Слух у недоношенных детей


Тугоухость у новорожденных недоношенных детей

Статистика убедительно доказывает, что практически одна четвертая всех новорожденных недоношенных детей имеют заболевание – тугоухость разных степеней. Если ребенок рождается недоношенным, то и формирование всех органов и систем не закончено. Слуховая система – не исключение. Поэтому слабые органы также слабо выполняют свои функции. Если вовремя не принять меры по стабилизации слуха у новорожденного, то в дальнейшем это может привести не только к частичной или полной глухоте, но и к развитию дисфункции речи. Следовательно – к проблемам адаптации в обществе. Попытаемся разобраться, почему возникает тугоухость у новорожденных, и можно ли избежать возникновения данного заболевания.

Что такое нейросенсорная тугоухость у детей

При рождении младенца проводится полная диагностика функционирования всех систем и органов. Более чем 12% недоношенным новорожденным диагностируют нейросенсорную тугоухость. Этот вид тугоухости характеризуется снижением слуха, прежде всего, на высокие частоты. Нарушена сама система, воспринимающая звук. Органы внутреннего уха (слуховой нерв, нервные окончания и пр.) в силу разных причин подвержены деформации, нарушены или заражены инфекцией. Тогда волосяные клетки, которые являются основным проводником звука, просто разрушаются. Причинами нейросенсорной тугоухости у недоношенных детей могут быть:

  • наличие инфекции в организме как матери, так и самого младенца;
  • интоксикация организма матери;
  • заболеваниями нервной системы матери;
  • болезни кровеносной системы;
  • нарушение кровообращения у младенца и др.

Глухота у младенцев

Тугоухость у младенцев может быть врожденной, наследственной и приобретенной. Выражена разными степенями. Медика различают 2 основных вида – тугоухость и глухота. Абсолютная глухота – невозможность воспринимать звуки любых частот даже при помощи слухового аппарата, встречается крайне редко. Основной причиной абсолютной глухоты является наследственность, то есть передача заболевания на генном уровне от родителей или бабушек-дедушек. Как правило, данный вид болезни передается через поколение. Причинами же врожденной глухоты у недоношенного младенца других степеней могут быть:

  • хронические заболевания матери (сердечно-сосудистой, нервной и др. систем);
  • пагубные привычки матери;
  • злоупотребления лекарственными средствами во время беременности и многие другие.

К причинам возникновения глухоты приобретенного характера можно отнести:

  • родовые травмы;
  • инфицирование младенца;
  • применение сильнодействующих препаратов и пр.

Нарушения слуха новорожденного

Если восприятие звука у младенца все же есть, но порог восприятия намного больше нормы, то можно говорить о тугоухости у младенцев. Самой распространенной причиной нарушения функций слуховой системы приобретенного характера является помещение младенца в барокамеру. Так как малыш не доношен, следовательно, и органы его слуха развиты и функционируют не в полном объеме. Поэтому постоянный звук в барокамере примерно 50 децибел пагубно действует на слабенькие косточки, хрящи, стволы, мембрану и пр. органы ушной системы. Возникает потеря слуха. К причинам наследственной или врожденной тугоухости можно отнести все причины возникновения глухоты у ребенка, о которых мы уже сказали. Просто влияние негативных факторов, вызвавших глухоту у детей, было намного меньшим, поэтому у родившегося ребенка диагностировали тугоухость, а не глухоту. Всем известно, что состояние плода напрямую зависит от здоровья и стиля жизни матери. И если она не следит за своим здоровьем и злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, то патология у новорожденного может быть максимально сильной – глухота. Если же мать все же придерживается каких-то правил вынашивания ребенка, но во время беременности внезапно заболела и вынуждена была лечиться сильнодействующими лекарствами, то это также скажется на плоде, но в меньшей степени. Поэтому беременность должна планироваться, а ребенок должен быть долгожданным и любимым.

Исследование слуха

Если малыш не доношен, то чем быстрее провести диагностику органов слуха, тем лучше. По правилам, ее должны проводить на 3-4-й день после рождения малыша. До этого провести объективно исследование сложно, так как в ушных раковинах могут оставаться природная смазка, остатки околоплодных вод и пр.

Все исследования слуха в первые дни жизни ребенка проводят, когда он спит. В ушное отверстие вводится зонд, который снабжен своеобразным датчиком звука и микрофоном, который отражает импульсы ребенка, фиксирует их и передает на компьютер. Врач подает звуковые щелчки с частотой – 2-3 раза в минуту и отслеживает динамику восприятия ушной системой малыша. Этот аудиологический скрининг новорожденных возможен лишь при наличие высокоточного, современного оборудования. Такая процедура длится не более 15-ти минут. После анализа полученных данных врач определенно может сказать, насколько хорош слух у новорожденного и есть ли патологии ушной системы. При выявлении тугоухости или глухоты важным фактором является время выявления патологии. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно вылечить болезнь. Если это, конечно, не абсолютная наследственная глухота. Данное исследование врачи рекомендуют делать не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.

