Ребенок боится какать что делать


Ребенок боится какать или психологический запор у ребенка

Некоторые родители уже не младенцев, но все-таки маленьких деток сталкиваются с весьма нестандартной и деликатной проблемой – ребенок боится какать на горшок, в унитаз, даже просто в собственные штанишки. Об этой проблеме родители стараются не говорить и напрасно – очень важно знать, как помочь ребенку преодолеть психологический запор (именно так называют данную проблему врачи). Но, для начала, нужно разобраться с причинами, которые заставляют ребенка панически бояться какать и терпеть, сдерживая позывы, порой по несколько дней.

Почему ребенок боится какать?

Наиболее часто причиной возникновения психологического запора у ребенка становится обычный запор. Из-за неправильного питания детки часто страдают запором, их кал становится очень твердым и процесс дефекации нередко проходит болезненно. В это время ребенок может испытывать сильную боль и, как следствие, боязнь какать откладывается в его сознании. После сильных болей, которые малыш почувствовал при попытке покакать, он может подумать, что теперь так будет всегда, а значит, будет действительно бояться какать, терпеть по несколько дней, несмотря на боли в животе и неприятные чувства.

Психологический запор у ребенка может случиться в различном возрасте, но чаще всего данное явление педиатры встречают у деток от 2 до 4 лет.

Интересно знать: Насколько реален вред памперсов?

Иногда проблема с боязнью похода в туалет возникает на почве неправильных методов воспитания – мама или папа могут сильно поругать малыша, который не добежал до горшка и «сделал дело» в штанишки. Как следствие, ребенок может сделать неправильный вывод, связав гнев родителей не с обгаженными штанами, а с самим процессом похода в туалет. Естественно, теперь он, чтобы не огорчать родителей, будет терпеть до последнего.

Что делать, если ребенок боится какать?

Для начала, необходимо исключить из ряда возможных причин страха перед опорожнением дисбактериоз. Для этого нужно сдать анализы в поликлинике. Когда данное заболевание исключено, и становится ясно, что это ни что иное, как психологический запор у ребенка, важно нормализовать питание, дабы стул пришел в норму и стал мягче – это поможет избежать повторных болей при дефекации.

Если ребенок боится какать, стоит включить в его ежедневный рацион больше овощей и фруктов, в особенности тех, которые способствуют профилактике запоров. Кроме того, рекомендуется ежедневно давать ребенку компот из сухофруктов: изюма, кураги, чернослива; а также варенный буряк. Эта еда позволит размягчить стул. Обязательно следите за количеством потребляемой жидкости – ребенок должен много пить.

Кроме того, нужно временно исключить из рациона все трудноусваиваемые продукты, мучные и сладкие блюда.

Если ребенок все еще боится какать, нужно предпринять все меры, чтобы он не мог долго сдерживать позывы сходить в туалет. Для этого нужно сильно размягчить кал, сделав его более жидкой консистенции. Помочь в этом может сироп лактулозы.

Как принимать сироп лактулозы при запоре и для лечения психологического запора у ребенка

Начинать лечение сиропом лактулозы необходимо постепенно – с двух миллилитров в день, после чего постепенно увеличивая дозировку. Каждые два дня дозу лактулозы увеличивают на 1 миллилитр. Когда доза сиропа дойдет до 10 миллилитров в день, стоит остановиться и принимать лекарство в таком количестве 1-3 недели.

Важно понимать, что лактулоза – это не химический препарат, а особенный углевод, который не задерживается в организме, поэтому особо вреда и побоных эффектов не имеет.

В особых случаях, когда ребенок терпит и боится какать по 4-6 дней, необходимо использовать специальные слабительные глицериновые свечи, применяемые ректально. Когда вы заметите, что малыш сдерживает позывы сходить в туалет,  под каким-либо предлогом вставьте четверть свечи в анальное отверстие и придержите попу, дабы лекарство не выскочило. Эффект не заставит себя долго ждать, поэтому держите горшок наготове! Не забудьте похвалить малыша после того, как тот сходит в туалет – можете угостить его конфетой или дать интересную игрушку. Он должен обязательно понять, что какать не больно и, ни в коем случае, не страшно.

Важно! Использовать слабительные глицериновые свечи лучше после рекомендации с врачом и не затягивать курс лечения, дабы не дать кишечнику ребенка привыкнуть к искусственной стимуляции!

