Упражнения чтобы научить ребенка ползать


Как научить ребенка ползать на четвереньках? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать вперед

В статье — советы для родителей грудничков о том, что нужно делать, чтобы ребенок научился ползать.

  • Касательно навыков малышей до года, их маленьких побед, родители тут разделились на два лагеря. Первые считают, что всему свое время, и кроха сядет, встанет, пойдет, заговорит, так далее, тогда, когда это будет нужно ему
  • Вторые не хотят быть сторонними наблюдателями и стремятся всячески способствовать развитию навыков у ребенка. И те, и те по-своему правы
  • Но что касается ползания, оно считается самым полезным видом физической активности у детей грудного возраста. Психологи и детские врачи советуют мамам и папам создать крохе все условия, чтобы этот навык у него развился

Как научить правильно ребенка ползать?

Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.

У детей, которые освоили навык ползания, меньше проблем с осанкой.

ВАЖНО: Ползание для ребенка до года – это лучшая естественная тренировка перед хождением.

Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.

Польза ползания заключается в следующем:

  1. Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой
  2. Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь
  3. В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков
  4. Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые. А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание
Дети начинают ползать в возрасте от 4 до 9 месяцев.

Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:

  • выкладывать малыша на животик
  • делать ему массаж
  • делать гимнастику для новорожденных стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)

К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.

ВАЖНО: Чтобы ребенок пополз, рекомендуется отказаться от ходунков, прыгунков и прочих девайсов для обучения хождению.

Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:

  1. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
  2. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
  3. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
  4. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
  5. Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь
Вопросы комфорта и безопасности

К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.

  1. Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
  2. Пол должен быть чистым
  3. Пол не должен быть скользким и холодным
  4. Острые углы нужно обезопасить
  5. На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками
Ребенок-ползунок, находясь на полу, должен быть в безопасности.

ВИДЕО: Доктор Комаровский, Ползание полезно, если безопасно

Чтобы научить малыша ползти вперед, приподниматься на четвереньки, родители могут выполнять вместе с ним ряд упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Преодолеваем земное притяжение

В 4-5 месяцев малыш может начать отрывать грудь и животик от пола или дивана, опираясь на ручки и коленки. Чтобы помочь ему сделать это, родители должны вооружиться обыкновенным полотенцем. Его скручивают трубочкой вдоль и подкладывают под грудку крохи. Потом, держа за два свободных конца, аккуратно приподнимают вверх, так, чтобы грудка ребенка оторвалась от поверхности. При этом вес его тела распределяется и на его конечности, но большей частью на полотенце. В какой-то момент при выполнении этого упражнения он попробует переставлять ручки и ножки.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Отрываем ручки

Это упражнение выполняется, если малыш уже научился стоять на ручках и коленках. Или же им можно дополнить упражнение с полотенцем. На расстоянии 15-20 см от личика стоящего на четвереньках или «висящего» на полотенце крохи подвешивают его любимую игрушку. Ребенок захочет захватить игрушку, попробует оторвать ручку от земли и дотянуться до нее. Это и будет первая попытка передвинуться вперед на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Шагаем на коленках

Когда малыш научится втягивать ручки вперед, находясь на трех опорах, его можно начать учить передвигать коленки. Для этого нужен валик – подушка или скрученный матрасик. Кроху ставят так, чтобы его грудь располагалась на валике, а согнутые в коленках ножки – на полу. Родитель становится впереди лицом к малышу и начинает медленно подтягивать к себе валик. Малыш будет вынужден подтягиваться за ним, передвигая коленки.

С помощью специального упражнения малышу можно помочь научиться шагать на коленках.

УПРАЖНЕНИЕ № 4: Устремляемся вперед

Малыш уверенно стоит на ручках и коленках, умеет выставлять ручки и передвигать ножки? Самое время побудить его ползти. Для этого необходимо поставить его на пол, положить его любимую игрушку на расстояние около 30 см от его личика. Вместо игрушки может быть мама. Малышу потребуется некоторое время, чтобы сообразить, что достать желаемый предмет или дотянуться до мамы ему удастся ползком. Но рано или поздно он устремиться вперед и очень обрадуется своему новому навыку.

Малыши часто начинают ползти, пытаясь достать любимую игрушку.

Как научить ребенка ползать в 4 — 5 месяцев?

В этом возрасте грудничок уже может поползти сам. Если же этого не произошло, задача родителей – укрепить его опорно-двигательный аппарат, научить его стоять на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Тачка

Это упражнение тренирует руки и плечевой пояс крохи. Малыша выкладывают на застеленный пеленкой стол или диван, на животик. Взрослый аккуратно приподнимает его ножки так, чтобы ребенок стоял опорой на ручки. Взрослый стимулирует малыша делать шагать на ручках.

Упражнение «Тачка» тренирует ручки малыша перед ползанием.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Парение

Это упражнение тренирует мышцы спины, живота и ножек. Малыша выкладывают на животик, под него взрослый подкладывает ладони, соединяя их мизинцами, аккуратно поднимает малыша над столом. Малыш рефлекторно разгибает позвоночник и старается сделать опору на коленки.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Стойка на четвереньках

Взрослый становится на четвереньки и ставит малыша под себя так, чтобы его спинка ребенка и живот взрослого соприкасались. Ровность спинки ребенка и его позу на согнутых коленках взрослый контролирует, поддерживая кроху за грудку.

Как научить ребенка ползать в 6 — 7 месяцев?

В полгода или чуть позже дети, как правило, уже совершают попытки передвигаться на четвереньках. Но иногда делают это с неохотой или неправильно. Нужно им помочь.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Демонстрация

Ребенку захочется ползать, если он увидит, как весело это делают другие. Взрослый сам может показать малышу этот процесс на своем примере. Также хорошо пригласить в гости старшего ребенка, который уже ползает.

Взрослый на своем примере может показать ребенку, как ползать.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Движение на четвереньках

Если малыш упорно не хочет ползать на четвереньках, но свободно передвигается по-пластунски или на прямых ручках и ножках, возможно, он не понимает, как нужно это делать. Мама с папой общими силами могут ему помочь. Малыша нужно поставить на ручки и коленки. По очереди мама должна передвигать его ручки, а папа – ножки. В какой-то момент малыш освоит механизм передвижения на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Мячик

Это упражнение поможет малышу усовершенствовать навыки передвижения на четвереньках и координации собственных движений. Малышу дают мячик, он не должен выть слишком маленьким. Ребенок получит огромное удовольствие, гоняясь ползком за укатывающимся от него мячом.

Мячик или специальная игрушка помогут ребенку усовершенствовать навык ползания.

ВИДЕО: Как научить ребенка ползать?

Если ребенок не пополз до 8 – 9 месяцев, это может быть вариантом нормы, и кроха, минуя этот этап развития, вскоре начнет стоять и ходить. Возможно, у него это наследственное, или он просто ленится.

Если ребенок здоров и хорошо развивается, он может миновать ползание и сразу начать ходить в 9 — 12 месяцев.