Симптомы врожденной тугоухости

Самым главным симптомом проблем со звуковым восприятием у малыша является отсутствие его реакции на звук после 2-х недель с момента рождения. При громком хлопке или шуме малыш, который хорошо слышит, вздрагивает, просыпается и пр. Если реакции нет, то это вызывает тревогу родителей. Тогда следует пройти исследование при помощи высокоточного оборудования. Даже если результаты положительные и патологии не обнаружено, родители должны помнить, что тугоухость может быть и приобретенной и продолжать наблюдать за реакцией малыша. В месяц ребенок уже слышит мамин голос, поворачивается в ее сторону. В 3 месяца реагирует на звуки погремушек, неваляшек и также поворачивает голову или пытается их достать. Если визуально вы не можете определить, слышит ли ваш малыш, обратитесь за более полной и обширной диагностикой к специалисту – детскому врачу-отоларингологу.

Диагностика

Проверить реакцию на звуки у малыша можно с 2-х недель. Это может быть обычный тест на хлопки или громкую речь. Если данного вида диагностики для грудных детей недостаточно для выявления патологий слуха, то врачи посоветуют иные современные методы диагностики:

  • определение звуковой проводимости при помощи камертона;
  • аудиометрия электронным прибором;
  • тимпанометрия – исследование зондом отраженного и поглощенного звука;
  • измерение нервного импульса при звуковом раздражении;
  • МРТ;
  • электрокохлеография – исследование улитки и слухового нерва.

Данные методики часто применяются при диагностике слуха у младенцев. Ведь они не смогут сами сигнализировать о своем восприятии звука. Могут лишь проявить какую-то реакцию в виде вздрагивания, поворота головы, плача. Все эти исследования позволяют установить точные причины возникновения нейросенсорной тугоухости у младенцев.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Коррекция слуха и реабилитация ребенка с тугоухостью начинается сразу после постановки диагноза. К реабилитационным мероприятиям новорожденного можно отнести:

  • физическую реабилитацию – врач определяет физическую нагрузку и нужные упражнения, которые нужно делать ежедневно;
  • педагогическая – также определенные упражнения по развитию слуха и речи;
  • психологическая – позитивное воздействие на психику ребенка;
  • социально-психологическая – спектр мероприятий, соответствующий возрасту малыша, направленный на его умственное и речевое развитие.

При необходимости врачом будет назначено:

  • слухопротезирование – с использованием слухового аппарата;
  • стимуляция слухового восприятия посредством акустической аппаратуры;
  • операционное лечение.

К реабилитации таких детей, как правило, привлечено большое количество специалистов: оториноларинголог, логопед, дефектолог, сурдопедагог, социальный педагог, детский психолог, невропатолог, аудиолог, сурдолог. Статистика результатов реабилитационных мероприятий по улучшению слуха малышей доказывает, что они очень важны в становлении слуха и речи детей разного возраста.

Лечение обычной и врожденной нейросенсорной тугоухости

Данный вид тугоухости у новорожденных недоношенных детей может быть трех степеней. 1-й вид – самый безобидный и обратимый. 2-ой требует медикаментозного лечения и иных методик избавления от патологии. 3-й – сложный и часто требует оперативного вмешательства. Глухота – в зависимости от причин возникновения болезни и характера возникновения (врожденная или приобретенная) требует аппарата для усиления слухового восприятия.

К сожалению, для грудных детей очень сложно подобрать соответствующее лекарство, которое бы не вредило работе остальных органов и систем организма. Такой подбор происходит практически методом проб и ошибок. Медики считают, что стойкая, глубокая нейросенсорная тугоухость не требует медикаментозного лечения, оно просто неэффективно. Но если слух продолжительное время не ухудшается и остается на прежнем уровне, то лекарства помогают улучшить восприятие звука. Главное – подобрать адекватный препарат и провести лечение в нужные сроки.

Медикаментозная терапия должна способствовать улучшению состояния и функциональности рецепторных волосковых клеток, на полноценное кровообращение, чтобы все органы ушной системы были снабжены достаточным количеством кислорода и питательных веществ. К таким препаратам можно отнести Компламин, Стугерон, Кавинтон, Винкатон и др. Можно использовать сосудорасширяющие лекарственные средства. Оздоровлению органов слуха на клеточном уровне способствуют повышающие иммунитет препараты, в том числе витамины, особенно группы В и Е.

Применение электрофореза с препаратами, стимулирующими работу слуховых нервов и нервных окончаний, также широко применяют при лечении совсем маленьких детей. И, конечно, используют препараты, которые уменьшают токсичность, к примеру, Унитиол, Гемодез. В комплексное лечение могут входить и индивидуальные слуховые аппараты, которые корректируют слух и стабилизируют положительную динамику звукового восприятия.