Психологический запор у ребенка и поведение родителей

Детские педиатры и психологи рекомендуют родителям, столкнувшимся с подобной проблемой у детей меньше акцентировать внимание на горшке и непосредственно на процессе дефекации. Лучше всего превратить лечение в увлекательную игру, походы на горшок поощрять обильной похвалой или конфеткой

Важно знать: Список вредных продуктов для детей

Главное в боязни какать – разрушить старые воспоминания и ассоциации, не дать ребенку уверить себя, что какать больно и неприятно. Не стоит также в период существования проблемы заставлять ребенка сидеть на горшке насильно, ни в коем случае не ругайте, если он покакает в штанишки!

  • Автор: Полина
  • Распечатать
Page 2

16.12.2018

Издавна мёд используется не только в качестве сладкого десерта, но и как средство для избавления от многих болезней. Чаще всего им лечат вирусные заболевания, ангину, стоматит. А медовые лепёшки от кашля для детей и на сегодняшний... 

Page 3

Нам, взрослым, зачастую кажется, что нашим малышам и волноваться-то в жизни не о чем. Какие проблемы у дошколят могут быть? И огорчения у них сугубо детские, несерьёзные. И радости такие простые, незамысловатые. Но, оказывается, не всё так безоблачно и с дошколятами. Эмоции в их жизни играют такую же важную роль, как и в нашей. Если не более значимую. Ведь от того, положительный или отрицательный эмоциональный фон преобладает в повседневной жизни вашего карапуза, зависит формирование его, как личности. Именно в этом возрасте закладываются основные черты характера. И от того, насколько благоприятными будут условия существования ребёнка в семье и в социуме, чаще всего зависит, какой из него вырастет человек. Открытый, отзывчивый, коммуникабельный. Или замкнутый, немногословный, агрессивный. Тревожность у детей дошкольного возраста. Именно так, обобщённо, принято называть комбинацию из нескольких эмоций. И именно эти эмоции, если малыш будет испытывать их очень часто, способны помешать становлению его внутреннего «я». Что же психологи подразумевают под термином «тревожность»? И как с ней бороться, если её симптомы вы заметили у своего ребёнка?

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции

По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.

То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное поведение малыша без внимания.

Это значит, что что-то в жизни маленького человека, однозначно, идёт не так. И если вовремя не разобраться в причинах, вызвавших подобный психологический дискомфорт, в будущем придётся столкнуться с преодолением таких проблем у ребёнка, как неуверенность в себе, всевозможные комплексы, фобии, страхи.

Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.

Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.

Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.

Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную

Диагностика

Ребёнок может бояться или тревожиться в определённых жизненных обстоятельствах, прямо или косвенно провоцирующих к этому. Что вполне закономерно. Такая продуктивная, адекватная тревожность называется ситуативной. У детей дошкольного возраста доминирует именно она.

Но бывает и такое, что малыш испытывает чувство беспокойства, не зависимо от ситуации, а подобное состояние становится его спутником в любом роде занятий. То здесь уже вполне можно диагностировать симптомы тревожности личностной.

Когда ребёнок не способен адекватно оценить свои силы, свою реальную успешность, свой внутренний потенциал, он начинает опасаться неудач в любом деле. Из-за этого волнуется, боится и тревожится в какой бы то ни было жизненной ситуации.

Случается, конечно, и наоборот. Слишком низкий уровень тревожности у малышей приводит к тому, что они не могут реально оценивать опасность. Отсюда — травмы, несчастные случаи и другие неприятности.

Слишком высокий или, напротив, слишком низкий уровень тревожности у дошколят является признаком социальной дезадаптации – неадекватным эмоционально-чувственным проявлением. И с этим обязательно нужно бороться.

Ведь, как и любое другое нарушение психо-эмоционального развития ребёнка, тревожность имеет свои последствия. Которые сказываются на формировании личностных качеств ребёнка.

Тревожные дети, обычно, инфантильны, нерешительны, замкнуты

Последствия

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на развитие у ребёнка творческого мышления. Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

У дошколят тревожность устойчивой чертой характера ещё не является. И процесс вполне обратим. При условии проведения соответствующих педагогических и психологических мероприятий.

Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании

Причины её возникновения у дошколят

Для того, чтобы способы коррекции тревожности у ребёнка дошкольного возраста были подобраны правильно, первое, что нужно сделать, это выяснить причины её возникновения у малыша.