Но поговорить с врачом об этом все-таки стоит, ведь навык может отсутствовать у малыша в силу других причин:

  1. Проблем с мышцами и связками. Они могут быть недоразвитыми или слабыми, а также травмированными (переломы, растяжения, ушибы, прочее)
  2. Лишний вес. Опорно-двигательный аппарат у раскормленных грудничков подвергается чрезмерной нагрузке, что тормозит их физическое развитие
  3. Неврологические проблемы. Помешать ребенку ползать может гипертонус, прочее
  4. Затянувшееся пеленание. Тугое пеленание, особенно после 3 месяцев, тормозит физическое и умственное развитие ребенка

ВАЖНО: Если ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастными нормами, но не ползает, большого повода для волнения у родителей быть не должно

ВИДЕО: Как научить ребенка ползать? Упражнения для грудничков))

heaclub.ru

Как научить ребенка ползать в 5–6 месяцев: упражнения для ползания

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем научится вставать на четвереньки (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Полезные советы

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

razvivashka.online

Ребенку уже 6 месяцев, а он еще не ползает? 26 советов, как его научить!

Здравствуйте, дорогие родители, которые читают мой блог! Много вопросов поступает о том, как адаптировать своего малыша к окружающему миру: научить его ходить, есть, рисовать, а затем и одеваться, читать, писать и т. д.

По разным темам я нередко пишу несколько статей, особенно если материала много. Например, много интересуются о том, как научить ребенка ползать — это типично для тех детей, которые подходят к полугодовому рубежу своего возраста.

На сайте вы можете найти информацию о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев, а здесь я дам новые общие рекомендации для шестимесячного возраста.

Дорогие папы и мамы! Пожалуйста, не переживайте о том, если ваш малыш где-то в чем-то не успевает! Иногда это связано с личными особенностями развития, что нормально, а порою малышу нужно помочь.

Данная статья как раз написана в помощь молодым родителям: читайте, узнавайте и учите своего кроху ползать уверенно и быстро. Надеюсь, что этот материал вам поможет.

Делитесь своими успехами, наблюдениями и советами в комментариях — наверняка они пригодятся другим читателям, а также ставьте лайки и делайте репосты. Буду рада любой обратной связи!

Вступление

Нашла упражнения, как научить ребенка ползать.

Упражнение 1. Формируем устойчивую опору на прямые вытянутые руки.

Для ползания на четвереньках необходима хорошая опора на прямые руки, а также умение опираться только на три точки. К 6 месяцам ребенок, «лежа на животе», должен уметь приподниматься на прямых вытянутых руках и даже захватывать расположенную впереди игрушку одной рукой, опираясь на другую. Если он еще не умеет этого, стоит ему помочь, стимулируя игрушками: Положите ребенка на живот, подвесьте впереди игрушку выше уровня головы малыша.

Чтобы захватить игрушку, ребенку придется поднять верхнюю часть туловища на вытянутых руках и, меняя опорную руку, пытаться дотянуться до игрушки. Если ребенок не проявляет интереса к игрушке, то сначала, держа ее низко впереди малыша, даем ребенку ее потрогать, а потом поднимаем вверх.

Упражнение 2. Учим работать руками, лежа на животе, укрепляем вестибулярный аппарат.

Формируем валик из скатанного одеяла и подкладываем под грудь лежащему на животе (например, на диване) ребенку, так что голова и руки свисают с валика, а живот и ноги находятся на поверхности дивана. В этом положении ребенок может двумя руками брать игрушки и поворачивать голову во все стороны.

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках.

Под живот малыша кладем подушечку или скатанное одеяло так, чтобы руки и ноги свисали по обе стороны подушки, а грудь и живот лежали на подушке. Тогда малыш вынужденно встанет на четвереньки. Такого же эффекта можно добиться, если мама сядет на пол, сведет вместе ноги и положит на них ребенка лицом вниз. Качаем вперед-назад ребенка в таком положении.

Упражнение 4. Учим стоять на коленках (выполняется, если не получается предыдущее упражнение).

Некоторые дети упорно не хотят стоять на коленках – они поднимаются на прямых руках и ногах, как будто встают «на мостик» наоборот – лицом вниз, хотя в другом положении – сидя или лежа на спине — ребенок легко сгибает ноги в коленях. Прежде чем ставить на четвереньки, такого ребенка нужно научить стоять на коленках.

Можно попробовать помочь малышу походить в таком положении (коленками) по поверхности. Когда ребенок освоится в стоянии на коленках, медленно опускаем его вперед, чтобы он ручками оперся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении качаем его вперед-назад.

Упражнение 5. Учим переставлять ножки, стоя на четвереньках.

Помещаем на пол высокий матрас. Спускаем ребенка на пол и кладем его грудью на матрас так, что он локтями опирается о поверхность матраса, а коленками стоит на полу. Сами встаем с противоположного конца матраса и двигаем его к себе. Ребенок начинает вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперед. Лучше использовать широкий матрас, поскольку, если ребенок вдруг в процессе «езды» перевернется на бок, он не ударится головой о пол, а коснется мягкой поверхности матраса.

Упражнение 6. Учим переставлять ручки («тачка»).

Поднимаем ребенка над поверхностью (удобнее – стола), одной рукой держим под грудью, второй рукой поднимаем ноги. При этом раскрытыми ладонями рук ребенок опирается на стол. Подталкиваем ребенка вперед так, что он начинает переставлять руки. Лучше впереди на столе положить игрушку, чтобы у ребенка был стимул тянуться за игрушкой и передвигаться вперед.

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках.

Лучше выполнять вместе с помощником. Ставим ребенка на пол на четвереньки, один отвечает за перемещение рук ребенка, другой – ног. Когда один взрослый передвигает вперед правую руку малыша, другой подталкивает левую ногу, и наоборот. Лучше при этом положить впереди интересную игрушку.

Обучая малыша ползать, не стоит забывать о трех вещах.

  • Во-первых, даже самый крепкий ребенок не будет стремится ползать, если у него нет стимула в виде игрушек, которые нужно разложить на полу.
  • Во-вторых, ребенок поползет тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить.
  • И в-третьих, лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам рекомендуется регулярно ползать перед ребенком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догнать маму.

Еще лучше, если с мамой будет ползать другой ребенок: дети очень часто учатся на примере других детей.

[Источник: https://www.babyblog.ru/]

Зачем ребенку нужно ползать?

Определенный отрезок своего жизненного пути младенец должен проползти – в прямом смысле этого слова. Такой вид передвижения не только тренирует мышцы, но и способствует общему развитию.

Хочу двигаться сам!

Ребенок растет, меняется, хватает игрушки, двигается, переворачивается со спины на живот, но для достижения своей цели ему необходима помощь. Чтобы рассмотреть что-то, увидеть, кто пришел, понять, откуда доносится звук, обязательно нужен взрослый, который «доставит» малыша в интересующее его место. Но вот ребенок начинает ползать, и перед ним сразу открываются новые возможности. Нетерпеливые мамы и папы сразу хотят, чтобы малыш пошел, – не торопитесь, подождите немного. Давайте задержимся на этом новом этапе. Ползание – важнейшая веха в детском развитии.

Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении.

Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.

Ползание важно для макро- и микромоторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, в то время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковра, засовывает пальчик в щель на паркете.

Ребенок знакомится с процессом движения как таковым, начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью. Все эти навыки очень пригодятся ему потом для освоения ходьбы.

Вы можете помочь малышу, который не выражает желания ползать.

  • Снимите пространственные ограничения – предоставьте ребенку возможность находиться на полу, а не сидеть все время в кровати или манеже.
  • Опуститесь на пол вместе с малышом – когда рядом находятся близкие люди, ребенку гораздо проще осваивать новый для себя вид передвижения.
  • Кладите интересные для малыша предметы (мягкие игрушки, машинки и др.) на небольшом расстоянии от него.
  • Катайте перед ребенком мячик. Малыш сможет сам его отталкивать, а затем стремиться достать.
  • Аккуратно приподнимайте ребенка за животик, создавайте опору для ног, показывайте, как правильно двигаться.

Открывая мир

  • Ползая, малыш учится ориентироваться в пространстве, он изучает поверхность пола, расположение предметов в квартире, экспериментирует, как из-под одного предмета достать другой. Он осваивает не только пространство вокруг себя, но и лучше узнает свое собственное тело: касание разными частями тела отдельных поверхностей способствует формированию у него схемы тела.
  • Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
  • У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком у малышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, оно наиболее эффективно.
  • Трудно поверить, но, ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.
  • Новый этап развития ребенка готовит его к постепенному отделению от мамы. На первом году жизни маму и ребенка психологи часто называют системой «мы», потому что они очень взаимозависимы. После года начинается постепенное отделение малыша от мамы, но первые шаги к этому начинаются с попытки двигаться в направлении от мамы. Впервые такую возможность дает ползание.

Малыша сначала сильно пугает это новое умение, поэтому период, когда ребенок учится ползать, многие родители называют «ручным» – кроха очень часто просится «на ручки». Когда ребенок уползает от мамы, ему важно быть уверенным, что мама остается на месте и что он может вернуться к ней в любой момент.

Потом нечто похожее происходит, когда малыш осваивает ходьбу.

Как только малыш начнет передвигаться самостоятельно, не важно каким способом – ползком или уже на своих двоих, вам придется стать предельно внимательными. Окрыленный своими новыми возможностями, кроха активно познает мир, еще не осознавая опасностей. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Старайтесь не оставлять ребенка одного без присмотра.

Своим путем

Многие родители хвастаются тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Но на самом деле, дети, которые рано начали ходить, добирают свое в более старшем возрасте. И не надо ругать подросшего малыша за его интерес к «половой» жизни. Ему важно доползать свое. Родители тоже могут садиться на пол к ребенку, тем самым стимулируя его к ползанию.

Кто-то сначала движется назад, кто-то – по-пластунски, кто-то – вперед, сразу подгибая под себя две ноги, у кого-то одновременно движутся сначала левая нога и левая рука, а потом правая рука и правая нога, кто-то практикует перекрестный ход. И это все варианты нормы. Не надо ожидать от малыша, что он будет копировать поведение соседского ребенка, у него свой путь развития.

[Источник: https://www.baby.ru/]

Учим грудничка ползать

Ползание младенцев часто считается необязательным промежуточным этапом развития, и некоторые родители даже гордятся, что их карапуз не ползал, а сразу начал ходить. Среди врачей нет однозначного мнения, должен ли ребенок в обязательном порядке ползать – одни специалисты предлагают не переживать, если ребенок не стремится ползать, но в остальном развивается удовлетворительно, а другие рекомендуют научить грудничка передвигаться на четвереньках, поскольку этот этап развития очень важен

Так ортопеды отмечают, что ползающие малыши лучше подготовлены к нагрузкам, возникающим при ходьбе, у них лучше развиты двигательные навыки, а психологи и неврологи считают ползание важным для формирования у ребенка в дальнейшем некоторых навыков.

Польза ползания

Многие родители воспринимают ползание как несовершенный этап умения перемещаться в пространстве, поэтому не понимают, почему врачи рекомендуют учить кроху ползать, если ребенок не хочет этого делать сам.

В процессе ползания у грудничка:

  • Устанавливаются связи между полушариями мозга. Благодаря этому значительно улучшается координация движений и снижается риск развития дислексии (неспособности осваивать навыки чтения при должном уровне развития других способностей) и дисграфии (неспособности осваивать навыки письма)
  • Активизируется активность мозга, зрение и слух
  • Активно развиваются тактильные ощущения, так как малыши, ползая, соприкасаются с разнообразными поверхностями
  • Развивается пространственная ориентация

Способствует передвижение ползком и развитию разговорной речи. Вставший на четвереньки малыш получает возможность изучать новую картину мира. Сколько времени он наблюдал за окружающими предметами с высоты, постоянно находясь на руках у взрослых! Теперь же предметы вокруг стали ближе, поэтому зрительное восприятие обостряется, и ребенок лучше воспринимает новые цвета и формы.

Вставший на четвереньки малыш получает возможность изучать новую картину мира. Сколько времени он наблюдал за окружающими предметами с высоты, постоянно находясь на руках у взрослых! Теперь же предметы вокруг стали ближе, поэтому зрительное восприятие обостряется, и ребенок лучше воспринимает новые цвета и формы.

Когда дети ползают, у них активизируются все зрительные поля. Малыш приучается смотреть себе под руки, вниз, а хорошо развитое нижнее поле зрения напрямую связано с осторожностью и возможностью легко освоить школьные навыки.

Во время ползания у крохи происходит планомерное формирование координаты «высота», а если ребенок не хочет ползать и сразу пытается ходить (тем более в ходунках), планомерное формирование нарушается независимо от того, во сколько месяцев карапуз пошел. С психологической точки зрения малыши, которые ползают, вырастают более настойчивыми и целеустремленными. Когда дети начинают ползать (обычно ребенок начинает ползать в возрасте 6-7 месяцев), у них уже прекрасно развито зрение.

Малыш отлично видит заинтересовавший его предмет, расположенный на расстоянии, и чтобы достать его, ребенок вынужден прикладывать усилия. Так формируется характер крохи и понимание того, что любая поставленная цель требует приложения усилий.

Кроме того, когда малыш ползает, он на подсознательном уровне начинает привыкать находится некоторое время без мамы и занимать себя самостоятельно.

В этот период малышу требуется повышенное внимание, так как он в состоянии дотянуться до опасных предметов, но уверенно ползающую кроху легче научить ходить, чем детей, проводящих время в безопасном манеже. Перемещение на четвереньках помогает малышу психологически привыкнуть к самостоятельному передвижению, а окрепшие мышцы придают уверенности.

