Ребенок стих учит


Учить стихи — нелегкий труд

Добрый день, дорогие читатели!

Многие вспоминают то время, когда приходилось заучивать стихотворение наизусть с ребенком. Ходит ребенок  по комнате, учит, а в голову ничего не лезет. Уже мама выучила, папа, даже соседи, а ребенок не может рассказать стихотворение наизусть. Для некоторых детей  учить стихи — это настоящая пытка, нелегкий труд. Но не для всех. Многие дети с радостью учат стихи и очень быстро их запоминают.

Сегодня поговорим с вами о том,  зачем учить стихи с ребенком, как учить стихи, как можно быстро выучить стихи наизусть, как помочь школьникам учить стихи.

Зачем учить стихи?

Наверняка, многие из нас понимают, что учить стихи с детьми нужно. Зачем?

  1. Развитие памяти.
  2. Развиается мозг. Дети, которые учат стихи, имеют более высокий интеллект.
  3. Обогащается словарный запас ребенка. Дети учатся правильно произносить слова, развивается речь.
  4. Развивается фонематический слух.
  5. Поэзия развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества

Как учить стихи с ребенком?

Одному ребенку достаточно несколько раз рассказать или прочитать стихотворение и он тут же его повторяет. Для других — это настоящая пытка-выучить стихотворение.

Если в семье с рождения ребенка с ним много разговаривают, читают книги, поют песни, рассказывают сказки, то малыши отлично могут выучить стихотворение.

Рассмотрим, как  учить стихи с малышами.

  1. Во-первых, малышей с самого рождения нужно знакомить с »мелодией и ритмичностью » стиха. Казалось бы, что понимает маленький человечек, который лежит еще в коляске? Но это не так. Мама поет малышу колыбельную, утром, умывает и приговаривает потешку: » Водичка, водичка, умой Кате личико, чтобы глазки блестели…» Мама поет, читает, а ребенок улавливает ритм и мелодию стиха. В подсознании у него закладывается определенный опыт, который потом поможет выучить стихи.
  2. Наиболее благоприятный возраст для развития памяти ребенка — 4-5 лет. В этот период нужно очень активно заучивать стихи с малышами. Конечно, до 4 лет дети слушают сказки, стихи и запоминают их.
  3. Чтобы ребенку легче было выучить стихи, они должны соответсвовать возрасту ребенка. Малыши очень любят слушать сказки, стихи. Большинство детских писателей писали свои сказки для малышей именно в стихах. В отличии от монотонной прозы, стихи лучше запоминаются ребенком.
  4. Малышам лучше подбирать стихи, которые наполнены действиями, чтобы ребенку было понятно, что происходит в данном стихотворении. Например: »Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…». или » Ехали медведи, на велосипеде…»Здесь конкретные действия.

В детской литературе очень много хороших стихов для малышей, написанными класcиками детской литературы. Это стихи Агнии Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, К. Чуковского.  Даже Пушкина и Некрасова. Большиеи стихи лучше разбивать на части ,читать и учить постепенно. Прочитали утром, повторили , продолжили вечером.

5. Дети очень разные по темпераменту. Одни спокойные, другие шумные и непоседливые. Так вот, более подвижным детям подойдут стихи ритмичные, веселые. А спокойным деткам — размеренные, плавные. Конечно, в школе задают учить стихи , не учитывая темперамент детей.

6. Маленьким деткам лучше заучивать стихи для кого-то: для мамы, папы, бабушки, чтобы рассказать Деду Морозу. Так они охотнее их учат. А уже детей постарше нацеливать, что учить стихи нужно для себя.

7. И еще совет- заучивать стихи нужно эмоционально, с выражением, чтобы оно не лишалось смысла.

