш может удвоить свой «новорожденный» вес – то есть его вес приблизится к 6800-7200 граммов. За месяц кроха наберет около 600-700 граммов, и вырастет где-то на 2-3 сантиметра. Всего с рождения к пятому месяцу дети подрастают в среднем на 14 сантиметров, и теперь их рост колеблется в пределах 64-68 сантиметров.

Конечно, не стоит переживать, если ваш малыш вообще не вырос за месяц, или за неделю «прибавил» 1-2 сантиметра. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

Самый важный акцент в развитии крохи на пятом месяце жизни – формирование двигательной активности. К концу этого месяца малыш научится изменять положение тела в пространстве, без посторонней помощи переворачиваться с животика на бочок, и потом на животик. Но все эти важные приобретения появятся не моментально. В начале месяца кроха, скорее всего, лишь будет делать попытки к поворотам. С первого раза у него ничего не будет получаться. Но постепенно мама может заметить, как ее карапуз поднимает себя высоко на предплечья, «укладывает» свое тело для первого самостоятельного поворота.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот – с животика на спинку – кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж – во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

Все больше времени бодрствования кроха проводит лежа на животе. В этой позиции он сначала опирается на локотки, а потом и на ладошки, поднимая корпус. Таким образом, малышу намного проще наблюдать за всем происходящим вокруг него, и, кроме того, он приобретает первые навыки, подготавливающие к ползанию. Еще совсем немножко – и ребенок поймет, как замечательно можно переставлять ручки, и так крутиться на месте или передвигаться вперед и назад.

Также вы можете заметить, как иногда кроха, опираясь ступнями и головкой о кроватку, вытягивает позвоночник, поднимая ягодицы, пробуя делать «мостик». Также малыш может, подняв голову, вытягивать туловище. Что же, такими способами кроха испытывает возможности своего тела.

Также специалисты выделяют так называемую реакцию Ландау — когда головка малыша устанавливается правильно в любом положении. Но, если вы не заметили подобной реакции у своего крохи в пять месяцев, не стоит волноваться, она непременно появится к шестому месяцу. Так что пока еще «бить в колокола» рано.

По-прежнему, кроха еще не умеет садиться самостоятельно. Но он начинает этому учиться. Так, если его из позиции лежа на спинке потянуть за ручки и попробовать присадить, он поднимет головку и будет ее удерживать. Пока еще не рекомендуется сажать малыша, не поддерживая за ручки. Не торопитесь – всему свое время.

Мышцы спины малыша уже настолько развиты, что он уже может делать «самолетик» — лежа на животике, поднимать головку, ручки и ножки, и махать ими.

Где-то в пятимесячном возрасте полностью уходит гипертонус мышц крохи. Приобретают развитие согласованные мышечные движения, подчиненные конкретной цели. Такие движения увеличивают самостоятельность малыша, предоставляя ему возможность в результате свободно перемещаться в пространстве.

Когда кроха уже научится немножко перемещаться, пятясь ручками и извиваясь, или еще каким-либо способом, попробуйте стимулировать его к ползанию. Для этого недалеко от ребенка положите интересную игрушку, так, чтобы до нее можно было доползти. Но, даже если пока ему не удастся достать желаемое, не забудьте похвалить карапуза за старания и в виде вознаграждения положите игрушку рядом с ним.

На пятом месяце жизни малыши очень любят сосать пальчики ножек, а нередко и пяточки. Детки продолжают изучать свое тело, и это нормальное проявление любознательности.

Продолжается совершенствование координации движений ручек. Малыш может захватить, оттолкнуть, притянуть, поймать игрушку-подвеску, покачать, толкнуть, покрутить, пытается ее ощупать и всячески исследовать. Таким образом, кроха собирает сенсорную информацию об окружающих его предметах, в частности, об их физических свойствах. Малыш анализирует такие параметры, как: особенности поверхности предмета, его температура, цвет, форма, масса, динамика, звук.

Заметив какую-то интересующую его вещь, карапуз направит всю свою энергию, чтобы захватить ее в ручки. Теперь малыш берет предмет двумя руками, и может перекладывать его из одной ручки в другую. Он способен перехватить предмет или игрушку из руки мамы, и берет ее не как попало, а за ручку, то есть самым удобным способом. Также кроха получает первую информацию о силе притяжения, сознательно разжимая ручки и роняя удерживаемую игрушку.