Как ползание влияет на физическое развитие

Когда малыш пробует ползать, у него развиваются основные нервные реакции. Ползание помогает:

  • Научиться подчинять себе тело, так как для того чтобы ползти, ребенку надо освоить чередование конечностей, умение делать поворот и осматривать окружающее
  • Компенсировать неврологические проблемы, которые не удалось полностью устранить с помощью массажа (дистония и кривошея)
  • Подготовить благодаря укреплению мышц спины позвоночник к повышенным нагрузкам для ходьбы, что позволяет избежать в будущем развития остеохондроза

До того момента, когда малыш поползет, ему надо научиться находить источники звуковых сигналов и распознавать сигналы визуальные, переворачиваться в сторону интересующего предмета.

Когда ребенок ползает, всю эту информацию ему нужно соотносить со своими возможностями. Кроме того, когда малыш ползает, активизируется мозговая деятельность благодаря одновременной работе ручек и ножек (конечности правой стороны чередуются с конечностями левой стороны).

Возможные проблемы

Многие родители не представляют, во сколько месяцев грудничок начинает ползать, сравнивают данные всех знакомых и очень переживают, почему их малыш еще не ползает.

Существуют определенные сроки, в которые ребенок обычно начинает ползать, однако развитие каждого малыша происходит по-разному. Темперамент у детей различен, поэтому непоседа и неугомонный исследователь начинает ползать с 5-ти месяцев, а спокойный или ленивый карапуз может поползти и в 8 месяцев. И эти сроки являются вариантами нормы.

Известный детский врач Комаровский отмечает, что даже очередность формирования различных навыков носит индивидуальный характер, поэтому не торопите природу, не ориентируйтесь на определенные сроки (во сколько ребенок должен сесть, встать и т. д.).

Отдельно стоит отметить трусишек, которые предпочитают познавать мир на родительских руках, и крупных детишек – таким малышам надо помочь проползти первые метры и т. д.

Однако взрослым стоит обращать внимание на общее развитие крохи и вовремя определить, почему ребенок не ползает, так как возможно наличие серьезных заболеваний, препятствующих нормальному развитию ребенка.

Большинству детей для того чтобы поползти достаточно возможности часто бывать на полу, где возможно свободное перемещение, и наличие интересной цели.

Если карапуз полностью здоров и просто ленится проявлять двигательную активность, ему надо помочь освоить навыки ползания и научить перемещаться самостоятельно (зачастую такие ленивцы не желают даже переворачиваться самостоятельно).

Если дитя не начинает делать попытки проползти хоть немного, малыша можно научить ползать, делая с ним специальные упражнения.

Как помочь малышу

Как отмечает Комаровский, важно не только то, сколько времени вы занимаетесь с ребенком, но и регулярность занятий. Доктор рекомендует не использовать ходунки и не помогать ребенку садиться и вставать, так как задача родителей – стимулировать малыша самостоятельно осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения с гимнастическим мячом

Хорошо стимулируют развитие двигательной активности у младенцев упражнения на фитболе (гимнастическом мяче). Занятия могут включать:

  • Покачивание. Малыша выкладываем на животик (а затем и на спинку), и, придерживая рукой, слегка покачиваем
  • Упор ручками. Мяч с лежащим на животике карапузом (мы его придерживаем за ноги) толкаем вперед. В момент приближения к полу малыш инстинктивно выставит перед собой ручки и раскроет ладошки (подобные упражнения помогают научить кроху разжимать кулачки, ведь для ползания ребенок должен уметь опираться на ладони)
  • Упор ножками. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее, но малыш должен коснуться пола полной ступней

Можно поместить гимнастический мяч в детскую кроватку в ноги малышу – так мы учим его отталкиваться ступнями. Стимулирует ползание и сгибание ножек в положении лежа на мяче.

Упражнение «тачка»

Научить малыша опираться на ручки можно, приподняв кроху так, чтобы одна ваша рука поддерживала его под грудью, а вторая – за ноги. Ручки ребенка должны касаться твердой поверхности – так мы учим малыша перебирать руками, опираясь на ладошки.

Упражнение с валиком

Научить малыша работать руками помогает свернутое в валик одеяльце. Оно помещается под грудь грудничка, лежащего на животе. При этом ножки и животик лежат на поверхности кровати, а голова и ручки свисают с валика. По бокам надо положить игрушки – это стимулирует ребенка поворачивать голову и перебирать руками, а также тренирует вестибулярный аппарат.

Упражнение с игрушками

Хорошая опора развивается и при попытках малыша достать одной рукой игрушку, приподнявшись на вытянутых руках.

Полезно также сесть на пол, посадить кроху перед собой между вашими ногами (лицом вперед), а на некотором расстоянии от ваших ног положить игрушки. Чтобы достать игрушку, ребенок вынужден будет потянуться за ней, перевернувшись на живот. Помогите ему при этом прилечь животом на вашу ногу, а ножки малыша согните, зафиксировав их своей второй ногой. Так ребенок некоторое время будет играть, стоя на четвереньках.

Упражнения с полотенцем

Помогают научить карапуза подниматься на четвереньки упражнения с полотенцем. Ребенок выкладывается на животик, а поперек туловища снизу пропускается скатанное в рулон полотенце. С помощью этого полотенца малыш приподнимается над поверхностью так, чтобы ладошки и коленки слегка касались поверхности, и немного покачиваем кроху.

[Источник: http://ogrudnichke.ru/]

На что стоит обратить внимание

Когда ребенок начинает ползать? Тогда, когда его организм к этому готов. Это значит, что окрепли мышцы спины, шеи, ног и рук, ребенок хорошо держит голову и спину в вертикальном положении, умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Часто дети начинают ползать сначала по-пластунски, а потом на четвереньках.

Иногда ребенок сначала учиться сидеть самостоятельно, а потом ползать, иногда наоборот. Некоторые дети начинают осваивать ползание уже с 4х месяцев, некоторые в 8-9 месяцев, но большинство начинает самостоятельно передвигаться в 6-7 месяцев.

Связь ползания и развития мозга

Ползание — необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным, то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины — к нагрузке прямохождением . Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи. Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга(недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) — когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно, то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Просто предоставьте ребенку возможность научиться самому!

Самое главное — предоставить ребенку возможность научиться ползать. Для этого ему нужно пространство, время и ваше неравнодушное участие. Обеспечить это просто – положите ребенка на пол! Да-да, на пол. Научиться ползать на большой кровати или диване – не получиться, слишком мягко, а вот упасть оттуда проворному грудничку просто, достаточно пару раз резво оттолкнуться ногами. На полу падать некуда, зато вокруг открывается новый, неизведанный и манящий мир.

Современные легкие. упругие и приятные на ощупь коврики для ползания подходят для детей с первых месяцев жизни. Коврики для ползания, состоящие из нескольких частей, скрепляемых между собой по принципу пазла, можно легко собрать в один большой ковер или длинную дорожку в зависимости от размеров и формы комнаты.

