Ребенок в год стал очень капризным


Капризный ребенок в 1 год

ср, 10/11/2017 - 14:25

Психологи выделяют три периода в развитии детей, каждый из которых заканчивается кризисом. Первый период длится с момента рождения до одного года (младенческий), и часто ребенок в год становится очень капризный.

Кризис развивается в результате накопления изменений в поведенческих реакциях и перехода на другой этап жизни. Основные проявления кризиса: непослушание, упрямство, капризность. Миновать переходный период нельзя, но у одних родителей он проходит плавно, у других с боем.

Что делать? Как реагировать? Как взаимодействовать с ребенком?

Причины капризности

Перед принятием мер следует разобраться в причинах капризного поведения. Основная из них заключается в появлении новых потребностей. При этом былые способы удовлетворения не подходят, так как перестают соответствовать запросам малыша.

Источники проблем:

  • Понимание и разграничение. До года маленький человечек неразрывно связан с родителями, особенно с мамой. Он чувствует в этом потребность, так как воспринимает себя как единое целое со взрослыми. К году приходит осознание того, что есть он — малыш и есть они — взрослые, которые отличаются друг от друга. Проявляется первая самостоятельность: малыш активно осваивает ходьбу, пробует произносить слова, активно взаимодействует с предметами.
  • Наличие запретов. Научившись ходить, кроха переходит на изучение всего вокруг, но сталкивается с запретами: взрослым можно, а ему — нет. Естественная реакция на запрет — протест. Дети не понимают значение слова «нельзя» и почему оно адресовано им. Так происходит столкновение воли взрослого и воли маленького человека, у которого начинается истерика.
  • Выражение чувств. Дети — такие же люди, как и взрослые, имеющие чувства, желания, эмоции. Только годовалый человек пока не знает другого способа выразить переживания, кроме как через плач и капризы. Очень капризный ребенок в 1 год таким образом говорит, что у него что-то болит, он замерз, ему холодно, скучно и так далее.

Детский каприз — признак того, что пришло время родителям менять тактику поведения и отношение к отпрыску.

Советы родителям

В случае неправильных действий со стороны родителей капризный годовалый ребенок превращается в капризного дошкольника и избалованного подростка.

Что делать сейчас, чтобы избежать проблем в будущем:

  • Развивайте самостоятельность. Да, тяжело понять и, тем более, принять, что малыш может быть самостоятельным. Но таким ему никогда не быть, если мама с папой будут проявлять чрезмерную опеку, одновременно запрещая что-либо делать. Когда малышу исполняется 1 год, наступает пора делать что-либо не для него, а вместе с ним. Учите пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть из тарелки, пить из чашки, снимать/одевать одежду, мыть руки и умываться. Большинство детей учатся всему сами, наблюдая за родителями. Покажите медленно, дайте возможность попробовать, не ругайте в случае неудачи, наберитесь терпения и проявляйте заботу. В результате игнорирования данной рекомендации вы отобьете у ребенка желание учиться и продолжите его одевать, обувать, кормить с ложки до 3-5 лет.
  • Минимизируйте количество запретов. Чтобы каждый раз не кричать на малыша за то, что он разбросал документы, уберите их в недоступное для него место. Разработано много различных приспособлений, не позволяющих детям попасть в шкафы, тумбочки, унитазы, розетки и так далее. Да, это может быть неудобно вам, но ради мира в семье можно потерпеть месяц другой. Нет соблазна — нет запрета, мама не кричит — ребенок не плачет.
  • Единство в запретах.Также важно, чтобы взрослые члены семьи соблюдали запреты. А когда мама не разрешает, а папа не против, у чада разовьется непонимание ситуации.

Если ребенок в 1 год стал капризным, проявите достаточно терпения, такта и гибкости к столь юному возрасту. Тогда первый кризис закончится миром и нормальным психологическим развитием ребенка. Дополнительное преимущество — самостоятельность малыша, который умеет и понимает намного больше.

Ваш ребенок постоянно капризничает? Вы перепробовали разные способы воздействия, но ничего не получается, и вы не понимаете почему? В данном случае профессиональную помощь окажут специалисты французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Детские психологи обладают не только фундаментальными знаниями, но и современными методиками, разработанными западноевропейскими коллегами.

В ходе работы с детьми и родителями специалисты выявляют проблему и источник возникновения. Мероприятия, призванные исправить ситуацию, направлены именно на первопричину конфликта.

Узнать детали сотрудничества и записаться на консультацию можно по телефону. Помните, чем раньше решить проблему, тем меньше вреда она причинит.

cokrat.com

Ребенок стал капризным: почему ребенок капризничает?