Как учить стихи правильно

  1. Сначала прочитайте ребенку стихотворение целиком.
  2. Потом разъясните все непонятные слова, которые встречаются в стихотворении. Найдите синонимы к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. Иначе ребенку трудно будет выучить стихотворение,  слова которого он не понимает.
  3. Читаем еще раз стихотворение с выражением, проговаривая вместе с ребенком.
  4. Стихотворение можно разделить на части. Выучить сперва первые две строчки, потом другие.
  5. С малышом учите небольшое стихотворение, даже состоящее из 4 строчек. Позже можно увеличить объем стихотворения.
  6. Главное — никогда не торопите малыша! Не нужно учить сразу много стихов. Пусть ребенок запомнит хорошо одно стихотворение, расскажет его, повторит несколько дней. Потом, если все получилось, можно выучить и другие стихи.
  7. Можно стихотворение нарисовать вместе с малышом. Прочитайте, пусть малыш представит себе картинку, о чем говорится в стихотворении. И рисуйте. Заведите папку. Подпишите название стихотворения, автора и сложите картинки к нему. Потом. когда соберется достаточное количество картинок, перелистывайте вместе и вспоминайте стихи, пусть ребенок их расскажет. Это даже забавно будет.
  8. Когда малыш учит стихотвореие, можно предложить ему рассказать своими словами, о чем стих. Так он представит себе картинку и выучит быстрее.

Методы заучивания стихов

Все дети разные. Родителям нужно подобрать фишки, которые сработают при заучивании стихов. Есть три основных способа восприятия:

  • зрительный
  • слуховой
  • двигательный.

Зрительный. Ребенку показывают картинки к стихотворению и читают. Дают установку — запомнить. Ребенок представляет образы, которые есть в стихотворении и учит наизусть стих.

Например, стихотворение:

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Это стихотворение, конечно, не для малышей. Ребенок предствляет себе вихри, снег, как он кружит. Бурю, в образе зверя, который воет и в образе ребенка, который плачет.

Слуховой.  Это самый распространенный метод заучивания наизусть. Взрослый чиатет, ребенок слушает, а потом повторяет.

Двигательный. Можно ходить по комнате и учить стих, ритмично — шаг-слово, шаг-слово.

Можно использовать клубок ниток. Учим и наматывам нитки, строчку за строчкой. Потом , когда выучили, разматываем клубок и говорим слова стихотворения. Потом проговариваем и »понарошку наматываем нитки».

Можно еще так учиить стихотворение с ребенком: взрослый начинает рассказывать стихотворение, останавливается, а ребенок продолжает дальше.

Как быстро учить стихи наизусть с малышами

  1. Выбирайте для заучивания простые и понятные стихи А. Барто, К. Чуковского, Маршака. Стихи должны быть небольшие.
  2. Выбирайте ритмичные стихи с конкретными действиями.
  3. Чаще пойте малышам песни, сопровождайте обычные действия стихами, потешками. Во время прогулок, по дороге в детский сад расказывайте стишки.
  4. Учите стихи, играя с мячом, куклой, катаясь на качелях.

Даже если ваш малыш капризничает, попробуйте проговорить ему строчки веселых стихов — он улыбнется и перестанет капризиничать.

Вот такие скекреты, как учить с малышами стихи, непринужденно, играя. Если ребенку интересно, то он сам выучит быстро стих и  любовь к поэзии может сохраниться на долгие годы.

Как учить стихи школьникам

В начальной школе, да и в старших классах не редко по литературе задают домашнее задание — выучить стихотворение. И это быстро не у всех получается сделать.

Советы школьникам, как учить стихи.

  1. Если на дом вам задали выучить стихотворение, то это сделать нужно в первую очередь.
  2. Прочтите стихотворение несколько раз. Не стоит сразу читать с выражением, оно появится в процессе ознакомления с произведением. Ведь начиная читать, мы еще не знаем, о чем говорится в стихотворении. Когда ребенок ознакомился, понял, о чем стих, то потом можно прочитать его с выражением.
  3. Если родители помогают учить стихотворение, читайте по очереди — вы-ребенок, 1 строка-пауза, другая — пауза.
  4. Все непонятные слова в стихотворении обсудите со взрослыми или найдите значение слов в интренете.
  5. Стихотворение можно поделить на четверостишья. Выучили кусочек, повторили, дальше учим.  Так сделать 5-6 раз. Потом объединяем все выученные строки и рассказываем их вместе. Попробуйте закрыть книгу и повторить все стихотворение.
  6. Стихотворение можно записать на диктофон и потом прослушивать по несколько строк и повторять.
  7. Еще один способ, которым мы, взрослые. пользовались сами при заучивании стихов наизусть. Выучили стих, а вечером положили книгу под подушку. Утром втали, повторили все. Так мы готовились даже к экзаменам. Но сначала нужно выучить, а потом книгу класть под подушку. Если ее не брить в руки, вряд ли в голове что-то останется. И чтобы потом на уроке не попасть в смешную ситуацию, как это было в рассказах Драгунского про Дениса Кораблева.
  8. Можно учить стихотворение перед зеркалом, декламируя самому себе.