Удобнее, когда плитки такого коврика-пазла большие (например, 33см х 33см) и без мелких деталей внутри. Чем крупнее детали коврика, тем меньше стыков у коврика и однороднее поверхность, а значит — легче поддерживать чистоту. Однако большие плитки для коврика сложнее купить, неудобно перевозить и места они занимают больше.

Выбирайте момент, когда малыш сыт, доволен и проявляет активность. Положите его на живот, рядом, на расстоянии его вытянутой руки – новую яркую игрушку (или вещь, которую он давно приметил и тянулся, например, яркую большую ложку для салата, ненужный журнал или что-то подобное). Порадуйтесь вместе с малышом его добыче, когда он сможет до нее дотянуться. Через пару дней расстояние до новой «приманки» можно увеличить.

Ползать на животе, на четвереньках или…

Все дети разные и развиваются в своем ритме. Кто-то начинает ползать на пузе, а затем быстро учиться вставать на четвереньки и скоро становится мастером перекрестного ползания. Кто-то, освоив ползание по-пластунски, так и ползает. Мы опишем общую последовательность развития навыков, а сроки обучения зависят от конкретного ребенка и его семьи.

Подробнее о стадиях развития ребенка читайте книгу Беверли Стоукс «Удивительные малыши. Необходимое движение ребенка в первый год жизни»

Новорожденный ребенок, лежащий на животе, учиться поднимать и держать голову. Затем, за пару-тройку месяцев он обучается выше приподнимать верх туловища, опираясь на свои руки. Когда малыш из положения лежа на животе с упором на руки способен приподняться почти до живота, он обнаруживает, что может двигаться назад, отталкиваясь руками. В этот момент важно, чтобы маленькие кулачки начали раскрываться, не зажимая внутри большой палец.

Ползание на животе назад, по сравнению с простым лежанием на месте, привлекательное занятие. Ребенок может ползать так и неделю, и две. Через какое-то время он начнет отталкиваться и ногами, постепенно вставая на четвереньки. В этот период ребенок может довольно долго стоять, раскачиваясь на одном месте и пытаясь согласовать усилия рук, толкающих назад, с ногами, двигающими тело вперед.

Стадия « Я самолетик» или как оторвать живот от пола

Перед тем, как научиться вставать на четвереньки, дети проходят стадию «самолетика». Ребенок лежит на животе и одновременно отрывает от пола и руки и ноги, слегка раскачивая себя. Сдвинуться с места таким образом не удается, поэтому малыш громко кричит и требует внимания к своим опытам.

Вы можете помочь юному испытателю, подложив ему под живот валик, мягкий тряпичный мяч подходящего размера или свернутое одеяло. Сначала валик может быть небольшим, подложите его под грудку ребенка. Затем попробуйте валик побольше, можно слегка покачать ребенка вперед-назад, показав ему, что так он сможет двигаться на четвереньках. Вместо валика подойдет и ваша нога, если вы сядете вместе с ребенком на пол.

Хочешь поползти? Спроси меня как!

Если, несмотря на все усилия, ребенок не проявляет интереса к ползанию, попробуйте подать хороший пример. Самое эффективное – позвать в гости хорошо ползающего ребенка примерно того же возраста. Устройте веселое ползание всей семьей, это упражнение не только удивит и развлечет кроху, но и поможет отдохнуть «спиной» уставшим маме и папе.

Используйте трек для ползания, невысокую детскую горку или просто широкую доску (дверцу шкафа). Сделайте небольшой наклон, так, чтобы каждое движение малыша помогало продвигаться вперед. Подбадривайте и замечайте каждый успех. Пусть вначале малыш преодолеет десять сантиметров, главное – он поймет, что может. Помните о «приманках», показывайте и расхваливайте недоступную цель, но не давайте ее ребенку, даже если он будет кричать и возмущаться. Зато какая радость самому дотянуться и, наконец, достать желанную игрушку!

Ребенка на пол? Там же…

Холодно? Если вы не живете в избе с земляным полом, или не ходите дома по голому бетону, то ребенку на полу будет достаточно тепло. Первое время, когда малыш учится двигаться, используйте приятный на ощупь коврик. Важно, чтобы коврик для ползания не скользил, был достаточно упругим и легко моющимся.

Шерстяное одеяло теплое и натуральное, но в качестве коврика для ползания быстро сбивается под напором энергичного начинающего ползуна. Можно использовать и туристическую пенку, но такой коврик для ползания слишком узкий, поэтому одной пенки мало, лучше использовать две или три. Опытные родители советуют использовать коврики размером не меньше квадратного метра, а лучше полтора или два, если помещается в комнате.

Скоро малыш научится сползать с теплого места. Если вам кажется, что на полу все-таки холодно, для большего комфорта ребенка и вашего спокойствия наденьте ему шерстяное боди (термобелье) или штанишки из шерсти мериноса. Шерсть овец-мериносов теплая, мягкая и не колется, поэтому подходит для малышей. Шерстяные штанишки и боди — лучшая экипировка начинающего ползать ребенка.

Такая одежда достаточно теплая, чтобы не дать малышу переохладиться, и достаточно тонкая и мягкая, чтобы не мешать ему двигаться. Чем меньше на ребенке одежды, тем проще научиться ползать. Шерстяные штанишки из мериносовой пряжи свяжите сами, если умеете, или купите готовые, из систем естественного пеленания и тд.

Грязно? Упростите уборку, сняв на время дорогие ковровые покрытия. (Помним, что скоро придет время освоения горшка). Протереть деревянный пол или ламинат можно быстро. В прихожей и других быстро загрязняющихся местах выручат коврики, которые можно стирать в стиральной машине. Если времени на ежедневную уборку не хватает, приобретайте робот-пылесос, который справится и с ковролином.

Микробы? Для нормального формирования иммунитета ребенку нужно жить в реальном, а не стерильном мире. Понятно, что облизывать уличную обувь не полезно для здоровья, но встреча с «домашними» микробами неизбежна. Не стоит мыть пол агрессивными химическими средствами, они еще менее полезны для здоровья. Для дезинфекции при уборке можно использовать аромамасла, обладающие антимикробными свойствами (масло чайного дерева, можжевеловое и тп).

Кошка (собака и тд)? Уберите повыше миску с кормом, доступ к туалетному лотку сделайте для ребенка максимально сложным, подстилку нужно почаще чистить и стирать. Регулярно показывайте животное ветеринару, проводите курсы противопаразитарной обработки. Уделите максимальное внимание чистоте и расслабьтесь. Даже если сейчас ограничить ребенка в ползании, позднее контакта с животным не избежать. Так что смиритесь заранее и пустите ребенка на пол.

Ползем? Ползем!

До того, как малыш научился полноценно ползать на четвереньках, родителям нужно самим буквально проползать весь дом на коленях. Во-первых, вы подадите ребенку замечательный пример, а во-вторых, сможете проинспектировать свое жилище, чтобы заранее обнаружить все опасные для малыша предметы, заглянуть в укромные уголки и поднять повыше ценные и дорогие сердцу вещи. Сделайте дом максимально безопасным для ребенка.