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Почему малыш капризничает? Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у него кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12–14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это! -«трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания; - резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур; - повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия; - повышенная капризность; - противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее. Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький малыш , которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы детей и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность. Все это, конечно, не значит, что малышу, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности крохи. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами. Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если он вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: малыш никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания. Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего малыша? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить его именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?» Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если к нему пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3–5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка. Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу крохи, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с малышом. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи. А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный ребенок, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с сыном или дочкой, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

best-mother.ru

Капризы ребенка в возрасте от 1 до 3 лет: как бороться и реагировать

Малыша до года довольно просто отвлечь от нежелательного занятия, переключив его внимание на что-то другое. Позвенели ключами, показали птичку в небе — и вот он уже забыл о чужом мячике, к которому рвался минуту назад. Но с возрастом уровень произвольности внимания растет. Теперь переключение может сработать только в том случае, если вы предложите нечто более интересное. И вот родители начинают завлекать малыша телефонами, iPad'ами или просто включают телевизор, чтобы как-то его угомонить. Не делайте этого. Не отдавайте своего ребенка на воспитание гаджетам.

«Ну, теперь компьютер — неотъемлемая часть нашей жизни, без него никуда», — возражают мне на это молодые родители. И они, конечно, правы. И все-таки даже взрослый после целого дня работы за компьютером чувствует себя уставшим и выпотрошенным. Что же говорить о маленьком человеке? На него обрушивается шквал информации, которую он просто не в силах правильно воспринять и переварить.

Если вы включаете малышу телевизор, обязательно смотрите передачу вместе с ним. Только в этом случае вы сможете контролировать, что именно и в каком количестве он смотрит. Есть великолепные игры для самых маленьких на развитие зрительной памяти: «Найди меня», «Запоминайка». Я сама их использую в практике. Но как бы хороши они ни были, не оставляйте ребенка наедине с монитором, сядьте рядом и занимайтесь вместе с ним. Тогда эти игры пойдут малышу на пользу. Если же все эти устройства включаются лишь для того, чтобы вам не мешали заниматься своими делами, то очень скоро вы будете разводить руками и восклицать: «Я не понимаю, откуда у него это взялось!» Но это еще не самая большая опасность, подстерегающая малыша, отданного на воспитание электронным игрушкам. Страшнее другое: чем раньше он с ними познакомится, тем больше вероятность развития зависимости от них.

В идеале, когда мама приходит домой, малыш должен бросать все игрушки и бежать ей навстречу — потому что он соскучился, потому что играть с мамой интереснее, чем одному. Дети обычно так себя и ведут во всех случаях, за исключением одного — если они заняты виртуальной игрой и телевизором. Вот тут даже общение с мамой может потерять свою ценность. Ведь когда играешь с мамой, со сверстниками, нужно как-то реагировать на другого человека, находить общий язык, договариваться, получать в том числе и негативную реакцию. В компьютерных играх все иначе. «Не получилось. Попробуй еще раз», — предлагает электронный друг. Да, с одной стороны, ребенок не испытывает стресса из-за того, что у него что-то не выходит, — есть возможность сразу исправиться. Но, с другой стороны, разве нам дается бессчетное количество попыток в реальной жизни? Если однажды ребенок проиграет сверстникам во дворе, никто не даст ему второго шанса, никто не предложит повторить все сначала. А опыта справляться с неудачами, проигрывать и договариваться у него не будет. И захочется убежать из этого реального двора обратно в уютный компьютерный мир, где тебе всегда предоставят бесконечное количество шансов стать победителем. И вот ваш малыш все больше и больше времени проводит с любимым смартфоном.

А когда вы пытаетесь его отобрать, впадает в неистовство, кричит и протестует. Гаджет становится для него самой большой ценностью.

Так формируются зависимости: компьютерная, игровая, телевизионная, а позднее и зависимость от социальных сетей. Если они возникли в столь раннем возрасте, избавиться от них практически невозможно. И это главная причина, по которой маленьких детей необходимо оберегать от электронных игрушек.

Но вернемся к вопросу, заданному в начале этой главы. Как же отвлечь ребенка, если есть такая необходимость? Попытайтесь это сделать самыми простыми способами. Обратите его внимание на людей, которые проходят мимо. Если он не хочет уходить с детской площадки, расскажите ему о том, что вы будете делать, когда вернетесь домой. При этом надо, чтобы в ваших дальнейших планах было что-то такое, что его действительно заинтересует.