И еще совет родителям.

Если у ребенка был отрицательный опыт в заучивании стихотворения: не мог выучить, поставили двойку, родители ругали, сравнивали с другитми детьми, то родители сами того не ведая, могут внушить ребенку мысль о неудаче и ребенок не сможет запомнить стихотворение.

Занимаясь с ребенком любым делом, вы должны помнить о формировании у него положительной самооценки, ребенок должен верить в свои силы и способности.

Родители в первую очередь должны быть терпеливыми, тактичными и не забывать хвалить свое чадо за успехи, пусть даже небольшие.

Вот такие сегодня советы, как учить стихи с ребенком. Надеюсь, что они вам пригодятся.

Учите стихи с малышами в игровой форме, а школьникам — побольше уверенности в своих силах и все получится!

Поделитесь в комментариях, как вы учите с детьм стихи, есть ли у вас свои секреты.

Если информация была полезной, поделитесь пожалуйста со своими друзьями.

С уваажением, Ольга.

deti-i-vnuki.ru

Как не надо учить с ребенком стихи наизусть

Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат. Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения.

Тут по сети ходит ссылка на ролик, где мальчик учит-учит стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит», никак не может сдвинуться со второй строчки – и, наконец, разражается отборным матом, проклиная училку, которая трудное задает.

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/07/travka.flv

Мать безмолвствует. Комментаторы изощряются в остроумии – кто по поводу самого ребенка, кто – новых стандартов образования. Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат.

Ирина Лукьянова

Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения. И у нее несколько составляющих, о которых, пожалуй, стоит поговорить, поскольку родители детей, которые не матерятся, испытывают иногда ничуть не меньше трудностей, и русская поэзия, вместо того, чтобы приносить радость, становится орудием пытки.

Теперь попробуем по порядку – не претендуя на исчерпывающий анализ.

Зачем вообще учить стихи наизусть?

1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, – это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.

2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –

3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» – это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.

4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).

5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, – так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.

Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?

Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, – а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.

Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске – и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E  lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму

В тишине голубой и глубокой

С дивной ратью своей многокрылой

Бог идет сквозь ночные леса.

Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку. Правда, надо быть готовым к тому, что вашему классу – или вашему ребенку – из них покажется самым убедительным последний: в ЕГЭ есть сочинение, там должны быть два аргумента из текста. Нужны цитаты. Если у вас в голове полно стихов – проблем меньше.

Проблема культуры

Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, – заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.

Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…

Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:

Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи». В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, – учить слышать стихи.

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?

Трудности понимания

С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» – это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» – многие ли ответят? «Лететь с весною» – это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.

Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», – это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…

Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит: 

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов…

Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…

В рассказе Виктора Голявкина «Крути снежные вертя» главный герой доучился до «Утро воет небо могилою», пока пытался бездумно зазубривать «Буря мглою небо кроет». Выход у Голявкина тоже предложен, читайте.

Трудности интерпретации

У каждого, наверное, есть история про то, как ребенок не расслышал каких-то слов в песне или стихотворениии понял их иначе. У Симона Соловейчика в одной статье упоминается «алый бангорит на груди» (это у красного командира; «бангорит» казался ребенку драгоценным камнем). Мама моя рассказывала мне, что слышала в известной песне: «В далекий край товарищ улетает, родные вещи вслед за ним летят, любимый город в синий дым китает». Я сама – уже взрослая – в попсовой песенке, которую слушала соседка в общежитии, расслышала однажды «вам будет крайне неудобно маршировать задумчиво в строю». Меня так озадачило задумчивое марширование, что я попросила кого-то из своих гостей послушать песню (соседка ее крутила раз сто подряд) и сказать мне, что там на самом деле поется. На самом деле там было «маскировать забывчивость свою». Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.

Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, – когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.

учить с ребенком стихи

Трудности запоминания

Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , – верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» – смотрим в бинокль, «да что» – разводим руками. «Моей судьбой» – прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.

Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.

Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою! 