И начинать необходимо с изучения личностных взаимоотношений в семье, где воспитывается карапуз. Ведь чаще всего именно погрешности в воспитании ребёнка способствуют развитию у него неспецифических психологических реакций.

Но существуют и другие факторы, способные повлиять на появление у ребёнка признаков тревожности.

Предъявляя слишком высокие требования к своему малышу, родители провоцируют появление у него комплекса неполноценности

Преемственность поколений

Нередко невольными виновниками формирования в ребёнке чувства неполноценности и беззащитности перед всеми возможными, реальными или мнимыми, угрозами выступают сами родители, которые уже страдают повышенной тревожностью. Их методы воспитания, когда они пытаются оградить малыша от всего, что по их, мягко говоря, субъективному мнению, может ему навредить, никак не способствуют нормальному эмоциональному развитию карапуза.

Завышенные требования со стороны родителей (авторитаризм)

Такой подход к воспитанию детей практикуется, обычно, мамой-папой, которые сами не удовлетворены своей  жизнью. И мечтают в ребёнке воплотить свои мечты, которые им не удалось реализовать самостоятельно. Либо же, наоборот, родители – лидеры по натуре – пытаются воспитать в малыше такие же качества, которые присущи им. При этом совершенно не делая скидку на то, что склад характера у их чада разительно отличается от их собственного.

Частые порицания, физические наказания

Негативный опыт общения ребёнка с окружающими откладывается в его памяти надолго. Именно этот опыт, впоследствии, заставляет малыша бояться повторения неприятных для него событий.

Частые конфликты в семье могут стать причиной развития тревожности у малыша

Гиперпротекция (гиперопека)

Вероятность того, что родители, чрезмерно опекающие своего кроху, воспитают ребёнка, безынициативного и тревожного, очень велика. Ведь уверенность в себе – это черта, которую необходимо развивать. А мелочный контроль, ограничения и запреты вряд ли могут способствовать её развитию.

Гипопротекция (гипоопека)

А вот мамы-папы, не достаточно ответственно относящиеся к воспитанию своего чада, уделяющие ему мало внимания, сдержанные в проявлении чувств, всем тем тоже рискуют пробудить в нём тревожность. Постоянно чувствуя себя ненужным и заброшенным, малыш уверится в своей неполноценности. Такие дети, обычно, не рискуют выделяться из общей массы, выполняют все распоряжения и считаются послушными. Казалось бы, что ещё нужно? Но подобное поведение – это не норма, а лишь защитная реакция, ширма, за которой скрывается натура с заниженной самооценкой.

Частые упрёки, запугивания, внушения чувства вины

Часто ли вы говорите своему ребёнку: «Ты плохой, уйду от тебя!», «Вот придёт дядя, и заберёт тебя!», «Сколько раз можно тебе повторять?» и т.п. Если такое случается, тогда не удивляйтесь. Вы сами формируете в малыше чувства страха, вины, неполноценности.

Карапуз чувствует себя ненужным и одиноким, испытывая недостаток родительского внимания

Эмоциональная отверженность ребёнка в семье

Во время семейных конфликтов, каких-то глобальных изменений в укладе семьи (переезд, рождение второго ребёнка, развод или новый брак) ребёнок начинает чувствовать себя не у дел. Родители решают какие-то свои, взрослые, вопросы. А как же он? Что делать в это время ему? Ведь жизнь продолжается, и каждый день преподносит свои сюрпризы. Но с кем малышу обсудить свои печали и радости? От кого получить совет и успокоение? Его внутренние конфликты так и остаются неразрешёнными. Отсюда и беспокойство, отсюда и страх. Чем дольше длится такая ситуация, тем тревожность малыша становится сильнее.

Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов и стрессов

Если ребёнок, в своё время, пережил стресс, его что-то сильно напугало, он испытывал боль или разочарование, не удивительно, что кроха будет бояться встречи со всем, что олицетворяет в его памяти подобные ощущения.

Когда в семье появляется второй ребёнок, старший малыш может испытывать ревность и чувствовать себя не у дел

Органическая, физическая неполноценность

Дошколята уже начинают сравнивать себя с другими детьми, оценивать свою внешнюю привлекательность. А ещё они стремятся подражать всему, что кажется им совершенным. Если по каким-то их собственным критериям они не вписываются в общепринятые рамки, велика вероятность возникновения у них различных комплексов, которые тоже играют немаловажную роль среди факторов, способствующих развитию состояния тревожности у дошколят.