Быстрыми темпами развивается самостоятельность крохи – теперь он может развлекать себя сам с помощью различных игрушек и предметов в течение 10-15 минут. И выбор предмета, с которым было бы интересно поиграть сейчас, малыш делает сам.

Кроха вовсю накапливает чувственный опыт. Поэтому специалисты рекомендуют предлагать крохе в этот период и игрушки-подвески, и различные погремушки – сюжетные, геометрические, с удобными ручками. Самые предпочтительные цвета игрушек – зеленый, желтый, оранжевый, голубой. Также важно, чтобы они воспроизводили различные звуки.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» — он учится манипулировать предметами.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14-15 часов в сутки – 10-11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой – теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

У некоторых детей начинают резаться зубки, поэтому под рукой у крохи всегда должны быть игрушки, которые он может погрызть. К концу этого месяца малыш готов к введению прикорма: он способен проглотить пюре.

В связи с усилением физической активности крохи, педиатры рекомендуют не забывать о массаже и гимнастике. Они помогут карапузу научиться управлять телом, постичь его возможности.

Психическое развитие ребенка

На пятом месяце жизни эмоциональная жизнь крохи значительно обогащается. Важное приобретение в этот период – яркая реакция на родителей и других знакомых взрослых. Малыш узнает их с расстояния 2-3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью – малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт — прикоснуться или взять на руки.

Карапуз различает интонации голоса взрослого, и реагирует на них по-разному. Если, например, мама им недовольна, кроха может расплакаться. Если же родители общаются с ним часто и ласково, малыш обычно пребывает в хорошем настроении, громко и протяжно гулит. На пятом месяце жизни речь крохи переходит из стадии гуления в стадию свирелей – в звуковом потоке распознаются цепочки слогов. Малыш напевает их без участия языка и губ, имитируя услышанное гортанью. Поэтому появляются гортанные звуки «хы», «кх», а также новые слоги «да», «га», наряду со старыми яркими «ау-ау», «а-а-а», «ба-ба-ба» и т.п. Гласные звуки произносятся членораздельно, правильно. Такое гуление – очень важная тренировка речевых навыков.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Среди чувств малыша присутствуют не только «хорошо» и «плохо», но и настороженность, радость, возбуждение, печать, веселье и страх. Родители уже могут различать интонации, звуки лепета крохи, и понимать, о чем он просит.

Очень важно в этот период развивать речь крохи. Помните, новые звуки он может услышать только от того, с кем все время общается. Поэтому постоянно рассказывайте малютке о том, что вы делаете, как называются все предметы из окружающего мира. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, например: «Где стульчик? – Вот стульчик!», и указывайте на стул. Показывайте крохе фотографии членов семьи, называйте всех по именам. И не забывайте малыша тоже постоянно звать по имени.

Познавательная потребность у крохи сейчас очень высока. Он изучает все, что находится вокруг него, интересуется маминым лицом, собственным отражением в зеркале, изучает мамины глаза, нос, брови, губы, прикасается к ним ручками. Малышу не терпится попробовать на вкус и на прочность все предметы, попавшие в зону его досягаемости.  Один из главных способов познания крохи – оральное осязание, то есть, попробовать все «на зуб». Поэтому необходимо побеспокоиться о мерах предосторожности, чтобы все предметы вокруг малыша были чистыми и безопасными.

Умения малыша на пятом месяце жизни

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.

Как помочь ребенку в его развитии?

Каждая мама хочет помочь своему малышу развиваться гармонично. Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Учите кроху манипулировать предметами – таким образом, у него развиваются познавательная активность, мышление и восприятие. Для таких игр выбирайте яркие интересные игрушки. Играя с малышом, показывайте ему, что еще можно делать с предметами: например, мячик не только бросать, но и катить. Это не значит, что карапуз сразу будет повторять за вами, но через несколько месяцев он уже начнет делать все то, чему вы его сейчас научите.

2. Развивайте координацию движений малыша. Для этого можно использовать такие игры:

Неваляшка Малыш лежит на спинке. Покажите ему матрешку-неваляшку с расстояния в полметра. Покачайте немного игрушку. Потом плавно переместите ее так, чтобы она очутилась сбоку. И опять раскачайте ее, привлекая внимание крохи.