При лечении нейросенсорной тугоухости, какой бы она ни была: врожденной или приобретенной, все зависит от степени развития болезни и обратимости процесса. Если есть хоть один шанс вернуть слух малышу, то врачи обязательно это делают всеми методами и при помощи всех существующих методик лечения, приемлемых для детей от 0 до 3-х лет. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов у малыша хорошо слышать и четко разговаривать.

В заключение хочется обратиться к семьям, которые планируют рождение малыша. Обращайтесь в с специализированные клиники по планированию и вынашиванию беременности. Консультируйтесь с медиками на стадии планирования. Узнайте все о возможных патологиях, которые могут иметь генный характер. Подарите здоровье будущему ребенку заранее. И, конечно, во время беременности соблюдайте все рекомендации доктора по здоровому образу жизни и хорошему настроению. Тогда и рождение ребенка будет в срок, и нарушений в работе органов и систем у малыша не будет.

Оцени:

Загрузка...

СтопОтит.ру » Тугоухость

stopotit.ru

Когда начинает видеть и слышать новорожденный?

Приветствую Вас, дорогие читатели! С первых минут появления на свет ребенок погружается в мир образов и звуков. Чтобы понять их значение, ему понадобятся месяцы, а пока он радуется знакомым голосам мамы и папы. Тем временем, молодых родителей волнуют вопросы – видит ли новорожденный ребенок, хорошо ли слышит? Есть ли поводы для беспокойства, давайте разбираться.

Что видит новорожденный?

Как узнать, видит ли новорожденный ребенок? Это сделать непросто, потому что он не может поделиться с нами своими впечатлениями.

По сравнению со взрослыми, новорожденный видит что его окружает в расплывчатом виде. Довольно четко он может рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии 20-40 см. В течение первой недели он удерживает взгляд не более 3-4 секунд.

Острота зрения находится в пределах до 0,015, далее она возрастает до 0,01-0,03. Причина этого кроется в том, что сетчатка находится в процессе формирования, а желтое пятно, которое отвечает за 100%-ное зрение, вообще не образовалось. Малыш пока видит только главное в его жизни – мамино лицо, грудь и бутылочку.

Больше всего дети любят разглядывать узоры, фотографии и фигуры. А на человеческое лицо им нравится смотреть больше всего.

Окружающие предметы младенец видит в черно-белом цвете. Поэтому пастельные розовые и голубые оттенки, которые традиционно используются в интерьере детской комнаты, не приносят пользу, по крайней мере, в первые недели.

До 2-4 месяцев зрение считается слаборазвитым. Не стоит беспокоиться, если родители или близкие заметили, как глаза ребенка направлены в разные стороны. В этом нет ничего страшного. Через месяц, иногда через два их движения между собой согласуются. Однако если косоглазие сохраняется, его необходимо показать врачу.

Развитие зрительной системы

Предлагаю разобраться, как развивается зрение ребенка с месяца до года:

  • 1 месяц – видит крупные объекты;
  • 2 – следит за движущимися предметами, формируется объемное восприятие предметов;
  • 3 – развивается восприятие цветов, самым первым из них становится красный;
  • 4 – различает красный, желтый, зеленый и синий цвета;
  • 6 – удается надолго фокусировать взгляд на близко расположенных объектах, учится воспринимать различные фигуры;
  • 8-12 месяцев – различает оттенки, зрительные способности становятся как у взрослых.

Как стимулировать развитие зрения?

Исследования подтверждают – для того, чтобы развивать зрение, ребенка нужно окружать яркой цветовой гаммой. Она развивает способности к цветовосприятию и дарит положительные эмоции. Это касается не только игрушек, но и одежды, оформления комнаты.

Не стоит беспокоиться по поводу приучения его к аляповатости. Кроме того, цветотерапия помогает ему расти здоровым и гармонично развиваться.

Когда ребенок начинает слышать?

Примерно к 16 неделе беременности у малютки завершается процесс формирования внутреннего уха. А с 20 недели оно начинает функционировать.

Еще в животе малыш начинает слышать движение кровотока, шумы легких, а самыми громкими звуками для него являются мамин голос и биение ее сердца. С 32 недели он начинает поворачивать голову в сторону источника звука.

Новорожденные слышат достаточно хорошо, но не в полной мере. Его среднее ухо заполнено жидкостью и потребуется некоторое время, чтобы от нее избавиться. Кроме того, слуховой аппарат еще недостаточно зрелый. Участки мозга, которые отвечают за слух, пока развиваются.

Именно поэтому малыши первого месяца жизни сильнее всего реагируют на громкие звуки и голоса – могут расплакаться, удивленно раскрыть глаза или вздрогнуть. Несмотря на это, малышу больше всего нравятся голоса мамы и папы с самого рождения.