А теперь внимание! Отвлечение — прием, которым очень удобно пользоваться, когда ребенку год или полтора. Но если вы и в дальнейшем будете часто прибегать к этой уловке, то малыш в конце концов разгадает вашу хитрость, усвоит ее и начнет использовать против вас. Родители описывают это так: «Стоит мне начать серьезный разговор с двухлетним сыном или попросить его выпить лекарство, как он начинает переключать мое внимание на что-то другое: вдруг увидит за окном что-то интересное, или заговорит о посторонних вещах, или уронит стул на пол, или начнет жаловаться на живот». В психологии это называется замещающим поведением. Вот малыш устал, сел на дороге и не идет дальше. «Почему ты сел?» — «Ножки болят». На самом деле ножки не болят, просто устал и хочется, чтобы взяли на ручки. Но если сказать правду, скорее всего, услышишь в ответ: «Ничего, потерпи. Скоро придем». А вот если пожаловаться, что ножки болят, тебя обязательно пожалеют.

Вообще, дети очень рано замечают: ничто так не беспокоит родителей, как жалобы на здоровье. Тут-то и начинают «болеть» животики, ручки, ножки. И если родители поддаются на эту уловку, то к школе у ребенка уже складывается устойчивая модель избегания нежелательных ситуаций с помощью симуляций. Не случайно больше всего пропусков «по болезни» бывает в первом классе (когда проходит сложный процесс адаптации к школе) и в подростковом возрасте (когда многие вообще теряют мотивацию к учебе). Эти пропуски как правило сопровождаются записками от родителей: «Болел живот», «плохо себя чувствовал». Я не хочу сказать, что наши дети в принципе никогда не болеют. Но болеют они значительно реже, чем можно подумать, глядя в школьный журнал.

Чтобы предотвратить такой сценарий развития событий, уже сейчас, когда вашему малышу 2-3 года, переводите его фантазии в реальную плоскость, не давайте ему возможности извлечь пользу из «физического недомогания». «У меня болят ножки». — «Ножки не болят. Ты, наверное, просто устал. Мы можем немножко посидеть на лавочке или просто постоять, а потом пойдем дальше». «Не пойду в садик, у меня живот болит». — «Мне кажется, ты просто очень не хочешь идти в садик, а животик у тебя в порядке. Но если хочешь, мы потом сходим к доктору».

«А если действительно болит, а мы просто так отмахнемся от того, что говорит малыш?» — могут спросить меня заботливые родители. И будут совершенно правы. Но давайте полагаться на здравый смысл. Разве так уж сложно понять, болит на самом деле или нет? Тогда обратитесь к врачу, пусть он развеет ваши сомнения.

Соблюдайте режим дня

Ничто так благотворно не действует на маленьких детей, как стабильность и предсказуемость. Если вы хотите избежать детских истерик и неуправляемого поведения, постарайтесь соблюдать режим дня. Когда малыш знает, что будет делать утром, днем, в обед, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Почему? Да потому что он становится более самостоятельным.

Я обычно советую родителям нарисовать и повесить на стену большие часы с подвижной стрелкой и картинками вместо цифр. Рисунками обозначьте на циферблате время, когда малыш просыпается (расстеленная кроватка и солнышко), ест (тарелка с кашей), гуляет (сапожки и совочек)... Для годовалого ребенка это будут совсем простенькие часики. А дальше, по мере взросления, вы можете дорисовывать на циферблате все новые дела, которые появляются в его жизни. В течение дня передвигайте стрелку в соответствии с реальным временем и проговаривайте с ребенком, что ему сейчас предстоит делать. Это очень эффективный способ добиться соблюдения режима без скандалов и нервотрепки. Ведь маленькие дети обожают ритуалы. И если вы будете вместе с ребенком передвигать стрелку с картинки на картинку, он с удовольствием будет выполнять то, что на ней нарисовано.

Важно! Если в жизни ребенка существует режим, придерживаться его должны все без исключения — и мама, и папа, и бабушка, и няня.

К сожалению, очень часто бывает по-другому: родители, строго соблюдающие режим дня, оставляют ребенка на один день бабушке — и к вечеру получают расторможенного, капризного малыша. Бабушка решила не укладывать его днем спать, в результате он перевозбудился и очень устал. Родители это понимают. А что понимает ребенок? «У бабушки можно не спать, сколько угодно смотреть телевизор и объедаться конфетами, а мама с папой всегда заставляют спать днем, не дают конфет и запрещают телевизор». Так начинается игра в доброго и злого взрослого, очень вредная игра, в которой не бывает победителей. Проигрывают все. Поэтому настоятельно советую: договаривайтесь между собой и действуйте сообща.