Веселый мячик Возьмите небольшой яркий мячик. Кроха лежит на животике. Протяните ему шарик и прочитайте потешку:

«Вот такой веселый мяч» — Легонько сжимайте ручку малыша с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь» — Без особого усилия потяните за мячик, чтобы ручка крохи напряглась.
«Так и просится играть» — Подергайте мячик в ручке карапуза, побуждая отдать его.
«Трудно будет удержать» — Мячик направьте к другой ручке крохи, чтобы он смог сам перехватить его другой ручкой.
«Мячик прыгал и скакал, 
Снова в ручки к нам попал!» — Покажите свою радость, что мячик снова оказался у ребенка.
Дальше можно менять ручки малыша, перекладывания мячик то в правую, то в левую ручку.

3. Развивайте зрение крохи. Теперь малыш может фокусировать взгляд независимо от расстояния, на котором «прячется» интересный предмет. Предлагайте ему новые зрительные объекты, изучайте события во дворе из окна и во время прогулки.

4. Чаще говорите с малюткой, рассказывайте ему об окружающем мире, предметах на улице и дома, слушайте его «ответы». Все свои действия сопровождайте словами, несложными просьбами, меняйте интонацию, выражение лица и жесты. Когда малыш случайно произносит новый слог, весело за ним повторяйте, несколько раз подряд.

5. Играйте с малышом с помощью зеркала. Наблюдайте, как он улыбается своему «двойнику», ловит мимику и движения рук.

6. Помогите крохе познакомиться с его телом. Показывайте и называйте малышу части тела – ножки, ручки, животик, носик, ротик, глазки. В такие игры можно играть в любое время.

7. «Шалите» с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы — веселые мартышки! 
Мы играем громко слишком! 
Мы в ладоши хлопаем! 
Мы ногами топаем! 
Надуваем щечки! 
Скачем на носочках! 
И друг другу даже 
язычки покажем! 
Дружно прыгнем к потолку! 
Пальчик поднесем к виску! 
Оттопырим ушки!
 Хвостик на макушке!
 Шире рот откроем! 
Гримасы все состроим!»

8. Предлагайте крохе новые тактильные ощущения. Давайте ему пощупать лед, прикоснитесь его ручкой к чашке горячего чая. Разрешите карапузу засунуть пальчики в теплый кисель или кашу.

9. Поощряйте попытки малыша ползать. На полу расстелите одеяло, выложите перед крохой игрушки так, чтобы он их видел, но не мог достать. Скоро он поймет, что до игрушки необходимо доползти.

10. Помогайте малышу выражать свои желания различными способами. Например, прежде чем взять на ручки, поманите кроху своими жестами, чтобы он протянул руки к вам. Как только протянет – обязательно похвалите, вместе с ним порадуйтесь, поцелуйте. Малыш будет счастлив, и вы тоже.

11. Стимулируйте мышечную активность крохи. Можно использовать новые упражнения:

  • сгибание и разгибание ручек, скрещивание их на груди;
  • из положения на животике легко приподнять малыша за ручки;
  • когда кроха лежит на спинке, можно сгибать и разгибать его ножки в коленках, подводя к животику;
  • массаж спинки, животика, ножек и стоп.

Лучше всего такие упражнения сопровождать ритмичными стишками и потешками:

«Каравай» «Мешу-мешу тесто» — разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка; 
«Есть в печи место. 
Пеку-пеку я каравай» — легонько хлопаем по телу крохи; 
«Головушку валяй-валяй!» — аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

«Ку-ку» Экспериментируйте с различными вариантами игры: закрывая руками глаза; прикладывая одеяльце к лицу и выглядывая из-за него; прячась за дверью и выглядывая; пряча игрушку под одеяло и потом стягивая его.

12. И, конечно же, просто любите своего кроху! Более универсального секрета не существует.

Обратитесь за консультацией к специалисту, если ваш малыш к концу пятого месяца жизни:

  • сам плохо поворачивается с животика на спинку;
  • неуверенно держит головку;
  • не тянет ручки к игрушке;
  • не перестает плакать, когда слышит пение мамы или музыку;
  • не гулит;
  • на руках у мамы не пытается искать глазами названные ею предметы;
  • не может отличить приветливость и недовольство в мимике и тоне.

Помните, данный календарь развития ребенка – это только ориентир для родителей, и все его показатели усредненные. Ваш же малыш – индивидуален, поэтому и график развития у него свой.

«Любите своего малыша, радуйтесь общению с ним и будьте счастливы!» Анна Кутявина для сайта f-journal.ru

f-journal.ru


Смотрите также