Как проверяют слух?

Первую проверку проводят младенцу еще в роддоме. Скрининг уха позволяет своевременно выявить тугоухость и полную глухоту. Для проведения процедуры наконечник аудиологического прибора вводят в ухо, затем подается звуковой сигнал. Электроды регистрируют всплески мозговой активности, эти данные позволяют оценить остроту слуха.

Одной из важных реакций, которая сохраняется до 3-4 месяцев, является рефлекс Моро. От громких звуков малыш раскидывает в стороны ручки и ножки. Если этого не происходит, следует насторожиться.

Формирование слухового аппарата

Рассмотрим этапы того, как развивается слух:

  • новорожденные лучше всего реагируют на низкочастотные звуки и голоса родных, а также знакомые песни (колыбельные), которые напевает мама;
  • 3 месяца – время планового осмотра у ЛОР-врача. Малыш определяет, откуда идет звук, и поворачивает голову в сторону погремушки или голоса родителей;
  • 5 месяцев – не только распознает звуки, но и пытается самостоятельно их издавать.«Гуление» начинается в 2 месяца и затем становится осмысленным. Лепет развивается и в 8-10 месяцев становится все более разнообразным.
  • 12 месяцев – в речи появляются первые слова. Чтобы проверить отсутствие нарушений, нужно попросить малыша указать, где мама, мячик и т.д.

Развитие слуха

Чтобы помочь ребенку узнать и выучить новые звуки, попробуйте петь разные песенки и включать музыкальные произведения. Не обязательно ограничиваться детским репертуаром, делитесь своей любимой музыкой. Вы будете замечать, что одни звуки и музыка нравится ему больше, чем другие. Это означает, что у него начинают развиваться собственные музыкальные предпочтения.

Чтение книг также пойдет на пользу, особенно на развитие речевых навыков. Попробуйте изменить высоту голоса или напевать, чтобы сделать процесс увлекательнее. Чем больше Вы говорите и читаете, тем больше слов и звуков, он будет знать, когда начнет разговаривать.

Лучшим звуковым фоном для ребенка являются звуки природы. Они благотворно влияют на нервную систему, и малыш быстрее научится различать звуковые оттенки.

Проблемы со зрением и слухом у недоношенных детей

Дети, рожденные до 37 недели и раньше, имеют меньше времени для развития в матке, что делает их восприимчивыми к осложнениям здоровья. Окончательное формирование зрения и слуха происходит на последних сроках беременности. Поэтому недоношенные малыши больше рискуют иметь проблемы с ушами и глазами.

Недоношенные новорожденные могут иметь следующие проблемы со зрением:

  • ретинопатия – поражение сетчатки глаза, которое приводит к осложнениям: близорукости, косоглазию, амблиопии, глаукоме;
  • слепота.

Потеря слуха наиболее часто является результатом генетического заболевания. Тем не менее, риск возрастает у недоношенных детей. Особенно, если мама перенесла инфекцию во время беременности. Физические аномалии ушей встречаются не так часто, как тугоухость. Но воздействие лекарств при вынашивании может их вызвать.

Итак, мы выяснили, когда у новорожденных появляется слух и зрение. Если первый на момент рождения почти сформирован, то на развитие зрительных навыков потребуется 6-8 месяцев.

Врачи могут вовремя обнаружить проблемы и выработать рекомендации для ухода. Важно не упустить из вида состояние слуха и зрения новорожденного, потому что некоторые нарушения могут ухудшаться с течением времени. Раннее вмешательство может предотвратить большинство заболеваний.

Если статья оказалась Вам полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

До новых встреч!

Всегда Ваша, Анна Тихомирова

gemelos-feliz.ru

Контроль слуха у недоношенных детей.

Недоношенные дети находятся в группе риска по нарушению слуха.

Нужно ли проводить недоношенным детям стандартный аудиоскрининг, который проводится всем новорожденным?

Стандартный аудиоскрининг, проводимый всем новорожденным детям, должен проводиться всем недоношенным детям перед выпиской из стационара. Если на этапе стационара скрининг по каким-либо причинам произведен не был, то он должен быть произведен в самые ранние сроки на амбулаторном этапе.

Нужно ли следить за слухом ребенка если по результатам аудиоскрининга слух у ребенка в норме?

У некоторых недоношенных детей нарушения слуха могут развиться и в более позднем периоде, поэтому необходимо следить за развитием речи и реакцией ребенка на речь взрослого чтобы вовремя повторить аудиоскрининг и скорректировать нарушение слуха во избежание задержки психоневрологического развития и развития речи.

Какие дети требует повышенного внимания на предмет нарушения слуха и составляют группу повышенного риска нарушения слуха?