Предупреждайте заранее

Если вы скажете двухлетнему малышу, играющему на площадке: «Нам пора домой», он, скорее всего, ответит: «Не хочу». И не потому, что он действительно не хочет. Вполне возможно, что он проголодался и не прочь пойти пообедать. Но такова особенность этого возраста — ему необходимо проявить свою независимость, отстоять свое право на собственное мнение. Как же его уговорить? Не обрывайте резко его занятия. Подойдите и предупредите: «Заканчивай. Через десять минут мы уходим». Малыш пока не представляет, как долго длятся десять минут, но мысленно он начинает настраиваться на то, что пора собираться домой. Еще через пять минут снова подойдите и напомните: «У тебя осталось пять минут». Когда вы подойдете в третий раз и скажете, что время истекло и надо уходить, малыш уже будет внутренне готов закончить игру и, скорее всего, не станет спорить и сопротивляться. Будет еще лучше, если вы расширите план действий, добавив то занятие, которое малышу очень нравится. «Пора собирать игрушки. Через десять минут мы идем домой. Будем вместе готовить пироги. Я дам тебе замесить тесто». Играть во дворе очень интересно, но и лепить с мамой пироги — большое удовольствие.

Предлагайте альтернативу

Если любимым ответом ребенка на ваши призывы является «не хочу — не буду!», попытайтесь не давать ему прямых указаний, а создайте видимость выбора. Не говорите, что пора идти гулять, лучше спросите: «Какие колготки ты сегодня хочешь надеть на прогулку? Серые или синие?» Или за полчаса до того, как наступит время отправляться в кровать: «Ты прямо сейчас пойдешь спать или сначала посмотришь мультик?» — «Сначала посмотрю мультик». — «Хорошо. Тогда идем чистить зубки, переодеваться, потом смотрим мультфильм, и сразу после мультфильма спать». — «А книжку почитаешь?» — «Тогда выбирай: книжка или мультфильм». Создавайте ситуацию, в которой ребенок не будет слепо следовать вашим требованиям, а сможет сам принимать решения. Разумеется, это иллюзия альтернативы, и ребенок постарше, а уж тем более подросток, никогда в жизни не согласится с такой постановкой вопроса. Но малышу двух-трех лет вполне достаточно той меры самостоятельности, которую вы таким образом ему предоставляете.

На мой взгляд, такой способ справиться, а точнее обойти естественное детское упрямство, намного эффективнее, чем попытка взрослых «сломать», настоять на своем, одним словом, «переупрямить» кроху. Нет никаких сомнений в том, что вы сильнее и можете заставить его сделать то, что нужно. Но какой ценой? Стоит ли доводить до истерики себя и ребенка? Вы старше, опытнее, мудрее. Проявите гибкость.

Важно! Чем младше ребенок, тем проще должна быть альтернатива.

Не предлагайте малышу полутора-двух лет выбор более чем из двух вариантов. Иначе он просто растеряется и не сможет принять решения.

Используйте метод присоединения

Малыш ходит и плачет. «Что ты плачешь?» — «Не знаю. Просто плачу». — «Давай я тоже с тобой буду плакать. Кто громче?» — «А-а-а!» — «А я еще громче могу плакать». Если есть возможность, уйдите вместе в безлюдное место, где можно вволю наплакаться и накричаться. Затем начинайте постепенно выводить ребенка из его печального состояния. «Ну, все. Я устала плакать. У меня уже слезки не текут». И тут нам на помощь приходит детская любовь к подражанию. Если вы подключились к его состоянию, то дальше он готов все повторять за вами. Теперь вы можете настроить его, как скрипку. Вы устали плакать — и он устал. Вы вспомнили что-то смешное — и он тоже готов засмеяться вместе с вами.

Мудрые мамы часто используют этот метод: сначала начинают плакать, а потом смеяться. И вот малыш уже заливисто хохочет, позабыв о своем плохом настроении.

www.sweli.ru

После года ребенок стал капризным

Ребенок в год стал очень капризным. У вас были такие разительные перемены — вот наступил годик, и стал много капризничать? И кушает теперь плохо, и орет когда одеваем, и в песочнице лупит других ребятишек, игрушки отнимает все время. Почему так происходит? Это какие-то гормоны? Или что? И главное — это пройдет??

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кандидат психологических наук. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Онлайн- консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Кинезиолог Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Было..Это у них кризисы начались. У нас тоже самое было..А после двух ещё хуже стало..Вроде как бывает кризис 1 года, кризис 3х лет. и т.д. В общем пока дитё не выростит и не начнёт самостоятельную жизнь- одни кризисы будут. )))

Если воспитывать не будете, то не пройдет! Строгое воспитание, объяснение настойчивое, строгое, но без крика, что бить других нельзя! Капризничать нельзя! Отнимать игрушки нельзя, надо попросить со словом пожалуйста! Дети все понимают, сейчас вы уже упустили ребенка, но есть возможность исправить упущенное.