Покажите им это «уж», «уж» – если не слышат, пусть увидят.

Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).

Трудности обучения

Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность. Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти. К сожалению, обычно эти проблемы у детей остаются нераспознанными, что с ними делать и к какому специалисту вести ребенка – мало кто знает. Некоторые комментаторы, впрочем, справедливо замечают, что мы ничего не знаем о ребенке на видео и его родителях; это вполне может быть усыновленный ребенок с вынесенной из прошлой жизни манерой выражаться.

По-хорошему, ребенку может быть нужна консультация нейропсихолога и помощь коррекционного педагога, но в большинстве городов страны таких специалистов и взять-то негде. И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, – получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.

www.pravmir.ru

Ваш ребенок учит стихотворение

Будний вечер. Час назад вы пришли с работы, прихватив по пути в магазине пару пакетов с продуктами. Наскоро сготовлен ужин, семья накормлена, все сыты, уставши и расслаблены. И тут ваш ребенок вспоминает, что сегодня ему задали в детском саду учить стихотворение. Что делать, ведь вы так устали? «О, нет!», - вырывается у вас досадный вздох. Чувства двоятся: можно оставить все как есть, ведь на репетициях в детском саду вашему чаду будут подсказывать слова стихотворения. Но ваша материнская гордость берет верх: вы не позволите, чтобы о вас думали как о небрежной родительнице. И вы смиренно берете листок со стихом, садитесь напротив своего малыша и начинаете медленно читать строчку за строчкой.Пусть началом вашего совместного труда будет вдохновение и позитивный настрой. Не всегда хочется заниматься учебой стиха не только нам, родителям, но и нашим детям. Однако мы, взрослые, понимаем, что заданные стишки – это не просто несерьезные задания, придуманные для того, чтобы разнообразить программу утренника. Все это – начало большого пути наших пока еще маленьких детей. В этот момент они учатся ставить цель и достигать ее, брать на себя ответственность (хотя и под нашим присмотром), доводить начатое до конца. Если ваш ребенок проявляет нежелание, не спешите раздражаться и ругать его. Просто обратите внимание на его настроение. Если малыш бунтует, попробуйте дать ему стимул к учебе стихотворения. Включите видео прошлых утренников, где дети, а может, и ваш ребенок, рассказывают стихи. Найдите в интернете записи детских праздников и выступающих малышей. Посмотрите эти видео вместе с вашим чадом. Пусть он вспомнит, как весело бывает на утренниках, почувствует дух праздника. Когда вы посмотрите видео, можно достать фотографии вашей семьи и найти те из них, на которых изображены вы в детском возрасте, или ваши родственники, рассказывающие стихи или выступающие на публике. Покажите эти снимки малышу, расскажите, кто изображен на них и где выступают эти ребята.Рассказывает Марина, 31 год:

«Когда мы бываем на праздниках со своей четырехлетней дочерью, ее всегда впечатляют выступления детей. Ей хочется тоже выйти на сцену и спеть песенку, рассказать стих. Поэтому, когда она начинает дома проявлять нежелание учить стихотворение для утренника, мне стоит просто напомнить ей о том, что на празднике будут выступать другие дети, а моей малышке придется сидеть и просто наблюдать за всеми. Тот факт, что она будет «вне программы», если не подготовит свой номер, ее очень хорошо стимулирует для разучивания песенок и стишков».

Однако не каждого ребенка может заинтересовать мысль о публичном выступлении. Если это не ваш вариант, попробуйте метод поощрения. Поощрять можно разными способами. Можно, например, приурочить обычный просмотр мультфильма к заучиванию стиха. Вы предлагаете малышу выучить одно четверостишье, и только после этого разрешаете ему включить любимое видео. Еще один способ поощрения – сюрприз за выученный стих, или конфетка за каждое четверостишье. Вы знаете своего ребенка, его наклонности и то, что может заинтересовать его. Поэтому будьте наблюдательны и замечайте, что может помочь вам и вашему чаду в таком нелегком деле, как учеба. Светлана, 27 лет:

«Для моего сына, которому пять лет, очень легко найти стимул что-то сделать. Стоит только сказать ему, например: «Пойдем гулять только после собранных игрушек», и он как можно быстрее старается выполнить задание, чтобы не тратить на нелюбимое дело много времени. То же самое и с учебой стихов. Если я говорю, что его ждет приз, если он выучит стихотворение за 2 дня и расскажет мне его без запинки, он тут же начинает усердно заниматься и повторять стишок даже во время игр».