К группе повышенного риска по развитию нарушений слуха относятся дети, находящимся в отделении реанимации более 5 дней, на искусственной вентиляции легких или после перенесенной желтухи, дети перенесшие операцию заменного переливания крови, получающие ряд антибиотиков влияющих на слух, имеющие пороки развития челюстно-лицевой области, или перенесшие внутриутробную инфекцию (ВУИ). Кроме того, к факторам риска снижения слуха у недоношенных новорожденных относятся: ЦМВ-инфекция, менингит, семейный отягощенный анамнез по снижению слуха, а также экстракорпоральная мембранная оксигенация.

По какой схеме следует обследовать детей из группы повышенного риска развития нарушений слуха?

При наличии у ребенка вышеперечисленных факторов риска снижения слуха или любых других признаков потери слуха повторное (после выписки из стационара) исследования слуха показано детям в 6 и 12 месяцев скорректированного возраста, далее – в 24-30 месяцев и потом ежегодно с 3 до 5 лет жизни.

annamama.ru

Когда у недоношенных детей появляются слух и зрение

1-ой недели жизни, не увеличивает риск неврологических нарушений в возрасте 2-х лет у глубоко недоношенных детей, нуждающихся в длительной ИВЛ. Выхаживание глубоко недоношенных детей — Медицинская газета — Русский Медицинский Сервер Оптимальные условия для выживания глубоко недоношенных детей (современные сервоконтролируемые инкубаторы, аппараты ИВЛ, мониторы непрерывного контроля, высококвалифицированные специалисты). ELBW. Вскармливание недоношенного ребенка. Кормление недоношенного. Существуют различные точки зрения как в отношении методов кормления, так и в оценке потребности недоношенных детей различного гестационного возраста в основных пищевых веществах и энергии.

О недоношенности. Электронная библиотека МГППУ : Бурдукова. Особенности развития произвольного контроля поведения у глубоко недоношенных детей второго года жизни У глубоко недоношенных детей патогенетическими факторами могут оказаться как сокращение длительности внутриутробного периоде per se, так и воздействие собственно гипоксии, как одной из наиболее распространенных причин недоношенности (Антонов с соавт., 1996; Volpe Недоношенный ребенок. Premature babies. Поэтому практически всем глубоко недоношенным детям требуется помощь логопеда.

Такие дети нуждаются в постоянной помощи неонатолога, невропатолога и других специалистов, в частности контроля со стороны нейросенсорных органов (слух и зрение), так как могут быть. Программа помощи недоношенным детям В последние два десятилетия стали глубже исследовать ся способности недоношенного ребенка

С нашей точки зрения, если недоношенный ребенок развивается нормально и у него нет

118 Периодическая оценка слуха является обязательной для недоношенных детей. Формирование речевой функции и созревание слухового ответа у недоношенных детей различного гестационного возраста в норме. Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие

4. Установить клинические критерии для построения прогноза слуховой функции и речевого развития у недоношенных детей различного. . Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 декабря 2011 г. № 15-0/10/2-11336 “Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей. Основным показателем эффективности ИВЛ является возрастание ЧСС 100 уд/мин. Такие общепринятые критерии, как визуальная оценка экскурсии грудной

Целевые показатели оксигенации крови (по данным *) глубоко недоношенных детей в первые 10 минут жизни. Недоношенные дети — Клиника Мать и дитя Неврологическое наблюдение за детьми первого года жизни. Зрение новорожденного.

Основным критерием определения степени недоношенности является масса новорожденного.

И даже глубоко недоношенный ребенок рождается со сформированными отделами. Недоношенные дети Особенностью физического развития таких детей является более интенсивная прибавка массы тела, особенно это касается глубоко недоношенных детей.

Так же у недоношенных новорожденных очень часто встречается нарушение слуха и поражение органов зрения.

Недоношенные дети

В норме продолжительность беременности составляет 37-42 недели или 259-294 дней. Ребенок, родившийся в этот период, считается доношенным новорожденным. Если ребенок родился ранее 37 недель беременности (259 дней), то такой ребенок является недоношенным. Ранее в критерий недоношенности включалась еще и масса тела, однако очень часто дети, рожденные преждевременно, имеют нормальную массу тела, и, наоборот, дети, рожденные в срок, имеют низкую массу тела. В случае, если ребенок родился после 37 недель беременности, но имеет массу тела менее 2500 грамм, то тогда говорят, что такой ребенок маловесный к сроку гестации.

Причины рождения ребенка ранее положенного срока:

1. Вредные привычки матери. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания ведет к нарушению кровообращения в плаценте и вызывает преждевременные роды.

2. Профессиональные вредности на работе. Длительное нахождение на ногах, работа с химическими веществами, красками, лаками, постоянная вибрация могут привести к отслойке плаценты, нарушению кровообращения и рождению ребенка ранее 37 недель беременности.