Особенности темперамента ребёнка

И не следует забывать о том, что тревожность может быть одной из граней характера, темперамента малыша. Слабость, инертность нервной системы требуют к себе более профессионального подхода. Особенно, если при этом присутствует влияние ещё и вышеперечисленных факторов.

И вот ещё что примечательно. В дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков и девочек несколько отличается. Дошколята-мальчишки более тревожны, чем девочки.

Тревога девочек больше связана с одушевлёнными предметами или абстрактными. Они боятся мышей и жуков, бандитов и хулиганов, ведьм и привидений. Мальчики более реалистичны. Они тревожатся из-за несчастных случаев и физических травм, своих проказ и наказаний за них.

При грамотно подобранной коррекции тревожности, это состояние у ребёнка останется в рамках ситуативного и не приобретёт личностный характер.

Сказкотерпия — один из методов коррекции тревожности у дошколят

Способы преодоления

Методы коррекции тревожности у дошколят подбираются в зависимости от причин её возникновения. Обычно, это не один какой-то приём, а целая система мероприятий, которые проводятся в тесном сотрудничестве родителей с детским психологом и психотерапевтом.

Что же это за мероприятия?

  1. Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Если вы слишком опекали малыша, предоставьте ему больше свободы. Если были слишком строги и требовательны, постарайтесь смягчиться по отношению к карапузу. Если занимались решением своих проблем, позабыв о том, что у крохи они тоже могут быть, поспешите наверстать упущенное. Создайте дома атмосферу любви и взаимопонимания. И со временем вы увидите, что ребёнок начнёт оттаивать. Это обязательно произойдёт, ведь тревожность в дошкольном возрасте ещё не успела укорениться в сознании малыша. Не успела изменить его характер.
  2. Было бы хорошо завести домашнего питомца: кота, собаку, хомячка, попугая. Не важно, какая зверушка это будет. Главное, чтобы вашему карапузу было кого опекать, оберегать, ласкать. Пусть ребёнок возьмёт на себя обязанности по уходу за своим усатым-хвостатым другом. Это повысит его самооценку в разы. Сделает кроху более уверенным в себе. Отвлечёт от страхов и тревог.

    Для преодоления тревожности у детей дошкольного возраста используется, также, арттерапия

  3. Для коррекции тревожности у дошколят очень успешно используются сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия. С помощью этих методов психологи диагностируют, раскрывают саму суть проблемы. И, отталкиваясь от полученных результатов, дают малышу и его родителям ключи к её решению. Не смотря на кажущуюся несерьёзность этих методик, они считаются мощными инструментами в борьбе с повышенной тревожностью детей в дошкольном возрасте. И не только с ней.
  4. Игра, как способ борьбы с тревожными состояниями, просто творит чудеса. Ведь наши дети именно в игре реализуют свой творческий потенциал, раскрываются, как личности, переносят в неё свои повседневные переживания, страхи, надежды. Так почему бы не использовать игру, чтобы показать ребёнку, как справляться с теми жизненными ситуациями, которые внушают ему беспокойство?

    С помощью песочной терапии успешно решаются многие проблемы психологического характера. Тем более что участвовать в сеансах может вся ваша семья

  5. Психотерапевт может порекомендовать крохе групповые занятия с такими же детьми, как и он. Может предложить релаксационные процедуры, дыхательную гимнастику, массаж и даже медикаментозное лечение. Его рекомендации будут зависеть от того, насколько уровень тревожности у вашего ребёнка высок. Выполняйте все предписания врача. Это обязательное условие достижения успеха в борьбе с тревожными состояниями у дошколят.

Пока тревожность не стала устойчивым свойством личности вашего ребёнка, привести её к допустимым нормам не так сложно, как тогда, когда она уже прочно укоренится в сознании малыша, станет его второй натурой и начнёт менять его характер далеко не в лучшую сторону.

Любите своих детей, уважайте в них личность, уделяйте им больше времени и своего родительского внимания, и они вырастут уверенными в себе и своих силах людьми

А чтобы у вас в дальнейшем не возникал вопрос «Как побороть тревожность у ребёнка дошкольного возраста?», вам не следует никогда забывать, что ваш любимый карапуз – личность. Стал он личностью в момент своего появления на этот свет, и ни минутой позже. Вот и относитесь к нему, как к личности. Нюансы же в ваших взаимоотношениях всегда подкорректирует любовь. Ведь она, как ни один врач, способна залечить любые душевные раны.