Не забывайте хвалить малыша даже за самое небольшое достижение и продвижение к цели. Это важно делать на каждом этапе и при любом способе заучивания стихотворения.Стимулируя и поощряя ребенка, не забывайте о таком важном методе, как внушение. Дети – существа ведомые, и если их родители не возьмут в свои руки процесс направления сознания в нужное русло, вскоре это сделает кто-то другой (друзья, СМИ и т.п.). Внушение – это не деспотичное втолковывание своего мнения, а здравое наставление ребенка. Внушением его можно назвать потому, что некоторые вещи стоит повторять периодически, т.к. многие ваши идеи могут быстро забыться малышом. Говорите ребенку, что учеба – это труд, это всегда нелегко, но важно. Рассказывайте, для чего вы заучиваете стих, почему хотите, чтобы малыш старался. Помните, что чувство ответственности не берется из ниоткуда, оно закладывается с детства и ваш долг – помочь развиться этому качеству в вашем ребенке.Постарайтесь в процессе заучивания стиха с малышом избегать скучных методов. Знайте, что у детей память гораздо лучше, чем у нас, взрослых. Используйте это качество в ваших занятиях с ребенком. Для начала, чтобы ознакомить малыша со смыслом стиха, с его ритмом, рифмой и размером, прочитайте его вслух несколько раз, не заостряя на нем внимание вашего чада. Пусть ребенок играет в машинки, а вы, сидя рядышком, просто, как сказку, читайте ему стихотворение. Возможно, вам будет несложно самой выучить это произведение. Попробуйте это сделать, так, чтобы ребенок, занимаясь своими делами, слышал вас. Если у вас получилось – считайте, что полпути уже пройдено.Анастасия, 33 года:

«Недавно я с удивлением обнаружила, что мой трехлетний Ванечка рассказывает подряд несколько стихов, которые мы ни разу не учили с ним. Бабушка подарила моему сыну книжку со стихами, в которой встроено аудиовоспроизведение содержания книги. Стоит нажать на кнопку, и в музыкальном оформлении звучат стих за стихом. Несколько дней послушав такую книгу, Ваня, играючи, выучил немалый для его возраста объем».

Когда вы будете уверены, что ваше чадо уже не один раз прослушало стихотворение, попробуйте разыграть амнезию: «забудьте» часть стиха и попросите малыша напомнить вам ее. Если ребенок не смог вам помочь, попробуйте еще несколько раз при нем прочитать стих. Можно поиграть в игру: вы произносите начало строчки, а малыш – ее продолжение.Легче и вам и малышу будет запомнить произведение, если вы попытаетесь для каждой строчки или четверостишья (особенно, для сложных моментов) придумать свою ассоциацию. Можно даже нарисовать ее. Как это сделать? Возьмем, к примеру, стих Агнии Барто «Кораблик»:

Матросская шапка,Веревка в руке,Тяну я корабликПо быстрой реке,И скачут лягушкиЗа мной по пятамИ просят меня:

- Прокати, капитан!