3. Очень часто рождение недоношенных новорожденных наблюдается у либо юных матерей (младше 18 лет), либо у возрастных (старше 35 лет). Это связано с нарушениями в работе эндокринных желез в этом возрасте.

4. Гормональные расстройства у матери, особенно если эти расстройства связаны с половой сферой (недостаточность желтого тела, гипофункция яичников). Из-за гормональных нарушений развивается недостаточность плаценты, нарушается кровообращение между матерью и плодом.

5. Аборты и выкидыши в анамнезе матери. Данная патология вызывает нарушение в мышечной сократимости матки, способности эндометрия (внутреннего слоя матки) к росту и секреции. Все эти нарушения приводят к неполноценному маточному кровообращения и преждевременному рождению ребенка.

6. Заболевания матери. Различные заболевания матери нарушают рост и развитие плаценты и плода, кровообращение в плаценте, и способствуют преждевременным родам. К таким заболеваниям относятся заболевания щитовидной железы, гипертоническая болезнь, болезни сердца (пороки развития, ревматизм), заболевания почек (пиелонефрит), сахарный диабет, инфекционные заболевания. Очень часто рождение детей ранее положенного срока наблюдается на пике лихорадки при инфекционных заболеваниях или через 2-3 недели после перенесенного заболевания.

7. Заболевания плода. Различные пороки развития, инфекционные заболевания плода, хромосомные болезни приводят к рождению детей ранее 37 недель беременности.

8. Патология беременности. Очень часто преждевременные роды наблюдаются при поздних гестозах беременных, что связано с нарушением маточно-плацентарного кровообращения.

9. Многоплодная беременность.

10. Экстракорпоральное оплодотворение (искусственное оплодотворение). Рождение недоношенных детей связано, скорее, и с тем, что к такому методу прибегают женщины с заболеваниями, мешающими не только оплодотворению естественным путем, но и, порой, вынашиванию, и с многоплодной беременностью.

11. Социальные факторы. Низкий уровень образованности родителей, неправильное питание, низкая материальная обеспеченность родителей, плохие бытовые условия, нежелательная беременность, неблагоприятная экологическая обстановка, все это увеличивает шанс преждевременных родов.

Уход за недоношенным новрожденным

Недоношенные новорожденные дети имеют свои особенности, которые обуславливают специфику ухода за такими новорожденными. Недоношенные дети проходят 3 этапа выхаживания, направленные на предупреждение развития у таких детей осложнений, и возможной их гибели. Первый этап выхаживания – это специализированный родильный дом, второй этап – отделение выхаживания недоношенных детей, и третий – поликлиника.

Недоношенные дети не способны самостоятельно поддерживать свою температуру тела, поэтому температура окружающей среды должна быть равной или немного больше температуры тела ребенка. Если температура окружающей среды начинает опускаться, то это вызывает увеличение потребности в кислороде и поглощении большого количества энергии в виде глюкозы. Поэтому температура окружающей среды ребенка должна быть постоянной. Это достигается путем применения для выхаживания недоношенных новорожденных кувезов. Кувез – это закрытая система, в которой поддерживается определенная температура, влажность, содержание кислорода. Влажность поддерживается в кувезах на уровне 60-80%, что необходимо для того, чтобы снизить испарение с поверхности тела ребенка, а значит и снизить потерю тепла ребенком. При более высокой влажности возникает опасность развития у ребенка инфекционных заболеваний. Концентрация кислорода поддерживается на уровне 70%. Из кувеза в кроватку ребенок переводится после того, как научится самостоятельно поддерживать свою температуру тела. Обычно это происходит при достижении ребенка веса 1600-1700 гр.

Дети, рожденные ранее 32 недель беременности, не способны к сосанию и глотанию пищи, поэтому основой выхаживания таких детей является кормление их через зонд. Зонд в желудок вводится через рот, реже через нос, так как это может вызвать нарушение дыхания. Перед каждым кормлением производят отсасывание остатка пищи из желудка и если этот объем больше чем 10% от предыдущего кормления, то объем кормления уменьшают на 50%. Кормление производят двумя способами: быстрым введением всего объема кормления или постепенным. Быстрое введение полного объема кормления является более физиологичным, постепенное введение используется у детей с массой тела менее 1500 гр и у детей в тяжелом состоянии.

Применение грудного кормления возможно у детей, родившихся на 35-37 недели беременности. У детей, родившихся на 33-34 недели беременности возможно кормление из соски. Количество кормлений обычно равняется 7 раз в сутки, однако при необходимости может быть увеличено до 10 раз.