Видео «Черты характера. Воспитание детей»

  • Автор: Полина
  • Распечатать

babyzzz.ru

Ребенок боится какать (психологический запор)

Доброго времени суток! Сегодня мы продолжаем тему «Горшечный вопрос».

В прошлый раз мы узнали, что делать, если ребенок боится горшка.

А сегодня поговорим об очень распространенной проблеме, встречающейся у дошкольников:

«Психологический запор у детей»

С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в  жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и запора ребенку становится больно ходить в туалет. В итоге появляется страх дефекации. Малыш боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это провоцирует опять запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг.

У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей  становится настоящей проблемой на долгое время.

Особенно психологическому запору подвержены дети до лет 4-х. Ведь ребенку 2-х или 3-х лет гораздо сложнее объяснить, как происходит процесс пищеварения, и почему именно больно при запоре.  Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

 1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы,      чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.

2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью.       «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет!

У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет  ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он  все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.

3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть        любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует.

Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.

4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все.  Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.

5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.

6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы. Пример сказки вы можете найти здесь

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!

Как практикующий детский психолог могу сказать, что ко мне с подобной проблемой обращаются очень часто. И решается она очень быстро.

Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!

НОВИНКА! Все о решении туалетных проблем! Сказки для детей и информация для родителей!

 

detologiya.ru

Ребёнок боится какать: решаем деликатную проблему с осторожностью

Погрешности питания всегда отражаются на работе кишечника. Всем известно, что такое запор. В детском возрасте данная проблема может привести к формированию страха ходить в туалет по большому.

Вы заметили, что ребёнок боится какать на горшок или сам процесс дефекации наводит на него ужас. Запаситесь терпением и выдержкой, а главное — внушите малышу, что вместе вы обязательно справитесь с трудной ситуацией. Разберёмся в возможных причинах подобного явления и составим последовательный план действий по нейтрализации страха.

Причины возникновения страха

Многие родители начинают приучать своих малышей после года ходить на горшок. Очень часто это превращается в целую трагедию: карапуз категорически отказывается совершать свои дела в другое место, кроме собственных штанишек. Наберитесь терпения и не расстраивайтесь (читайте статью по теме: Как приучить малыша к горшку?>>>).

Помните! Мозг ребёнка созревает для позывов к опорожнению примерно к полутора годам и позже.

До полутора лет совершенно не имеет смысла регулярно высаживать малыша на горшок, стоит только постепенно знакомить его с данным инструментом, на доступном языке рассказывать для чего он нужен, придумать сюжетно – ролевые игры или сказки на тему: как и зачем игрушки ходят на горшок.

При желании самого карапуза опробовать туалетную принадлежность, не препятствуйте, а радостно поддержите его идею. Главная цель — подружить ребёнка с данным предметом непринуждённым способом.

Чтобы выяснить, почему ребенок боится какать, найдите и определите точную причину страха. Это может быть психологический бунт или реальная фобия, от которой вам необходимо постепенно избавляться. Разберитесь, чего именно боится карапуз, горшка или самого процесса опорожнения. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия по освобождению от страха какать.

Выделим основных виновников тревожности:

  • физиологический запор, вследствие нарушенного пищеварения;
  • трещины прямой кишки (может определить только врач);
  • раннее или резкое приучение к горшку (читайте актуальную статью: С какого возраста приучать ребенка к горшку?>>>);
  • долгое сидение на нём (может привести к выпадению прямой кишки!);
  • отсутствие похвалы со стороны родителей за удачный поход в туалет;
  • психологический запор;
  • слишком стеснительный ребёнок;
  • неуместные шутки родителей на тему опорожнения;
  • смена обстановки (посещение детского сада или школы).

Очень распространена ситуация, когда ребёнок боится какать после запора. Однажды испытав боль, малыш надолго запомнит её и будет терпеть до последнего, препятствовать акту дефекации, что снова приведёт к задержке кала и неприятным ощущениям, и выходит замкнутый круг.