Да, дети начинают себя осознавать отдельно. Требуют большей самостоятельности. Это нормально. Никому не нужен вечный младенец. Здоровый ребенок должен учиться всё делать сам, самостоятельно принимать решения. Но вы описываете очень агрессивное поведение. Это уже не капризы. Похоже на стресс. Либо у вас в семье скандалы, либо вы очень жестко обращаетесь с ребенком. Не даете ему шагу самостоятельно ступить и за всё ругаете. Некоторых малышей даже бьют. Всегда хочется спросить у таких мамок — зачем тогда вообще рожали. Нельзя позволять ребенку бить других детей и отбирать игрушки. Мягко, но настойчиво уводите от других детей в такой ситуации. Если часто так себя ведет — играйте в отдаление от других детей и взрослых. В год еще слишком рано для социализации. И они не в состоянии понять моё-чужое.

Если воспитывать не будете, то не пройдет! Строгое воспитание, объяснение настойчивое, строгое, но без крика, что бить других нельзя! Капризничать нельзя! Отнимать игрушки нельзя, надо попросить со словом пожалуйста! Дети все понимают, сейчас вы уже упустили ребенка, но есть возможность исправить упущенное.

в 2 будет капризным, в три. а уж в 15!

Автор — это норма, как ни печально. Человек в этом возрасте так мир изучает, пробует на прочность границы и рамки исходящие от взрослых. Погуглите «кризис одного года». Терпения вам и выдержки. Это пройдёт максимум через полгода. От вас требуется быть последовательной в общении с ребёнком и не разрешать собой манипулировать. Категорически нельзя на поводу у истерик вестись. Держитесь!

Автор — это норма, как ни печально. Человек в этом возрасте так мир изучает, пробует на прочность границы и рамки исходящие от взрослых. Погуглите «кризис одного года». Терпения вам и выдержки. Это пройдёт максимум через полгода. От вас требуется быть последовательной в общении с ребёнком и не разрешать собой манипулировать. Категорически нельзя на поводу у истерик вестись. Держитесь!

У нас тоже как годик исполнился, так дочку как подменили. Орет во все горло, а спать теперь укладываем, так весь дом наверное ее слышит, раньше спокойно засыпала.

У нас тоже как годик исполнился, так дочку как подменили. Орет во все горло, а спать теперь укладываем, так весь дом наверное ее слышит, раньше спокойно засыпала.

Обязательно пройдет! Но желательно все-таки проконсультироваться с педиатром.У нас была подобная ситуация. Нам посоветовали купать сынулю в теплой водичке с добавлением экстракта Хвойный. Я купила целую коллекцию этих экстрактов, их у Страны Здравландии несколько разных. Есть успокоительный, от животика, для хорошего сна.

Да, дети начинают себя осознавать отдельно. Требуют большей самостоятельности. Это нормально. Никому не нужен вечный младенец. Здоровый ребенок должен учиться всё делать сам, самостоятельно принимать решения. Но вы описываете очень агрессивное поведение. Это уже не капризы. Похоже на стресс. Либо у вас в семье скандалы, либо вы очень жестко обращаетесь с ребенком. Не даете ему шагу самостоятельно ступить и за всё ругаете. Некоторых малышей даже бьют. Всегда хочется спросить у таких мамок — зачем тогда вообще рожали. Нельзя позволять ребенку бить других детей и

Категорически нельзя истерики допускать! Ребенка нужно успокоить. Не надо доводить детей до психических проблем и неврозов. Откуда только такие советчики берутся. Не надо детей учит ь жестокости и безразличию.

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Источник: www.woman.ru

Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Источник: www.u-mama.ru

В возрасте от 1 до 3-5 лет в жизни ребенка происходит колоссальная перестройка: каждый день получаются новые знания, ребенок быстро развивается, все больше и больше понимает и умеет… Именно в этот период жизни эмоциональные конфликты воспринимаются очень остро и появляются детские истерики, ребенок начинает капризничать, когда понимает, что кроме слова «да» существует и слово «нет».

Этот период называется «первый возраст упрямства», второй возраст приходится на 12-14 лет. Спокойный и покладистый до этого момента ребенок вдруг начинает вести себя просто неузнаваемо: отказывается выполнять какие-либо требования, становится очень капризным, при этом его поведение выглядит очень некрасиво: плачет, кричит, топает ногами, все расшвыривает, падает на пол и сучит руками….

А на самом деле причины такого поведения достаточно просты, но не всегда взрослым удается их правильно понять. Ниже приведены основные причины капризов :

1. Ребенка что-то беспокоит или он болен . Причем малыш может даже и сам не понимать, что же именно у него болит – ребенок еще не настолько совершенно владеет своим телом как взрослый и не всегда может сообщить что с его организмом что-то происходит.