Опишите своими словами, а чтобы ребенку было интересно – нарисуйте, что за чем следует в этом произведении. Вначале идет описание одежды: шапка на мальчике, затем опускаемся ниже: веревка в руке, к которой привязан кораблик, плывущий по реке. Рисуйте и проговаривайте стих. Вашему ребенку понравится такой способ заучивания. Затем изображаете лягушек, скачущих за мальчиком в матросской шапке. Рассказав стих по таким картинкам несколько раз подряд, вы дадите возможность вашему малышу использовать сразу два вида памяти: слуховую и зрительную, чем облегчите и ускорите процесс запоминания.Еще одним способом, облегчающим заучивание, будет изображение того, о чем говорится в стихе. То же произведение Агнии Барто можно не только нарисовать, но и обыграть. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял за вами каждое движение, запомнив, что за чем. Вот, как это может выглядеть. «Матросская шапка» - руку положить на голову. «Веревка в руке» - другую руку отвести в сторону и изобразить, что вы держите в руке веревку. «Тяну я кораблик» - продолжаете «держать веревку» и начинаете идти. «По быстрой реке» - изобразить рукой волны. И так далее. Таким образом, изучение стиха вы можете превратить в увлекательную игру. Это ценное время для вас и малыша, которое вы можете провести с двойной пользой: общаясь и одновременно заучивая стих. Некоторым, особенно музыкально одаренным детям, легче запоминаются стихотворения, если их не рассказывать, а пропевать. Попробуйте придумать несложную мелодию (а может, подойдет и мотив какой-нибудь известной песни) на заданный стих. Напевайте вашу новую песенку, четко произнося слова, и вы заметите, как быстро подхватит ее ваш ребенок. Все мы понимаем, что зазубрить слова стихотворения – это еще не все. Необходимо рассказать его качественно: с чувством, с толком, с расстановкой, попросту говоря – с выражением. Не удовлетворяйтесь монотонно звучащими фразами. Покажите малышу, как придать настроение стихотворению. Большей частью дети перенимают манеру рассказывать стихи у взрослых. Поэтому будьте внимательны и следите за тем, чтобы ваша интонация была всегда оправдана смыслом произведения. Старайтесь не менять выражения при повторном прочтении стиха. Там, где вы делали смысловую паузу, делайте ее постоянно, тот фрагмент, что вы прочитали громче остального текста, читайте громче постоянно, чтобы ребенку легче было запомнить, с каким выражением рассказывать данный стих. Не стоит от ребенка-дошкольника требовать большой ответственности. Она придет со временем, а зависит она от нас, родителей. От того, как мы будем относиться к ребенку и заданиям, данным ему в детском саду, студии или дома, сколько мы будем времени уделять этому, и с каким усердием будем посвящать себя на это. Можно сказать и так: «Ребенок не выучил стих на утренник в детский сад – двойка родителям», потому что вся ответственность за этот процесс лежит на наших плечах. Если вы добросовестно прививаете своему малышу все необходимые качества, со временем вы сможете постепенно отстраняться от полного участия в процессе учебы. Вам необходимо будет просто «проверять обстановку» - справляться о заданиях и о качестве их выполнения. То, что вы прививаете своим еще маленьким детям, станет очень важным для них в будущем. Все, что вы закладываете или не закладываете в них сейчас, будет постоянно давать свои плоды.

Изучение стихов – это один из способов тренировки памяти, интеллектуального обогащения. Умение без ужимок выступить на публике – важная составляющая целостной личности. Способность изобразить на бумаге или в движении то, что услышал – признак эрудированного и многосторонне развитого человека. Все эти навыки пригодятся вашему ребенку не только в школе или институте. Это будет влиять на всю его жизнь, на его отношения с окружающими, на его подход к делу. Немного нашего внимания, наших сил, нашего времени, и ребенок скажет нам «спасибо» за то, что научили его не плыть по течению, пасуя перед трудностями, и вселили веру в свои силы, показали, что он способен на многое.

Дата публикации 24.12.2010 Автор статьи: Наталья Ворожцова

materinstvo.ru

Зачем детям учить наизусть стихи?

Не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе

Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, как важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей. Заучивание стихов расширяет кругозор маленького человечка, учит восприятию поэзии, улучшает речь и способствует формированию культуры. А самое главное – развивает память.

Мелодичность и напевность стихов отлично воспринимается детьми любого возраста, поэтому начинать их учить нужно как можно раньше. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. Они способствуют развитию памяти, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка. Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках. 

В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. 

С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом. 

Большинство детей обожает утренники и различные праздники, которые проходят в детских садах. На таких мероприятиях всегда принято читать стихи и детям это нравится. Хотя не все малыши могут выступать перед публикой, так как очень стеснительны, отнеситесь к этому с пониманием. Учить стихотворение лучше заранее, тогда малыш хорошо его запомнит и, возможно, станет увереннее в себе и смелее. К тому же, подготовка к празднику – отличный стимул, для того чтобы выучить стихотворение, если ребенок раньше этого не делал . 

Как учить стихи? 

Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы (бабушки/дедушки). Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите. что все детки будут рассказывать новогодние четверостишия Деду морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру — предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо. 

Еще одна игра для легкого запоминания стишков — читать их по 2 строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д. 

www.vospitaj.com


Смотрите также