Если ребёнок боится какать в горшок, а в штаны ходит без проблем, то причина явно в самом предмете. А вернее — в неправильных действиях родителей по избранной тактике приучения, либо — в незрелости малыша. Также читайте актуальную статью: Ребенок не какает в горшок, как приучить?>>>

Возрастные особенности страха

Психологическому запору чаще подвержены дети до 4 лет. В этом возрасте ребёнку трудно объяснить, почему ему больно ходить в туалет и популярно рассказать о процессах пищеварения. Одни детки легко забывают временную трудность, другие же длительный период не способны самостоятельно преодолеть боязнь. В таком случае вам потребуется огромный такт и терпение, а возможно и помощь соответствующих специалистов.

Проблема может обнаружиться и после 4 лет, особенно в период посещения школы. В этом возрасте формируется чаще психологическая травма, связанная со стеснительностью.

  1. Ваши действия должны строиться на понимании затруднения ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему, как выстроить, без лишней тревожности, процесс дефекации;
  2. Большинство российских школ имеют недостатки обустройства туалетных комнат, лучшим вариантом будет приучать детей справлять нужду дома;
  3. А если приспичит в школе, пусть отпрашивается во время урока. Всё-таки здоровье ребёнка дороже и важнее знаний.

Советы психолога, как справиться

Главная задача родителей — наладить пищеварение малыша. Следить за употреблением достаточного количества жидкости. В зависимости от возраста, до 2 литров в день. Вводите в ежедневный рацион ребёнка овощи и фрукты, известные своим послабляющим действием (свёкла, чернослив, морковь, курага и т.д.). Не доводите состояние до запора.

Что делать если ребёнок боится какать даже после нормализации питания?

  • Проанализируйте свои действия, возможно вы слишком озабочены этой проблемой: не нужно постоянно уточнять у малыша, хочет ли он в туалет по большому — это только усугубит положение;
  • Лучше не спрашивайте совсем, ведь если есть страх какать, то даже если он имеет желание, обязательно скажет нет;
  • Вы наверняка замечали, когда ребёнок собирается какать, он ведёт себя соответственно (притихает, прячется за уголок, настораживается). Ваша задача: аккуратно ловить момент;
  • Попробуйте метод сказкотерапии: частое проигрывание горшечной темы с любимыми игрушками поможет ребёнку наладить контакт с необходимым предметом туалета, подружиться с ним, перестать бояться;

Важно знать! Приучение к горшку осуществляйте постепенно, ненавязчиво, в игровой форме, без резких движений. Ни в коем случае не заставляйте малыша подолгу сидеть на нём — это очень вредно и опасно для здоровья ребёнка.

  • Если ребёнок, по привычке, сходил в штаны, не ругайте его. Избегайте наказаний и криков за грязное бельё. Старайтесь спокойно реагировать на обстановку. Просто поменяйте одежду и всё.

В противном случае к страху какать прибавится тревога быть наказанным или расстроить родителей. У малыша даже может сформироваться мнение, что он не достоин вашей любви, а это представляет угрозу для полноценного психического развития.

Если ребёнок в 2 года боится какать, попытайтесь распознать причину и принимайте меры. Например, различные безопасные слабительные средства помогут безболезненно опорожнить кишечник. Постепенно боль забудется.

При устойчиво выраженной нелюбви к горшку попробуйте следующие рекомендации:

  1. не заставляйте малыша садиться на горшок, если он категорически отказывается, пусть пройдёт время, возможно страх забудется сам;
  2. выберите и купите вместе с ребёнком новый предмет туалета, а вдруг старый был ему не по вкусу;
  3. придумайте сказки про горшок и, в игровой форме, высаживайте игрушек какать.

Когда ребёнок в 3 года боится какать, постарайтесь осторожно узнать у него, что именно его страшит. В трёхлетнем возрасте большинство детей хорошо разговаривают и способны контролировать действия своего организма. Каждый малыш индивидуально реагирует на различные ситуации, только вы хорошо знаете своё чадо и тщательно наблюдая за ним и беседуя, составьте целостную картину приобретённого страха какать.

  • В зависимости от особенностей ребёнка и глубины испуга возможно самостоятельно или с помощью специалистов избавиться от проблемы за 1,5 – 3 месяца;
  • При каждой удачной попытке малыша сходить на горшок непременно хвалите его и радуйтесь вместе, акцентируйте внимание на том, что это совсем не страшно, а приносит облегчение животику;
  • Со временем, положительные эмоции станут преобладать, и ребёнок забудет свою травму. Как правило, к трём годам все дети начинают самостоятельно пользоваться горшком.