2. Причина каприза может крыться в желании привлечь к себе внимание взрослого. Здесь может быть 2 пути: либо ребенком двигают эгоистические причины и ему просто хочется постоянно чувствовать ваше присутствие, либо же ему действительно не хватает вашего внимания, если это так – это повод серьезно задуматься и пересмотреть ваши отношения.

3. При помощи каприза ребенок пытается добиться чего-то очень сильно желаемого . Например, это может быть новая игрушка, нежелание уходить с площадки или что-то еще, что, по мнению ребенка нужно получить «здесь и сейчас», а родители, по каким-то неведомым для малыша причинам не делают этого.

4. Через капризы ребенок может выражать протест , если ваш стиль воспитания излишне авторитарен. Ребенок – тот же человек, но еще маленький, и ему тоже нужна определенная свобода. Задумайтесь, часто ли вы говорите своему ребенку: «Ты наденешь эту футболку!», «Это трогать нельзя!», «Прекрати болтать ногами!» и др..

5. Никакой явной причины может и не быть. Может быть, ваш малыш не выспался? Или получил слишком много новых эмоций за день? А возможно, в вашей семье происходят какие-то внутренние конфликты , ребенок – как индикатор семейных отношений – все чувствует, и порой, чтобы мама и папа не ругались, просто переключает свое внимание на себя, пускай даже и таким некрасивым способом.

Попробуем рассмотреть эти 5 причин более подробно и посмотрим, как можно помочь вашему малышу в различных ситуациях.

Признаками заболевания ребенка могут служить изменение поведения и снижения аппетита. Малыш еще не может сказать, что он заболел , но он может становиться легко возбудимым, без причины плакать, плохо кушать. Внимательные родители сразу замечают эти признаки. Выясните не болят ли у ребенка ушки ? При отите дети наиболее часто выражают беспокойство. Также дети дошкольного возраста часто страдают болями в животе, причем не обязательно это признак какого-либо заболевания. Животик может беспокоить детей с повышенной возбудимостью . Головная боль – это также верный сигнал заболевания, здоровых деток эта проблема редко беспокоит.

Есть много способов выяснить, не заболел ли ваш малыш — это может быть беседа, осмотр или просто наблюдение за ребенком. Нужно быть готовыми к тому, что заболевший ребенок требует больше внимания. Даже взрослому человеку болеть плохо, что уж говорить о малышах.

Очень часто, когда ребенок заболевает, он становится буквально центром семьи – все стараются его побаловать, развлечь, угостить чем-нибудь сладким. И ребенок, поняв, что при помощи заболевания можно добиться повышенного внимания к себе, может начать манипулировать взрослыми при помощи симуляции заболеваний . Тут главное не переусердствовать.

С самого рождения ребенку необходимы проявления родительской любви. Но если малыш постоянно находится в чрезмерной опеке, он привыкает к этому и начинает бессознательно злоупотреблять повышенным к себе вниманием. Ближе к концу первого года жизни крик ребенка уже может означать не только желание удовлетворения потребностей (попить, поесть, мокро, холодно и т.д.) Плач становится еще и способом привлечь к себе внимание родителей, позвать их к себе. Безусловно, не стоит ограничивать кроху в общении, но вместе с тем не нужно бросать свои дела и бежать к ребенку при первом же крике.

Нередко причина слез малыша кроется в неожиданном запрете родителей . Например, слишком частое употребление сладостей привело к диатезу, врач порекомендовал вам на время прекратить давать сладкое. Но как этот запрет донести до ребенка? Или другая ситуация — вы слишком часто шли на уступки и ребенок просто перестал вас слушаться и стал неуправляемым. Маленькому ребенку трудно понять, что значит «нельзя», а что значит «можно». И вы, как родители, должны ему в этом помочь, но не забывайте учитывать возрастные особенности малыша.

Дети очень живо реагируют на яркие, блестящие вещи. Например, ребенок увидел красивый хрустальный стакан. Вполне естественно, что он будет криком и слезами добиваться, чтобы вы дали ему эту «игрушку». Чтобы предупредить такие ситуации, возможно, имеет смысл убрать все заведомо опасные вещи из поля зрения ребенка. Или другая ситуация: любящие родители скупили уже весь ассортимент ближайшего детского магазина, но проходит совсем немного времени и ребенку надоедают все его игрушки и он требует чего-то новенького, чего он еще не видел. Не стоит давать малышу все игрушки сразу, лучше менять их время от времени.

Очень большое заблуждение думать, что ребенок маленький и поэтому ничего не понимает. Это не так. Малыш понимает намного больше, чем вам кажется . А капризы и истерики – это способ проверить вас и вашу реакцию. Вы должны быть последовательны и тверды в своих действиях. Нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешать. Этим вы еще больше запутаете ребенка.