Спрячьте мусорное ведро и уберите как можно выше и дальше всю бытовую химию, стиральные порошки, удобрения, корм для животных, горшки с комнатными растениями и т.п. Обратите внимание на низко расположенные электрические провода (ребенок может попробовать их на зубок) и розетки, свисающие края скатерти и другие опасные или мелкие предметы. Учтите, что ребенок обязательно захочет попробовать на вкус, все, что найдет.

Создайте в каждой комнате небольшой уголок с интересными и безопасными для малыша вещичками. Это может быть полка внизу шкафа или маленькая коробка, но такой маячок стоит сделать в каждом помещении квартиры, даже в коридоре или ванной комнате, если она не закрывается на замок. Добравшись до нового места, ребенок увлечется «местными достопримечательностями», и, если повезет, не успеет без вашего присмотра залезть куда-то еще.

Самые привлекательные для начинающего ползунка игрушки – это небольшой тряпичный мячик со звенелкой внутри и неваляшка. А также все небольшие шумящие предметы, которые удобно схватить маленькой рукой и легко бросить, чтобы полетело-покатилось, а потом самому догнать.

В период, когда малыш только начинает передвигаться и больше раскачивается и перекатывается на одном месте, будьте внимательны к игрушкам, которые находятся на полу вместе с ребенком. Выбирайте безопасные и мягкие игрушки, которые не поранят ребенка, если он на них наткнется или упадет.

Ходунки, прыгунки и прочие «полезности»

По данным врачей остеопатов, ранее (до начала ползания) обучение стоянию и ходьбе плохо сказывается на развитии всей опорно-двигательной системы ребенка. Для нормального формирования скелетно-мышечного каркаса, необходимого для начала самостоятельного хождения, ребенку нужно проползать два — три месяца.

После начала ползания ребенок учится самостоятельно садиться, вставать на колени, затем стоять у опоры. Все эти этапы малыш должен проходить последовательно и самостоятельно, не нужно форсировать события и преждевременно обучать ребенка ходить. Не стоит водить за обе ручки ребенка, который еще не научился ползать и самостоятельно без опоры стоять.

Ходунки и прыгунки – это предметы, которые не должны появляться в доме у заботливых родителей. Если использование манежа – это просто ограничение ребенка в свободе, своеобразная тюрьма, мешающая малышу развиваться физически, психически и интеллектуально, то ходунки и прыгунки за счет ранней вертикальной нагрузки наносят неокрепшим мышцам и связкам весьма ощутимый вред.

Можно понять желание уставших родителей немного передохнуть и заняться своими делами, пока чадо самостоятельно развлекает себя прыжками. Но научившись ползать, ребенок будет исследовать окружающий мир, развивая себя и укрепляя свое здоровье. Дети, привыкшие к ходункам и прыгункам, значительно позже начинают ползать, чаще и вовсе пропуская этот важный этап своего развития. Стоят ли этого полчаса вашего спокойствия?

Если ребенок не ползает…

Иногда можно слышать, как родители с гордостью говорят: «А мой не ползал, сразу пошел!». Наверное, они не знают, что если ребенок не ползал в положенное ему время, это может отозваться в будущем неправильной осанкой, болями в спине и искривлением позвоночника. Такие проблемы зачастую возникают на фоне плохой наследственности (у родителей ребенка и их родителей наблюдались какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом), больших нагрузок, например, в школе, и во время скачков роста ребенка.

По данным врачей-остеопатов, современным детям, которые не ползали, а сразу пошли, противопоказаны повышенные нагрузки, связанные с ранним интенсивным занятием спортом (участие в соревнованиях, профессиональный спорт). Стоит исключить катание на роликах и скейтбордах. Во время обучения в школе нужно обязательно заниматься лечебной физкультурой, плаванием и регулярно наблюдаться у врачей-ортопедов, чтобы вовремя выявить нарушения осанки или другие заболевания позвоночника (например, преждевременное старение межпозвоночных дисков).

Еще не пополз. Когда нужно начинать волноваться?

Все дети развиваются в своем темпе. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами. Для того чтобы не пропустить состояния, требующие коррекции, регулярно показывайте ребенка врачам-специалистам, которым вы доверяете. Обращайте внимание сами и рассказывайте вашему педиатру об особенностях и темпах развития ребенка в соответствии с его возрастом.

Если здоровый ребенок в 8 месяцев еще не делает никаких попыток к самостоятельному ползанию,пора обратить на это особенное внимание. Посоветуйтесь с педиатром, покажите ребенка ортопеду, сделайте массаж, посетите врача-остеопата. Убедитесь, что ребенок здоров и у него есть все возможности, чтобы начать ползать: свободная одежда, много времени на полу и ваша поддержка. Можно использовать трек для ползания.

А время пребывания в манеже или кроватке стоит максимально сократить. Если малыш уже научился стоять у опоры, но почти не ползает, отвлекайте его и всячески поощряйте попытки передвигаться на четвереньках.

Теперь не догонишь!

С началом ползания ребенка в жизни семьи наступает новая эра. Теперь ваш малыш это уже не тот милый карапуз, размахивающий ручками-ножками в своей кроватке или важно восседающий на материнских руках. Родители осознают, что рядом с ними теперь живет еще одна личность, со своим характером и интересами, скоростью и любовью к свободе.

[Источник:  https://proroditelstvo.ru/]

Вместо заключения

Здравствуйте, дорогие друзья! Врачи-педиатры считают, что ползание — это подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у малыша укрепляются мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. Но не все дети вовремя овладевают этим навыком. Как научить ребёнка ползать в 6 месяцев, мы объясним в нашем сегодняшнем материале.

А стоит ли учить?

Случается, что ребёнок, пропуская стадию ползания, сразу становится на ножки и начинает ходить. Наслушавшись рассказов про таких детей, некоторые мамы и папы, не видя попыток своего карапуза к ползанию, не пытаются что-либо предпринимать.

Так нужно ли учить малыша ползать, если к полугоду он не начал делать это самостоятельно? Врачи-педиатры, невропатологи, а также детские психологи единодушны в своём мнении: обязательно нужно.

Ползание полезно для маленького человечка не только в физическом смысле.

  • Ползая, карапуз учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать.
  • Он ощущает, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше.
  • Карапуз начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью.
  • Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, кроха осваивает разные способы ползания на разных поверхностях.
  • Во время ползания развивается не только макро-, но и микромоторика ребёнка: во время движения он трогает различные предметы, лежащие на полу, теребит бахрому ковра и т.п.