Распространённой является ситуация, когда ребёнок боится ходить в туалет по — большому с начала посещения детского сада. В этом случае постарайтесь наладить процесс дефекации рано утром, перед походом в учреждение или вечером, при спокойной домашней обстановке. Можно договориться с воспитателем принести горшок из дома, предварительно обсудив данную трудность с педагогами и совместно преодолеть страх какать в саду.

Также читайте статью по теме: Адаптация к детскому саду>>>

Важно! Очень опасно позволять ребёнку сдерживать кал долгое время, это может привести к физиологическому и, как следствие — психологическому запору. Возьмите ситуацию на контроль.

Помните, любой страх можно благополучно преодолеть грамотными действиями со стороны родителей. Внимательное наблюдение за малышом и доступные беседы помогут найти источник проблемы, а планомерные терпеливые шаги искоренят фобию.

Читайте также:

uroki4mam.ru

Ребенок очень боится какать в горшок: что делать родителям в ситуации психологического запора?

Запоры у детей — явление, которое может приключиться в любом возрасте. Существует определенная зависимость: чем ребенок младше, тем чаще он какает. Нормой для деток до 1 года считается ходить в туалет по-большому до 5 раз в сутки и даже больше, а в период новорожденности они испражняются практически после каждого кормления. Дети старшего возраста стабильно какают по 2 раза в день. Отсутствие кала в течение полутора-двух суток уже считается запором.

Причины запоров

Основной причиной плохой работы кишечника и соответствующих последствий чаще всего является физиология, однако достаточно распространены и психологические причины:

  1. Ребенок боится какать. Велика вероятность того, что однажды процесс дефекации сопровождался болезненными ощущениями и теперь ребенок боится снова испытать боль во время испражнения. Уже в полтора года карапуз способен контролировать тело, сдерживая позывы в туалет — невыведенный вовремя кал твердеет, и сходить на горшок становится еще сложнее и болезненнее. Эмоциональное потрясение также иногда вызывает психологический запор у крохи.
  2. Малыш протестует против приучения к горшку, отстаивая свою самостоятельность.
  3. Ребенок боится горшка. Сильное желание мам и близких как можно раньше научить свое чадо ходить по-большому на горшок часто сопровождается их раздражением и недовольством из-за испачканных трусиков. Впоследствии ребенок просто начинает бояться горшка, так как тот связан с криками и упреками в его адрес, то есть вызывает негативные чувства.
Боязнь ходить на горшок может быть связана с тем, что однажды во время дефекации ребенок испытал боль и боится ее повторения

Методы борьбы с запорами у малышей

Вне зависимости от физиологического или психологического характера заболевания, подобное состояние малыша требует вмешательства. Чтобы помочь в ситуации, когда ребенок боится какать, можно воспользоваться известными способами:

  1. Клизма или слабительные свечи. Ставить клизму или применять слабительные свечи стоит, если ребенок не в состоянии покакать дольше двух суток. В любой аптеке сейчас можно купить одноразовые клизмы Микролакс или по старинке использовать резиновую грушу. Нужно помнить — ввод свечей или неправильная постановка клизмы способны вызвать раздражение и появление трещин в районе заднего прохода, а это способно причинять болезненные ощущения. При запорах в доме следует также иметь под рукой облепиховые свечи — они быстро и эффективно помогают заживлению слизистой ануса.
  2. Сбалансированное питание. Неотъемлемой частью рациона малыша должны стать овощи и фрукты — главные источники клетчатки, необходимой его организму. Безусловно, не стоит насильно принуждать ребенка есть овощи, особенно если он не любит. Просто готовьте знакомые блюда с добавлением овощей — котлеты, запеканки или каши. Совсем исключать из меню сладости, булочки, конфеты или пирожные не нужно, но постараться значительно уменьшить их употребление крайне важно. Также начните поить кроху морковным, тыквенным соками или отваром из чернослива за час до или после приема пищи.
  3. Соблюдение питьевого режима. Одна из причин, вызывающая запоры — нехватка воды в организме. Малыш должен получать в течение дня достаточное количество жидкости: компотов, соков или обычной воды, но не сладкой газировки, которая тоже способна спровоцировать запор.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лечение запора у ребенка в 7 летЧернослив — это не просто полезный сухофрукт, а одно из лучших народных средств для борьбы с запором. Использовать его можно не только для детишек, но и взрослым

Дополнительные средства против запоров

  • Пребиотики и пробиотики. Подобные средства прекрасно стимулируют рост полезных микроорганизмов и заселяют ими микрофлору кишечника. Подобрать подходящий препарат для крохи должен помочь врач.
  • Коктейль перед сном. Еще одним действенным средством при запоре является простокваша, ряженка или однодневный кефир. Стакан одного из этих напитков на ночь приводит в норму пищеварение ребенка.
  • Горячий душ. Бывает, что некоторым детям почему-то комфортнее и легче сходить по-большому, находясь под душем.