Некоторые трудности возникают, когда приходит пора отдавать ребенка в детский сад. Очень хорошо, если до этого момента вы много беседовали с ваши малышом, и он хорошо усвоил что такое «можно» и «нельзя». Тогда перед посещением садика вам будет достаточно еще раз поговорить с ребенком и объяснить, что все на свете купить невозможно, что у одного есть машинка, у другого пистолетик, у третьего танк. Что гораздо веселее играть всем вместе, что игрушками можно делиться. Можно поиграть в «Магазин». В процессе покупок ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и что не всегда желаемое становиться доступным.

Разговаривайте со своим ребенком как с равным . Вам будет легче найти общий язык, если ваш малыш почувствует, что вы его понимаете, что вы хотите разобраться с ним вместе в его бедах и проблемах. Так многих капризов и истерик удастся избежать, а ребенок будет расти более спокойным и рассудительным.

Чрезмерно-восторженное отношение родителей формирует в детях эгоизм и себялюбие. Ребенок становится нетребователен к себе, но сверхтребователен и нетерпим к другим. При этом нередкость, что детки так устают от излишних проявлений родительской любви, что у них возникает эмоциональное перенапряжение , которое выражается в капризах, слезах, упрямстве, противостоянии любым действиям взрослых.

Исследования психологов показывают, что для гармоничного развития ребенку уже с раннего возраста нужен определенный баланс свободы и опеки . Малыш должен понимать, что его не только повсеместно опекают, но и дают ему право самостоятельного выбора, уважают его мнение, понимают его.

«Здесь не играй!», «Это в руки не бери!», «Туда не ходи!» — это лишь малая часть фраз, которые слышны на детских площадках с утра до вечера. Да, безусловно, детей нужно оберегать, но как ребенок должен научиться самостоятельности, если ему не дают никакой свободы? Ребенок – не кукла, не игрушка. Гиперопека приводит лишь к тому, что ребенок так и рискует остаться инфантильным уже во взрослом возрасте, неспособным жить без чьих-то указов и подсказок, неготовый принимать ответственные решения. Гораздо лучше будет, если вы попытаетесь объяснить вашему малышу как лучше действовать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Нередкость, когда авторитарный стиль воспитания просто удобен родителям. Конечно, гораздо проще, когда ребенок тих и спокоен, когда он не доставляет никаких хлопот, не отвлекает взрослых просьбами поиграть. Каким может вырасти такой малыш? Будет ли он при этом гармонично и всесторонне развитым? Или так и останется на всю жизнь забитым и ограниченным?

Для ребенка в возрасте до 5 лет любая жизненная ситуация может стать сильным раздражителем вследствие недостаточности жизненного опыта и не умения критически оценивать ситуации. Известно, что люди рождаются с различными нервными системами. Обладатели сильного типа нервной системы не расстраиваются из-за пустяков, более восприимчивы к различным раздражителям, устойчивы к неприятностям. Те же, у кого слабый тип нервной системы отличаются повышенной чувствительностью, они более ранимы, сильнее и дольше переживают неприятности.

Так, например, дети со слабым типом нервной системы острее реагируют на боль – любая царапина вызывает у них слезы, комочек в каше может вызвать рвоту, а просмотренный на ночь фильм может лишить сна… Такого ребенка бывает достаточно трудно отвлечь, если он плачет. Если вы замечаете, что стрессовое состояние у малыша не проходит, обратитесь к невропатологу или психологу.

Чтобы избежать нервных расстройств и капризов, старайтесь проводить с вашим ребенком больше времени вместе.

Обратите внимание на то, какая атмосфера окружает ребенка. Если малыш постоянно наблюдает ссоры родителей, агрессию по отношению к нему самому, либо часто возникают конфликты на улице – все это может послужить сверхсильными раздражителями для малыша.

Если истерика все же возникла, ее нужно гасить как можно быстрее , не доводя до критического состояния. Во время истерик ребенок переживает сильнейший внутренний конфликт.

Нередкость, когда капризы ребенка связны с тем, что ему попросту не хватает внимания и душевного тепла. Не нужно бояться показывать ребенку, что вы его любите. Нередкость, когда родители, боясь вырастить избалованного ребенка, считают, что не стоит откровенно выражать свои чувства. Это не так. Человек в любом возрасте должен чувствовать, что он любим, а особенно это важно для малыша.

Одним из наиболее действенных способов борьбы с капризами, является переключение внимания на что-то другое. Например: «Смотри, у тебя на плече сидит и плачет капризка, давай ее прогоним?» или: «Ты смотри, какие большие слезки пропадают! Давай-ка соберем их в бутылочку!». Также можно отвлечь малыша каким-то новым ярким предметом или предложить ему почитать любимую сказку, посмотреть с ним вместе мультфильм.