Рекомендации специалистов

Ползание — важный этап в развитии ребёнка. Поэтому, прежде чем начать обучение малыша, ознакомьтесь с советами врачей-педиатров:

  • Начиная с месячного возраста крохе нужно делать простой массаж. Массаж должен быть направлен на укрепление мышц спины, живота, ручек и ножек. Основные его приёмы — поглаживание, растирание, продольное разминание. Для укрепления продольных мышц спины выполняют поколачивание и пощипывание.
  • После пяти месяцев к массажу подключают различные упражнения. Основная их цель — научить ребёнка находиться в положении на четвереньках и показать ему принцип ползания.
  • Купите карапузу фитбол — универсальный тренажёр для младенцев. Упражнения на нём укрепят мышцы спины и животика крохи.
  • С 3–4 месяцев малыша нужно выкладывать на развивающий коврик или даже на пол. Американские специалисты по раннему развитию называют пол «атлетическим манежем для ребёнка». Разумеется, пол должен отвечать определённым требованиям: быть безопасным, чистым, тёплым, гладким и ровным.
  • Позаботьтесь об удобной одежде, которая не будет сковывать движения юного ползунка.
  • Уберите с возможного пути следования карапуза все опасные предметы, например, провода от телевизора или компьютера, в которых кроха может запутаться. Позаботьтесь, чтобы на краю столов, на которые карапуз может случайно наткнуться, не стояли чашки, вазы или другие предметы, способные упасть на малыша.
  • Не оставляйте ребёнка одного в комнате на полу, даже если он ещё не умеет ползать. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Если вам нужно отлучиться из комнаты, положите малыша в манеж.

Упражнения для ползания

Предлагаем вам несколько упражнений, после регулярного выполнения которых начнёт ползать даже самый упрямый карапуз.

Опираемся на ручки

В шесть месяцев малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и   хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую ручку. Если пока ваш ребёнок этого не умеет, нужно ему немного помочь.

Для начала положите кроху на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить её, ребёнок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте карапузу её подержать в руках, а потом постепенно поднимайте вверх.

Лежим на одеяле

Сделайте из одеяльца или большого полотенца валик и подложите его под грудь лежащему на животике малышу. Голова и руки ребёнка при этом должны свисать с валика, ножки и живот будут находиться на ровной поверхности.

Стоим на четвереньках

Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, только сделайте его более высоким, чтобы ручки и ножки маленького гимнаста свисали над полом.

Ребёнок инстинктивно захочет опереться на руки и ноги и просто вынужден будет встать на четвереньки. Становимся на коленки

Случается, что малыш упорно не хочет стоять на коленках: он поднимается на прямых руках и ногах.

Поэтому, прежде чем ставить кроху на четвереньки, нужно научить его стоять на коленках. Для этого прижмите ребёнка спиной к своему животу, обхватите под мышками одной рукой, а второй поставьте на мягкую поверхность не стопами ног, а коленками, так что ровная спинка малыша остаётся прижатой к вашему телу, а коленками он стоит на поверхности.

Когда ребёнок освоится в стоянии на коленках, медленно опустите его вперёд, чтобы он ручками опёрся на поверхность дивана и оказался на четвереньках. В этом положении покачайте маленького упрямца вперёд и назад.

Переставляем ножки

Положите на пол высокий матрас. Спустите ребёнка на пол и уложите его грудью на матрас так, чтобы он локтями опирался о поверхность матраса, а коленками стоял на полу.

Встаньте с противоположного конца матраса и начинайте двигать его на себя. Карапуз будет вынужденно передвигать коленками, поскольку опора для его верхней части тела движется вперёд.

Переставляем ручки

Поднимите ребёнка над поверхностью (это упражнение лучше делать над столом), одной рукой поддерживайте под грудью, а второй поднимите ему ножки. Сделайте так, чтобы раскрытыми ладошками рук малыш опирался на стол.

Подталкивайте карапуза вперёд так, чтобы он поневоле начал переставлять ручки. Стимулировать движения малыша может яркая игрушка, которую вы положите перед его глазами.

«Лягушонок»

Обхватите ножки ребёнка, лежащего на животике, в нижней части голени. Сгибайте и разгибайте их поочерёдно, наподобие того, как плавает лягушка.

Ползаем втроём

Для того чтобы сделать это упражнение правильно, вам понадобится помощник. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребёнка, другой — за ножки.

Полоса препятствий

Уже после того, как ребёнок привыкнет лежать и ползать, усложните ему задачу: расставьте вокруг карапуза подушки и большие мягкие игрушки. Сядьте с другой стороны комнаты, чтобы между вами и малышом были препятствия, и зовите кроху ласково.

Конечно, он не удержится и поползёт к вам.

Преодолевая самостоятельно полосу препятствий, ребёнок заодно будет развивать выносливость, зрительные навыки и моторику.

Обучая своё любимое чадо ползать, не забывайте, уважаемые родители, о трёх очень важных вещах:

  • Даже самый крепкий ребёнок не будет стремиться ползать, если у него нет стимула. Поэтому обязательно раскладывайте на полу яркие игрушки или предметы, которые заинтересуют кроху.
  • Малыш поползёт тем раньше, чем раньше его начнут выкладывать на пол и чем больше времени он будет там проводить.
  • Лучше всего дети учатся на примере, поэтому мамам и папам нужно регулярно ползать перед ребёнком на четвереньках в разных направлениях, в том числе и противоположном от него, побуждая малыша догонять.
[Источник: http://nii-evrika.ru/]

Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Как научить ребенка ползать и когда следует учить, упражнения для стимуляции ползания у грудничка / Mama66.ru

У многих детей в процессе роста есть определенные трудности. Они учатся держать спину, опираться на руки, ноги и в конце концов передвигаться. Родители могут помочь ребенку, но при этом важно посоветоваться с педиатром и невропатологом. Специалисты могут назначить массаж и медикаментозное лечение. Только убедившись в том, что у малыша все в порядке можно задаваться вопросом – как научить ребенка ползать.

В каком возрасте дети начинают ползать?

Согласно общепринятым нормам, ребенок должен начать ползать в возрасте от 5 до 9 месяцев. Девочки обычно в этом плане более ранние. Впрочем, некоторые дети этот этап пропускают и после того как научатся сидеть, сразу начинают пытаться ходить. Это не совсем полезно для костного аппарата ребенка, так как во время ползания задействуются позвоночный, шейный отделы, тазобедренный сустав, в целом укрепляются мышцы всего тела.

Освоение навыков движения зависит от многих факторов:

  • здоровье ребенка;
  • масса тела;
  • активность.

Каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит поспешно учить малыша ползать в 6 или 7 месяцев, потому что другие сверстники уже освоили этот навык. Любой педиатр заверит родителей, что ничего страшного нет, если ребенок еще не начал становиться на четвереньки и двигаться до 8-9 месяцев, гораздо серьезнее, если малыш к этому возрасту еще не умеет переворачиваться.

Нужно ли этому учить?

Медики говорят, что научиться ползать ребенок может вполне самостоятельно, пусть это будет выглядеть неуклюже, но главное, что он это будет делать своевременно, именно тогда, когда мышцы способны выдерживать такую нагрузку.