У недоношенных новорожденных, как и у доношенных, наблюдается физиологическая потеря массы тела. Это связано с переменой способа получения питания (внутриутробно ребенок постоянно получал питательные вещества через плаценту, а теперь только в период кормления) и потерей жидкости при испарении ее с поверхности кожи. Такое состояние является физиологическим и у доношенных новорожденных, и продолжается обычно 2-3 дня. У недоношенных новорожденных потеря массы тела может наблюдаться 4-7 дней, и этот процесс чаще всего более интенсивный (ребенок теряет 10-14% первоначальной массы тела). Восстановление массы тела ребенка наблюдается за 2-3 недели жизни.

Как и у доношенных новорожденных, у преждевременно родившихся детей наблюдается развитие желтухи. Причем, у недоношенных новорожденных она наблюдается почти в 100% случаев и имеет более интенсивный характер. У доношенных новорожденных неонатальная желтуха обычно проходит к месяцу жизни ребенка, у недоношенных может сохраняться до двухмесячного возраста.

Детей с первого этапа выхаживания на второй переводят тогда, когда они могут поддерживать самостоятельно свою температуру тела и самостоятельно едят. В некоторых случаях, если у ребенка наблюдается положительная динамика в прибавке веса, он самостоятельно берет грудь, нет выраженной желтухи, он может быть выписан из родильного отделения сразу домой под наблюдение участкового педиатра, минуя второй этап выхаживания.

На втором этапе выхаживания ребенок наблюдается неврологом, оценивается его нервно-психическое развитие, проводится массаж, налаживается грудное кормление.

Развитие недоношенных детей

Особенностью нервно-психического и физического развития недоношенных детей является то, что они отстают от своих сверстников. Отставание это связано с тем, что этим детям приходится заканчивать свое развитие, которое должно было проходить еще внутриутробно. Поэтому возраст ребенка правильно считать следующим образом: если ребенок родился на 32-й неделе беременности, то в 3 месяца его развитие будет на уровне 1,5-2 месячного ребенка. Для расчета от нормального срока беременности (37 недель) отнимаем срок, на котором он родился, и эту разницу отнимаем от возраста ребенка. Поэтому все физиологические рефлексы у таких детей появляются позже.

Особенностью физического развития таких детей является более интенсивная прибавка массы тела, особенно это касается глубоко недоношенных детей. У недоношенных детей несколько позже наблюдается «перекрест» размеров головы и груди (у доношенных новорожденных это наблюдается на 3-4 месяце жизни, у недоношенных – на 6-7 месяце). Так же в более поздние сроки у недоношенных детей наблюдается прорезывание зубов. Сроки прорезывания зубов зависят от срока рождения ребенка: чем более недоношенный ребенок, тем позже прорезываются зубки.

Одной из неблагоприятных сторон недоношенности является высокий уровень заболеваемости среди таких детей. Достаточно часто у недоношенных детей наблюдается поражение нервной системы. Это может проявляться в развитии гидроцефалии, появлении судорог. Поэтому очень важно динамическое наблюдение за ребенком невролога в первые два года жизни. Так же у недоношенных новорожденных очень часто встречается нарушение слуха и поражение органов зрения, которое может проявляться в снижении зрения, развитии глаукомы, отслойки сетчатки, атрофии зрительного нерва.

Имеют свою особенность и вирусные инфекции. Недоношенные новорожденные в 20 раз чаще болеют простудными заболеваниями. Недоношенные дети в 2 раза чаще заболевают рахитом, чем доношенные, поэтому очень важно проводить профилактику рахита водными растворами витамина Д3, при этом, профилактическая доза витамина Д3 у недоношенных детей выше, чем у доношенных, и составляет 1500 МЕ в сутки.

Очень часто у недоношенных детей наблюдается развитие анемии. При этом она может быть как ранняя (связанная с повышенным разрешением эритроцитов), так и поздняя (позже 16 недели жизни ребенка), связанная с истощением запасов железа в организме ребенка. Для коррекции анемии очень важно принимать препараты железа. Прием препаратов должен быть длительным. Месяц препарат железа принимается в терапетической дозе. Если спустя месяц наблюдается повышение содержания гемоглобина в крови, прием препарата продолжают в половинной дозе еще 2 месяца.

Своих сверстников недоношенные дети догоняют по нервно-психическому и физическому развитию к 1,5-2 годам, в редких случаях к 3 годам. Недоношенные дети после 2-х летнего возраста не отличаются от своих сверстников, они наравне учатся в школе, поступают в высшие учебные заведения.

Развитие новорожденного ребенка, слух и зрение

Новорожденный ребенок растет и развивается в первый месяц жизни быстрыми темпами. Совершенствуются его физические и психические умения. Развитие ребенка в первый месяц жизни ребенка примерно одинаковы для всех новорожденных. Во-первых, у ребенка постепенно удлиняется период бодрствования между кормлениями. В это время малыш реагирует на различные внешние воздействия. Данная статья посвящена следующей теме: развитие новорожденного ребенка, слух и зрение.