Для малыша общение играет очень большую роль! Когда ребенок чувствует родительскую любовь, то он сам становится более понимающим и нежным.

Источник: www.baby.ru

Психологи выделяют три периода в развитии детей, каждый из которых заканчивается кризисом. Первый период длится с момента рождения до одного года (младенческий), и часто ребенок в год становится очень капризный.

Кризис развивается в результате накопления изменений в поведенческих реакциях и перехода на другой этап жизни. Основные проявления кризиса: непослушание, упрямство, капризность. Миновать переходный период нельзя, но у одних родителей он проходит плавно, у других с боем.

Что делать? Как реагировать? Как взаимодействовать с ребенком?

Причины капризности

Перед принятием мер следует разобраться в причинах капризного поведения. Основная из них заключается в появлении новых потребностей. При этом былые способы удовлетворения не подходят, так как перестают соответствовать запросам малыша.

  • Понимание и разграничение. До года маленький человечек неразрывно связан с родителями, особенно с мамой. Он чувствует в этом потребность, так как воспринимает себя как единое целое со взрослыми. К году приходит осознание того, что есть он — малыш и есть они — взрослые, которые отличаются друг от друга. Проявляется первая самостоятельность: малыш активно осваивает ходьбу, пробует произносить слова, активно взаимодействует с предметами.
  • Наличие запретов. Научившись ходить, кроха переходит на изучение всего вокруг, но сталкивается с запретами: взрослым можно, а ему — нет. Естественная реакция на запрет — протест. Дети не понимают значение слова «нельзя» и почему оно адресовано им. Так происходит столкновение воли взрослого и воли маленького человека, у которого начинается истерика.
  • Выражение чувств. Дети — такие же люди, как и взрослые, имеющие чувства, желания, эмоции. Только годовалый человек пока не знает другого способа выразить переживания, кроме как через плач и капризы. Очень капризный ребенок в 1 год таким образом говорит, что у него что-то болит, он замерз, ему холодно, скучно и так далее.

Детский каприз — признак того, что пришло время родителям менять тактику поведения и отношение к отпрыску.

Советы родителям

В случае неправильных действий со стороны родителей капризный годовалый ребенок превращается в капризного дошкольника и избалованного подростка.

Что делать сейчас, чтобы избежать проблем в будущем:

  • Развивайте самостоятельность. Да, тяжело понять и, тем более, принять, что малыш может быть самостоятельным. Но таким ему никогда не быть, если мама с папой будут проявлять чрезмерную опеку, одновременно запрещая что-либо делать. Когда малышу исполняется 1 год, наступает пора делать что-либо не для него, а вместе с ним. Учите пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть из тарелки, пить из чашки, снимать/одевать одежду, мыть руки и умываться. Большинство детей учатся всему сами, наблюдая за родителями. Покажите медленно, дайте возможность попробовать, не ругайте в случае неудачи, наберитесь терпения и проявляйте заботу. В результате игнорирования данной рекомендации вы отобьете у ребенка желание учиться и продолжите его одевать, обувать, кормить с ложки до 3-5 лет.
  • Минимизируйте количество запретов. Чтобы каждый раз не кричать на малыша за то, что он разбросал документы, уберите их в недоступное для него место. Разработано много различных приспособлений, не позволяющих детям попасть в шкафы, тумбочки, унитазы, розетки и так далее. Да, это может быть неудобно вам, но ради мира в семье можно потерпеть месяц другой. Нет соблазна — нет запрета, мама не кричит — ребенок не плачет.
  • Единство в запретах.Также важно, чтобы взрослые члены семьи соблюдали запреты. А когда мама не разрешает, а папа не против, у чада разовьется непонимание ситуации.

Если ребенок в 1 год стал капризным, проявите достаточно терпения, такта и гибкости к столь юному возрасту. Тогда первый кризис закончится миром и нормальным психологическим развитием ребенка. Дополнительное преимущество — самостоятельность малыша, который умеет и понимает намного больше.

Ваш ребенок постоянно капризничает? Вы перепробовали разные способы воздействия, но ничего не получается, и вы не понимаете почему? В данном случае профессиональную помощь окажут специалисты французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Детские психологи обладают не только фундаментальными знаниями, но и современными методиками, разработанными западноевропейскими коллегами.

В ходе работы с детьми и родителями специалисты выявляют проблему и источник возникновения. Мероприятия, призванные исправить ситуацию, направлены именно на первопричину конфликта.

Узнать детали сотрудничества и записаться на консультацию можно по телефону. Помните, чем раньше решить проблему, тем меньше вреда она причинит.

Источник: cokrat.com

neosensys.com


Смотрите также