Ползание полезно, оно способствует:

  • укреплению мышц, связок, позвоночника;
  • развивается координация движений;
  • малыш становится более самостоятельным, двигательная активность способствует улучшению работы головного мозга.

Начать помогать ребенку стимулировать ползание нужно, если он испытывает трудности (при большом весе) или ленится. При задержке развития можно также поспособствовать приобретению навыков.

Научить этому грудничка можно при помощи комплекса упражнений, гимнастики и массажа. Лучше не спешить, требуется обратить внимание на то, что ребенок уже умеет, а затем уже приступать к новым тренировкам.

Как помочь ребенку?

Ежемесячно грудничков приводят на осмотр к педиатру, врач фиксирует этапы развития. Чаще всего для профилактики назначается массаж. Педиатр может направить родителей к специалисту в лечебном учреждении либо показать несколько основных упражнений для выполнения дома.

Сразу стоит отметить, что кожа ребенка очень нежная и чувствительная, поэтому сеанс нужно начинать с легкого поглаживания – это улучшает кровоток и разогревает мышцы. Весь комплекс массажа – это не более чем разминание тела, можно делать легкие пощипывания стоп, рук и спины. Малышам нравится, когда используются элементы гимнастики – махи руками и ногами, скрещивание, велосипед.

Во время гимнастики можно обучать движениям, т. е. сгибать поочередно руки и ноги, таким образом формируется мышечная память. Процедуру разрешается выполнять ежедневно, не более 15-20 минут.

В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ползать, нужно создать соответствующие условия. Малышу должно быть интересно двигаться: так, можно подготовить яркую игрушку и расположить ее чуть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, это должно стимулировать его к движению.

Как научить ребенка ползать? Для этого нужно обеспечить условия комфорта и безопасности, поэтому взрослые всегда должны быть рядом, чтобы подхватить или удержать чадо, так как первые движения будут неуклюжими. Некоторые родители создают целые треки-дорожки для ползания из пледов, подушек и других подручных средств. Есть специальный тренажер Домана, его принцип заключается в том, что изначально ребенок двигается по дорожке с небольшим уклоном вниз, освоив этот навык, можно учиться ползать под горку, это тяжелее.

Упражнения

Тренировки можно проводить регулярно, если нет противопоказаний. Есть основные виды упражнений, которые испробовали для обучения множество родителей. В каждом случае тренируется определенная группа мышц. Умение может прийти не сразу, так малыш может научиться ползать по-пластунски, а только затем вставать на четвереньки.

Виды тренировок:

  1. Движение на валике. Ребенок находится в положении лежа на животе. Необходимо скатать небольшой валик из любой мягкой ткани и положить его под грудь. В таком положении грудничок вынужден будет опираться на руки и двигаться, чтобы была возможность достать интересующий предмет.
  2. Движение рук или упражнение «Тачка». Нужно расположить ребенка на животе, одной рукой приподнимают грудную клетку, второй придерживают ножки. Нужно чтобы малыш опирался только на руки. Изначально пусть ребенок научится стоять в таком положении, не нужно сразу заставлять его передвигаться.
  3. Чтобы научить ребенка ползать на четвереньках, ему необходимо дать понять, что руки должны быть выпрямлены, а ноги находиться в согнутом положении. Для этого необходимо подобрать подушку или сложить плед так, чтобы, расположив его под живот ребенка, конечности касались горизонтальной опоры (пола, дивана, матраса и т. д.). Изначально ребенок должен научиться стоять в этой позе, после подушку можно убрать.
  4. Нередко, ребенок, умея стоять на четвереньках, боится совершить дальнейшие движения. Для помощи в упражнении нужно задействовать папу и маму. Один взрослый должен держать руки и направлять движение, другой то же самое делает с ногами. Одновременно с левой рукой нужно передвигать правую ногу и так далее.
  5. Опора на коленки. Некоторые дети сразу пытаются встать на стопы, а это трудно. Нужно показать грудничку, что на согнутых ногах боле удобно, для этого нужно взять малыша спиной к себе (рукой обхватить живот), затем расположить ребенка на плоской поверхности, другой рукой направлять ноги. Спина малыша при расположении касается живота родителя. Для движения на коленях есть еще упражнение с матрасом. На пол нужно положить подушку или матрас, руки ребенка должны быть на возвышенности, колени на полу. Родитель должен потихоньку тянуть подушку на себя, тем самым, заставляя ребенка двигать ногами.
  6. «Лягушка». В этом случае малыш уже должен уметь опираться на руки. Под грудь нужно установить валик или подушку. Взрослый располагается сзади, при этом поочередно нужно сгибать ногу ребенку по направлению к попе, тем самым, давая возможность ему отталкиваться ступней. Позднее грудничок может самостоятельно начать передвигаться, опираясь о вертикальную опору. Изначально он будет отталкиваться только стопами, потом научиться ползать по-пластунски.
  7. Опора-пояс. Необходимо взять широкое полотенце, простынь, покрывало или шарф и сформировать полосу, длиною не менее 1 метра. Расположить ткань нужно в форме петли, то есть обернуть ею тело (от груди до живота) так, чтобы руками держать концы покрывала, одновременно контролируя движение. Приподымая таким образом ребенка, ему становится легче удерживать спину и передвигать руками и ногами.

Лучший способ стимуляции – это наличие примера. Дети легко перехватывают навыки друг от друга, т. е. если рядом будет находиться ребенок, который умеет ползать, то второй быстрее и легче этому научиться. Если других малышей нет, то родителям придется реализовывать задуманное на собственном примере, а именно – самим ползать рядом. Нужно проделывать это в зоне доступности ребенка, затем можно немного удалиться, чтобы у малыша был интерес приблизиться.

Что делать, если ребенок не ползает?

При правильном подходе родителей, спустя 4-6 недель тренировок, малыш должен пытаться самостоятельно ползать. Не стоит бить тревогу, если этого не произошло в 7-9 месяцев. Но когда к 9-10 месяцам родители регулярно делают массаж, гимнастику, упражнения и результатов нет, тогда необходимо обращаться к врачу. Скорее всего, педиатр направит на консультацию к невропатологу и ортопеду.

Каждый этап развития ребенка по-своему интересен и имеет особенности. В основном дети осваивают навык ползания в возрасте от 6 до 10 месяцев, иногда малыши пропускают этот этап и сразу начинают ходить. Поспособствовать укреплению мышц можно при помощи гимнастики и массажа. Если у малыша не получается ползать самостоятельно, то взрослые могут помочь, используя при этом комплекс упражнений.

Автор: Елена Гордеева, специально для Mama66.ru

Полезное видео о том, как научить ребенка ползать

Елена Гордеева

Автор портала Mama66.ru

Замужем, воспитывает ребенка. Разбирается в моде, косметологии, похудении, воспитании детей. Все статьи автора

Вы здесь: Главная » Ребенок » Как научить ребенка ползать: 7 упражнений

mama66.ru


Смотрите также