Первые реакции на внешние раздражители формируются у ребенка в зависимости от состояния его здоровья и от условий его жизни. К примеру, некоторые дети в первый месяц жизни могут реагировать на звук погремушки, на яркую игрушку. При этом у них утихают на время движения конечностей, а взгляд останавливается на некоторое время на объекте внимания. Малыш со временем учится реагировать на обращения к нему, на звон колокольчика, яркую игрушку.

Развитие ребенка в первый месяц жизни также характеризуется тем, что во время кормления ребенок останавливает взгляд на лице матери. Так развивается зрение ребенка. Если во время кормления мама заговорит с малышом, то он, вероятно, остановит ненадолго взгляд на ее лице, где-то в области лба и переносицы. В конце первого месяца жизни ребенок уже способен наблюдать за движущейся игрушкой, его взгляд сначала отстает от нее, но скоро ребенок научится фокусировать свой взгляд, управлять зрением.

Следующим достижением в развитии малыша в первый месяц жизни будет то, что при звуке погремушки малыш будет стараться взглядом отыскать ее. Так происходит развитие слуха. Не всегда такие достижения ребенку даются на первом месяце, часто он овладевает ими позже, но если помогать малышу, создавать ему необходимые условия для его развития, тем быстрее ваш кроха будет расти и развиваться.

Даже самый маленький ребенок нуждается во внимании взрослых, в их общении. С грудным младенцем нужно чаще разговаривать, петь ему песни. Не стоит игнорировать его плач, возьмите его на руки, покачайте, так малыш будет всегда чувствовать, что вы его любите, у него раньше начнут развиваться навыки общения, что принесет вам, в свою очередь, большую радость. Что может быть чудеснее, чем месячный малыш, смотрящий вам в глаза, когда вы обращаетесь к нему?

Только тогда, когда малыш научиться контактировать взглядом с вами, он начнет адресовать вам свои эмоции. Постепенно он станет понимать, что мама реагирует на его плач, и если до этого он кричал просто в пространство, то после того, как он научиться концентрировать взгляд на лице человека, он станет кричать вам. Когда ребенок начинает с помощью взгляда контактировать с родителями, тогда можно говорит о том, что он готов к развитию общения.

Первая улыбка ребенка появляется вскоре после того, как он научился смотреть в глаза. Улыбка может проскальзывать и в первые дни жизни ребенка, но эта улыбка неосознанная. Новорожденный может улыбаться закрыв глаза. Такие улыбки называются физиологическими. Первая улыбка крохи, которая сопровождается взглядом вам в глаза, называется социальной, так как она уже адресует вам положительные эмоции, которые испытывает малыш. Улыбаться ребенок может в ответ на ласковое обращение к нему взрослого и в других случаях. Первый месяц жизни – это, так называемая, подготовка к общению.

Чтобы развивать слух и зрение малыша, чтобы малыш хотел общаться, нужно чаще разговаривать с ним. Вы можете просто читать ему, или описывать ему те качества, которыми он будет обладать в более старшем возрасте. говорить малышу можно все, что угодно, ведь в это время он еще не понимает вас. Но сам факт обращения к ребенку действует благотворно на развитие его потребности общения, успокаивает его нервную систему. Также в первый месяц жизни следует развивать визуальные умения ребенка – если вы видите, что малыш лежит с открытыми глазами, сразу же старайтесь привлечь его внимание к себе или к яркой игрушке. Называйте кроху по имени, улыбайтесь ему, делайте все возможное, чтобы зрительный контакт длился как можно дольше.

Чтобы малыш развивался правильно, следует поощрять его заслуги. Пускай он еще совсем маленький, даже его первая улыбка заслуживает поощрения. Хвалите малыша ласковыми словами, погладьте его по головке, тельцу. Можно попробовать вызвать улыбку крохи самостоятельно – ласково назовите его по имени и легонько ущипните его за щечку.

Но не стоит настаивать на чем-то, если вы видите, что у ребенка испортилось настроение, он голоден или хочет спать. Общение нужно предлагать, а не навязывать. Только в этом случае малыш будет учиться общаться и проявлять активность.

Практически одновременно с появлением социальной улыбки, малыш начинает улыбаться при виде яркой игрушки. Детям в один месяц полезно посадить в кроватку куклу. Пусть сначала малыш не обратит на нее ни малейшего внимания, вскоре он уже начнет ее рассматривать с большим интересом. Дети в первый месяц жизни смотрят в окно, на лампу, на блестящие предметы. При этом развивается любознательность ребенка.

Источники:

http://finstockclub.ru/users_scripts/qc.php?cs=mvrphfkzckbv

http://www.7gy.ru/rebenok/chto-delat/665-nedonoshennye-deti.html

http://www.allwomens.ru/6458-razvitie-novorozhdennogo-rebenka-slux-i-zrenie.html

legkie-med.ru


Смотрите также