Как помочь ребенку преодолеть боязнь горшка

Самое первое, с чего следует начать, если ребенок боится горшка — создать вокруг него психологически комфортные условия. Малышу необходимо расти и развиваться в спокойной обстановке, поэтому никаких ссор, криков, выяснений отношений при нем в доме быть не должно.

Не торопите своего ребенка ходить на горшок, и не ругайте, если он в очередной раз запачкал одежду или наоборот не смог сходить в туалет (рекомендуем прочитать: что делать, если грудничок не может сходить в туалет?). Такие нападки только усугубят ситуацию, усилив его боязнь и прибавив новые неприятные ассоциации с горшком.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка ходить на горшок?ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как и когда научить ребенка самостоятельно вытирать попу?

Способы преодолеть страх горшка у ребенка

  • Не забывайте хвалить малыша каждый раз, когда тот сходит на горшок — можно даже прибегнуть к поощрению сладостями или игрушками. Таким образом вы настроите кроху на позитивные мысли, связанные с походом в туалет.
  • Не закрывайтесь, когда сами справляете нужду — пусть ребенок видит, как это делаете вы и пробует вместе с вами. Так он поймет, что это самая обыденная процедура, в которой нет ничего страшного, тем более что личный пример — самый эффективный с детьми.
  • Всегда можно заменить пугающий ребенка горшок. Купите новый горшок, предоставив крохе сделать выбор самостоятельно.
  • Оставьте горшок среди игрушек, не заставляя ходить на него. Постоянно видя его среди знакомых и любимых вещей, ребенок постепенно привыкнет к нему и перестанет относиться со страхом.
  • Включите фантазию и придумайте историю о волшебном горшке или расскажите сказку о принце/принцессе, которые тоже боялись горшка, но победили страх и теперь вовремя ходят в туалет. Обыграть ситуацию можно с помощью куклы, мягкой игрушки или любой другой вещи. Если не получается ничего придумать, можно просто почитать любимую книжку.
  • Иногда малышу сидя на горшке нужно просто расслабиться и отвлечься. Для этой цели идеально подойдет пластилин — дайте ребенку его разминать в руках, лепить и раскатывать, или подберите собственное отвлекающее средство. Забавляя кроху, все же не стоит позволять ребенку подолгу сидеть на горшке. Длительное сидячее положение способно спровоцировать проблемы с прямой кишкой.
ИНТЕРЕСНО: почему, перед тем как пописать, ребенок плачет?Когда малыш сидит на горшке, можно попытаться отвлечь его от процесса, предложив пластилин или интересную книжку с картинками. Будет еще лучше, если мама сама почитает малышу подходящую сказку

Профилактика запоров у детей

Если ваш ребенок еще не столкнулся с проблемой запоров или уже преодолел ее, и вы не хотели бы появления повторных трудностей, это вполне можно сделать.

  1. Активный образ жизни. Пусть повседневная жизнь ребенка станет насыщенной движениями: прогулки пешком, подвижные игры, зарядка и гимнастика. Физические нагрузки приведут к тому, что кишечник ребенка будет работать, как слаженный часовой механизм, а также они отвлекут малыша от неприятных мыслей.
  2. Массаж. Массаж живота, включающий движения по кругу возле пупка по направлению часовой стрелки и пощипывания боков, восстановит перистальтику.
  3. Режим. Лучше сразу приучать ребенка к регулярному хождению на горшок — например, по утрам после еды. Также важно соблюдать и общий режим дня, будить и укладывать спать кроху всегда приблизительно в одно и то же время.
  4. Эмоциональный контакт. Не сдерживайте, а позволяйте ребенку выражать свои эмоции, не только положительные, но гнев, грусть и даже агрессию. Больше уделяйте ему времени, общаясь и играя вместе. Поинтересуйтесь его страхами и переживаниями, поделитесь своими (см. также: детские страхи: психология возникновения). Учите его быть самостоятельным и принимать собственные решения.

vseprorebenka.ru


Смотрите также